Деловой Омск

Деловой Омск

02 июня 2014 13.31Статьи

Контент дороже «трубы»?

Провайдеры интернета и создатели ОТТ-сервисов вступили в настоящую «холодную войну» за деньги абонентов. Первые утверждают, что ОТТ-индустрия использует инфраструктуру сети и не платит за это. Вторые доказывают, что без их тяжелого контента нет смысла продавать пользователям высокоскоростные тарифы операторов.

Контент дороже «трубы»?

ОТТ — способ доставки сигнала по интернету в обход прямого контакта оператора связи. Так работают различные видеохостинги и сервисы по передаче данных вроде популярного мессенджера WhatsApp, который может быть угрозой для СМС-сервиса. Но особенное раздражение операторов вызывает появление легальных онлайн-кинотеатров, которые требуют с пользователей деньги за просмотр фильма. Инфраструктура операторов связи испытывает перегрузки, но дивидендов этот чужой бизнес провайдерам не приносит.

Проблема «бутылочного горлышка»

По словам руководителя департамента «Стратегия» операционной группы «Телекоммуникации, медиа и высокие технологии» Accenture в России Сергея Борисова, видеоконтент является вторым по степени роста сегментом мирового интернет-рынка. По скорости роста его опережают только видеоигры:

«Клиентская база подписчиков сервисов онлайн-видео в России одна из самых больших в Европе. Если в классическом телекоме доходность в 30-40% в год — давно забытые цифры, то на ОТТ-рынке по прогнозам в ближайшие годы доходность в 40% практически гарантирована. Клиент готов платить за контент».

Причем драйверами роста популярности видеосервисов ожидаемо стали мобильные устройства. Пользователи хотят смотреть интересный контент в хорошем качестве на экранах телефонов и планшетов, что требует от мобильных операторов неподъемной для них ширины канала передачи данных. Ресурса не хватает даже в сетях 3G и LTE. Советник президента TTK Виталий Шуб утверждает, что в российской телекоммуникационной отрасли произошел разрыв между проводными и беспроводными провайдерами:

«Раньше и те, и другие были ресурсодефицитными, видеоконтент просто не пролезал в провод. Нынешняя инфраструктура ШПД (широкополосного доступа в интернет) эту проблему сняла. А вот беспроводной сегмент начинает испытывать проблемы: тяжесть видео растет быстрее, чем увеличивается пропускная способность сети. Образуется «бутылочное горлышко», через которое видеопоток в высоком качестве пропустить невозможно».

Выбор — сотрудничество

С коллегой соглашается директор проектного офиса Yota Сергей Волков, компания которого как раз и предлагает беспроводной доступ к глобальной сети, испытывая неприятности от активности ОТТ-игроков:

«ОТТ-игроки используют инфраструктуру операторов, чтобы зарабатывать на своих приложениях. Они неплохо чувствуют себя на рынке, но без инфраструктуры их бизнес невозможен. Операторам нужно искать варианты работы с ОТТ-игроками. Их всего 3. Первый — блокировать ОТТ. Некоторые операторы на Западе блокируют доступ к WhatsApp. Второй вариант менее радикальный — искать выгодные варианты сотрудничества, когда зарабатывают оба. И наконец, третий — сделать что-то свое аналогичное Viber или Skype».

Однако Волков добавляет, что выбор третьего варианта обречен на провал, так как аналогичные сервисы от оператора будут работать лишь внутри его сети, а глобальные игроки ОТТ-рынка доступны всем, а значит, их клиентская база в любом случае окажется полнее. Поэтому единственный вариант сотрудничества Сергей Волков видит в кооперационном объединении операторов и OTT-игроков и совместном зарабатывании денег.

Заместитель генерального директора МТТ Денис Широкий также считает неэффективным блокировку тех или иных продуктов ОТТ-индустрии:
«Большинство мобильных операторов в США несколько лет назад блокировали Skype, который мешал им продавать голосовые услуги. При этом оператор Verizon, наоборот, построил свою рекламную кампанию на том, что предлагал самые лучшие условия для работы Skype. И эта компания сразу отъела большой сегмент рынка, увеличив свою капитализацию».

Видео — драйвер роста

Игроки ОТТ-рынка готовы делиться доходами с провайдерами интернета. В частности, об этом заявил создатель и генеральный директор легального онлайн-кинотеатра Ivi.ru Олег Туманов. Но в этом случае они требуют выполнения ряда функций:

«Единственный вариант совместной монетизации бизнеса — брать деньги с пользователя. Чтобы могли заработать и провайдеры, и мы, у нас разработана отдельная тарифная опция за доступ к нашему сервису на экране телевизора. Мы готовы также делиться прибылью, если телеком-провайдер, владея отношением с клиентом, продаст ему нашу услугу по подписке».

При этом Олег Туманов предостерегает операторов связи от желания заставить игроков ОТТ-индустрии компенсировать часть затрат на развитие инфраструктуры:

«Да, телеком-операторы вкладывают гигантские инвестиции в инфраструктуру. Но нужно понимать, что скорости 50-70 и даже 100 МБ/с, которые они с удовольствием продают пользователю, нужны исключительно для просмотра видео. И эта потребность является драйвером для того, чтобы росла абонентская база. И при этом провайдеры еще предлагают нам платить за то, что мы по их сетям гоняем трафик и увеличиваем лояльность абонентов к своему провайдеру. Наш бизнес не высокомаржинальный, рынок еще не выстроен, и может получиться, что подобные дополнительные затраты могут убить легальные продукты. После чего на рынке останутся только пираты, с которыми операторы точно не смогут договориться».

Мультиэкранная перспектива

По словам Туманова, 90% видео в сети относятся к теневому сегменту. Высокие цены на кинолицензии приводят к тому, что легальный рынок зарождается очень медленно и развивается тяжело:

«Вложения в видеосервисы нужны колоссальные — минимум 10 млн долларов. А чтобы построить аналог Ivi, нужно еще больше. Мы открылись еще в 2010 году, и только сейчас у нас получается хоть как-то свести концы с концами».

Если верить Сергею Борисову, то в будущем ОТТ-индустрия еще плотнее войдет в жизнь конечных пользователей. Приложения станут мультиэкранными, и на этом смогут заработать и ОТТ-игроки, и провайдеры:

«Современный абонент уже не просто смотрит контент, он делает несколько вещей сразу. 81% пользователей смарт-телевидения при просмотре пользуются мобильным телефоном. И у индустрии появляется возможность монетизировать этот тренд. В частности, западные эксперты предрекают, что в будущем при просмотре видео пользователь будет активно использовать функционал очков Google Glass и появятся такие решения, как дистанционное управление телевизором, просмотр телепрограммы или спортивной статистики, а также перенос картинки с экрана на очки в случае, если пользователю нужно покинуть комнату с телевизором, а отрываться от зрелища не хочется. Осталось лишь выбрать модель для монетизации подобных сервисов».

Алесандр Набатов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №19 (023) 27 мая

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Календарь

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.