Деловой Омск

Деловой Омск

02 июня 2014 13.31Статьи

Контент дороже «трубы»?

Провайдеры интернета и создатели ОТТ-сервисов вступили в настоящую «холодную войну» за деньги абонентов. Первые утверждают, что ОТТ-индустрия использует инфраструктуру сети и не платит за это. Вторые доказывают, что без их тяжелого контента нет смысла продавать пользователям высокоскоростные тарифы операторов.

Контент дороже «трубы»?

ОТТ — способ доставки сигнала по интернету в обход прямого контакта оператора связи. Так работают различные видеохостинги и сервисы по передаче данных вроде популярного мессенджера WhatsApp, который может быть угрозой для СМС-сервиса. Но особенное раздражение операторов вызывает появление легальных онлайн-кинотеатров, которые требуют с пользователей деньги за просмотр фильма. Инфраструктура операторов связи испытывает перегрузки, но дивидендов этот чужой бизнес провайдерам не приносит.

Проблема «бутылочного горлышка»

По словам руководителя департамента «Стратегия» операционной группы «Телекоммуникации, медиа и высокие технологии» Accenture в России Сергея Борисова, видеоконтент является вторым по степени роста сегментом мирового интернет-рынка. По скорости роста его опережают только видеоигры:

«Клиентская база подписчиков сервисов онлайн-видео в России одна из самых больших в Европе. Если в классическом телекоме доходность в 30-40% в год — давно забытые цифры, то на ОТТ-рынке по прогнозам в ближайшие годы доходность в 40% практически гарантирована. Клиент готов платить за контент».

Причем драйверами роста популярности видеосервисов ожидаемо стали мобильные устройства. Пользователи хотят смотреть интересный контент в хорошем качестве на экранах телефонов и планшетов, что требует от мобильных операторов неподъемной для них ширины канала передачи данных. Ресурса не хватает даже в сетях 3G и LTE. Советник президента TTK Виталий Шуб утверждает, что в российской телекоммуникационной отрасли произошел разрыв между проводными и беспроводными провайдерами:

«Раньше и те, и другие были ресурсодефицитными, видеоконтент просто не пролезал в провод. Нынешняя инфраструктура ШПД (широкополосного доступа в интернет) эту проблему сняла. А вот беспроводной сегмент начинает испытывать проблемы: тяжесть видео растет быстрее, чем увеличивается пропускная способность сети. Образуется «бутылочное горлышко», через которое видеопоток в высоком качестве пропустить невозможно».

Выбор — сотрудничество

С коллегой соглашается директор проектного офиса Yota Сергей Волков, компания которого как раз и предлагает беспроводной доступ к глобальной сети, испытывая неприятности от активности ОТТ-игроков:

«ОТТ-игроки используют инфраструктуру операторов, чтобы зарабатывать на своих приложениях. Они неплохо чувствуют себя на рынке, но без инфраструктуры их бизнес невозможен. Операторам нужно искать варианты работы с ОТТ-игроками. Их всего 3. Первый — блокировать ОТТ. Некоторые операторы на Западе блокируют доступ к WhatsApp. Второй вариант менее радикальный — искать выгодные варианты сотрудничества, когда зарабатывают оба. И наконец, третий — сделать что-то свое аналогичное Viber или Skype».

Однако Волков добавляет, что выбор третьего варианта обречен на провал, так как аналогичные сервисы от оператора будут работать лишь внутри его сети, а глобальные игроки ОТТ-рынка доступны всем, а значит, их клиентская база в любом случае окажется полнее. Поэтому единственный вариант сотрудничества Сергей Волков видит в кооперационном объединении операторов и OTT-игроков и совместном зарабатывании денег.

Заместитель генерального директора МТТ Денис Широкий также считает неэффективным блокировку тех или иных продуктов ОТТ-индустрии:
«Большинство мобильных операторов в США несколько лет назад блокировали Skype, который мешал им продавать голосовые услуги. При этом оператор Verizon, наоборот, построил свою рекламную кампанию на том, что предлагал самые лучшие условия для работы Skype. И эта компания сразу отъела большой сегмент рынка, увеличив свою капитализацию».

Видео — драйвер роста

Игроки ОТТ-рынка готовы делиться доходами с провайдерами интернета. В частности, об этом заявил создатель и генеральный директор легального онлайн-кинотеатра Ivi.ru Олег Туманов. Но в этом случае они требуют выполнения ряда функций:

«Единственный вариант совместной монетизации бизнеса — брать деньги с пользователя. Чтобы могли заработать и провайдеры, и мы, у нас разработана отдельная тарифная опция за доступ к нашему сервису на экране телевизора. Мы готовы также делиться прибылью, если телеком-провайдер, владея отношением с клиентом, продаст ему нашу услугу по подписке».

При этом Олег Туманов предостерегает операторов связи от желания заставить игроков ОТТ-индустрии компенсировать часть затрат на развитие инфраструктуры:

«Да, телеком-операторы вкладывают гигантские инвестиции в инфраструктуру. Но нужно понимать, что скорости 50-70 и даже 100 МБ/с, которые они с удовольствием продают пользователю, нужны исключительно для просмотра видео. И эта потребность является драйвером для того, чтобы росла абонентская база. И при этом провайдеры еще предлагают нам платить за то, что мы по их сетям гоняем трафик и увеличиваем лояльность абонентов к своему провайдеру. Наш бизнес не высокомаржинальный, рынок еще не выстроен, и может получиться, что подобные дополнительные затраты могут убить легальные продукты. После чего на рынке останутся только пираты, с которыми операторы точно не смогут договориться».

Мультиэкранная перспектива

По словам Туманова, 90% видео в сети относятся к теневому сегменту. Высокие цены на кинолицензии приводят к тому, что легальный рынок зарождается очень медленно и развивается тяжело:

«Вложения в видеосервисы нужны колоссальные — минимум 10 млн долларов. А чтобы построить аналог Ivi, нужно еще больше. Мы открылись еще в 2010 году, и только сейчас у нас получается хоть как-то свести концы с концами».

Если верить Сергею Борисову, то в будущем ОТТ-индустрия еще плотнее войдет в жизнь конечных пользователей. Приложения станут мультиэкранными, и на этом смогут заработать и ОТТ-игроки, и провайдеры:

«Современный абонент уже не просто смотрит контент, он делает несколько вещей сразу. 81% пользователей смарт-телевидения при просмотре пользуются мобильным телефоном. И у индустрии появляется возможность монетизировать этот тренд. В частности, западные эксперты предрекают, что в будущем при просмотре видео пользователь будет активно использовать функционал очков Google Glass и появятся такие решения, как дистанционное управление телевизором, просмотр телепрограммы или спортивной статистики, а также перенос картинки с экрана на очки в случае, если пользователю нужно покинуть комнату с телевизором, а отрываться от зрелища не хочется. Осталось лишь выбрать модель для монетизации подобных сервисов».

Алесандр Набатов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №19 (023) 27 мая

Добавить комментарий
В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Омские производства, что помогают космическим кораблям бороздить просторы Вселенной.