Деловой Омск

Деловой Омск

02 июня 2014 13.31Статьи

Контент дороже «трубы»?

Провайдеры интернета и создатели ОТТ-сервисов вступили в настоящую «холодную войну» за деньги абонентов. Первые утверждают, что ОТТ-индустрия использует инфраструктуру сети и не платит за это. Вторые доказывают, что без их тяжелого контента нет смысла продавать пользователям высокоскоростные тарифы операторов.

Контент дороже «трубы»?

ОТТ — способ доставки сигнала по интернету в обход прямого контакта оператора связи. Так работают различные видеохостинги и сервисы по передаче данных вроде популярного мессенджера WhatsApp, который может быть угрозой для СМС-сервиса. Но особенное раздражение операторов вызывает появление легальных онлайн-кинотеатров, которые требуют с пользователей деньги за просмотр фильма. Инфраструктура операторов связи испытывает перегрузки, но дивидендов этот чужой бизнес провайдерам не приносит.

Проблема «бутылочного горлышка»

По словам руководителя департамента «Стратегия» операционной группы «Телекоммуникации, медиа и высокие технологии» Accenture в России Сергея Борисова, видеоконтент является вторым по степени роста сегментом мирового интернет-рынка. По скорости роста его опережают только видеоигры:

«Клиентская база подписчиков сервисов онлайн-видео в России одна из самых больших в Европе. Если в классическом телекоме доходность в 30-40% в год — давно забытые цифры, то на ОТТ-рынке по прогнозам в ближайшие годы доходность в 40% практически гарантирована. Клиент готов платить за контент».

Причем драйверами роста популярности видеосервисов ожидаемо стали мобильные устройства. Пользователи хотят смотреть интересный контент в хорошем качестве на экранах телефонов и планшетов, что требует от мобильных операторов неподъемной для них ширины канала передачи данных. Ресурса не хватает даже в сетях 3G и LTE. Советник президента TTK Виталий Шуб утверждает, что в российской телекоммуникационной отрасли произошел разрыв между проводными и беспроводными провайдерами:

«Раньше и те, и другие были ресурсодефицитными, видеоконтент просто не пролезал в провод. Нынешняя инфраструктура ШПД (широкополосного доступа в интернет) эту проблему сняла. А вот беспроводной сегмент начинает испытывать проблемы: тяжесть видео растет быстрее, чем увеличивается пропускная способность сети. Образуется «бутылочное горлышко», через которое видеопоток в высоком качестве пропустить невозможно».

Выбор — сотрудничество

С коллегой соглашается директор проектного офиса Yota Сергей Волков, компания которого как раз и предлагает беспроводной доступ к глобальной сети, испытывая неприятности от активности ОТТ-игроков:

«ОТТ-игроки используют инфраструктуру операторов, чтобы зарабатывать на своих приложениях. Они неплохо чувствуют себя на рынке, но без инфраструктуры их бизнес невозможен. Операторам нужно искать варианты работы с ОТТ-игроками. Их всего 3. Первый — блокировать ОТТ. Некоторые операторы на Западе блокируют доступ к WhatsApp. Второй вариант менее радикальный — искать выгодные варианты сотрудничества, когда зарабатывают оба. И наконец, третий — сделать что-то свое аналогичное Viber или Skype».

Однако Волков добавляет, что выбор третьего варианта обречен на провал, так как аналогичные сервисы от оператора будут работать лишь внутри его сети, а глобальные игроки ОТТ-рынка доступны всем, а значит, их клиентская база в любом случае окажется полнее. Поэтому единственный вариант сотрудничества Сергей Волков видит в кооперационном объединении операторов и OTT-игроков и совместном зарабатывании денег.

Заместитель генерального директора МТТ Денис Широкий также считает неэффективным блокировку тех или иных продуктов ОТТ-индустрии:
«Большинство мобильных операторов в США несколько лет назад блокировали Skype, который мешал им продавать голосовые услуги. При этом оператор Verizon, наоборот, построил свою рекламную кампанию на том, что предлагал самые лучшие условия для работы Skype. И эта компания сразу отъела большой сегмент рынка, увеличив свою капитализацию».

Видео — драйвер роста

Игроки ОТТ-рынка готовы делиться доходами с провайдерами интернета. В частности, об этом заявил создатель и генеральный директор легального онлайн-кинотеатра Ivi.ru Олег Туманов. Но в этом случае они требуют выполнения ряда функций:

«Единственный вариант совместной монетизации бизнеса — брать деньги с пользователя. Чтобы могли заработать и провайдеры, и мы, у нас разработана отдельная тарифная опция за доступ к нашему сервису на экране телевизора. Мы готовы также делиться прибылью, если телеком-провайдер, владея отношением с клиентом, продаст ему нашу услугу по подписке».

При этом Олег Туманов предостерегает операторов связи от желания заставить игроков ОТТ-индустрии компенсировать часть затрат на развитие инфраструктуры:

«Да, телеком-операторы вкладывают гигантские инвестиции в инфраструктуру. Но нужно понимать, что скорости 50-70 и даже 100 МБ/с, которые они с удовольствием продают пользователю, нужны исключительно для просмотра видео. И эта потребность является драйвером для того, чтобы росла абонентская база. И при этом провайдеры еще предлагают нам платить за то, что мы по их сетям гоняем трафик и увеличиваем лояльность абонентов к своему провайдеру. Наш бизнес не высокомаржинальный, рынок еще не выстроен, и может получиться, что подобные дополнительные затраты могут убить легальные продукты. После чего на рынке останутся только пираты, с которыми операторы точно не смогут договориться».

Мультиэкранная перспектива

По словам Туманова, 90% видео в сети относятся к теневому сегменту. Высокие цены на кинолицензии приводят к тому, что легальный рынок зарождается очень медленно и развивается тяжело:

«Вложения в видеосервисы нужны колоссальные — минимум 10 млн долларов. А чтобы построить аналог Ivi, нужно еще больше. Мы открылись еще в 2010 году, и только сейчас у нас получается хоть как-то свести концы с концами».

Если верить Сергею Борисову, то в будущем ОТТ-индустрия еще плотнее войдет в жизнь конечных пользователей. Приложения станут мультиэкранными, и на этом смогут заработать и ОТТ-игроки, и провайдеры:

«Современный абонент уже не просто смотрит контент, он делает несколько вещей сразу. 81% пользователей смарт-телевидения при просмотре пользуются мобильным телефоном. И у индустрии появляется возможность монетизировать этот тренд. В частности, западные эксперты предрекают, что в будущем при просмотре видео пользователь будет активно использовать функционал очков Google Glass и появятся такие решения, как дистанционное управление телевизором, просмотр телепрограммы или спортивной статистики, а также перенос картинки с экрана на очки в случае, если пользователю нужно покинуть комнату с телевизором, а отрываться от зрелища не хочется. Осталось лишь выбрать модель для монетизации подобных сервисов».

Алесандр Набатов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №19 (023) 27 мая

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.