Класс

Класс

26 февраля 2015 14.50Город

Как поссорились Станислав Юрьевич со Владимиром Валерьевичем

Отголоски общественной дискуссии о победе блогера Дмитрия Барулина в суде по иску к сайту bk55.ru за использование фотографий из его блога без разрешения докатились до нашего медиахолдинга «СМИ55». Главный редактор «Делового Омска» Станислав Жоглик и спецкор того же издания Владимир Червонящий неожиданно расспорились, оценивая поступок Дмитрия Барулина.
Как поссорились Станислав Юрьевич со Владимиром Валерьевичем


Отголоски общественной дискуссии о победе блогера Дмитрия Барулина в суде по иску к сайту bk55.ru за использование фотографий из его блога без разрешения докатились до нашего медиахолдинга «СМИ55». Главный редактор «Делового Омска» Станислав Жоглик и спецкор того же издания Владимир Червонящий неожиданно расспорились, оценивая поступок Дмитрия Барулина. 

В их переписке представлен, пожалуй, весь спектр мнений по этому поводу, и хотя бы поэтому она заслуживает внимания. Станислав оценил ситуацию с точки зрения руководителя СМИ, поставленного блогером не в самое удобное для работы положение. Владимир же считает поступок Барулина хоть и мелочным, но для цеха полезным. Мы, лишь поправив в тексте пунктуацию, но сохранив стилистику общения, публикуем его полную версию.

Напомним, 20 февраля Первомайский районный суд огласил решение по иску омского фотографа Дмитрия Барулина к сайту bk55.ru с требованием компенсации за использованные без разрешения фотографий аварии на улице Кемеровской. Сделав фотографии искореженных машин, Барулин опубликовал их на своих страницах в Twitter и «ВКонтакте», откуда ресурс и взял снимки для использования в собственном материале. За семь фотографий блогер требовал 210 тысяч рублей. Суд же присудил ему 35 тысяч, плюс еще 18 тысяч на покрытие судебных расходов.

barylin26 2


Владимир Червонящий: Стас, на две минуты отвлеку. Хотел вернуться к нашему разговору про Барулина. Не понятно, почему ты не видишь в его поступке пользы, а, напротив, считаешь это лицемерием?

Станислав Жоглик: Ок, тогда сразу предлагаю не рассматривать ситуацию с юридической точки зрения. Есть закон, мы это признаем. Юрист Тимохина действовала в сложившейся юридической матрице, доказала позицию клиента. Молодец. Но есть некое понятие вселенской справедливости, этический момент, если хочешь. Если фотограф хотел тупо срубить денег, это ради бога. Это его линия поведения. Как у Бендера 400 относительно честных способов получить деньги. Здесь вопросов нет. Такой классический трикстер. С таким человеком я не хотел бы иметь дел, но и осуждать его мотивы не собираюсь. Это как рейдер — действует в рамках закона, но, по сути, вредит бизнесу.

Интересно другое. Учитывая личную неприязнь к «БК55», некоторые представители нашего профсообщества радуются как дети этому судебному решению и водрузили Барулину в руки знамя борца за какие-то идеалы. Но моя позиция как редактора — парень создал проблему всей отрасли. Теперь любой, возомнивший себя свободным художником Энди Уорхолом, будет доказывать, что его веселые картинки — произведения искусства. Но если ты такой борец за свои авторские права — у меня к тебе только два вопроса. Скачиваешь ли ты пиратку — фильмы и музыку с торрентов? Да? Тогда это чистое лицемерие. Какая на фиг борьба за справедливость? Нельзя приехать в рай на ворованном мотоцикле.

И второй момент. Где-то было сказано, что «БК55» — коммерческая организация, а Барулин торгует своим товаром и типа должен получить свою часть. Ну ок! Мне эта предпринимательская логика понятна — мы же в деловой газете работаем. Но здесь возникает вопрос — фотограф выложил свой товар на прилавок (слил в Сеть), мол, покупайте, кто хочет. А налоги он с этого заплатил? Не заплатил? А почему не заплатил? Любой киосочник знает, что даже если ничего не продал, плати «вмененку». Это логика! А у нас получается так: братва, я тут кое-чем приторговываю, но налогов не плачу, но если кто воспользуется — платите мне через суд в десять раз больше, чем это стоит.

Короче, если ты борешься с пьянством, а сам при этом здорово закладываешь — это лицемерие.

Извини за много букв)) Надеюсь, ответил на твой вопрос?

В.Ч.: Ну подожди. Если человек борется за защиту своих авторских прав, это не обязывает его не нарушать чужих. Равно как право Рианны бороться с барулиными, если они бесплатно скачивают ее песни. Смотри, нас россиян в самом широком смысле везде «щемят». Пока ты молчишь, тебя будут «щемить», ты будешь вечно сидеть в очереди, вечно ждать. Это собственно то, что Тимохина у себя в блоге писала, и я с ней согласен. Так вот, чел, который борется, уже молодец! Только это и воспевает общественность в поступке Барулина. Только то, что он отстоял право получить гонорар за свой товар.

С.Ж.: Это не гонорар. Штраф, вознаграждение, компенсация, назови это как угодно, но не гонорар. На омском рынке СМИ таких гонораров не бывает. Сумма требований не имеет никакого отношения к сложившейся у нас гонорарной системе оплаты работы фотокоров. Есть рынок, есть некая средняя зарплата фотокора, есть средняя стоимость фото. Мы примерно понимаем, сколько это стоит. Так вот, ни одна редакция в Омске не купит репортажное фото за 30 тысяч рублей, которые требовал истец. Это вообще смешная сумма.

В.Ч.: Знаешь, твоя позиция походит на мнение Васи Романова, который делал с Барулиным интервью на «БК55» после суда. Помнишь, он там говорит, что есть художественная фотография, красивая и прочее, а есть фото на телефон, которое никто не купит. Так это дело вкуса. Откуда Васе знать, какая фотография считается искусством, а какая нет? Какая стоит 30 тысяч, а какая нет? Барулин посчитал, что его фотки стоят. Суд сказал: извините, не больше пяти.

С.Ж.: Есть же объективные вещи — спрос. Есть картины Моне, Мане... Стоимость определяется на аукционах, по сути, на рынке. Если цена завышена, картину просто никто не купит. Проведи в Омске аукцион — эти фото никто не купит и за пять тысяч. Рынок всегда регулирует цену. И если мы не будем юлить, то поймем, что требовать 210 тысяч за семь фотографий — это просто смешно! Я напоминаю, что говорю с точки зрения общей справедливости, а не юридических аспектов конкретной правовой системы.

vv264


В.Ч.: Согласен. Требования очевидно завышены, но я о другом. Я даже не ставлю под сомнение меркантильный интерес свободного фотографа в этом деле. Но при этом он выполнил важную воспитательную функцию — он наказал вора. Теперь каждый редактор понимает, что если уж Сергей Сергеевич проиграл процесс, то теперь-то точно нельзя воровать фотографии.

С.Ж.: Давай тогда немножко поковыряемся в терминах. Не по закону, по совести. Что значит украл? Что значит наказал? За что наказал? «БК55» что у Барулина флешку с фотками украли? Взяли материал с соцсетей. Да, законом это регулируется не в их пользу. Но по совести, в чем Барулин потерпел ущерб? Что у него украли? Чего лишили? В чем упущенная выгода? Эти фото он мог продать, но не продал? Брехня, он их слил в Сеть.

В.Ч.: В среде фотографов существует проблема — их фотографии воруют СМИ. Барулин первый, кто решил бороться предусмотренным законом способом. В интервью Романов задает ему вопрос: почему ты, Барулин, не позвонил в редакцию и не попросил гонорар за фото? Так вот, вопрос должен звучать так: почему ты, редакция, не позвонила Барулину и не спросила разрешения?

С.Ж.: С этим я абсолютно согласен. Есть проблемы — одни агентства используют вторичные фото других агентств, без копирайта, без указания источника. Это наша общая беда. Причем тырят все. Кто-то — больше, кто-то — меньше, и тот, кто больше всех возмущается, тоже тырит. «Суперомск», «Омскздесь», «Омскпресс», «Комсомолка» — все ругали «БК55» за использование фоток и сами при этом брали их снимки. Забей в «Яндекс. Фото» «Сергей Сусликов», выскочат почти все омские сайты, хотя подавляющее большинство этих фоток — собственность «БК55». Что же касается вопросов Васи Романова, то я понимаю, о чем он говорил, просто не смог толково этот смысл сформулировать. О миссии журналистики, согласно которой в интересах читателя мы пытаемся сообщить быстрее, полнее, ярче. Вопрос о миссии — это отдельная дискуссия. В нее можно вверить ли нет, но для тех, кто верит, это реальный железный аргумент.

В.Ч.: То есть, по твоему, редакция не должна была звонить Барулину?

С.Ж.: Ну в идеале, конечно, должна. Но я как ответственный за подобные вещи могу точно сказать, что технически не всегда это удается. Мы рассматриваем конкретный пример, где эту проблему можно было легко решить написать автору в «ВКонтакте». Но бывает, что подобные согласования могут затянуться, а читатель-то ждет. Поэтому я опять же возвращаюсь к самому принципиальному вопросу в этом деле: Барулин потерял больше, чем затребовал в суде от того, что его фотографии кто-то использовал на сайте?

В.Ч.: Нет.

С.Ж.: О чем тогда мы говорим? Вот и вся этика. Эти его 35 тысяч — это незаработанные деньги.

В.Ч.: Да, но требуемая сумма здесь ни при чем. Я говорю, что в принципе в нашем цеху распространено воровство. Фоток, текстов, комментариев. Без ссылок на автора, на ресурс и так далее. Барулин в этом плане положил начало трепетному отношению к своему контенту.

С.Ж.: Вот не очень корректный, но показательный пример. Допустим, я купил книжку, прочитал и дал тебе. Ты же уже не платишь автору! А потом ты дал сестре, бабушке, другу, которые тоже не платят автору. Так вот, условный фотограф опубликовал фото в соцсети «ВКонтакте», «Твиттере», «Инстаграмме» или где-то на сайте, получил за это какой-то гонорар. Потом другие СМИ использовали это фото вторично. С точки зрения закона, это «залет», понятно, ну а так-то по совести? Скажем, мои фотки берут сайты без разрешения, и я не чувствую, что кто-то меня обокрал. Наоборот, приятно, что кто-то оценил мои труды.

В.Ч.: «ВКонтакте» и «Твиттер» не являются правообладателями фотографий. Права остаются у пользователя. Так вот, когда на каждую редакцию появится свой Барулин, когда эти барулины начнут со всеми судиться, только тогда ситуация изменится!

С.Ж.: Нет, история в том, что Барулин никак не влияет на эту ситуацию. Точнее из-за его поступка ситуация только ухудшится. Теперь у редакторов просто появилась лишняя головная боль. Если мы идеализируем, то Барулин у нас борец за некие гражданские идеалы. Но если реально смотреть на вещи, невозможно редактору отследить весь поток фотографий. И до Барулина всегда можно было договориться. Редакторы же не подают друг на друга в суд.

Ну взяли фотографию. Сколько они заработали на этом? Барулин уверяет, что 100 тысяч. Это глупость. Нет такой новости в Омске, на которой можно заработать столько денег, и ты, и я это знаем. Любой вменяемый человек это поймет.

И другой момент. «БК» пропиарили Барулина, сделали ему рекламу. Я не говорю, что Барулин об этом просил или они ему милость оказали. Нет. Но тем не менее, лишний раз упомянули, что тут плохого?

В.Ч.: Стас, они сделали это без спроса. Это как тебя опубликовать голым с женщиной, а потом говорить, что воспели ваш союз в веках и хотели как лучше.

С.Ж.: Ты иезуит, Володя. Я не выкладываю такие фотографии в соцсети. Он сфотографировал аварию и опубликовал эти снимки. Выложил их в публичный доступ, а потом пошел в суд за воровство. Это как отдать свою девушку на толпу, а потом обвинить ее в измене.

В.Ч.: Смотри, он блогер. Его задача, условно выдавать определенный контент для своей аудитории. По сути, он конкурент СМИ. И «БК» ворует его контент, как бы давая понять читателям Барулина, что они не уступают ему по контенту. Конечно, он возмущен и идет в суд.

С.Ж.: Какой-то абсурд. Более популярный ресурс ссылается на менее популярный. Разве это не увеличивает популярность блогера? По-моему, увеличивает.

В.Ч.: Так доколе в журналистской среде будут воровать друг у друга контент? Без барулиных — это глобальное воровство.

С.Ж.: Это глобальная проблема решается через глобальную лицензию. Когда ты что-то выложил в Сеть, любой может пользоваться. Вот за такую систему я выступаю. Но когда ее примут... В общем, Володя, мы друг друга услышали. Ты когда текст про Гамбурга сдашь?

Добавить комментарий
Преображение 3.0: как похудеть за 7 дней

Преображение 3.0: как похудеть за 7 дней

Светлана Машкова и Александр Стрельников лично оценили омский санаторий «НИКА».

Буква гласности: онлайн-реакция на пресс-конференцию Путина

Буква гласности: онлайн-реакция на пресс-конференцию Путина

Ежегодно общение президента с прессой плодит десятки мемов. Пока вы внимаете главе государства, «Класс» транслирует реакцию соцсетей в режиме нон-стоп.

Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Омская банда, играющая альтернативный рок, рассказала «Классу» о местной сцене, конкуренции между музыкантами и объяснила, чем английский язык лучше русского.

Календарь

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Итоги работы омских художников, ренессанс от «Тарских ворот» и енотовидная собака в паре с гусем — планируем программу на последние недели 2017-го.

Что омичи знают о взятках?

Что омичи знают о взятках?

В минувшие выходные отмечался Международный день борьбы с коррупцией. «Новый Омск» спрашивает у читателей, что они знают об истории возникновения взяточничества, о законных подарках чиновникам и самых ...

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Зрителям представили новый спектакль по по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»Видео

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»

На экраны вышел полнометражный документальный фильм о пушистых хозяевах Стамбула — кошках и людях, чей мир они перевернули. Уверены, эти семь историй покорят ваше сердце.