Класс

Класс

26 февраля 2015 14.50Город

Как поссорились Станислав Юрьевич со Владимиром Валерьевичем

Отголоски общественной дискуссии о победе блогера Дмитрия Барулина в суде по иску к сайту bk55.ru за использование фотографий из его блога без разрешения докатились до нашего медиахолдинга «СМИ55». Главный редактор «Делового Омска» Станислав Жоглик и спецкор того же издания Владимир Червонящий неожиданно расспорились, оценивая поступок Дмитрия Барулина.
Как поссорились Станислав Юрьевич со Владимиром Валерьевичем


Отголоски общественной дискуссии о победе блогера Дмитрия Барулина в суде по иску к сайту bk55.ru за использование фотографий из его блога без разрешения докатились до нашего медиахолдинга «СМИ55». Главный редактор «Делового Омска» Станислав Жоглик и спецкор того же издания Владимир Червонящий неожиданно расспорились, оценивая поступок Дмитрия Барулина. 

В их переписке представлен, пожалуй, весь спектр мнений по этому поводу, и хотя бы поэтому она заслуживает внимания. Станислав оценил ситуацию с точки зрения руководителя СМИ, поставленного блогером не в самое удобное для работы положение. Владимир же считает поступок Барулина хоть и мелочным, но для цеха полезным. Мы, лишь поправив в тексте пунктуацию, но сохранив стилистику общения, публикуем его полную версию.

Напомним, 20 февраля Первомайский районный суд огласил решение по иску омского фотографа Дмитрия Барулина к сайту bk55.ru с требованием компенсации за использованные без разрешения фотографий аварии на улице Кемеровской. Сделав фотографии искореженных машин, Барулин опубликовал их на своих страницах в Twitter и «ВКонтакте», откуда ресурс и взял снимки для использования в собственном материале. За семь фотографий блогер требовал 210 тысяч рублей. Суд же присудил ему 35 тысяч, плюс еще 18 тысяч на покрытие судебных расходов.

barylin26 2


Владимир Червонящий: Стас, на две минуты отвлеку. Хотел вернуться к нашему разговору про Барулина. Не понятно, почему ты не видишь в его поступке пользы, а, напротив, считаешь это лицемерием?

Станислав Жоглик: Ок, тогда сразу предлагаю не рассматривать ситуацию с юридической точки зрения. Есть закон, мы это признаем. Юрист Тимохина действовала в сложившейся юридической матрице, доказала позицию клиента. Молодец. Но есть некое понятие вселенской справедливости, этический момент, если хочешь. Если фотограф хотел тупо срубить денег, это ради бога. Это его линия поведения. Как у Бендера 400 относительно честных способов получить деньги. Здесь вопросов нет. Такой классический трикстер. С таким человеком я не хотел бы иметь дел, но и осуждать его мотивы не собираюсь. Это как рейдер — действует в рамках закона, но, по сути, вредит бизнесу.

Интересно другое. Учитывая личную неприязнь к «БК55», некоторые представители нашего профсообщества радуются как дети этому судебному решению и водрузили Барулину в руки знамя борца за какие-то идеалы. Но моя позиция как редактора — парень создал проблему всей отрасли. Теперь любой, возомнивший себя свободным художником Энди Уорхолом, будет доказывать, что его веселые картинки — произведения искусства. Но если ты такой борец за свои авторские права — у меня к тебе только два вопроса. Скачиваешь ли ты пиратку — фильмы и музыку с торрентов? Да? Тогда это чистое лицемерие. Какая на фиг борьба за справедливость? Нельзя приехать в рай на ворованном мотоцикле.

И второй момент. Где-то было сказано, что «БК55» — коммерческая организация, а Барулин торгует своим товаром и типа должен получить свою часть. Ну ок! Мне эта предпринимательская логика понятна — мы же в деловой газете работаем. Но здесь возникает вопрос — фотограф выложил свой товар на прилавок (слил в Сеть), мол, покупайте, кто хочет. А налоги он с этого заплатил? Не заплатил? А почему не заплатил? Любой киосочник знает, что даже если ничего не продал, плати «вмененку». Это логика! А у нас получается так: братва, я тут кое-чем приторговываю, но налогов не плачу, но если кто воспользуется — платите мне через суд в десять раз больше, чем это стоит.

Короче, если ты борешься с пьянством, а сам при этом здорово закладываешь — это лицемерие.

Извини за много букв)) Надеюсь, ответил на твой вопрос?

В.Ч.: Ну подожди. Если человек борется за защиту своих авторских прав, это не обязывает его не нарушать чужих. Равно как право Рианны бороться с барулиными, если они бесплатно скачивают ее песни. Смотри, нас россиян в самом широком смысле везде «щемят». Пока ты молчишь, тебя будут «щемить», ты будешь вечно сидеть в очереди, вечно ждать. Это собственно то, что Тимохина у себя в блоге писала, и я с ней согласен. Так вот, чел, который борется, уже молодец! Только это и воспевает общественность в поступке Барулина. Только то, что он отстоял право получить гонорар за свой товар.

С.Ж.: Это не гонорар. Штраф, вознаграждение, компенсация, назови это как угодно, но не гонорар. На омском рынке СМИ таких гонораров не бывает. Сумма требований не имеет никакого отношения к сложившейся у нас гонорарной системе оплаты работы фотокоров. Есть рынок, есть некая средняя зарплата фотокора, есть средняя стоимость фото. Мы примерно понимаем, сколько это стоит. Так вот, ни одна редакция в Омске не купит репортажное фото за 30 тысяч рублей, которые требовал истец. Это вообще смешная сумма.

В.Ч.: Знаешь, твоя позиция походит на мнение Васи Романова, который делал с Барулиным интервью на «БК55» после суда. Помнишь, он там говорит, что есть художественная фотография, красивая и прочее, а есть фото на телефон, которое никто не купит. Так это дело вкуса. Откуда Васе знать, какая фотография считается искусством, а какая нет? Какая стоит 30 тысяч, а какая нет? Барулин посчитал, что его фотки стоят. Суд сказал: извините, не больше пяти.

С.Ж.: Есть же объективные вещи — спрос. Есть картины Моне, Мане... Стоимость определяется на аукционах, по сути, на рынке. Если цена завышена, картину просто никто не купит. Проведи в Омске аукцион — эти фото никто не купит и за пять тысяч. Рынок всегда регулирует цену. И если мы не будем юлить, то поймем, что требовать 210 тысяч за семь фотографий — это просто смешно! Я напоминаю, что говорю с точки зрения общей справедливости, а не юридических аспектов конкретной правовой системы.

vv264


В.Ч.: Согласен. Требования очевидно завышены, но я о другом. Я даже не ставлю под сомнение меркантильный интерес свободного фотографа в этом деле. Но при этом он выполнил важную воспитательную функцию — он наказал вора. Теперь каждый редактор понимает, что если уж Сергей Сергеевич проиграл процесс, то теперь-то точно нельзя воровать фотографии.

С.Ж.: Давай тогда немножко поковыряемся в терминах. Не по закону, по совести. Что значит украл? Что значит наказал? За что наказал? «БК55» что у Барулина флешку с фотками украли? Взяли материал с соцсетей. Да, законом это регулируется не в их пользу. Но по совести, в чем Барулин потерпел ущерб? Что у него украли? Чего лишили? В чем упущенная выгода? Эти фото он мог продать, но не продал? Брехня, он их слил в Сеть.

В.Ч.: В среде фотографов существует проблема — их фотографии воруют СМИ. Барулин первый, кто решил бороться предусмотренным законом способом. В интервью Романов задает ему вопрос: почему ты, Барулин, не позвонил в редакцию и не попросил гонорар за фото? Так вот, вопрос должен звучать так: почему ты, редакция, не позвонила Барулину и не спросила разрешения?

С.Ж.: С этим я абсолютно согласен. Есть проблемы — одни агентства используют вторичные фото других агентств, без копирайта, без указания источника. Это наша общая беда. Причем тырят все. Кто-то — больше, кто-то — меньше, и тот, кто больше всех возмущается, тоже тырит. «Суперомск», «Омскздесь», «Омскпресс», «Комсомолка» — все ругали «БК55» за использование фоток и сами при этом брали их снимки. Забей в «Яндекс. Фото» «Сергей Сусликов», выскочат почти все омские сайты, хотя подавляющее большинство этих фоток — собственность «БК55». Что же касается вопросов Васи Романова, то я понимаю, о чем он говорил, просто не смог толково этот смысл сформулировать. О миссии журналистики, согласно которой в интересах читателя мы пытаемся сообщить быстрее, полнее, ярче. Вопрос о миссии — это отдельная дискуссия. В нее можно вверить ли нет, но для тех, кто верит, это реальный железный аргумент.

В.Ч.: То есть, по твоему, редакция не должна была звонить Барулину?

С.Ж.: Ну в идеале, конечно, должна. Но я как ответственный за подобные вещи могу точно сказать, что технически не всегда это удается. Мы рассматриваем конкретный пример, где эту проблему можно было легко решить написать автору в «ВКонтакте». Но бывает, что подобные согласования могут затянуться, а читатель-то ждет. Поэтому я опять же возвращаюсь к самому принципиальному вопросу в этом деле: Барулин потерял больше, чем затребовал в суде от того, что его фотографии кто-то использовал на сайте?

В.Ч.: Нет.

С.Ж.: О чем тогда мы говорим? Вот и вся этика. Эти его 35 тысяч — это незаработанные деньги.

В.Ч.: Да, но требуемая сумма здесь ни при чем. Я говорю, что в принципе в нашем цеху распространено воровство. Фоток, текстов, комментариев. Без ссылок на автора, на ресурс и так далее. Барулин в этом плане положил начало трепетному отношению к своему контенту.

С.Ж.: Вот не очень корректный, но показательный пример. Допустим, я купил книжку, прочитал и дал тебе. Ты же уже не платишь автору! А потом ты дал сестре, бабушке, другу, которые тоже не платят автору. Так вот, условный фотограф опубликовал фото в соцсети «ВКонтакте», «Твиттере», «Инстаграмме» или где-то на сайте, получил за это какой-то гонорар. Потом другие СМИ использовали это фото вторично. С точки зрения закона, это «залет», понятно, ну а так-то по совести? Скажем, мои фотки берут сайты без разрешения, и я не чувствую, что кто-то меня обокрал. Наоборот, приятно, что кто-то оценил мои труды.

В.Ч.: «ВКонтакте» и «Твиттер» не являются правообладателями фотографий. Права остаются у пользователя. Так вот, когда на каждую редакцию появится свой Барулин, когда эти барулины начнут со всеми судиться, только тогда ситуация изменится!

С.Ж.: Нет, история в том, что Барулин никак не влияет на эту ситуацию. Точнее из-за его поступка ситуация только ухудшится. Теперь у редакторов просто появилась лишняя головная боль. Если мы идеализируем, то Барулин у нас борец за некие гражданские идеалы. Но если реально смотреть на вещи, невозможно редактору отследить весь поток фотографий. И до Барулина всегда можно было договориться. Редакторы же не подают друг на друга в суд.

Ну взяли фотографию. Сколько они заработали на этом? Барулин уверяет, что 100 тысяч. Это глупость. Нет такой новости в Омске, на которой можно заработать столько денег, и ты, и я это знаем. Любой вменяемый человек это поймет.

И другой момент. «БК» пропиарили Барулина, сделали ему рекламу. Я не говорю, что Барулин об этом просил или они ему милость оказали. Нет. Но тем не менее, лишний раз упомянули, что тут плохого?

В.Ч.: Стас, они сделали это без спроса. Это как тебя опубликовать голым с женщиной, а потом говорить, что воспели ваш союз в веках и хотели как лучше.

С.Ж.: Ты иезуит, Володя. Я не выкладываю такие фотографии в соцсети. Он сфотографировал аварию и опубликовал эти снимки. Выложил их в публичный доступ, а потом пошел в суд за воровство. Это как отдать свою девушку на толпу, а потом обвинить ее в измене.

В.Ч.: Смотри, он блогер. Его задача, условно выдавать определенный контент для своей аудитории. По сути, он конкурент СМИ. И «БК» ворует его контент, как бы давая понять читателям Барулина, что они не уступают ему по контенту. Конечно, он возмущен и идет в суд.

С.Ж.: Какой-то абсурд. Более популярный ресурс ссылается на менее популярный. Разве это не увеличивает популярность блогера? По-моему, увеличивает.

В.Ч.: Так доколе в журналистской среде будут воровать друг у друга контент? Без барулиных — это глобальное воровство.

С.Ж.: Это глобальная проблема решается через глобальную лицензию. Когда ты что-то выложил в Сеть, любой может пользоваться. Вот за такую систему я выступаю. Но когда ее примут... В общем, Володя, мы друг друга услышали. Ты когда текст про Гамбурга сдашь?

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.