Класс

Класс

07 марта 2015 12.22Интервью

Оксана Данилова: «После съемок «Батальона» мне долго хотелось побрить налысо всех вокруг»

Накануне 8 Марта питерский фотограф с омским прошлым Оксана Данилова посетила родной город и рассказала «Классу» о съемках в фильме «БатальонЪ», красоте бритых женщин и абсурдности войны.
Оксана Данилова: «После съемок «Батальона» мне долго хотелось побрить налысо всех вокруг»


Накануне 8 Марта питерский фотограф с омским прошлым Оксана Данилова посетила родной город и рассказала «Классу» о съемках в фильме «БатальонЪ», красоте бритых женщин и абсурдности войны.

— Оксана, как ты оказалась на съемочной площадке «Батальона»?
— Во-первых, пять лет назад я переехала в Питер. Хотя не могу сказать, что это был именно переезд. У меня нет такого, что я готова вцепиться в этот город на всю жизнь. Просто поехала туда за развитием и новым опытом: поучилась на фотокурсах Сергея Максимишина, сделала несколько выставок и фотопроектов.

Во-вторых, на момент съемок сложилась такая ситуация, что меня ничего не держало в Питере. Наоборот, было ощущение, что город выталкивал меня: отказывали на собеседованиях, были проблемы с жильем. И вдруг вырос этот «БатальонЪ»!

Тогда я поняла, что это уникальный проект, который вряд ли повторится на моем веку, и стала думать об участии. Когда списалась с организаторами, выяснилось, что нужно было собраться буквально за 24 часа и выехать в Пушкинские горы, Псковскую область, где шли съемки батальных сцен.

Конечно, было страшно! Я же одна ехала, без подруг. Поэтому еще в автобусе начала вести дневник, чтобы потом понять, что со мной происходит и зачем я сюда приехала. Был момент, когда хотелось развернуться обратно, как многие делали. Но в итоге я все-таки осталась.

— Идея снимать портреты женщин из массовки пришла в процессе съемок или до них?
— До. Перед тем как ехать на съемки, поинтересовалась, можно ли фотографировать? Сказали, что нельзя снимать только сам съемочный процесс и актеров, а участников массовых сцен можно. А в моем проекте массовка как раз и есть главный герой! Ведь фильм тоже снимался не про конкретного человека Марию Бочкареву, а про ее батальон.

— Одной из самых драматичных сцен фильма является та, где всех девушек бреют налысо. Как ты ее пережила?
— Очень тяжело. Я еще до участия в «Батальоне» переживала, что надо брить голову налысо, и со всеми советовалась по этому поводу. Мама сказала: «Волосы не зубы, отрастут». Подруга испугалась, что меня бритую потом на нормальную работу не возьмут. Но в основном всем мои друзья — отчаянные авантюристы, так что больше было советов за, чем против.

oks2

Я тогда перед поездкой на съемки купила себе тонкую шапочку, думала, что буду ходить в ней, пока волосы не отрастут. И все равно сомневалась до последнего, пока первую прядь не состригли. Потом был долгий супертренинг по принятию себя и своей красоты (Улыбается.).

Остальные женщины тоже по-разному отнеслись к бритью. Одни плакали, другие восприняли совершенно спокойно. А потом уже все настолько привыкли быть лысыми, что когда на площадке появлялся кто-то с длинными волосами среди двухсот бритых женщин, это казалось диким.

lis2

lis1

— А говорят, что красота женщины в ее волосах…

— Вот как ни странно, когда побрилась, наоборот, стала получать больше мужского внимания. Даже не знаю, как это объяснить.

— Как тебе кажется, что тогда делает женщину женщиной?
— Все в комплексе. Если у тебя длинные волосы, это не значит, что ты женщина. Образ женщины создается манерами, голосом, взглядом, характером. Те девочки, которые были милыми и добрыми, такими и остались даже после бритья. И я смотрела на них и удивлялась, а что они тут делают? А те, у кого был более мужественный образ, просто дополнили его.

А вообще бритая женщина выглядит стильно, минималистично. И женское лицо без косметики и прически, незащищенное и открытое, становится по-своему красивым. Без волос видна его индивидуальность: скулы, разрез глаз, брови. Кто-то мне даже больше понравился с бритой головой и в военной форме, чем с волосами и гражданской одежде. Вообще после съемок «Батальона» мне долго хотелось побрить всех вокруг.

lis6

— Кроме стрижки, через какие еще испытания пришлось пройти на съемках?
— Самыми сложными были сцены газовой атаки. Когда бежишь в тяжелой мокрой шинели и кирзовых сапогах по грязи, тебя засасывает, и на тебе противогаз с запотевшими стеклами, который сам по себе большая помеха, да еще из-за него все вокруг выглядят одинаково. От этого страшно, вдруг тебя перепутают с кем-то из каскадеров и начнут бить? Такие случаи тоже были. Слава богу, не со мной.

Боялась за свою винтовку. Она же железная (пластиковых было только штук пять), и было реально страшно самой не убиться и кого-нибудь случайно не проткнуть штыком, особенно, когда падаешь.

Один раз попробовала сыграть труп. Думала, что это проще, чем бегать.

— Понравилось?
— Не очень. Нужно было лечь прямо в грязь, отчего шинель тут же промокла бы и потяжелела. Я тогда подстелила солому, чтобы она все впитала, и легла на нее. И когда дали команду «Мотор!», и батальон побежал, мне стало страшно, что сейчас меня раздавят. Плюс кругом стрельба, грохот. После съемки казалось, что я действительно оглохла, хотя мы все затыкали уши ватой. В общем, больше понравилось самой бежать по грязи, чем в ней трупом валяться.

— Как складывались отношения на площадке?
— По-разному. Временами все напоминало какое-то реалити-шоу, потому что 30 девушек в одном помещении — это определенное испытание. У каждой свой характер, темперамент, режим дня. Тяжеловато было, особенно к концу съемок, когда устаешь буквально от всего.

Взрослые женщины были заботливые, как мамочки, показывали, где спальня, где кухня, где душ и т.д. Были такие, кто всегда носил с собой еду, например. Нас, конечно, кормили на площадке в перерывах. Но когда ты в окопе, хочется поесть, а до буфета далеко. И обязательно есть тот, кто угостит бутербродами, конфетами или даже глотком из фляжки. Потому что когда на холоде много часов стоишь в мокрых грязных сапогах, чай не спасает.

Я знакомилась и общалась со всеми, поскольку моя задача была снимать. И в каждом перерыве у меня с кем-нибудь обязательно был такой диалог:

— Я тебя снимала?

— Нет, не снимала.

— Тогда пойдем.

— Соглашались все?
— Нет, кто-то отказывался, кто-то просил «Давай потом». На улице было всего +5. Холодно. Я всех раздевала до гимнастерок, потому что шинели смотрелись громоздко и не эстетично. А мне нужно было, чтобы внешне все выглядели одинаково и разными были только лица. Так что в каком-то смысле фотографироваться в таких условиях было подвигом.

lis5

Еще у меня был свой железный аргумент, чтобы уговорить девочек сниматься: «Я приехала и побрилась налысо, чтобы снять твой портрет. Ты не можешь мне отказать». Это убеждало, потому что я сама снимала бритая, находясь в кирзовых сапогах по колено в грязи вместе со всеми, а не в комфортной сухой одежде и с волосами. И это было по-честному.

— Твои портреты женского батальона получились даже проникновеннее, чем в фильме. Это потому, что ты работала изнутри?
— Конечно. К тому же, я делала их на третий съемочный месяц, когда все уже пропитались этой атмосферой и чувствовали себя реально как на войне. Поэтому получились все именно такие проникновенные. Я специально просила, чтобы никто не играл на камеру.

lis8

Потом некоторые даже подметили связь и внешнее сходство между реальными участницами батальона Марии Бочкаревой и нашим «Батальоном». Может, правда был какой-то невидимый отбор и момент реинкарнации в этом всем, или цикличность истории, не знаю. Доказать, как и опровергнуть, это невозможно.

— Почему продюсер фильма «БатальонЪ» Игорь Угольников сначала пожурил тебя за твою фотовыставку в «ЭТАЖАХ», а потом похвалил?
— Я не спросила предварительно их разрешения на публикацию фотографий, что было, конечно, неправильно. Потому что костюмы, грим — это все не моя идея, а продюсеров фильма. А я сначала опубликовала свои портреты в Esquire. И только когда уже договаривалась о проведении фотовыставки «БатальонЪ» с питерским лофтпроектом «ЭТАЖИ», обратилась к Игорю Угольникову с просьбой поддержать выставку. Тогда мне позвонил креативный продюсер фильма Евгений Айзикович и объяснил, что нужно было изначально спросить их разрешения на фотосъемку и публикацию. Но поскольку фотографии им понравились, меня простили и помогли с финансированием. Всего на организацию выставки ушло около 90 тысяч рублей.

bat2

bat5

bat6

—  Солидно. Что вошло в эту сумму?

— Печать фотографий, транспорт, фуршет, оплата различных услуг по организации и инсталляция «На всех». Ее идея возникла на основе фильма Сергея Бондарчука «Судьба человека». Там есть момент, где его герой попадает в плен к немцам и ему дают выпить стакан водки. Потом предлагают закусить, а он отвечает: «После первой не закусываю». И так выпивает несколько стаканов, за что ему дают с собой в казарму кусок сала. Он приносит его другим пленным со словами: «На всех» и теряет сознание. А когда приходит в себя, видит рядом с собой множество маленьких бутербродов с этим самым салом.

И меня зацепил вот этот мотив «На всех», потому что когда мы жили батальоном, у нас тоже все было на всех. Вот я и решила сделать на своей выставке такую инсталляцию. Заказала сто граненых стаканов с гравировкой «БатальонЪ» и сто мини-бутербродов с салом. Гости честно все съели, выпили и забрали стаканы с собой как сувенир на память.

bat4

— Что такое, на твой взгляд, быть русской женщиной?
— Мне кажется, что русская женщина – это, к сожалению, сильная женщина, в то же время чувственная, потому что воюет и плачет одновременно. К сожалению — потому что ей приходится применять свою силу. И этот героизм он вынужденный, а не естественный.

Конечно, война — это совершенно не женское дело. Женщина на войне — это абсурд, нонсенс. Так не должно быть. И войны тоже не должно быть.

Кстати, когда фильм вышел в прокат, одна незнакомая женщина из Новосибирска написала мне: ««Оксана, хочу выразить вам и всем девочкам, снявшимся в фильме «БатальонЪ», огромное восхищение и низкий поклон от женщин Новосибирска! Вы сделали великое дело! Горжусь тем, что я — русская женщина!». И таких сообщений было много.

— То есть у войны все-таки не женское лицо?
— Абсолютно нет. Я вообще против пропаганды военного образа. Ничего романтичного и хорошего в этом нет. И лучше, чтобы никогда в нашей жизни не возникало моментов, подобно батальону Бочкаревой, когда женщине приходится проявлять свой героизм и силу. Пусть она будет в резервах, а женщина при этом останется слабой и красивой. Ведь подлинная сила женщины как раз в ее мудрости и красоте. А героизм — это мужское качество. Пускай каждый остается при своем. Я за это. За любовь и красоту.

Беседовала Полина Жорова

Фото: Оксана Данилова
Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.