Класс

Класс

07 апреля 2015 17.49ВДвижении

Московские режиссеры об омском «Движении»

В преддверии нового фестиваля «Движение» «Класс» решил напомнить омичам о призерах прошлого года, узнать об их картинах, впечатлениях об омском зрителе и о том, как на них повлияло участие в кинофесте.

Московские режиссеры об омском «Движении»



В преддверии нового фестиваля «Движение» «Класс» решил напомнить омичам о призерах прошлого года, узнать об их картинах, впечатлениях об омском зрителе и о том, как на них повлияло участие в кинофесте.

oe4kВладимир Бек, режиссер, обладатель гран-при фестиваля за фильм «Без кожи»:

— На фестиваль «Движение» я попал случайно. В ноябре месяце куратор одной из программ Антон Сазонов предложил мне поучаствовать в онлайн-фестивале «Короче!» с моим короткометражным фильмом «Первый День». В процессе нашего общения с Антоном я рассказал о полнометражной картине «Без кожи», которую к тому моменту тщетно пытался закончить. Антон попросил ее посмотреть и предложил показать ее программному директору «Движения» Стасу Тыркину, который потом взял ее в программу, за что я ему бесконечно благодарен.

— Какие эмоции получили от фестиваля?
— От «Движения» я был в восторге, но это был в некотором смысле и горький опыт, потому что такого уровня организации в сочетании с удивительным гостеприимством я больше ни разу не встречал. За исключением, пожалуй, Владивостока, но там был совершенно другой формат. «Движение», на удивление, демократичный фестиваль: все абсолютно открыты к общению, тебя никогда не оставляют в одиночестве, ты всегда можешь найти интересного собеседника. Никакого снобизма и сепарации, и это просто прекрасно. Ты действительно чувствуешь движение и возможность познакомиться и пообщаться с интересными и важными в этой сфере людьми, получить отзывы и комментарии. А в этом основная задача фестиваля — фидбэк, или обратная связь. Качество показов было великолепным, залы никогда не были пустыми. Зрители, что меня впечатлило больше всего, были абсолютно открыты. Воспринимали фильмы без кинематографического снобизма, честно, искренне, и это очень приятно. Такой зритель лучше любого критика. Так что омичам я отдельно благодарен.

— Владимир, насколько я знаю, у картины «Без кожи» нет четко очерченного сюжета, в ее центре – впечатления и эмоции.
— Фильм «Без кожи» рассказывает о двух молодых людях — парне и девушке. Они проводят несколько дней в скульптурной мастерской отца главной героини. Так или иначе, я выбрал историю совершенно бессобытийную, где зрителя нельзя увлечь развитием сюжета. Это был намеренный отказ в пользу чувств. Мы пытались понять, можно ли рассказать историю, в которой событиями становились бы сами чувства.

— Повлияло ли как-то на вашу карьеру участие в «Движении»?
— До фестиваля меня для кинематографического сообщества не существовало — я был студентом с амбициями, после я стал режиссером, начинающим и неопытным, но режиссером. Это важная рекомендация при диалоге с продюсером. После победы в «Движении» мне поступило много предложений: часть из них были чистейшей воды профанацией, некоторые же действительно заинтересовали. Конечно, сама победа на «Движении» стала важным личным переживанием. Я впервые почувствовал: то, что я делаю, имеет отклик, а значит, при всей своей небезупречности - это кино. 

Up7Гала Суханова, режиссер, обладатель диплома «За веру в доброту», фильм «Проверка»:

— На «Движение» я попала именно благодаря своей победе на предыдущих фестивалях — меня заметили, предложили поучаствовать, я с радостью согласилась. К сожалению, мне не удалось присутствовать на самом мероприятии из-за своей занятости по работе и учебе, но я знаю, что программа была сильной и интересной. Поэтому оказаться в этом списке было уже очень здорово!

— Гала, расскажите про ваш фильм?
— Его сюжет возник из новостного ролика: по каналу «НТВ» показывали рейд по неблагополучным семьям. Больше всего мне запомнилась девочка — маленькая, но очень сильная духом. Она бегала по квартире и говорила, что у них все отлично. А ее мама была в кадре пьяная. Когда пришла пора снимать курсовую, я вспомнила этот сюжет, написала сценарий и дала мастерам на утверждение. Центральной мыслью моей работы стало то, что семье нужно до последнего помогать сохраниться, пытаться помочь решить проблему, а не просто забирать ребенка в детдом. Я не беру в расчет крайние ситуации, когда в семье присутствует насилие и жестокость, с этим понятно. Но когда в семье, пусть неблагополучной, теплится любовь и желание быть вместе — такое разрушать просто бесчеловечно. К каждой ситуации нужен индивидуальное и бережное отношение, что не всегда бывает в государственном подходе к таким семьям.

— Насколько я знаю, этот фильм собрал много других наград помимо той, что вы получили на фестивале «Движение»?
— Да, «Проверка» получила награды на фестивалях «Арткино», «Сталкер», RHFF, «Короче!», «Коник», SHNIT. Еще фильм проехался по нескольким городам мира и там тоже не остался незамеченным: он прошел отбор из 6500 участников на крупнейший фестиваль короткометражного кино в мире в Клермон-Ферране (Франция), получил главные призы в Тайвани и Барселоне. Каждая победа имеет для меня большое значение и дает толчок для продвижения вперед. А диплом «За веру в доброту», который я получила на «Движении», стоит у меня на особом месте за свою формулировку — в этот фильм я вкладывала именно такой смысл.

byT8Ольга Арлаускас, режиссер,  обладатель диплома «За оптимистическое высказывание о достоинстве русского человека», документальный фильм «Выпрямительный вздох». 

— Фильм «Выпрямительный вздох», который мы сняли вместе с режиссером Никитой Тихоновым-Рау, был показан впервые в Омске на фестивале «Движение». Картина рассказывает о путешествии из Москвы во Владивосток. Она была снята при поддержке министерства культуры, спасибо им большое за доверие. Как только фильм вышел, он поднял много шума; пришлось задуматься о том контексте, в котором мы живем и действуем. В ленте есть сцена, в которой празднуется свадьба: мы видим красивых гостей, девушек на шпильках. Но под тонким слоем асфальта, по которому они ходят, лежат кости репрессированных в сталинские времена. ЗАГС построен на месте лагерей. Мы хотели этой сценой привлечь внимание людей к проблеме, чтобы они создали инициативную группу, построили памятник. Надеемся, что наши фильмы и в дальнейшем будут побуждать людей на созидание и движение.

— О чем лично для вас фильм «Выпрямительный вздох»?

— Для меня это картина о настоящей, не пафосной, не показушной любви к Родине. Герои фильма видят проблемы страны, Дальнего Востока, и делают каждый свой вклад в то, чтобы жизнь стала лучше. Поэтому было особенно ценно получить приз за «Оптимистичное высказывание о достоинстве русского человека». Значит, старшие коллеги в жюри правильно меня поняли. Значит, все было не зря.

— Какое у вас сложилось впечатление о фестивале «Движение»?
— Организация фестиваля благодаря дирекции во главе с Артемом Михалковым, Полиной Зуевой и ее командой выше всяких похвал. Это действительно праздник кино, с большой разнообразной программой, составленной талантливым Стасом Тыркиным. Диапазон фильмов настолько велик, что каждый зритель найдет для себя много интересного и неожиданного. Если ходить на показы в течение всего фестиваля, то потом границы восприятия мира расширятся, зритель уйдет обогащенным, обновленным. В особенности буду рекомендовать документальное кино, как его ярый приверженец. На игровое можно ходить, чтобы развлечься, увидеть красоту, новые формы, известных и привлекательных актеров, но на документальное кино надо ходить за другим. За тем, чтобы, как в зеркале, могли увидеть свое отражение. Героями «дока» становятся «обычные» люди, но смотреть на них зачастую интереснее, чем наблюдать за вымышленными персонажами. Они настоящие, это мы с вами. И жизнь, как известно, всегда превосходит любую, даже самую смелую, фантазию.

— Ольга, над каким проектом работаете сейчас?
— Вместе с Никитой мы только что закончили работу над фильмом «Казенные дети» про так называемый закон «Димы Яковлева», по которому было прекращено усыновление сирот из России американскими семьями. Фильм максимально объективно отражает всю сложность ситуации. Героями стали и защитники этого закона и критики. Снимая кино, мы не занимали сторону России или США, а встали на место детей. И вот тут стало горько. Дети ни в чем не виноваты, и мы очень надеемся, что проблема сиротства в России будет решена. Каждый ребенок заслуживает маму и папу.
 
37CDДенис Колеров, режиссер, обладатель спецприза «За расширение границ киноязыка», фильм «Свояси».

— «Движение» был первым фестивалем в моей жизни, «Свояси» — первым фильмом, а показ в кинотеатре «Галактика» — первым публичным показом. Такая совокупность новых реальностей вызвала во мне страх после показа фильма. Когда в зале включился свет, и все вышли, я испытал полное опустошение. Пешком я дошел до гостиницы и купил дезертирский билет на самолет в Москву. Сейчас же. Меня остановили Оля Дыховичная и Даша Екомасова. Я им очень благодарен за это. Дело в том, что «Свояси» к моменту фестиваля был готов наполовину, не была закончена графика, звук, монтаж. Ту версию, которую мы показали на «Движении», нельзя назвать даже черновой. И то, что ее разглядели в ее исподнем, говорит для меня о цельности ее сердцевины.

Расскажите немного о вашем фильме?
— «Свояси» это картина, которая не имеет сюжета, она основана на моих личных переживаниях того периода жизни, когда мне было около двадцати одного года. Эти переживания выражены в визуальных образах, поэтому порой картину причисляют к видеоарту, но выстроены эти образы так, что образуют единое поле. Поэтому я говорю, что работа сделана на стыке кино и видеоарта. Я хотел бы, чтобы она была менее рациональная и более чувственная. Когда я снимал ее, то думал о зрителе. Мне хотелось добиться такого эффекта, который бывает от музыки. Она воздействует на людей по мере накопления эмоций, когда вдруг у тебя из глаза начинает течь слеза. Мне хотелось сделать из кинообразов такое лоскутное одеяло, которое могло бы согреть человека его собственным теплом. Порой мне рассказывают, о чем фильм, и обычно бывает так, что человек увидел в нем мысли, которые волнуют его сейчас, близкие ему переживания. Это дорого стоит. Выходит, на стекло фильма мне удалось намазать амальгаму, и человек сумел найти свое отражение в нем. И впредь я хочу работать таким же способом, хочу, чтобы в абстракции происходящего зритель мог увидеть свои «живые и мертвые» места.

Денис, что вам дал фестиваль «Движение»?
На «Движении» я познакомился с Юлией Мишкенене, и поступил к ним с Леной Яцурой в продюсерскую лабораторию в Культбюро. Теперь свои профессиональные амбиции я связываю с продюсированием. Режиссура для меня такая вотчина, где я не хочу знать ни конкуренции, ни конъюнктуры поэтому ее я оставлю для себя в качестве хобби, хочу снять пять фильмов за жизнь.

Уже работаете над каким-нибудь из них?
Сейчас мы с моим другом Сашей Барменковым пишем полнометражный сценарий «Макар и Игнат», я уже очень люблю этот фильм и думаю, что через год или два мы его сможем снять. Как продюсер я сейчас разрабатываю фильм театрального режиссера Дмитрия Крымова. Если вы видели спектакли его лаборатории, это неповторимое сочетание языка и чувства. Со Светой Черниковой мы придумали одну документальную работку, которую подали на конкурс в министерство культуры. Еще у меня родилась идея проката в интернете, которая могла бы быть куда эффективнее VoD. Я собрал небольшую команду, и если все пойдет по плану, в конце сентября мы хотим выпустить первый фильм.

Победители фестиваля «Движение-2014»:

  • Гран-при фестиваля: фильм «Без кожи», режиссер Владимир Бек 

  • Лучшая режиссура: фильм «Русские гонки», режиссеры Серик Бейсеулов и Сергей Догоров

  • Лучшая мужская роль: Виталий Хаев за фильм «Переводчик»

  • Лучшая женская роль: Карина Андоленко за фильм «Переводчик»

  • Лучшая операторская работа: фильм «Без кожи», оператор Ксения Середа

  • Лучший сценарий: фильм «Аптекарь», режиссер, сценарист Александр Баршак

  • Приз зрительских симпатий: фильм «Поддубный», режиссер Глеб Орлов

  • Диплом «За уникальный опыт рождения национального кино в XXI веке»: фильм «Белый день», режиссер Михаил Лукачевский 

  • Диплом «За оптимистическое высказывание о достоинстве русского человека»: документальный фильм «Выпрямительный вздох», режиссеры Ольга Арлаускас и Никита Тихонов-Рау

  • Лучшая короткометражная картина: фильм «Любовь. Любовь. Любовь.», режиссер Сандхья Сундарам 

  • Спецприз «За расширение границ киноязыка»: фильм «Свояси», режиссер Денис Колеров

  • Диплом «За веру в доброту»: фильм «Проверка», режиссер Гала Суханова

  • Приз «За выдающийся вклад в историю российского кино» бы вручен композитору Эдуарду Артемьеву 
Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...