Класс

Класс

06 июня 2015 15.02Город

По следам исчезнувших арт-объектов

4 июня в Омске стартовал фестиваль паблик-арта «Пространство множественности». «Класс» подготовил самый полный репортаж об открытии резонансного проекта.

По следам исчезнувших арт-объектов

Вадим Харламов

«Пространство множественности» проводится в городе уже второй год усилиями руководителя фотошколы «Событие» Василия Мельниченко, а также другими омскими и приглашенными дизайнерами и художниками.

Основная цель фестиваля – сделать наш город интересным и современным. Причем увидеть арт-объекты, созданные в рамках мероприятия, может любой омич: инсталляции «разбросаны» по центру города.

По словам Василия Мельниченко, произведения паблик-арта создаются для того, чтобы удивить человека, идущего по улице, вырвать его из своих мыслей, заставить оглянуться вокруг, а не замыкаться на своем мирке. «Нам важно через искусство научить людей взаимодействовать со своей собственной жизнью. Ведь это их жизнь, не на помойке найденная. И ходить все время по одной тропинке — самое печальное, что может быть», — поделился Мельниченко.
Нам важно через искусство научить людей взаимодействовать со своей собственной жизнью.Однако, как и в прошлом году, омичи и власти города не оценили идею художников. К тому времени, когда должен был состояться пресс-тур для журналистов по местам фестиваля, часть экспонатов уже была разрушена и даже увезена на свалку. Кое-что представителям прессы удалось посмотреть вживую, а пропавшие и уничтоженные арт-объекты Василий демонстрировал по фотографиям на телефоне.
{gallery}#519{/gallery}
Путешествие началось с Иртышской набережной, где художницы Алина Бегун и Лиза Корн представили свою инсталляцию «Эффект памяти». «Человеческая память устроена так, что она не выхватывает события из цепочки, они все накладываются друг на друга и меняют свой смысл. Мы не можем оценивать неразрывно от контекста то, что было когда-то. Наш объект символизирует собой "стопку" воспоминаний. Вы не можете вытащить одно, а рассматриваете их как один массив», — пояснили авторы своей работы.

1

Как и в прошлом году, на фестиваль приехала профессор искусств Университета Сан-Хосе Робин Лассер. По ее словам, все работы, представленные на фесте, имеют высокий уровень, они хороши именно свободой самовыражения. «Арт-объекты не подвергались цензуре. Единственным условием при их создании являлась работа с куратором — со мной или с Василием. По-моему, все работы отлично вписываются в улицы Омска», — пояснила Робин. Кроме Робин Лассер на открытие фестиваля прибыл генеральный консул США в Екатеринбурге Отто Ханс Ван Маерссен.

2

Художницы Мария Шинкевич и Алена Пожиленко представили инсталляцию из трех широкоформатных портретов, расположенных недалеко от Юбилейного моста. «Здесь вы видите портреты известных омичей, которые внесли вклад в развитие страны. Это композитор Георгий Пантюков, врач Валентина Бесярина и изобретатель Арсений Горохов. Постепенно эти изображения будут смыты дождем, символизируя то, что мы все рано или поздно покинем этот мир. Но все мы можем оставить что-то вечное, что сделает этот мир лучше», - прокомментировали свою работу художницы.

3

Еще один проект Марии и Алены расположен прямо в подземной переходе на Любинском проспекте. Он получил название «Возьми на память». На двух нарисованных амфорах приклеены стикеры с разными пожеланиями. Каждый мимо проходящий человек может взять себе стикер на память или приклеить на стенд свое пожелание.

4

Художник Алексей Углирж представил вниманию омичей гильотину из дерева и пенопласта. «Это не репрессивный инструмент. Он предназначен для того, чтобы стереть нежелательные воспоминания из вашей памяти. Кладете голову и представляете, что все забыто», — пояснил автор арт-объекта.

5

Нина Басова расположила свои работы прямо на стенке подземного перехода. Правда, часть фотографий была сразу же сорвана неизвестной женщиной. «Каждый день в нашей памяти образы наслаиваются друг на друга, создавая неповторимые узоры. В этом фотопроекте с помощью наслоения разных видов Омска я попыталась передать "узор" нашего города», — прокомментировала Нина Басова свою работу.

6

Рядом с драмтеатром расположились три арт-объекта Екатерины Седымовой. Правда, девушка не присутствовала на их презентации. Еще до открытия фестиваля она уехала в Санкт-Петербург.

55

15 разноцветных ветряных «вертушек» должны были украшать сквер им. Дзержинского. Но когда пресса прибыла к месту назначения, от арт-объектов почти ничего не осталось — они валялись разбросанные на траве. Участники фестиваля подняли «вертушки», чтобы фотографы успели сделать снимки.

7

Не удалось уцелеть и трем «мусорным» скульптурам в исполнении Марии Шинкевич и Алены Пожиленко. Первый объект представлял собой скульптуру Христа, отсылающую нас к одному из семи современных чудес света. Вторая скульптура стала аллюзией на памятник «авиаторам», который стоял у местных линий аэропорта. В свое время чиновники убрали его, но не вернули на место. Третий арт-объект был посвящен скульптуре императрицы Екатерины, спрятанной во время блокады Ленинграда, а потом так и не найденной. Меньше суток простояли на улице работы омских художниц. Один из их знакомых рассказал, как видел, что все арт-объекты прибрали к рукам коммунальщики и увезли на свалку. «Ни в одну из скульптур не было вложено ничего негативного, — признались Алена и Мария. — Мы хотели рассказать о том, что два памятника — «авиаторы» и «Екатерина» исчезли, но «Христос» пока еще стоит. Но рано или поздно и его могут смешать с мусором».

8

После осмотра пустого места, где когда-то стояли три скульптуры, художница Саша Салтанова, прибывшая из Екатеринбурга, предложила поучаствовать в перформансе «Подорожник». Все желающие могли взять на память наклейку в виде листа подорожника и прикрепить ее на любое место. «Они нужны для того, чтобы заклеить навязчивую рекламу. Наклеивайте подорожники на все, что вы бы хотели "вылечить" в этом городе», — пояснила Саша.

9

Не удалось посмотреть журналистам и на арт-объект от автора Паши 183. Согласно задумке художника, на трех остановках города должны были крепиться наклейки в виде ангельских крыльев. Любой человек, сидящий на остановке, мог почувствовать себя ангелом. Правда, к моменту прихода прессы на нужную остановку, крылья уже кто-то сорвал.

10

Арт-объект, созданный самим Василием Мельниченко, расположился прямо на памятнике Ленину, установленному на улице Музейной. «Он называется "Зеркало для сновидений", — рассказал Василий. — Человеку часто закрывают глаза и не дают видеть то пространство, где он живет. Взамен оно заставляется идолами, которые предлагают определенные идеологии. Город заставлен такими истуканами. Мне бы хотелось, чтобы человек смог подойти поближе к этому объекту и перестал бы видеть истуканов, а увидел самого себя и город, в котором он живет».

К счастью, зеркало, прикрепленное к памятнику Ленина, пока еще никто не разбил. Возможно, из-за суеверия.

11

Автор проекта «Куклы» Наталья Мурашова не стала ждать, когда вандалы разрушат ее арт-объект. «Я уже сегодня увезу его в музей "Искусство Омска", — поделилась девушка. — Мой проект говорит о том, что в детстве, когда девочки играют в дочки-матери, они пытаются вложить в своих кукол все самое лучшее. По сути, они хотят научить их тому, чему хотят научиться сами. Со временем многие куклы оказываются выброшены или проданы. То же самое происходит с мечтами и ценностями этих детей. Я бы хотела напомнить людям об их мечтах немного необычным способом».

12

Путешествие участников фестиваля и прессы завершилось в районе Тарских ворот. На здании корпуса физкультурной академии Василий Мельниченко сделал фотоизображние. «Это старинное сооружение мы всегда видим только с одной стороны, — пояснил художник. — Но мало кто видит, что в реальности оно находится не в лучшем состоянии. Появилась идея показать людям это сооружение вблизи. Увидев на нем фотографию, прохожие захотят поподробнее рассмотреть ее, подойдут к ней и увидят это здание вблизи».

13

Как пояснил Мельниченко, объекты, показанные журналистам во время пресс-тура, — лишь часть всех запланированных произведений. Какие-то арт-объекты и инсталляции будут создаваться по ходу фестиваля, который продлится вплоть до 14 июня.

Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.