Деловой Омск

Деловой Омск

21 июня 2015 06.43Обзоры

Кануть в летник

По оценкам омских рестораторов, летние веранды могут увеличить проходимость заведения на 30%. При этом для комфорта посетителей придется серьезно вкладываться в обустройство ландшафта и интерьера.

Кануть в летник

Вадим Харламов

В начале двухтысячных каждое лето в Омске наблюдался настоящий «кафешечный бум». В городе работало тогда огромное количество шатров, которые настойчиво перекрикивали друг друга музыкой. Постепенно их число начало снижаться. Если раньше количество сезонных кафе переваливало за 150, то со временем их стало в разы меньше. Вероятно, одной из причин стало изменение в законодательстве. В течение долгих лет участки под летние кафе постановлением мэрии выделялись в долгосрочную аренду. Затем были утверждены другие условия: предприниматели должны участвовать в аукционах на приобретение права аренды участка на один год.

В 2008 году в городе работало 47 летних кафе, в 2009 — 55. В 2011 году, окончательно оправившись после кризиса, бизнесмены разместили в городе 97 летних кафе и веранд, в 2012 году их было уже 65. Параллельно с этим в городе наметилась четкая тенденция по увеличению числа летних веранд, работающих при стационарных ресторанах.

По данным портала Resto.ru, этим летом в Омске будет работать более семидесяти летних веранд. В прошлом году их было немного меньше. Сказалось здесь открытие в течение года нескольких новых ресторанов, которые также к жаркому периоду начали осваивать уличный формат. Так, к примеру, к лету оборудовали места на свежем воздухе рестораны Panorama и Mishkin&Mishkin.

Выросла культура

Во многом на снижение числа летних кафе повлияли ужесточившиеся нормы СанПиНа и постоянные проверки Роспотребнадзора, который год за годом находит в «летниках» массу недостатков.

Также, по мнению владельца сети «Тинто Кофе» Вахтанга Касрадзе, на сегодняшний день значительно выросла культура потребления среди омичей. «В таких заведениях очень сложно поддерживать должный уровень порядка и санитарных норм.

А сегодняшний потребитель уже не станет довольствоваться плохим сервисом и пыльными столами», — считает он. По мнению ресторатора, в прежние времена устанавливать летники было выгодно для мелких и начинающих предпринимателей. «Раньше это было актуально: поставщики давали бизнесмену фирменные столы, зонты, палатку и т. д., все они отличались только тем, что на одних написано «Кока-Кола», а на других «Пепси». Теперь посетителям это не так интересно, им важна атмосфера заведения, хоть и за большие деньги».

Участники омского рынка считают, что сокращение летних кафе естественно для нашего города. Омская область не туристический регион, к тому же из-за климата слишком недолог сезон, в течение которого работает этот бизнес. Поэтому серьезных инвестиций и технологий в этом секторе быть не может.

Шатры как реклама

По оценкам аналитиков, сумма первоначальных вложений в открытие самого простого летнего кафе составляет примерно 10 тыс. долларов. В первую очередь, бизнесмену необходимо приобрести сам павильон или шатры-зонтики. Получить его можно даром, например, у пивоваренных компаний и прочих дистрибьюторов. Обычно они охотно идут навстречу предпринимателям, желающим торговать разливным пивом, и бесплатно предоставляют им павильоны, шатры, посуду и различную рекламную продукцию.

Бесплатные павильоны и шатры выдаются под одно жесткое условие: владелец кафе не имеет права продавать напитки от конкурентов. За этим тщательно следит как сама пивоваренная компания, так и ее посредник. В договорах поставщики четко прописывают своим партнерам крупные штрафные санкции за торговлю чужой продукцией. А вот особых требований к закускам, у этой стороны нет. Главное – чтобы они были соответствующего качества.

Если же получить павильон даром не удалось, то его покупка обойдется примерно в 700 у.е., а максимум — более тысячи долларов, все зависит от его дизайна. По оценкам участников рынка, зарабатывать он может примерно 10-30 тыс. в день, что, впрочем, зависит от месторасположения.

С пледами и качелями

По оценкам Вахтанга Касрадзе, в летний сезон открытая веранда дает приток посетителей примерно на 30%. А вот его коллега, владелец ресторана «У Пушкина» Олег Лобов отмечает, что посетители его «летника» — в основном те, кто переместился из помещения на воздух. Существенного притока гостей по итогам лета ресторан не ощущает. «Конечно, есть среди них и те, кто любит именно такие кафе и предпочитает их закрытым. Это могут быть новые гости».

Затраты на возведение веранды или летнего кафе могут быть разными. Олег Лобов говорит, что его заведению практически не пришлось тратиться на кадры: большая его часть перебралась из стационарного ресторана. При этом эксперт отмечает, что сегодня на рынке в принципе ощущается дефицит квалифицированного персонала.

А вот владелец «Тинто» говорит, что его траты на веранду весьма высоки. «Практически с конца зимы мы нанимаем садовника, который готовит растения. Нужно приводить в порядок зимние, а потом закупать и высаживать летние. Это обходится дорого, потому что в основном приобретается все за границей, отечественных цветов на рынке мало. Но нельзя же только зарабатывать деньги. Что-то нужно вкладывать в людей, чтобы им было удобно и комфортно», — философски замечает он.

Именно в удобство гостей на верандах рестораторы стали вкладываться все больше и больше. Во многих заведениях посетителям выдают пледы. Также все чаще можно встретить антимоскитные спирали и ванильную воду. В ресторане «Сенкевич», открывшем летний сезон масштабным шоу, есть специально огороженная детская площадка. В заведениях «Соленый&Зефир» разработали специальные название и логотип для летней веранды Scotch, а в «Старом Омске» обустраивают аж три разных веранды: с видом на шумную ул. Ленина, утепленную веранду и уединенную — внутри летнего дворика.

После введения запрета на курение в общественных местах летние кафе стали единственными заведениями, где гостям по-прежнему разрешено курить. Однако, по словам Вахтанга Касрадзе, большим конкурентным преимуществом это не стало. В целом ресторатор отмечает, что за прошедший год клиенты привыкли к новым правилам. «Сначала был небольшой спад из-за этого, но потом ситуация выровнялась», — говорит предприниматель.

Не думают о ландшафте

Однако, несмотря на наметившееся желание рестораторов сделать уличное пространство более удобным для людей, проблем в этой сфере остается немало. Сегодня со вкусом обустраивать веранды и балконы научились только крупные и известные заведения, в то время как рестораны и кафе в спальных районах по-прежнему не желают вкладываться ни в какую эстетику.

«Несмотря на обилие крупных фирм и самостоятельных специалистов, занимающихся ландшафтами, большинство владельцев предприятий общественного питания не хочет пользоваться их услугами ни при обустройстве, ни при эксплуатации летних веранд», — говорит ландшафтный дизайнер Александр Верховцев. На его взгляд, причина кроется не только лишь в желании местных рестораторов сэкономить на расходах. Большинство из них просто не понимает, насколько важно профессионально ухаживать за природными элементами искусственных городских ландшафтов. «Следствие этого — увядающие цветы в вазонах, неопрятные деревья и неухоженные газоны. В итоге к концу лета многие жители с нетерпением ждут, когда город очистится от таких сооружений», — считает он.

Кухня без изысков

Среди преимуществ летних веранд против отдельно стоящего кафе эксперты называют также возможность без ограничений заказывать блюда из ресторанного меню. В том случае, если стационарный ресторан и его сезонный вариант находятся на большом расстоянии, возможность предоставить клиенту широкий ассортимент пропадает. «Наше кафе стоит далеко не рядом с рестораном, поэтому мы готовим в основном только шашлык и пиццу. Еще есть простые закуски, например, куриные крылышки», — говорит Лобов. «Практика показывает, что в такие заведения за более сложными блюдами и не ходят, — отмечает предприниматель. — Но есть и свои плюсы: в уличном кафе мы поставили дровяную печь для пиццы, которую нет возможности установить в помещении».

По мнению ресторатора, в летнем кафе для посетителей значительно важнее не наличие разнообразной кухни, а уже упомянутые удобство и комфорт. «Сегодня никто уже не хочет сидеть в кафе с одноразовой посудой, где нет воды и элементарных удобств. Поэтому эпоха летних кафе уходит в прошлое. К тому же предпринимателям все сложнее работать на этом рынке».

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 22 (075) 16 июня

Добавить комментарий
Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.

Пять курсов, полезных для карьеры

Пять курсов, полезных для карьеры

Новые навыки и знания помогают не только в поиске работы, но и дают возможность стать еще более ценным специалистом. Хотим поделиться с вами полезными онлайн-курсами «Академии» HeadHunter для разных ...

Персональный призрак Кристен Стюарт

Персональный призрак Кристен Стюарт

Актриса, озолотившаяся на вампирской саге, вновь переходит на сторону зла в новом фильме. И, поверьте, вы тоже откроете рот.

Капитан омского «Авангарда»: «К юбилею жены научился играть на рояле»

Капитан омского «Авангарда»: «К юбилею жены научился играть на рояле»

Трое хоккеистов рассказали о своих вторых половинках.