Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

22 июня 2015 08.19

Крупнейший городской паблик «Типичный Омск» устранили конкуренты?

Уже почти неделю остается заблокированным крупнейшее омское сообщество «ВКонтакте» - «Типичный Омск». Официальная причина - реклама алкоголя. В день блокировки 17 июня паблик насчитывал свыше 108 тыс. подписчиков и мог зарабатывать на продаже рекламы до 7500 рублей в сутки. Сейчас по поиску «Типичный Омск» находится «клон» заблокированной группы. Паблик-двойник использует то же название и тот же аватар (логотип), что и оригинальный, однако насчитывает всего 60 тыс. подписчиков.

«Мою страницу взломали, затем от моего лица убрали всех администраторов группы, а в саму группу добавили рекламу алкоголя. Тут же пожаловались на группу, и через несколько часов она была заблокирована…» - описывает схему недобросовестной конкуренции создатель оригинального «Типичного Омска» Сергей Королев. Пользователи «ВКонтакте» уже называют этот случай «прецедентом первого рейдерского захвата омского паблика ВК». 

По словам Сергея, «захват» оригинальной группы произошел в считанные часы: около 4 часов утра 17 июня мошенники взломали его  страницу, тут же разместили в «Типичном Омске» рекламу алкоголя, а около 10:00 этого же дня паблик исчез. 

Напомним, что 4 ноября 2014 года «Типичный Омск» уже блокировался за рекламу алкоголя, но тогда его администраторы полностью признали свою вину. 

«Мы плохо сознавали риски нарушения правил пользования сайтом «ВКонтакте», но после того случая вся наша реклама стала проходить проверку у техподдержки. Сами подумайте, какой толк нам терять дело всей своей жизни в обмен на один проданный рекламный пост?» - объясняет администратор «Типичного Омска».

Согласно п. 5.3.18 упомянутых правил, администрация «ВКонтакте», в случае нарушения группой правил сайта или законов РФ, может по личному усмотрению принимать различные санкции вплоть до бессрочного блокирования такого сообщества. Однако в прошлый раз «Типичный Омск» был «прощен». 

«Создатель извинился перед техподдержкой, объяснил, что не знал про правила, они помолчали 4 дня и разбанили», - вспоминает администратор паблика. 

Теперь все осложняется тем, что ситуация выглядит как рецидив, на что, видимо, и рассчитывали мошенники. К настоящему времени основатель «Типичного Омска» Сергей Королев, по словам его администратора, так и не вернул контроль над своей личной страницей «ВКонтакте», хотя высылал техподдержке даже свою фотографию с паспортом и свежей газетой. Судьба его заблокированного детища тем более не ясна. 

«Старая группа была заблокирована за торговлю спиртными напитками. Это другая группа. Старой больше не будет», - сообщает от имени группы-клона некий Вячеслав Зорин, единственный ее администратор. Однако в подлинности его персональных данных приходится сомневаться. Например, поиск по фотографиям в Google помог установить, что он использует фотографии другого пользователя «ВКонтакте». 

Еще недавно  «Деловой Омск» публиковал обзор омских пабликов «ВКонтакте» и составил так называемый рейтинг «омскости» двадцати крупнейших групп, в названиях которых есть слово «Омск». Данные были актуальны на 1 июня 2015 года. Если бы к тому моменту клон «Типичного Омска» насчитывал свыше 30 тыс. подписчиков, то обязательно попал бы в этот рейтинг. Но есть важная тонкость: любой паблик может переименовываться сколько угодно раз. Именно так мы и установили, что на момент составления рейтинга нынешний клон «Типичного Омска» назывался «Омск live» и, входя в топ-5 омских пабликов по числу подписчиков (58296), занимал лишь предпоследнее место в нашем рейтинге «омскости». 

 Сам принцип выявления «омскости» является простым механизмом, с помощью которого можно легко определить «нечестный« региональный паблик с «накрученным» числом подписчиков. К слову, сделать это гораздо проще, чем доказать «завышенные тиражи» у ряда печатных СМИ. Достаточно в «поиске по подписчикам» выбрать лишь тех, кто местом своего проживания указал город Омск, а потом соотнести полученное число омичей с общим числом подписчиков группы. Наше исследование показало, что средняя доля омичей в подписчиках крупнейших омских групп составляет от 70 до 80%, а если этот процент оказывается ниже 50%, то здесь уже можно предполагать «накрутки», так как персонажи «ботнета» (изначально поддельные или когда-то украденные страницы пользователей, которыми управляет компьютерная программа) имеют рассеянную геопривязку. 

К слову, у оригинального «Типичного Омска» доля «омскости» на 1 июля достигала 75%. Зато у паблика, который на 1 июня назывался «Омск live», процент омичей в подписчиках составлял всего 4,35%. А с 17 июня, переименовавшись в «Типичный Омск», всего за 4 дня этот паблик нарастил омской публики почти до 8%. Можно предположить, что такая цифра была достигнута путем ввода в заблуждение аудитории, которая пыталась найти через поиск «Типичный Омск», не обнаружив его в списке своих групп, и подписывалась в итоге на «клона». 

Сам администратор новоиспеченного «Типичного Омска» не видит в своей «подделке» никаких формальных нарушений, а причастность ко взлому оригинальной группы, у которой он взял и название, и аватар, отрицает. 

«По картинке - есть кучи пабликов, которые имеют идентичные аватарки. Лично я тут ничего криминального не вижу. Вот если б эта картинка имела авторские права, которые заверяются в определенной инстанции, вот тогда бы был другой разговор. А сейчас вы просто мутите воду, намекая на какой-то взлом», - сообщил он в переписке автору материала.

Следует отметить, что сбор «доказательной базы» и последующее написание новостей по подобным прецедентам в социальных сетях осложняется быстрой изменчивостью среды. Например, за время написания этой статьи и сбора информации администратор «клона» успел удалить со своей официальной личной странички фотографии, взятые у другого пользователя; также он удалил пост вместе с комментариями, где пытался доказать автору свою непричастность ко взлому конкурента. Кроме этого, стоит понимать, что настоящие имена тех, кто говорит от имени администраторов «клона», вряд ли получится узнать: потенциально хакер может вести переписку от лица любого аккаунта, который входит в число его «ботов». 

Тем временем руководство «ВКонтакте», по мнению администраторов, потерявших контроль над оригинальным «Типичным Омском», также не способно быстро разрешать подобные спорные ситуации.   

«17 июня, в промежуток между 4 и 10 часами утра, когда уже был потерян контроль и над моей личной страницей, и над «Типичным Омском», я зашел со страницы администратора и пожаловался администрации ВК на собственный паблик, пояснив, что там размещена реклама алкоголя, но я никак не могу повлиять на ситуацию, так как лишен доступа, - вспоминает Сергей Королев. - Но жалобы от аккаунтов, которым меньше года, рассматриваются долго. Мне так никто и не ответил, а через несколько часов группу закрыли. Значит, чужую жалобу они услышали быстрее». 

Впрочем, на просьбу предоставить скриншот переписки, который бы доказывал факт своевременного обращения Королева в администрацию ВК, его администратор ответил отказом с формулировкой: «Не можем, простите. Нам теперь сложно доверять всем». Также вызывает сомнение факт, что среди ста тысяч подписчиков «Типичного Омска» не нашлось ни одного дружественного лица со «старым аккаунтом», который бы помог Сергею Королеву (опытному администратору, который смог создать крупнейший омский паблик) как можно быстрее донести до администрации ВК «правду о ситуации».   

Также невозможно доказать прямую причастность администрации бывшего «Омск live», надевшего маску «Типичного Омска», к «забаниванию» конкурента. Возможно, интернет-дельцы просто воспользовались сложившейся ситуацией. По крайней мере в ноябре 2014 года, когда крупнейший омский паблик впервые «рухнул» за алкоголь, тут же появилось сразу несколько пабликов, выдающих себя за «Типичный Омск». 

Вообще взломы страничек основателей пабликов и «увод» групп от хозяев - это повседневность в социальных сетях. В каком-то смысле эта среда напоминает «лихие 90-е», однако эксперты утверждают: кто сегодня сможет закрепиться на этих виртуальных плацдармах, невзирая на высокие риски и отсутствие правовых механизмов, тот завтра будет пожинать хороший рекламный «урожай», когда правовые регламенты возникнут, но «начинать с нуля« будет уже поздно. 

Фото: newit.info

Данные, приведенные в статье, актуальны на 16:20 омского времени 21.06.2015 г. 

Самое актуальное в рубрике: Общество

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 3):

Путин
Путин и админ
18 февраля, 23:26 | Ответить
Пар
Боитесь путина назвать своим именем? оно х....ло
18 февраля, 23:26 | Ответить
Пар
Какие же вы конченные...типичный омск..типичный николаев, типичная каховка...свое типичное гуано вы раскидали везде и вам будет за это....
18 февраля, 23:25 | Ответить