Ваш Ореол

Ваш Ореол

22 апреля 2015 08.36Народная экспертиза

Выжали все соки

«Ваш ОРЕОЛ» провел экспертизу яблочного сока и выяснил, что напиток под раскрученным брендом ещё не гарантирует качества.

Выжали все соки

Сок или нектар?

Несмотря на схожий вкус, эти два напитка отличаются друг от друга кардинально, по крайней мере, у добросовестных производителей. Содержимое пакета или банки, на которых написано «100-процентный сок», должно состоять только из сока, без добавления консервантов и искусственных ароматизаторов. Никакой химии! В техническом регламенте на сок указано, что этот продукт получают исключительно путём физического воздействия на съедобные части спелых, свежих либо высушенных фруктов. Соки из высушенных фруктов, правда, в магазинах не встречаются, или же об этом потребителей просто не извещают.

Но чаще всего производители мухлюют на другом - выдают за натуральный сок нектар. Между тем в нектаре яблочном должно быть не менее 50 процентов сока. Остальное - вода, сахар, лимонная кислота, ароматизаторы и красители. Если же яблочного сока в продукте ещё меньше, то нектаром называться он уже не может. По требованиям техрегламента название ему - «напиток сокосодержащий».

Чтобы обойти эти нормы, производители научились хитрить. Способ называется модным словом pulp-wash. К примеру, из апельсинов выжали сок. Разлили его по пакетам и продали. А то, что осталось от апельсинов, залили водой на несколько часов, потом снова отжали, и так несколько раз подряд. Потом добавили сахар, ароматизаторы и пустили в продажу в тех же пакетах, что и доброкачественный продукт.

Как «Ваш ОРЕОЛ» экспертизу проводил

В качестве предмета исследования мы решили выбрать самый популярный у покупателей сок - яблочный. Соки прямого отжима и соки с мякотью нашлись в ассортименте далеко не у всех производителей, поэтому для проведения эксперимента в гипермаркете «Триумф» был закуплен «сок яблочный, восстановленный, осветлённый» четырёх торговых марок: «Добрый» (по цене 115 рублей за 2 литра), «J7» (88,20 рубля за 0,97 литра), «Сады Придонья» (72,90 рубля за литр) и «Вико» (52,90 рубля за литр). Все торговые марки были зашифрованы и отправлены на суд наших экспертов. Конкурс на титул «лучшего яблочного сока» проходил в три этапа. Первый стал массовым и самым «народным» - в дегустации соков приняли участие читатели «Вашего ОРЕОЛА» и посетители выставки красоты и здоровья «Фестиваль моды - 2015», в начале апреля прошедшей в торгово-выставочном комплексе «Экспоцентр». В дегустации приняли участие более ста человек, все они могли проголосовать только за один понравившийся образец.

Второй раз соки пробовали уже в редакции - экспертами выступили члены нашей дегустационной комиссии. Они оценивали сок по всем правилам: вкусу, запаху, цвету, консистенции и всем выставляли оценки. За каждый из этих параметров конкурсант мог набрать максимум пять баллов.

Среди посетителей выставки красоты и здоровья «Фестиваль моды - 2015» с большим отрывом победил сок торговый марки «Добрый». Среди членов дегустационной комиссии такого единодушия не наблюдалась - вопреки обычной практике некоторым конкурсантам были даны диаметрально противоположные оценки. Видимо, что касается сока, на вкус и цвет товарищей нет.

Заключительный этап конкурса прошёл в испытательной лаборатории Центра сертификации и экспертизы «Омск-Тест».

Уголок потребителя

Какой бывает сок?

- Сок с мякотью. Такой сок считается самым полезным. Часто на пакете с таким соком есть надпись «гомогенизированный». Это означает, что с помощью специальной технологии производства сок доведён до однородной структуры, которая не будет расслаиваться.

- Сок прямого отжима. Его отжимают из свежих фруктов и сразу же разливают по пакетам. Кладезь полезных веществ.

- Сок восстановленный. Его делают из концентрата. Концентрат - это тот же сок прямого отжима, из которого выпарили лишнюю влагу. На производстве его разводят водой до первоначальной консистенции и разливают по пакетам.

- Сок осветленный - тот, из которого удалены микрочастицы мякоти.

Информация о том, какой именно сок вы покупаете, должна быть указана на этикетке.

Лабораторные испытания

- Качество соков должно соответствовать требованиям технических регламентов Таможенного союза «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и «Технического регламента на соковую продукцию из фруктов и овощей», - говорит заведующая испытательной лабораторией ООО «Центр сертификации и экспертизы «Омск-Тест» Александра Коробкова. - В лабораторных условиях соки исследуются по целому ряду физико-химических и микробиологических параметров. Наиболее интересно было проверить в представленных образцах массовую долю растворимых сухих веществ и массовую долю титруемых кислот (в пересчёте на яблочную). Если объяснять по-простому, то первый показатель говорит нам о том, сколько в соке собственно сока. По остатку сухих веществ - фруктозы, сахарозы и прочего - можно судить о том, что за напиток разлит в пакеты: сок, нектар или сокосодержащий напиток. По нормативным документам массовая доля сухих веществ в восстановленном яблочном соке должна составлять не менее 11,2, и чем этот показатель выше - тем лучше. Максимальная доля растворимых сухих веществ (12) по результатам лабораторных испытаний была выявлена в образце № 4 торговой марки «Вико». Образец № 2 торговой марки «J7» испытания по этому показателю не прошел.

Содержание титруемых кислот устанавливается требованиями технического регламента для того, чтобы сок не причинил вреда пищеварительной системе потребителей. Слишком кислый сок может оказать негативное воздействие, особенно на детей. В норме массовая доля титруемых кислот в яблочном соке должна составлять не более 1,3. В эти рамки уложились все конкурсанты.

Акцент

Сок ТМ «J7» производства компании «Вимм-Билль-Данн» по результатам дегустации плетётся в конце итоговой таблицы и не прошёл лабораторный тест.

Тем не менее из представленных образцов он является самым дорогим - 88 рублей 20 копеек за 0,97 литра. А сок ТМ «Вико», показавший лучшие результаты в испытательной лаборатории, - самым дешёвым.

Мнение

Надежда Беляева:

- Больше всего мне понравился вкус и запах образца под номером «1». В нём присутствует такой приятный привкус - как будто только что раскусил яблочное семячко. Он не очень концентрированный, с приятной кислинкой. Этому соку я поставила пять баллов. А вот сок под номером «4» лично мне показался слишком насыщенным.

Владимир Червонящий:

- Безусловный лидер - образец под номером «4». Это настоящий яблочный сок без всяких добавок. У него приятный, в меру терпкий вкус натурального яблока. За это я ставлю ему пять баллов. Аутсайдеры - образцы под номерами «1» и «2». В первом недостаточно вкуса и много лишней воды, второй очень кислый. Их вкус я оценил на два балла.

Состав жюри

Галина Ананьева, представитель Омского областного общества защиты прав потребителей

Татьяна Роденко, контент-менеджер электронного журнала «Класс»

Владимир Червонящий, специальный корреспондент газеты «Деловой Омск»

Надежда Беляева, ответственный секретарь газеты «Ваш ОРЕОЛ»

По теме
Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.