Деловой Омск

Деловой Омск

29 июня 2015 18.15Статьи

Офлайновая торговля уходит в историю

Эксперты рынка электронной торговли, собравшиеся на Санкт-Петербургском экономическом форуме, предрекают резкий подъем сетевой коммерции в России в ближайшие годы.

Офлайновая торговля уходит в историю

Фото: Сергей Коньков

Посетив панельную сессию «Интернет-торговля: мир без границ», корреспондент «ДО» убедился, что будущее наступило уже сегодня и российская экономика готова к вызовам времени.

Россия среди лидеров

В 2014 году общемировой объем интернет-продаж достиг 1,5 трлн долларов США. Согласно прогнозам, в ближайшие годы темпы роста онлайн-торговли будут стремительно увеличиваться. Председатель совета директоров A. T. Kearney Йохан Аурик уверен, что электронная коммерция является одним из подстегивающих факторов развития экономики в целом.

«Электронная коммерция растет быстрыми темпами и составляет 15,5% роста ВВП. В России она также играет колоссальную роль для развития экономики, хотя в вашей стране e-commerce достиг всего лишь 2% от общего оборота розницы. Тем не менее Россия вошла в первую десятку стран, где этот рынок развивается особенно быстрыми темпами», — рассказывает Аурик.

Наиболее активно пользуются сервисом покупок в Сети жители столичных регионов. По данным экспертов, до 60% сделок совершают жители Москвы и Санкт-Петербурга. Темпы прироста по 20% в год (а среди владельцев смартфонов эта цифра выше) позволяют надеяться на масштабирование предложения вглубь страны.

«Потенциал роста электронной коммерции гораздо выше. Платежные системы должны являться платформой для развития торговли. К сожалению, в России все еще большая часть покупок оплачивается наличными. Это одна из главных проблем на пути эволюции», — продолжает Аурик.

Логистика — ахиллесова пята

Эксперты называют и другие существенные трудности, тормозящие развитие услуги. Главная из них — несовершенство логистики в регионах. Преимущество имеют те игроки, которые могут оказывать недорогие и качественные услуги по доставке заказов, но их в России не так много. Тем не менее генеральный директор Ozon.ru Дэнни Перекальски убежден, что уже следующее поколение пользователей Сети будет совершать покупки только в интернете.

«Сейчас в Сети покупают косметику, игрушки, какие-то недорогие товары, но в перспективе количество названий вырастет, внедрятся и услуги. Например, я уверен, что появится сервис, благодаря которому родители смогут заказывать доставку школьного питания своему ребенку», — загадывает Перекальски.

При этом президент по деловым операциям в Южной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Google Карло д’Азаро Бьондо призывает коллег объективно смотреть на вещи. По мнению одного из руководителей поискового гиганта, не стоит думать, что развитие технологий приведет к полному уничтожению офлайна.

«Мне кажется онлайн- и офлайновые магазины смогут существовать параллельно. Единственное, о чем можно говорить уверенно, что эволюцию e-commerce подтолкнет развитие мобильных платформ. Уже сейчас в ЕЭС в этой отрасли занято 3 млн человек, думаю, и в России эта сфера будет развиваться стремительно».

Российских пионеров нового рынка смущает тот факт, что у иностранных компаний, пришедших в Россию, появляется конкурентное преимущество. Они более опытные игроки, и у них есть возможность сократить издержки. Исполнительный директор ПАО «Платформа Ютинет» Всеволод Страх уверен, что локальные компании находятся в неравных условиях с глобальными фирмами. Господин Страх предлагает ввести налог на каждую транзакцию и списывать его в реальном времени, чтобы устранить неравенство.

Комментарии

Где платить налоги?

Илья Костунов, депутат Государственной Думы

Подготовка кадров для этой сферы требует дотаций от государства. Более того, чтобы «Почта России» взяла на себя доставку всех заказанных товаров, также требуются большие бюджетные вливания и совершенствование логистики. При этом отсутствие границ приводит к размыванию налогооблагаемой базы. Налицо явная проблема увода от налогообложения прибыли магазинов, сгенерированной на территории России. Как ее решить, пока непонятно. Я думаю, что один из выходов заключается в подписании межгосударственных соглашений. Есть пример заключения договора между США и Японией, по которому страны обмениваются информацией и США отдает часть налогов на прибыль, полученной международными компаниями на территории Японии. Подобная система работает и в Евросоюзе, где налогооблагаемая база распределяется в ту точку, где была сгенерирована прибыль. Я хотел бы призвать участников рынка включиться в процесс разработки системы.

Россиянам никто не мешает

Марк Завадский, директор по развитию AliExpress в России и СНГ, генеральный директор Alibaba Россия

Мы заинтересованы в том, чтобы мотивировать людей платить картой или использовать электронные кошельки. Но для этого нужно, чтобы покупатель вам доверял. Отмечу, что нам удалось завоевать расположение клиентов, и они все чаще используют безналичные платежи. Еще недавно существовала проблема перекоса рынка в сторону Москвы и Петербурга, регионы не активно включались в новую реальность. Сейчас этот тренд меняется.

Нас часто обвиняют в том, что мы не даем развиваться местным игрокам. Но мы заинтересованы в том, чтобы местные компании имели все возможности для развития, особенно если это производственный бизнес. Наши конкуренты, которые зарегистрированы в России, как и мы, торгуют зарубежными товарами, вместо того, чтобы делать акцент на собственном производстве. Получается, что ряд экспертов говорят не о поддержке российского производителя, а о поддержке российских трейдеров. Рынок еще пребывает в зачаточном состоянии, конкуренция не такая уж острая, места хватит всем. Есть и незанятые ниши: AliExpress работает в одном вещевом сегменте. Мы не предлагаем услуги, не предлагаем билеты, мы не продаем товары для дома. Что мешает местным компаниям занять эти отрасли?

Рынок только формируется

Сьюзан Эти, профессор Стэнфордского университета

Россия переживает начальную стадию развития коммерции в глобальной Cети. Большие данные и использование новых технологий требуют серьезной подготовки и длительного опыта успешной работы на рынке. Ключевым фактором эволюции среды являются инвестиции в развитие компьютерных технологий во всей стране. Если у вас будет больше покупателей, то вы будете привлекать больше продавцов. Чем крупнее будет эта сфера, тем больших успехов она достигнет в будущем. Главную роль сыграют компании, разработчики мобильных платформ, через которые будет налажена торговля.

Главное — запустить сервис

Алексей Скатин, заместитель генерального директора «Почты России» по логистике

Кто-то должен взять на себя нагрузки в офлайновой части услуги, в первую очередь в логистике. Эксперты много говорят о необходимости строительства сети дистрибуции, которая является неким базисом, чтобы конечный потребитель максимально быстро и удобно получал посылку с заказанным товаром. Сервис должен быть одинаково хорош как для трансграничной торговли, так и для домашнего рынка. Много говорится о том, что в Москве и Питере уровень предоставления услуги уже достиг высоких показателей, а в регионах не хватает качества. Это действительно так, именно поэтому в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке нужно строить большие логистические фабрики.

Торговля уйдет в сеть

Василь Лацанич, вице-президент по маркетингу ОАО «МТС»

Мы считаем, что e-commerce, торговля и обслуживание в интернете будут развиваться огромными темпами, потому что это естественный эволюционный процесс. МТС в партнерстве с АФК «Системой» купил долю в магазине «Озон.ru», и нам удалось заскочить в вагон этого поезда и стать участниками развивающегося процесса.

E-commerce живет благодаря интернету, а интернет — это наш главный бизнес, причем как мобильный, так и фиксированный. От того, насколько быстрым будет доступ и вездесущими станут сети, зависит будущее этого рынка и его состоятельность. МТС обладает более чем 70-милионной базой клиентов в России. Эту базу можно использовать, чтобы развивать торговлю, обслуживание и продажи. Мы верим в интернет и уверены, что в ближайшем будущем в Сеть переместится если не вся торговля, то почти вся.

Демпинг убивает конкуренцию

Герман Клименко, председатель совета Института развития интернета

Если посмотреть статистику, то в десятку самых посещаемых сайтов в России попал магазин Alibaba. Он популярнее главного торрент-трекера. Это прекрасная торговая компания, она предлагает отличный сервис и дешевый продукт, но если копнуть поглубже, то получается, что мы развиваем чужую экономику, в которой изначально более дешевые трудовые ресурсы и более низкие издержки. Alibaba в России за два года выросла с нуля до топового уровня, а местные игроки рынка электронной торговли должны отвоевывать свое место под солнцем у офлайновой розницы. Мы вошли в оргомный мир электронной торговли на высокой скорости, с несогласованной налоговой системой. Нужно срочно уравнять в правах иностранных и российских игроков. Это неправильно, когда главным маркетинговым инструментом зарубежных компаний является ценовой демпинг. Конкуренция должна быть честной.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 23 (076) 23 июня

Добавить комментарий
В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Омские производства, что помогают космическим кораблям бороздить просторы Вселенной.