Деловой Омск

Деловой Омск

02 июля 2015 15.24Статьи

Морем не пахнет: можно ли в Омске производить красную икру

В свое время перед молодым предпринимателем, коммерческим директором ООО «Абсолют Инвест» Сергеем Кондратьевым встал вопрос: продолжать заниматься торговлей морепродуктами или создать собственное производство.

Морем не пахнет: можно ли в Омске производить красную икру

Вадим Харламов

Крупные федеральные сети не любят работать с посредниками, предпочитая закупать товар напрямую у производителя. Не дают спать спокойно и конкуренты. Однако маленькая, но амбициозная дистрибьюторская компания Кондратьева пошла на риск, открыв в таком далеком от морей-океанов Омске цех по фасовке морепродуктов.

Сегодня предприятие полным ходом развивает дистрибьюторскую сеть, его продукция идет на внутренний экспорт и за пределы страны. Сергей Кондратьев убежден: бизнес должен прирастать за счет двух вещей — освоения новых территорий и снижения себестоимости. Выход на новые рынки сбыта, в том числе соседних государств, позволит компании расти географически, а открытие собственного производства — влиять на стоимость продукции, при этом повышая конкурентоспособность бизнеса.

Опора на торговлю

Молодой предприниматель — один из тех сотен тысяч, выбравших в качестве основной бизнес-стези торговлю. Кто-то скажет: самое простое, чем можно заняться, минимум вложений и интеллектуального труда, купил — продал — заработал. Но ведь с самого простого начинали копить свои состояния многие известнейшие предприниматели. Олег Тиньков, к примеру, продавал товары народного потребления, постепенно перейдя на электротехнику. Представит ли сейчас кто-либо основателя бренда Sela Бориса Остроброда торгующим на рынке купальниками из Израиля, а икону бизнеса Ричарда Бренсона — рождественскими елками?

«Так устроен мозг каждого из нас. Кому-то проще и интереснее заниматься строительством или гостиничным бизнесом, а кому-то — торговлей, — говорит Сергей. — Друг, к примеру, продает франшизы придуманного им шоу мыльных пузырей. До сих пор, имея немалый опыт в бизнесе, не могу понять, как ему это удается».

Первый бизнес-план будущей компании по торговле морепродуктами Сергей с товарищем составляли на салфетке. По их подсчетам, вложить требовалось больше 1 млн рублей. Просчитали логистику, траты на аренду и заработную плату, очертили круг потенциальных клиентов. Компаньон Сергея отправился в командировку на Дальний Восток налаживать деловые контакты с поставщиками сырья.

Молодые люди, может, и дальше бы торговали мороженой кетой, горбушей и снежным камчатским крабом, если бы не условия современного рынка.

«Крупным компаниям, закупающим в десятки раз больше сырья, проще продавать его в торговые сети, ведь ритейлеры замотивированы работать с такими поставщиками, — продолжает Сергей. — Но сетевому бизнесу интересно сотрудничать и с производителем. Вариантов тактических стратегий на тот момент было немного — создавать собственное производство или становиться импортером».

Икра красная, омская

«Абсолют Инвесту» в итоге удалось не только открыть цех по производству рыбных консервов, но и организовать сбыт внутри страны и за ее пределами. Продукция прошла сертификацию на территории Таможенного союза. Компания — единственная в Омске, имеющая право поставлять морепродукты в страны-члены ТС.

Создать с нуля производственный цикл, по признанию руководства предприятия, было нетрудно. Вряд ли в это можно поверить, но Сергей Кондратьев уверяет: подсчеты затрат на его организацию практически не велись, никто даже не думал составлять бизнес-план и просчитывать финансовую модель проекта.

«Мы не рассчитывали сроки окупаемости и прочие экономические показатели. Зачем? Ведь понимали: канал сбыта налажен, и этого достаточно. Важнее другое — организация процесса и качество выпускаемой продукции. Опыта в подобной отрасли у нас не было. В теории вроде бы все просто, а как на практике?

И действительно, доверие конечного потребителя нужно еще завоевать. Кому-то, наверняка, окажется странным видеть на баночке с красной икрой в графе «Изготовитель» Омскую область. У покупателя сформировался прочный стереотип: морское сырье должно быть переработано там, где выросло. Многочисленные эксперты в области общественного питания безустанно твердят с экранов телевизора: покупайте рыбные консервы производителя, дислоцирующегося в местах обитания переработанной им продукции.

«Весьма распространенное заблуждение. На самом деле близость или удаленность производителя от сырья не играет никакой роли, — поясняет Сергей. — Это влияет разве что на себестоимость. Для открытия производства на Дальнем Востоке необходимо через всю страну везти упаковку — основные ее производители находятся в европейской части России, Германии, Турции. Закупают ее и в Китае, но страдает качество сырья. Декларированная ими вакуумная упаковка на самом деле может оказаться негерметичной. Икра дорогая не оттого, что упаковывается далеко от моря. Само сырье недешевое. А накрутка, если, допустим, брать опт, в четыре процента уже существенна».

Диверсификация как способ выжить

В Омской области, по мнению бизнесмена, есть условия для развития бизнеса — внешняя среда благоприятствует. Низкая арендная плата, кадровый потенциал, уровень заработных плат тоже пока оставляет желать лучшего. Ни для кого не секрет — работодатель экономит на всем, в том числе и на плате за труд своим работникам.

«Если кризис и есть, то в каких-то отдельно взятых отраслях, — считает директор. — Наша компания прирастает. За счет территории отгрузки. Если в Омской области мы не найдем своего покупателя, то найдем его в другом регионе или даже государстве».

На омский рынок продукция ООО «Абсолют Инвест» практически не поступает, разве что в специализированные магазины, торгующие морепродуктами. Продукция омичей, кстати, имеет свою торговую марку — «Охотская».

В скором времени, возможно, придется придумывать название для другой торговой марки. Из моря предпринимателей потянуло в лес. У компании «Абсолют Инвест» появилось другое направление развития — открылся цех по производству и фасовке древесного угля. Начали, кстати, по старой традиции, пробовали рынок, так сказать. Уголь покупали и перепродавали, лишь после занялись его изготовлением. Пока производство сезонное. Уголь «доводят до кондиции» на лесных делянках, где стоят печи. Древесный уголь пользуется популярностью не только у любителей загородно-шашлычного отдыха. Его применяют и в сельском хозяйстве, и в металлургии. И для такого продукта можно найти массу каналов сбыта.

«Любое предприятие должно иметь подушку безопасности, идти по пути диверсификации. Работать с одним продуктом, к тому же сезонным, — рискованно», — уверен Сергей Кондратьев.

Стратегия завоевания рынка у «Абсолют Инвеста» уже расписана. Компания копит потенциал — кадровый, технический, производственный. Копит для того, чтобы в ближайшее время совершить бизнес-прорыв.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 24 (077) 30 июня

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.