Новый Омск

12 июля 2015 13.17Общество

Ученые нашли аномально тяжелую черную дыру, «съевшую» почти всю галактику

Открытие огромной черной дыры в центре сравнительно небольшой галактики ставит под сомнение прежние теории роста данных космических объектов.

Ученые нашли аномально тяжелую черную дыру, «съевшую» почти всю галактику

Фото: ESO/M. Kornmesser

Астрофизики обнаружили сравнительно небольшую галактику в ее ранней эпохе жизни, в центре которой расположилась аномально тяжелая черная дыра. Необычное соотношение масс галактики и черной дыры переворачивает представления ученых об их росте, сообщается в статье, опубликованной в журнале Science.

«Во время этих наблюдений мы пытались искать «нормальные» черные дыры и галактики, а не их экзотические варианты. Наш проект был нацелен на поиск сверхмассивных черных дыр «средней массы», которые населяют большинство галактик сегодня. Мы были просто шокированы тем, что нам удалось найти такую чрезвычайно большую черную дыру в такой ранней эпохе», — заявила Меган Урри из Йельского университета (США).

При помощи орбитальных телескопов XMM-Newton и Чандра, работающих в рентгеновском диапазоне, Урри и ее коллеги наблюдали за далекими галактиками во Вселенной в том виде, в каком они находились спустя примерно 1,5-2 млрд лет после Большого Взрыва — то есть в первую эпоху жизни Вселенной. Именно тогда формировались самые ранние галактики.

Именно так была обнаружена, на первый взгляд, весьма заурядная галактика CID-947. Масса ее звезд всего в 44 миллиарда раз превышает массу нашего Солнца. Для сравнения, масса всех звезд Млечного пути превышает солнечную массу в 64 миллиарда раз. Однако, несмотря на скромную массу всей галактики, в ее центре астрофизики обнаружили аномально тяжелую черную дыру, чья масса превышает солнечную почти в семь миллиардов раз. Это делает данный объект одним из самых больших черных дыр в юной Вселенной.

Устоявшиеся в науке теории формирования и роста галактик и черных дыр в их центрах постулируют, что оба объекта растут примерно с одинаковой скоростью, а их массы всегда соотносятся как 1 к 500. Однако открытая учеными галактика опровергает эти теории, так как черная дыра внутри нее всего в 8 раз легче, чем вся галактика в целом. Получается, что росла она быстрее галактики, поглощая почти весь газ, который попадал в CID-947 из межгалактической среды, относительно богатой и плотной по сравнению с сегодняшним днем.