Ваш Ореол

Ваш Ореол

17 июля 2015 10.27Колумнисты

Кадровая революция Петра Первого

Наверное, всем нам хотелось бы, чтобы в управляющих государственных структурах работали образованные, высококвалифицированные специалисты. Очевидно, что от удачного, правильного подбора кадров управленцев выигрывают абсолютно все. Однако как укомплектовать государственный аппарат компетентными людьми - это было и остаётся проблемой из проблем на протяжении длительного времени. Какие избрать критерии для назначения чиновника на высокий пост?

Возможно, наиболее заметным в истории России прорывом в решении вопроса о подборе кадров была самая настоящая «демократическая кадровая революция» Петра Первого. Именно он решительно порвал с прежними подходами к распределению государственных должностей, которые назывались местничеством. Правда, формальная отмена этого правила состоялась ещё при старшем брате Петра Фёдоре Алексеевиче в 1682 году. «Местничество» - это принцип назначения на государственные должности строго в соответствии с родовитостью, древностью и знатностью рода. Самые высокие посты в государстве могли занимать исключительно Рюриковичи, то есть прямые потомки первого древнерусского князя. Затем шли боковые ветви этого рода, потомки братьев, соратников и первых помощников Рюрика и т. д. Кроме прямой генеалогии учитывалась именно древность рода: если предка какого-то боярина помянули в летописи в XII веке, а другого лишь в XIII, то не-оспоримо первый признавался более родовитым, а следовательно, всегда назначался на более высокую должность в государстве. Учитывались и персональные заслуги предков, для этого велись так называемые разрядные книги, и ведал этими делами Разрядный приказ - специальное ведомство, предшественник министерства. А местничеством это называлось потому, что от знатности рода зависело место боярина в Боярской думе: он мог сидеть либо в первом ряду от царя, либо в шестом и т. д. Споры по этому поводу длились многими годами. Частенько бояре, приходя на заседание своей Думы, устраивали самые настоящие драки в борьбе за место. Скажем, боярин на восьмом месте считал, что сидящий перед ним на седьмом месте человек менее древнего и менее заслуженного рода, и потому он сам пытался физически восстановить справедливость. В таких случаях бояре очень активно «таскали друг друга за брады», и разнять их мог только царь-государь. Он же и разрешал спор о месте.

Оно бы и ладно, если бы это был только вопрос престижа и символического места на заседании в Боярской думе, но, как уже говорилось, от родовитости зависело назначение человека на ответственный пост. И при таких порядках будь ты хоть семи пядей во лбу, но ходить тебе в подчинённых какого-либо более родовитого, но тупого боярина всю жизнь. А он может быть и полным бездарем или вообще человеком необразованным и даже глупым. Но ему «на роду написано» возглавлять какой-либо приказ или быть старшим в какой-либо кампании. Особенно большой вред местничество наносило в делах обороны страны. Главнокомандующим мог быть назначен только самый знатный боярин или князь, даже если он уже неоднократно доказал свою неспособность к управлению войсками. А талантливый полководец оставался на вторых и третьих ролях только потому, что его род стал известен лишь в XIV веке, а не ранее. Никакие способности, даже гениальные, не брались в расчёт. И так - во всех звеньях государственного аппарата и войска. Трудно подсчитать, какой урон нанёс этот принцип местничества и в гражданском, и в военном ведомствах, сколько войн было из-за этого проиграно.

И отменить местничество оказалось не так легко, хотя в 1682 году даже разрядные книги демонстративно сожгли, чтобы обозначить, что прошлые заслуги предков не будут учитываться при назначении на должности. Местничество, однако, оказалось очень живучим. И понадобился такой крутой «революционер», как Пётр Великий, которому удалось сломить этот пережиток родового строя. Главное, что он смог не только добиться фактической отмены местничества, но и придумал целую систему, заменяющую этот принцип. В 1722 году была принята Табель о рангах, согласно которой все должности и чины в гражданской, военной и придворной службе давались исключительно за личные способности и заслуги. Табель включала в себя восходящий перечень 14 чинов - от младшего 14-го класса до 1-го. Каждый человек, вступающий на государственную службу, должен был начинать её только с чина 14-го класса независимо от своего происхождения и родового титула и только лишь затем своей добросовестной службой добиваться соответствующего

повышения в чине и классе. Это ставило в равные условия всех государственных служащих и офицеров. Талантливые и способные быстро достигали при Петре довольно высоких чинов, хотя и были не из древних боярских родов. Демократичность этой петровской реформы заключалась не только в уравнивании шансов дворян. На государственную службу брали и не дворян, то есть разночинцев из простого люда. Получение первого офицерского чина - фендрика - давало право на потомственное дворянство, в гражданской службе 14-й класс сопровождался возведением в личное дворянство, а если человек дорастал до 8-го класса - до коллежского асессора, то ему давалось потомственное дворянство, которое распространялось и на всех его детей. Таким образом происходила демократизация дворянского класса, он получал пополнение в лице способных и образованных офицеров и чиновников, которые добросовестной службой Отечеству доказали своё право находиться в привилегированном высшем сословии. В то же время титулованные, но избалованные и бездарные потомки из древних родов больше не могли занимать высоких постов и наносить ущерб армии и государству своими некомпетентными решениями. Состоялась, таким образом, чистка государственного аппарата и заметное повышение качества его работы. В законе о введении Табели о рангах прямо говорилось о том, что эта мера направлена на привлечение на госслужбу и продвижение по ней талантливых людей из простонародья: «Дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать». Пётр настолько последовательно и жёстко продвигал реализацию своей идеи «социального лифта», что регламентировал в соответствии с Табелью все сферы жизни чиновников. Так, если кто-то из аристократического рода в церкви становился вперёд других «не по чину», то он подвергался штрафу в размере двухмесячного жалования.

Весьма полезная была эта мера. Но вот с коррупцией в рядах чиновничества даже Пётр Первый не справился, оставил эту проблему нам.

Материал был опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 28(861) от 15 июля 2015 г.

Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.