Деловой Омск

Деловой Омск

17 июля 2015 15.07Статьи

Наталья Коробова: Почему спрос на готовый бизнес в Омске ничтожен?

На омском рынке готового бизнеса все реже появляются крупные проекты, и количество совершенных по ним сделок минимально. Более 40% покупок приходится на небольшие торговые объекты.

Наталья Коробова: Почему спрос на готовый бизнес в Омске ничтожен?

Вадим Харламов

На омских специализированных порталах по продаже готового бизнеса в общей сложности выставлено более 1 тыс. предложений. Так, ресурс «Готовый бизнес» предлагает около 300 позиций. На avito.ru около 1300 работающих бизнес-идей. Заявок на покупку готового бизнеса при этом в сотни раз меньше. Например, на 295 продавцов сайта «Готовый бизнес» приходится всего 12 покупателей.

Состояние недвижения

Эксперты утверждают, что последние полгода рынок готового бизнеса в Омске практически неподвижен. «Стоит колом, — дает характеристику ситуации создатель сайта продажи готового бизнеса в Омске Дмитрий Кущев. — Поэтому с сентября я решил отказаться от этой деятельности».

Федеральные специалисты не спешат хоронить данный рынок, утверждая, что кризисный период как раз создает благоприятные условия для продажи и покупки готового бизнеса. «Во-первых, значительно снижается конкуренция, — объяснил в комментарии «ДО» гендиректор Moneyman Борис Батин. — Девять из десяти предпринимателей, желающих начать свое дело, отказываются от этой идеи до более стабильных времен, что увеличивает возможности успеха для тех, кто все же решается приобрести готовый бизнес. К тому же в секторе b2b открывается ряд перспектив. Падает спрос, а значит уменьшается цена аренды офисов в бизнес-центрах, складов, стоимость расходных материалов, оргтехники, мебели, транспортных расходов.

В-третьих, покупка работающего бизнеса значительно уменьшает риск банкротства, поскольку модель является рабочей, и даже если не блещет сверхуспехами, то как минимум остается на плаву».

«Кризис, безусловно, повлиял на спрос-предложение, — солидарна с коллегой независимый финансовый директор Татьяна Сапрыкина. — Число покупателей уменьшилось, они стали более выборочно относиться к покупкам. Продавцам пришлось скорректировать цены».

Результаты исследования, проведенного бизнес-брокерской компанией «Альтера Инвест», напротив, показали, что в Омске, как и в целом по стране, спрос на готовый бизнес превышает предложение. «Это подтверждают данные Yandex-аналитики WordStard: в Омске на 441 запрос «купить бизнес» приходится 188 «продать бизнес», — сообщила «ДО» руководитель отдела развития и PR компании Екатерина Лисина. — Конверсия этих запросов в конкретные оформленные заявки и объединение потенциальных покупателя и продавца в фактические сделки купли-продажи — работа бизнес-брокеров в регионе».

По словам Лисиной, более 52% предпринимателей Омска знают о возможностях приобретения готового бизнеса и хотели бы воспользоваться этим инструментом. Однако город не вошел в число регионов, где в прошлом году наблюдался значительный рост спроса на готовые бизнес-проекты.

Проводы одежды

По информации «Альтера Инвест», с начала этого года более 43% сделок купли-продажи бизнеса были совершены в сфере торговли. Местные эксперты подтверждают привлекательность торговых точек в ценовом сегменте до 1 млн рублей прежде всего для начинающих предпринимателей с небольшим объемом инвестиций.

Четвертая часть всех выставленных на продажу «упакованных» предприятий в Омске — это небольшие магазины, киоски и павильоны. Большинство продавцов предлагают магазины одежды, цветочные бутики и точки по розливу пива. В первом сегменте, например, можно приобрести за 20 тыс. рублей секонд-хенд без торгового места с 200 кг товара и оборудованием, а также товарные остатки за 1 тыс. рублей.

Владелица шоу-рума INJOY Евгения Романцова объясняет рост количества предложений магазинов одежды тем, что потенциальные клиенты недорогих бутиков сейчас пытаются еще больше сэкономить на швейных изделиях.

«В какой-то мере уходу предпринимателей из сферы торговли одеждой способствует увлеченность людей самостоятельными покупками через интернет, — отмечает Романцова. — Но основная причина снижения спроса — необходимость экономить на товарах не первой необходимости. Чтобы выйти из бизнеса с минимальными убытками, владельцы магазинов пытаются продать их новичкам в этом деле».

На грани фола

Предложения готового бизнеса с входным порогом от 27 тыс. рублей можно найти в разделе «Общественное питание». Чаще всего продавцы предлагают киоски по продаже шаурмы и беляшей, шашлычные и придорожные кафе. В более высокой ценовой категории имеются спортбары, лобби-бары, столовые и небольшие пивные рестораны.

Впрочем, на продажу выставлены и относительно известные в сфере общепита бренды. Например, новосибирская сеть напитков на вынос «Точка кофе», пришедшая на омский рынок год назад, продает два своих киоска общей стоимостью 1,6 млн рублей. Потенциальным покупателям этого бизнеса обещают окупаемость не больше 18 месяцев и ежемесячную чистую прибыль с одной точки в 50-70 тыс. рублей.

За 1 млн рублей продают свое заведение владельцы закусочной-бистро мексиканской кухни IMexiko, которое два года назад первым в Омске ввело формат автораздачи заказа.

Самый крупный бизнес-проект в сфере общепита, выставленный сейчас на продажу, — ресторан «Варьете» стоимостью 115 млн рублей. Как сообщил «ДО» соучредитель «Варьете» Андрей Крикунов, решение о продаже заведения было принято из-за его затратности и необходимости инвестиций в другой бизнес.

По мнению Татьяны Семикиной (рестораны «Бамбуши», «Монплезир», «Лав Стори»), достаточное количество предложений готового бизнеса в сфере общественного питания связано с высокой конкуренцией, которую выдерживают далеко не все. «Соперничество на нашем рынке не всегда добросовестно, — считает Семикина. — К тому же в ресторанный бизнес пришло достаточно много непрофессионалов, которые со временем вынуждены уйти из дела. Нельзя исключать и того факта, что в свое время собственники ресторана могли выбрать для него не очень хорошее место, а ведь расположение заведения является определяющим критерием для его успешности. Это тоже может подтолкнуть владельцев бизнеса проститься с ним».

Не банное время

По сравнению с прошлыми годами с рынка готового бизнеса практически полностью исчезли объекты коммерческой недвижимости, объявления о продаже туристических компаний и стоматологий. Если в 2012-2013 годах на реализацию выставлялось около десяти зубоврачебных клиник, пяти турагентств и несколько небольших торговых комплексов, то сейчас подобных предложений почти нет.

Количество предлагаемых к покупке бань, саун и мини-гостиниц по сравнению с докризисным периодом при этом не изменилось. Однако, если до 2014 года до 50% объявлений о продаже приходилось на крупные объекты стоимостью 40-150 млн рублей, то теперь эту нишу в основном занимают мини-сауны ценой до 1 млн рублей.

Среди крупных помывочно-развлекательных объектов, предлагаемых сейчас к продаже, — банный комплекс «Партизан» за 50 млн рублей, гостиница-сауна «Причал» стоимостью 5,1 млн рублей и центр отдыха «Пара-воз» за 16,5 млн рублей.

Комментарии

Татьяна Сапрыкина, независимый финансовый директор

Все зависит от характера бизнеса. Одно дело купить готовый, функционирующий ТРЦ, другое — магазин, ресторан. Когда бизнес продается, сразу возникает вопрос — почему: он не прибыльный, с ним есть проблемы? И потом иногда лучше начать бизнес с нуля, чем исправлять то, что уже есть. Купить выгодное готовое дело не так просто. Нужно делать грамотный due diligence, анализировать риски, моделировать развитие на несколько лет вперед, считать эффективность.

Вадим Погодин, гендиректор компании «Первый брокер»

Интерес к покупке готового бизнеса как таковой не снизился, изменились другие факторы на этом рынке. Прежде всего произошло снижение покупательского спроса, что связано с осторожностью потенциальных покупателей при инвестировании. И это проблема больше психологического, нежели экономического характера. Количество предложений на продажу на данный момент, конечно, превышает спрос, но этот очевидный факт не говорит об упадке на рынке, а лишь указывает на то, что рынок движется по другому вектору развития.

Также отмечу такой фактор, как выброс на рынок готового бизнеса некачественных предложений, которые не являются привлекательными, не приносят прибыли, находятся на грани банкротства.

Наталья Коробова

В подготовке материала принимала участие Татьяна Гатина

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 26 (079) 14 июля

Теги: Бизнес

Добавить комментарий
В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.