Деловой Омск

Деловой Омск

17 июля 2015 15.07Статьи

Наталья Коробова: Почему спрос на готовый бизнес в Омске ничтожен?

На омском рынке готового бизнеса все реже появляются крупные проекты, и количество совершенных по ним сделок минимально. Более 40% покупок приходится на небольшие торговые объекты.

Наталья Коробова: Почему спрос на готовый бизнес в Омске ничтожен?

Вадим Харламов

На омских специализированных порталах по продаже готового бизнеса в общей сложности выставлено более 1 тыс. предложений. Так, ресурс «Готовый бизнес» предлагает около 300 позиций. На avito.ru около 1300 работающих бизнес-идей. Заявок на покупку готового бизнеса при этом в сотни раз меньше. Например, на 295 продавцов сайта «Готовый бизнес» приходится всего 12 покупателей.

Состояние недвижения

Эксперты утверждают, что последние полгода рынок готового бизнеса в Омске практически неподвижен. «Стоит колом, — дает характеристику ситуации создатель сайта продажи готового бизнеса в Омске Дмитрий Кущев. — Поэтому с сентября я решил отказаться от этой деятельности».

Федеральные специалисты не спешат хоронить данный рынок, утверждая, что кризисный период как раз создает благоприятные условия для продажи и покупки готового бизнеса. «Во-первых, значительно снижается конкуренция, — объяснил в комментарии «ДО» гендиректор Moneyman Борис Батин. — Девять из десяти предпринимателей, желающих начать свое дело, отказываются от этой идеи до более стабильных времен, что увеличивает возможности успеха для тех, кто все же решается приобрести готовый бизнес. К тому же в секторе b2b открывается ряд перспектив. Падает спрос, а значит уменьшается цена аренды офисов в бизнес-центрах, складов, стоимость расходных материалов, оргтехники, мебели, транспортных расходов.

В-третьих, покупка работающего бизнеса значительно уменьшает риск банкротства, поскольку модель является рабочей, и даже если не блещет сверхуспехами, то как минимум остается на плаву».

«Кризис, безусловно, повлиял на спрос-предложение, — солидарна с коллегой независимый финансовый директор Татьяна Сапрыкина. — Число покупателей уменьшилось, они стали более выборочно относиться к покупкам. Продавцам пришлось скорректировать цены».

Результаты исследования, проведенного бизнес-брокерской компанией «Альтера Инвест», напротив, показали, что в Омске, как и в целом по стране, спрос на готовый бизнес превышает предложение. «Это подтверждают данные Yandex-аналитики WordStard: в Омске на 441 запрос «купить бизнес» приходится 188 «продать бизнес», — сообщила «ДО» руководитель отдела развития и PR компании Екатерина Лисина. — Конверсия этих запросов в конкретные оформленные заявки и объединение потенциальных покупателя и продавца в фактические сделки купли-продажи — работа бизнес-брокеров в регионе».

По словам Лисиной, более 52% предпринимателей Омска знают о возможностях приобретения готового бизнеса и хотели бы воспользоваться этим инструментом. Однако город не вошел в число регионов, где в прошлом году наблюдался значительный рост спроса на готовые бизнес-проекты.

Проводы одежды

По информации «Альтера Инвест», с начала этого года более 43% сделок купли-продажи бизнеса были совершены в сфере торговли. Местные эксперты подтверждают привлекательность торговых точек в ценовом сегменте до 1 млн рублей прежде всего для начинающих предпринимателей с небольшим объемом инвестиций.

Четвертая часть всех выставленных на продажу «упакованных» предприятий в Омске — это небольшие магазины, киоски и павильоны. Большинство продавцов предлагают магазины одежды, цветочные бутики и точки по розливу пива. В первом сегменте, например, можно приобрести за 20 тыс. рублей секонд-хенд без торгового места с 200 кг товара и оборудованием, а также товарные остатки за 1 тыс. рублей.

Владелица шоу-рума INJOY Евгения Романцова объясняет рост количества предложений магазинов одежды тем, что потенциальные клиенты недорогих бутиков сейчас пытаются еще больше сэкономить на швейных изделиях.

«В какой-то мере уходу предпринимателей из сферы торговли одеждой способствует увлеченность людей самостоятельными покупками через интернет, — отмечает Романцова. — Но основная причина снижения спроса — необходимость экономить на товарах не первой необходимости. Чтобы выйти из бизнеса с минимальными убытками, владельцы магазинов пытаются продать их новичкам в этом деле».

На грани фола

Предложения готового бизнеса с входным порогом от 27 тыс. рублей можно найти в разделе «Общественное питание». Чаще всего продавцы предлагают киоски по продаже шаурмы и беляшей, шашлычные и придорожные кафе. В более высокой ценовой категории имеются спортбары, лобби-бары, столовые и небольшие пивные рестораны.

Впрочем, на продажу выставлены и относительно известные в сфере общепита бренды. Например, новосибирская сеть напитков на вынос «Точка кофе», пришедшая на омский рынок год назад, продает два своих киоска общей стоимостью 1,6 млн рублей. Потенциальным покупателям этого бизнеса обещают окупаемость не больше 18 месяцев и ежемесячную чистую прибыль с одной точки в 50-70 тыс. рублей.

За 1 млн рублей продают свое заведение владельцы закусочной-бистро мексиканской кухни IMexiko, которое два года назад первым в Омске ввело формат автораздачи заказа.

Самый крупный бизнес-проект в сфере общепита, выставленный сейчас на продажу, — ресторан «Варьете» стоимостью 115 млн рублей. Как сообщил «ДО» соучредитель «Варьете» Андрей Крикунов, решение о продаже заведения было принято из-за его затратности и необходимости инвестиций в другой бизнес.

По мнению Татьяны Семикиной (рестораны «Бамбуши», «Монплезир», «Лав Стори»), достаточное количество предложений готового бизнеса в сфере общественного питания связано с высокой конкуренцией, которую выдерживают далеко не все. «Соперничество на нашем рынке не всегда добросовестно, — считает Семикина. — К тому же в ресторанный бизнес пришло достаточно много непрофессионалов, которые со временем вынуждены уйти из дела. Нельзя исключать и того факта, что в свое время собственники ресторана могли выбрать для него не очень хорошее место, а ведь расположение заведения является определяющим критерием для его успешности. Это тоже может подтолкнуть владельцев бизнеса проститься с ним».

Не банное время

По сравнению с прошлыми годами с рынка готового бизнеса практически полностью исчезли объекты коммерческой недвижимости, объявления о продаже туристических компаний и стоматологий. Если в 2012-2013 годах на реализацию выставлялось около десяти зубоврачебных клиник, пяти турагентств и несколько небольших торговых комплексов, то сейчас подобных предложений почти нет.

Количество предлагаемых к покупке бань, саун и мини-гостиниц по сравнению с докризисным периодом при этом не изменилось. Однако, если до 2014 года до 50% объявлений о продаже приходилось на крупные объекты стоимостью 40-150 млн рублей, то теперь эту нишу в основном занимают мини-сауны ценой до 1 млн рублей.

Среди крупных помывочно-развлекательных объектов, предлагаемых сейчас к продаже, — банный комплекс «Партизан» за 50 млн рублей, гостиница-сауна «Причал» стоимостью 5,1 млн рублей и центр отдыха «Пара-воз» за 16,5 млн рублей.

Комментарии

Татьяна Сапрыкина, независимый финансовый директор

Все зависит от характера бизнеса. Одно дело купить готовый, функционирующий ТРЦ, другое — магазин, ресторан. Когда бизнес продается, сразу возникает вопрос — почему: он не прибыльный, с ним есть проблемы? И потом иногда лучше начать бизнес с нуля, чем исправлять то, что уже есть. Купить выгодное готовое дело не так просто. Нужно делать грамотный due diligence, анализировать риски, моделировать развитие на несколько лет вперед, считать эффективность.

Вадим Погодин, гендиректор компании «Первый брокер»

Интерес к покупке готового бизнеса как таковой не снизился, изменились другие факторы на этом рынке. Прежде всего произошло снижение покупательского спроса, что связано с осторожностью потенциальных покупателей при инвестировании. И это проблема больше психологического, нежели экономического характера. Количество предложений на продажу на данный момент, конечно, превышает спрос, но этот очевидный факт не говорит об упадке на рынке, а лишь указывает на то, что рынок движется по другому вектору развития.

Также отмечу такой фактор, как выброс на рынок готового бизнеса некачественных предложений, которые не являются привлекательными, не приносят прибыли, находятся на грани банкротства.

Наталья Коробова

В подготовке материала принимала участие Татьяна Гатина

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 26 (079) 14 июля

Теги: Бизнес

Добавить комментарий
Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камерВидео

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камер

«Класс» выбрал самые курьезные видео последнего года, герои которых и не подозревали, что прославятся на весь честной интернет.

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

В прошлом выпуске проекта мы определились с редактором школьного журнала «ДВИЖ», и наконец настал момент представить всю детскую редакцию на суд читателя.

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Нашему сайту уже два года. Мы много времени проводим на рабочем месте и, в принципе, считаем его достаточно удобным, а работу — интересной. Но что бы сказали вы, оказавшись на нашем месте?Пройдите тест и ...

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Гости «Нового Омска» узнали главное о свадебных путешествиях.

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

24 июня в парке на Королева состоится пикник-2017. Музыкальные выступления, мастер-классы, лекции, конкурсы, ярмарка и другие активности под отрытым небом.

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

В честь двухлетия мы вновь решили рассказать, какой он «Новый Омск» в лицах.

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляскиВидео

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляски

«Новый Омск» показывает колорит нового тура на коубах.

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Наш сайт официально изменил слоган. На смену ударному стахановскому лозунгу «Что ни день, то новости» пришел почти философский «Сайт для свободных людей».

Где лучше, чем у бабушки?Инфографика

Где лучше, чем у бабушки?

Куда отдать ребенка, пока детский сад на каникулах.

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Наргиз Хакимова рассказала, почему решила стать участником акции «Десант добра».

В омской Пушкинке есть Ельцинка

В омской Пушкинке есть Ельцинка

Продолжаем рассказывать о сокровищах областной библиотеки

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

300 чашек кофе в день показа, 150 луков на сцене и втрое больше в зале, именитые гости и достойные работы участников — все это красивейшее гранд-дефиле, прошедшее в Омске в минувшие выходные. 

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Вчера по всей России прокатилась волна проправительственных и оппозиционных акций. Как не запутаться в этом мире транспарантов, лозунгов и флагов и не оказаться по ошибке в толпе тех, чьи идеи не совсем ...

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Новосибирская журналистка пообещала лидеру группы «Ленинград» Сергею Шнурову показать сиськи за эксклюзив, а редактор «Нового Омска» поблагодарил его за популяризацию старого имени Стас.