Деловой Омск

Деловой Омск

23 июля 2015 13.25Статьи

Пробей меня полностью. Как зарабатывают на чужих тайнах

Российское законодательство о защите персональных данных регулярно ужесточается. Но массовые утечки личных и коммерческих тайн продолжаются, а их инициаторы остаются без наказания, как заявляют опрошенные «ДО» эксперты. Полулегальный бизнес по торговле данными в России процветает.

Пробей меня полностью. Как зарабатывают на чужих тайнах

С осени ФЗ «О персональных данных» запретит хранить личные данные россиян на зарубежных серверах. При этом данные россиян с внутренних серверов МВД, ФСКН, ФНС и других ведомств расходятся как горячие пирожки. Что же касается данных, составляющих коммерческую тайну организаций, то они в России вообще никак законодательно не защищены: что упало, то пропало.

Конфиденциальность за коньяк

В начале февраля 2015 года сотрудникам «Новой газеты» удалось купить в подземном переходе диски с базой ФСКН России. За 3 тыс. рублей журналисты получили всю конкретику по регионам России (в том числе и Омской области) по всем осведомителям, то есть сознательным гражданам, которые когда-либо позвонили на телефон доверия, чтобы сообщить, где «торгуют смертью». Теперь эти граждане в любой день могут ждать расправы или шантажа, если базы попадут в руки наркоторговцев. Такова неожиданная цена за доверие госструктурам.

«Обычно сливы данных происходят не по инициативе хакеров, а исключительно по воле сотрудников, имеющих к ним эксклюзивный доступ», — заявляет глава отделения информационной безопасности общественной организации «Деловая Россия» (Москва) Алексей Раевский.

«В России нет юридической ответственности за причастность к утечке персональных данных, ведь наказывается лишь их публичное использование, — добавляет адвокат Александр Криворучко. — И сегодня доступ к закрытым источникам определяется лишь уровнем знакомств. Гипотетически я всегда могу зайти в гости к знакомому полковнику, поставить ему бутылку коньяка, и он мне любую информацию извлечет откуда надо».

Размытая ответственность

В современных информационных системах, как правило, есть подробная статистика по каждому запросу: кто, когда и что именно искал в закрытой базе. Такие «данные о работе с данными» стекаются к высшему ведомственному руководству. Однако, каким бы грандиозным ни был слив, ведомства предпочитают выносить из своей избы все, но только не сор.

В марте 2006 года за 5 тыс. рублей можно было легально (!) купить базу паспортных данных всех жителей Москвы. Депутаты Госдумы тогда лишь рассматривали проект ФЗ «О персональных данных». Как только в январе 2007 года он вступил в силу, базами продолжили торговать, просто не так открыто. Из относительно «белого» рынок окончательно «посерел».

Досье для элит

В то время как традиционные СМИ наперебой предоставляют читателям бесплатный контент, рассчитывая заработать на рекламе, где-то в высоких кабинетах на столы хлопаются папки с честными досье на злобу дня, без информационного мусора.

Данный тип услуг зовется СППР (системы поддержки принятия решений). На этом рынке не так много крупных компаний, зато его обороты исчисляются миллиардами рублей. Нужен детальный анализ прибыли и убытков конкурента? Пожалуйста. Хотите узнать все о финансовом прошлом своего делового партнера? Пожалуйста. За отдельные деньги и в особо доверительной обстановке можно также добавить все, что есть о партнере и его родственниках и друзьях в слитых базах того же МВД и ФСКН. Вот здесь и начинается «умелое использование» данных. Алгоритмы их обработки постоянно усложняются, и неизвестно, дернув за какую информационную «волосинку», можно будет снять целый скальп с конкурента в самом ближайшем будущем.

Изначально именно такие «издательства» создают досье по организациям и физическим лицам, объединяя сотни разных баз и делая первичную обработку этих данных. Далее эти данные уже резюмируются специалистами и превращаются в те самые «папки» для руководства.

Крупнейшие игроки рынка информационных систем мониторинга, как правило, аффилированы с госструктурами. Например, первичная технология мониторинга, наследником которой стала компания «Интегрум», разрабатывалась еще в стенах КГБ. Другая популярная информационная система проверки контрагентов — «СПАРК-Интерфакс» — имеет государственные корни даже судя по названию.

Нас тоже сосчитали

Наша редакция получила двухнедельный бесплатный доступ к полному функционалу системы «Интегрум». Годовой абонемент в этот «зал всезнанья» стоит 240 тыс. рублей. Чтобы показать, на что способны их бизнес-инструменты, менеджер высылает нам подробнейшее досье… на нас самих. Когда сотрудник, отвечающий за информационную безопасность, видит финансовые показатели компании за последние годы с отчетом о прибылях и убытках, удивляется: «Это же конфиденциальная информация! Как они могли легально ее получить?».

«У нас все легально, — заверяет сотрудник «Интегрума» Анатолий Романов (Москва), — пока мы изучаем финансовые показатели и разветвленные структуры юрлиц у других омских медиахолдингов. Многие действительно думают, что эта информация взята из баз налоговой или Центробанка, но это лишь открытые данные Росстата».

«Интегрумом» мы не пользуемся, а вот «Спарк» у нас постоянно на службе. Также мы регулярно используем при подготовке отчетов инсайдерские источники информации, — рассказывает директор маркетингового агентства «Делфи» Евгения Климанова. — При этом никогда не раскрываем информацию об этих источниках.

Нас интересует инсайд лишь о коммерческой деятельности организаций, а не персональные данные физических лиц.

Но даже информацию о финансовых показателях компаний мы всегда переводим из абсолютных значений в относительные. Таким образом, не раскрываем коммерческих тайн».

Действительно «агентства с именем» не позволяют себе играть вне правил, однако эксклюзивный доступ к инсайду есть и у менее честных людей. Впрочем, как считает политтехнолог Вадим Дрягин, для получения качественных данных нужно хорошо знать их источник, а различные «коллекции инсайдов», доступные на рынке, могут быть скомпрометированы.

Дата-провокаторы

«Еще в начале нулевых, — рассказывает господин Дрягин, — от имени омских банков в интернете стали публиковаться списки должников как местных компаний, так и физических лиц. И что вы думаете? Через какое-то время в списках были замечены совершенно безупречные люди и компании. Видимо, конкуренты и недоброжелатели пытались таким образом обрушить им репутацию. Тогда, наверное, был уже закат эпохи, когда это могло иметь хоть какой-то эффект.

Теперь, пятнадцать лет спустя, никакие «публичные компроматы» уже не будут иметь веса. Во-первых, в деловом мире люди знают друг друга не первый год и порой осведомлены о «теневых сторонах» партнеров больше, чем люди из особых отделов. Поэтому над «сливом компромата» дружно посмеются, но финансовых потоков это не изменит».

Вадим Дрягин назвал нам и вторую причину, почему сегодняшние сливы данных не имеют былой силы. Общество, как бы это ни было прискорбно, стало толерантно относиться к противоправному поведению представителей власти и бизнеса. То есть «партнеры посмеются», а народ пропустит мимо ушей. Как это произошло, например, с бурной разоблачительной деятельностью политика Алексея Навального, который всю свою работу строил на выуживании политического компромата из огромного массива публичных данных.

Кстати, один из способов уменьшить последствия от утечек закрытых баз данных — постфактум насытить «сбежавшие» массивы заведомо ложными сведениями и размножить эти версии, чем порой и занимаются проштрафившиеся «хранители». Чем больший срок проходит после утечки, тем сложнее определить, какая из версий базы данных исходная.

«Что касается бизнес-разведки, то я не только «серым» базам не советовал бы доверять, но даже легальным информационным системам, будь то «Спарк», «Интегрум» или что-то еще, — продолжает Вадим Дрягин. — Как бы добросовестно они ни собирали сведения, но сами данные, предоставляемые организациями, могут быть неверными по понятным причинам. А статистика в нашей стране... как она собирается, так это вообще отдельный разговор».

«Действительно, финансовые данные коммерческих организаций могут иметь большие погрешности, — соглашается директор маркетингового агентства «Делфи» Евгения Климанова. — Это одна из причин, почему мы абсолютные показатели превращаем в относительные, а также проверяем любую официальную информацию еще в нескольких источниках».

Хотели как лучше — получилось как всегда

Сегодняшние российские законы делают невозможным легально получать информацию, чтобы защититься от мошенничества. Например, сегодня нет «белых» схем, чтобы пробить по базе ГИБДД машину, которую вы собираетесь приобрести.

Придется искать знакомого в полиции. При этом даже доступ к закрытым базам не спасет от риска, так как информация о залоге машины не всегда вовремя попадает в базы ГИБДД. Это уже к вопросу, как различные ведомственные базы в России взаимодействуют между собой.

На днях ФСБ России выступила с инициативой запретить свободный доступ к данным о владельцах недвижимости в России. Обоснование: «чтобы в будущем сократить до минимума вероятность использования таких сведений в преступных или просто незаконных целях».

«Понять их можно. Власти не хотят, чтобы любой мог узнать, кому принадлежат дворцы по всей стране, когда вокруг такой кризис, — саркастично замечает Александр Криворучко. — Думаю, что тенденции такого «запретительства» будут продолжаться и дальше, и граждане будут вынуждены теперь нелегально не только «пробивать» машины, но и дома с квартирами…».

Торговля открытыми данными

«Все данные, которые не являются персональными, а также не составляют гостайну, считаются открытыми, следовательно, должны предоставляться гражданам открыто, — просвещает нас доцент кафедры информатики и прикладной математики ИТМО (Санкт-Петербург) Ирина Радченко. — По факту же Росстат ими открыто торгует, как и другие ведомства».

Конечно, в открытом доступе любого россиянина ожидает много бесплатных массивов данных. Но в формате информационной свалки. Так, на сайтах госкомпаний в разделах «Открытые данные» могут соседствовать списки вузов Москвы, данные по закупке лома металлов в Ижевске, статистика урюпинской службы занятости населения и прочие веснушки — линейки — батарейки.

«Госорганы делают вид или действительно не знают, какую информацию открывать пользователям, чтобы она была востребована, — комментирует Ирина Радченко. — Но не стоит думать, что это лишь в России все так плохо. Чиновники из Евросоюза тоже этим грешат.

Данных собирается так много, что необходимо хоть какое-то понимание, какие именно массивы превентивно предоставлять населению, не дожидаясь запросов».

Приходится констатировать: с одной стороны, в России никому де-факто не гарантирована приватность, при этом законы «о защите персональных данных» лишь вынуждают граждан и организации осуществлять свои законные интересы нелегальными способами, а также получать открытые данные только за деньги, из рук структур, имеющих особые договоренности с госорганами, а в открытом доступе находить списки горшков воркутинского детского сада. Спасибо и на том.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 27 (080) 21 июля

Добавить комментарий
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.