Деловой Омск

Деловой Омск

06 августа 2015 11.25Статьи

Единая база мобильных номеров: за и против

Члены общественной палаты предлагают операторам связи создать единую базу мобильных номеров. Таким образом они планируют минимизировать число CМС-сообщений, адресованных предыдущему хозяину номера.

Единая база мобильных номеров: за и против

Вадим Харламов

Создание такой базы позволит обратившимся юрлицам узнать, не менялся ли хозяин данного телефонного номера и когда был заключен контракт между оператором и абонентом. Эти сведения, например, важны для банков, которые запускают рассылку своим клиентам и должникам по кредитам, а также для коммерческих компаний, которые уведомляют клиентов, давших согласие на получение сообщений об акциях и скидках. Эксперты боятся, что новая база, которая будет принадлежать сторонней компании, может угрожать разглашением персональных данных клиентов.

Лишнее звено

Получение актуальной информации о действующих владельцах номера теоретически позволит сократить число несанкционированных рассылок тем абонентам, кто не давал на это разрешение. Предполагается, что доступ к системе будет платным. Оплата услуги позволит окупить затраты владельцев банка данных на пополнение базы номеров. Авторы идеи уверяют, что в итоговой таблице не будут указаны персональные данные владельцев сим-карт. В числе данных, которые смогут запрашивать банки и коллекторские конторы, будут указаны лишь сведения о дате заключения договора между оператором и абонентом и его рассторжении.

Однако сами операторы не в восторге от такой инициативы. Как рассказали «ДО» в пресс-службе «МТС-Сибирь», необходимость создания такой базы неочевидна. Нужно преодолеть ряд трудностей. Появление нового звена в связке абонент — оператор может затруднить и увеличить срок решения проблем.

«Только бывший владелец номера может оградить нового владельца от нежелательных звонков и рекламных рассылок. Сам абонент должен уведомлять банк или любые другие организации, где он оставлял свой номер телефона, о смене номера или расторжении договора с оператором», — уверены в компании.

Старший специалист по связям с общественностью омского филиала Tele2 Виктор Василькин утверждает, что создание базы номеров с указанием даты заключения контракта не принесет какого-либо вреда абонентам.

«Польза же может быть в том случае, если к такой базе действительно будут обращаться банки, коллекторы, организации, рассылающие информацию по запросам абонентов. Риска для потери персональных данных нет, если база не будет содержать ничего, кроме номера и даты заключения контракта», — уверен Василькин.

Невечная «заморозка»

При этом представитель оператора связи отмечает, что увеличение срока заморозки номера вряд ли может изменить ситуацию. Известны случаи, когда коллекторы обращаются к абонентам спустя продолжительное время, когда те уже давно сменили номер.

Как рассказали «ДО» в пресс-службе «МегаФона», срок «заморозки» номера пока никак не регулируется законодательно.

«Мы считаем предлагаемые решения избыточными. Для запрета нежелательных СМС-сообщений уже есть необходимые правовые инструменты. В частности, закон «О связи». Если каким-то образом на телефон абонента приходят СМС-сообщения, адресованные ошибочно или адресованные прежнему владельцу номера, он может запретить доставку таких сообщений путем обращения в офис своего оператора», — отмечает менеджер по PR, рекламе и маркетингу Омского РО Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Эдуард Аркин.

Сотрудник мобильной компании объясняет, что согласно закону обязанность по соблюдению сохранности персональных данных абонента возлагается на оператора связи. Появление дополнительной организации, хранящей у себя информацию по всем абонентам сотовой связи в стране, представляется крайне рискованным. Кроме того, необходимо отметить, что абоненты сотовых операторов при заключении договора не давали согласия на использование их данных в подобных базах, а перезаключать все договоры нереально.

Комментарии

Кирилл КучеровКирилл Кучеров, директор департамента телекоммуникационных услуг J'son & Partners Сonsulting

Как прямо следует из комментариев инициаторов создания этой базы, ее появление принесет выгоду определенной группе коммуникаторов. А именно — банкам и коллекторским агентствам. Создание и поддержание такой базы данных совершенно точно не уменьшит количество безадресной рассылки (спама). Вероятность же того, что нововведение снизит количество рассылок, которые были заказаны или приняты прежним владельцем номера, невелика. Проверка, сменил ли номер владельца, — это возможность, а не обязанность отправителя СМС. Утечка персональных данных невозможна в случае, когда оператор архива номеров будет получать от операторов связи только дату последней смены владельца номера. Если мы говорим о рассылках, заказанных предыдущим владельцем номера, то регулятор может, например, настаивать на внедрении простого и понятного механизма отписки от любой рассылки СМС. Этот же механизм мог бы отключать рассылку автоматически, в случае если номер находится в «заморозке» после расторжения контракта на услуги связи с его последним владельцем. Абонент самостоятельно отписаться от сообщений, адресованных не ему, не может. Ему приходится обращаться непосредственно к компании, которая заказывает эту рассылку.

Тимур Нигматуллин

Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ «ФИНАМ»

Я положительно отношусь к подобного рода инициативе. Формирование специализированной базы для отключения рассылок и подключенных предыдущим владельцем мобильного номера различных сервисов приведет к снижению показателя оттока абонентской базы у операторов, сокращению издержек в банковском секторе. Выиграют и потребители услуг связи. У них сократится число спам-сообщений и звонков. Предложенный механизм реализации инициативы не лишен изъянов. Создание единой базы номеров как минимум приведет к раскрытию личных данных владельцев. Увеличатся и расходы операторов связи на создание инфраструктуры, что может привести к росту цен на связь. При этом пострадают и те абоненты, кто не намерен менять номер. Я думаю, что услугу нужно сделать необязательной и платной. На эти средства будет построена необходимая инфраструктура, сформирована база номеров, к которой будут иметь доступ заинтересованные контрагенты. Имеет смысл законодательно увеличить срок «заморозки» номеров. В ряде случаев операторы не заинтересованы в продолжительной «заморозке» «красивых» номеров при смене владельца.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 29 (082) 4 августа

Добавить комментарий
Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Александр Горлов, фронтмен PalmLine: «Нужно иметь шило в заднице. Очень помогает»

Омская банда, играющая альтернативный рок, рассказала «Классу» о местной сцене, конкуренции между музыкантами и объяснила, чем английский язык лучше русского.

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Предновогодний культпросвет: 5 событий до конца года

Итоги работы омских художников, ренессанс от «Тарских ворот» и енотовидная собака в паре с гусем — планируем программу на последние недели 2017-го.

Что омичи знают о взятках?

Что омичи знают о взятках?

В минувшие выходные отмечался Международный день борьбы с коррупцией. «Новый Омск» спрашивает у читателей, что они знают об истории возникновения взяточничества, о законных подарках чиновникам и самых ...

Преображение 3.0: золотые люди

Преображение 3.0: золотые люди

Героями третьего, самого праздничного предновогоднего преображения стали омский ювелир Александр Стрельников и фотомодель, блогер, самая узнаваемая златовласка Омска Светлана Машкова.

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

Дмитрий Борисенков, «Черный обелиск»: «В 80-е тяжелую музыку слушали совсем оголтелые. Казалось, выступаешь для больных»

О поколениях металлистов, пустых залах и выборе в пользу «заезжать в проходные города» — в интервью с фронтменом группы с 30-летней историей.

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Горячие камни и жемчужный нейл-крем: как получить в подарок заботу и красоту?

Участницы проекта «За подарками» протестировали топовые процедуры в салоне «Аура бьюти».

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Море не аргумент: премьера спектакля «Вдох-выдох» в Омске

Острая и злободневная работа Евгения Бабаша о маленьких городах и их детях.

Опасные игры в омской «Галерке»

Опасные игры в омской «Галерке»

Театр представил вниманию зрителей новый спектакль «Игра со смертью» про одноименной пьесе драматурга Аркадия Аверченко. Режиссером постановки выступил Владимир Витько.

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Сто лет без одиночества: самые крепкие супружеские ВИП-пары Омска

Они вместе со школьной скамьи или студенческой парты. Переживали во время выборных кампаний супругов, ездили с ними в затяжные командировки, поддерживали во время информационных войн, навещали в тюрьме. Как вечно ...

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Не пытайтесь покинуть ад: премьера в омской драме

Зрителям представили новый спектакль по по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса.

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»Видео

Из Стамбула с любовью: рецензия на фильм «Город кошек»

На экраны вышел полнометражный документальный фильм о пушистых хозяевах Стамбула — кошках и людях, чей мир они перевернули. Уверены, эти семь историй покорят ваше сердце.

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

Тайны кроличьей норы: достоин ли ты примерить ушки Playboy

В день, когда первый номер увидел свет, в память о покинувшем нас Хью Хефнере пройдите тест и убедитесь, что Playboy еще может удивить.

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Преображение 2.0: сохранить и подытожить

Подводим итоги, рассказываем о внутренних и внешних переменах героев и готовимся к третьему этапу проекта.