Деловой Омск

Деловой Омск

06 августа 2015 11.25Статьи

Единая база мобильных номеров: за и против

Члены общественной палаты предлагают операторам связи создать единую базу мобильных номеров. Таким образом они планируют минимизировать число CМС-сообщений, адресованных предыдущему хозяину номера.

Единая база мобильных номеров: за и против

Вадим Харламов

Создание такой базы позволит обратившимся юрлицам узнать, не менялся ли хозяин данного телефонного номера и когда был заключен контракт между оператором и абонентом. Эти сведения, например, важны для банков, которые запускают рассылку своим клиентам и должникам по кредитам, а также для коммерческих компаний, которые уведомляют клиентов, давших согласие на получение сообщений об акциях и скидках. Эксперты боятся, что новая база, которая будет принадлежать сторонней компании, может угрожать разглашением персональных данных клиентов.

Лишнее звено

Получение актуальной информации о действующих владельцах номера теоретически позволит сократить число несанкционированных рассылок тем абонентам, кто не давал на это разрешение. Предполагается, что доступ к системе будет платным. Оплата услуги позволит окупить затраты владельцев банка данных на пополнение базы номеров. Авторы идеи уверяют, что в итоговой таблице не будут указаны персональные данные владельцев сим-карт. В числе данных, которые смогут запрашивать банки и коллекторские конторы, будут указаны лишь сведения о дате заключения договора между оператором и абонентом и его рассторжении.

Однако сами операторы не в восторге от такой инициативы. Как рассказали «ДО» в пресс-службе «МТС-Сибирь», необходимость создания такой базы неочевидна. Нужно преодолеть ряд трудностей. Появление нового звена в связке абонент — оператор может затруднить и увеличить срок решения проблем.

«Только бывший владелец номера может оградить нового владельца от нежелательных звонков и рекламных рассылок. Сам абонент должен уведомлять банк или любые другие организации, где он оставлял свой номер телефона, о смене номера или расторжении договора с оператором», — уверены в компании.

Старший специалист по связям с общественностью омского филиала Tele2 Виктор Василькин утверждает, что создание базы номеров с указанием даты заключения контракта не принесет какого-либо вреда абонентам.

«Польза же может быть в том случае, если к такой базе действительно будут обращаться банки, коллекторы, организации, рассылающие информацию по запросам абонентов. Риска для потери персональных данных нет, если база не будет содержать ничего, кроме номера и даты заключения контракта», — уверен Василькин.

Невечная «заморозка»

При этом представитель оператора связи отмечает, что увеличение срока заморозки номера вряд ли может изменить ситуацию. Известны случаи, когда коллекторы обращаются к абонентам спустя продолжительное время, когда те уже давно сменили номер.

Как рассказали «ДО» в пресс-службе «МегаФона», срок «заморозки» номера пока никак не регулируется законодательно.

«Мы считаем предлагаемые решения избыточными. Для запрета нежелательных СМС-сообщений уже есть необходимые правовые инструменты. В частности, закон «О связи». Если каким-то образом на телефон абонента приходят СМС-сообщения, адресованные ошибочно или адресованные прежнему владельцу номера, он может запретить доставку таких сообщений путем обращения в офис своего оператора», — отмечает менеджер по PR, рекламе и маркетингу Омского РО Сибирского филиала ПАО «МегаФон» Эдуард Аркин.

Сотрудник мобильной компании объясняет, что согласно закону обязанность по соблюдению сохранности персональных данных абонента возлагается на оператора связи. Появление дополнительной организации, хранящей у себя информацию по всем абонентам сотовой связи в стране, представляется крайне рискованным. Кроме того, необходимо отметить, что абоненты сотовых операторов при заключении договора не давали согласия на использование их данных в подобных базах, а перезаключать все договоры нереально.

Комментарии

Кирилл КучеровКирилл Кучеров, директор департамента телекоммуникационных услуг J'son & Partners Сonsulting

Как прямо следует из комментариев инициаторов создания этой базы, ее появление принесет выгоду определенной группе коммуникаторов. А именно — банкам и коллекторским агентствам. Создание и поддержание такой базы данных совершенно точно не уменьшит количество безадресной рассылки (спама). Вероятность же того, что нововведение снизит количество рассылок, которые были заказаны или приняты прежним владельцем номера, невелика. Проверка, сменил ли номер владельца, — это возможность, а не обязанность отправителя СМС. Утечка персональных данных невозможна в случае, когда оператор архива номеров будет получать от операторов связи только дату последней смены владельца номера. Если мы говорим о рассылках, заказанных предыдущим владельцем номера, то регулятор может, например, настаивать на внедрении простого и понятного механизма отписки от любой рассылки СМС. Этот же механизм мог бы отключать рассылку автоматически, в случае если номер находится в «заморозке» после расторжения контракта на услуги связи с его последним владельцем. Абонент самостоятельно отписаться от сообщений, адресованных не ему, не может. Ему приходится обращаться непосредственно к компании, которая заказывает эту рассылку.

Тимур Нигматуллин

Тимур Нигматуллин, аналитик ИХ «ФИНАМ»

Я положительно отношусь к подобного рода инициативе. Формирование специализированной базы для отключения рассылок и подключенных предыдущим владельцем мобильного номера различных сервисов приведет к снижению показателя оттока абонентской базы у операторов, сокращению издержек в банковском секторе. Выиграют и потребители услуг связи. У них сократится число спам-сообщений и звонков. Предложенный механизм реализации инициативы не лишен изъянов. Создание единой базы номеров как минимум приведет к раскрытию личных данных владельцев. Увеличатся и расходы операторов связи на создание инфраструктуры, что может привести к росту цен на связь. При этом пострадают и те абоненты, кто не намерен менять номер. Я думаю, что услугу нужно сделать необязательной и платной. На эти средства будет построена необходимая инфраструктура, сформирована база номеров, к которой будут иметь доступ заинтересованные контрагенты. Имеет смысл законодательно увеличить срок «заморозки» номеров. В ряде случаев операторы не заинтересованы в продолжительной «заморозке» «красивых» номеров при смене владельца.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 29 (082) 4 августа

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

Конспект «Нового Омска»: как перехитрить грипп

В Омской области стартовала прививочная кампания против гриппа. Замминистра здравоохранения Ольга Богданова и начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Марина Вайтович ...

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.