Класс

Класс

08 августа 2015 11.00Интервью

Сергей Александров, художник: «Мне не нужно завоевывать этот мир: свою нишу я уже занял»

Омский художник Сергей Александров считает, что лучше держаться подальше от государства и работать исключительно на себя. Но тогда приходится быть не только трудоголиком, но и «человеком-оркестром», который может и картину нарисовать, и мебель расписать, и даже своим собственным бродячим театром зрителей удивить. О жизни художника-фрилансера и о том, как ей радоваться, Сергей рассказал «Классу».

Сергей Александров, художник: «Мне не нужно завоевывать этот мир: свою нишу я уже занял»

Вадим Харламов

— Сергей Николаевич, насколько я знаю, вы изначально хотели посвятить свою жизнь театру. А почему пошли по художественной стезе?

— Я родился в Омске. Но после восьмого класса решил поступать в театральное училище в Ярославль. Однако мама решила, что я слишком мал, чтобы одному жить в чужом городе, поэтому не пустила меня туда, и я после окончания школы поступил на художественно-графический факультет нашего педагогического института. Но, видно, театральная жилка во мне никуда не делась, и еще во время учебы на факультете я пришел в омский театр «Протей». Из него потом вырос наш «Пятый театр». Там я делал для спектаклей сценографию и костюмы и выступал в качестве актера. После окончания вуза начал работать в художественном фонде, участвовал в выставках, пробовал себя в живописи, потом вступил в Союз художников. Но театр так никуда и не ушел из моей жизни — я делал театральные плакаты, сотрудничал с театром-студией Александра Гончарука. А несколько лет назад я создал свой собственный бродячий театр кукол, с которым иногда выступаю.

— Как решились на такую масштабную затею?

— В 2011 году на Святки мне приснился сон, как будто я делаю вертеп. Это такой народный кукольный театр, который представляет собой большой двухэтажный ящик. Каждый этаж — это маленькая сцена, где и происходит театральное действо. После ночи, когда увидел тот сон, встал утром, начал собирать информацию, а потом в течение трех месяцев изготовил кукол, ящик, подобрал музыку, записал фонограмму… Но поскольку вертепные представления традиционно играются зимой, я захотел сделать еще какой-нибудь другой спектакль, летний. И изготовил раек по сказке Степана Писахова «Яблоней цвел». Раек намного проще — в нем всего один этаж, а куклы плоские. Теперь я со своим бродячим театром могу приехать хоть куда и дать представление. Меня приглашали не только на массовые праздники, например, ярмарки, но и домой на частные вечеринки.

— Как реагируют на ваши спектакли зрители? Сейчас ведь людей по большому счету трудно хоть чем-то удивить.

— В кукольном театре есть своя магия. С одной стороны, это просто деревяшка. А когда все сливается вместе — и текст, и музыка, и свет, то кукольный театр превращается в волшебное действо. В вертепе есть сцена, которая вызывает у зрителей слезы. Когда убивают младенца, некоторые плачут. Вроде бы какой-то маленький сверток протыкают пикой, там даже нет крови, но это все равно оказывает сильное эмоциональное воздействие.

— А не думали сотрудничать с «Арлекином»?

— Когда я только сделал свой театр, то показал «Яблоней цвел» в «Арлекине», интересно было услышать мнение профессионалов. Я его услышал, но никакого сотрудничества нет. Однако меня это не напрягает. Я по натуре вольный человек. Под кем-то ходить мне очень тяжело. А так я сам себе хозяин: что сделал, то продал. В общем, я тоже «Арлекин», только маленький. (Смеется.)

— Сергей Николаевич, вы занимаетесь и живописью, и театром, и дизайном… В каком амплуа чувствуете себе наиболее комфортно?

— Думаю, что во всех. Сегодня у меня одно настроение, завтра — другое. Я занимаюсь тем, что мне интересно на сегодняшний момент. В этом году начал писать пейзажи: весной был пленэр в Южном Казахстане, в июле на Байкале, осенью буду писать этюды в Крыму.

— В одном из своих интервью вы сказали, что вы безработный…

— Да, члены Союза художников, которые не преподают в институтах, а просто занимаются искусством, по статусу все безработные. Но я считаю, что чем дальше от государства, тем лучше, поэтому с 90-х годов я работаю только сам на себя. Мой брат тоже художник, он давно эмигрировал в Чехию и трудится там в хосписе санитарным братом. Днем отработает, а потом идет в мастерскую, творит. Но он знает, что у него идет твердая копеечка. Кому-то удобнее жить так, а меня мое «безработное» положение абсолютно не напрягает.

 Я человек мира. Какая разница, где ты живешь? Любимым делом можно заниматься и в Омске, а за границей у меня быстро появляется ностальгия.

— Какой вид деятельности приносит вам основной заработок?

— Все понемножку. Но, наверное, меньше всего доходов у меня от театра. Когда только его сделал, то активно пиарился, давал рекламу, и заказы были. А потом мне надоело: я не такой человек, который будет искать клиентов, что-то организовывать. В основном, конечно, приносит деньги живопись и оформление квартир. Например, недавно у меня был хороший заказ: сделал в квартире две настенные росписи.

— Как у любого фрилансера, у наверняка заказов то густо, то пусто. Вас не угнетает, когда нет заказов и соответственно денег?

— Да нет, не угнетает. Денег, на самом деле, иногда не хватает, но за все надо платить, за свободу тоже.

— А не было желания махнуть в одну из российских столиц или за границу, как сделал ваш брат?

— Я никогда не ощущал, что живу в провинции. Я человек мира. Какая разница, где ты живешь? Любимым делом можно заниматься и в Омске, а за границей у меня быстро появляется ностальгия. Здесь лучше.

— Интернет помогает в пиаре и поиске заказов?

— Могу сказать по собственному опыту, что интернет большого толка в плане продаж не дает. У меня есть свой сайт, но он больше для информации. Разместил новые картинки, люди «лайки» поставили — и все, можно работать дальше. В основном я использую интернет как информационную базу.

— Получается, что сейчас вы и картины пишете, и афиши оформляете, росписью мебели и квартир занимаетесь. Откуда столько энергии и энтузиазма?

— Не самая скучная профессия, правда? Отсюда и энергия, потому что интересно новое создавать. Хотя порой приходится заставлять себя начать трудиться…

— Чтобы время не утекало впустую, любому свободному художнику требуется жесткий распорядок дня. А каков примерный график у вас?

— Я люблю вставать рано, часов в семь. Потом завариваю себе натуральный кофе, набиваю табаком трубочку, читаю — одним словом, просыпаюсь. На это уходит около часа. Потом завтракаю, гуляю с собакой, просматриваю почту, домашние дела … Часов в 11-12 начинаю работать, и так до 17-18 часов. Вечером — отдых с семьей.

— Кстати, про трубочку. Я слышала, у вас их в доме целая коллекция.

— Не считал, сколько их точно. Примерно три дюжины. Часть из них «живет» дома, часть — на даче, чтобы не возить с собой постоянно. Первую трубку я купил в Германии, где проходила моя выставка. Эта трубка у меня долго была одна, а потом я стал потихоньку покупать и собирать коллекцию.

— Сейчас пошла мода на здоровый образ жизни. Не думали когда-нибудь отказаться от курения?

— Я и так сильно здоровый! После Нового года пошел в фитнес-клуб, стал тягать «железо». Оздоровился, мама не горюй! Хожу три раза в неделю и великолепно себя чувствую. А по поводу курения… Пока не собираюсь бросать. Должны же быть у человека какие-нибудь вредные привычки, я же не ангел. (Смеется.)

— Ваша жена Анастасия Гурова — художник-график. Есть такое мнение, что творческим людям тяжело жить вместе прежде всего из-за бытовых проблем, потому что кто-то должен заниматься домом. Кто у вас в семье взял на себя эту ответственную миссию?

— Домашними делами мы занимаемся вместе. Хочется мне помыть посуду — я иду мою, хочется привести в порядок пол — я занимаюсь этим. Так же и Настя. Бытовые проблемы у нас не стоят во главе угла. В целом я люблю чистоту и порядок, поэтому мне нетрудно заниматься бытом. Я и мастерскую сам отремонтировал, чтобы было комфортно.

— Сергей Николаевич, есть ли у вас сейчас какая-то глобальная цель, к которой вы стремитесь?

— Сейчас я просто наслаждаюсь жизнью, никаких глобальных планов. Какие амбиции у меня были, я их все удовлетворил. Мне не нужно завоевывать этот мир: свою нишу я уже занял. Стал членом Союза художников, регулярно участвую в выставках, добился того, чтобы мои работы были узнаваемы. Теперь живу в свое удовольствие. Даже иной раз позовут поучаствовать в выставке, а я думаю: нужно мне это или нет? Ведь участие в любой экспозиции — это затраты. Во-первых, работы нужно оформить, во-вторых, сделать рекламу. В-третьих, за то, что где-то «повисел», отдаешь потом этой галерее или выставочному залу одну из своих картин.

— Но ведь к юбилейной выставке, которая пройдет в декабре в Доме художника, готовитесь?

— Конечно. В этом году мне исполняется 60 лет. Я долго думал, чем бы всех удивить, и еще зимой затеял серию из тридцати работ под названием «Азбучная молитва». Каждая картина будет посвящена одной из букв славянского алфавита. Приходите, посмотрите, буду рад.

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

Календарь

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.