Класс

Класс

11 августа 2015 10.38Интервью

Кшиштоф Занусси: «Показал российским журналистам польскую тюрьму»

На прошлой неделе Омск посетил знаменитый польский режиссер, сценарист и продюсер Кшиштоф Занусси. Он лично представил омичам свой последний фильм «Инородное тело», показ прошел в кинотеатре «Маяковский».

Кшиштоф Занусси: «Показал российским журналистам польскую тюрьму»

Фото: Владимир Казионов

В свои 76 лет Кшиштоф Занусси не только занимается съемками фильмов, но и активно преподает у себя на родине и за рубежом. Довольно часто пан Кшиштоф приезжает и в Россию, причем не просто так — здесь он поставил уже несколько спектаклей. Один из них шел в новосибирском театре «Старый дом». Познакомившись с труппой омского Лицейского театра, Занусси выразил желание поработать и с «лицеистами». А пока шло знакомство с омскими актерами, пан Кшиштоф поведал о своем творчестве, приключениях гостивших у него российских журналистов и том, что же его связывает с холодильниками Zanussi.

О богатых родственниках

Самый популярный вопрос, который мне задают: «Связаны ли вы как-то с производством холодильников?». На самом деле, я наполовину итальянец, и Занусси — владельцы известной торговой марки — это мои родственники. Как-то в молодости я приехал к ним в гости. На тот момент у них уже были частные самолеты, дворец. А у меня не хватало денег даже на простые вещи. Помню, они заказали мне такси, чтобы я мог доехать до вокзала. Но я сразу вышел из него за углом и пошел пешком, потому что даже не мог оплатить поездку.

О неожиданном признании

Бедный родственник всегда хочет доказать богатым, что он тоже что-то стоит. И судьба предоставила мне такую возможность. Неожиданно, как в сказке, как в плохой литературе! Моя картина в 80-м году была показана на окончании Венецианского фестиваля. Я пригласил на церемонию моего богатого родственника Гвидо Занусси. Мы сидели с ним вместе в почетной ложе, а рядом с нами сидел знаменитый режиссер Федерико Феллини. Картина была очень хорошо принята и вызвала продолжительные аплодисменты. Тогда я подумал: может быть, мой родственник что-то заметит? Но после церемонии он даже не заикнулся о моем фильме и завел разговор об ужине. Тогда я понял: получи я даже «Оскар», это бы не произвело на него никакого впечатления.

На следующий день я спускаюсь в гостинице на первый этаж, а мой родственник, ждущий меня на завтрак, восклицает: «Кшиштоф, я и не знал, что ты такой известный!». Я с удивлением отвечаю: «Гвидо, так ты же сам вчера видел, что мне аплодировали». А он: «Ну, Кшиштоф, это смешно. Когда я захожу на свои заводы, все рабочие мне всегда аплодируют. Просто сегодня я увидел статью о тебе, и наша фамилия была написана большими буквами на первых страницах газет! Ты знаешь, сколько стоит квадратный сантиметр первой полосы?!». Только после этого он признал мой успех! (Смеется.)

О русском языке

Я владею русским языком, хоть и совершаю характерные для иностранцев ошибки. Родился я до войны, во времена «железного занавеса», когда никто не ездил за границу. Мне всегда очень хотелось хотя бы послушать зарубежное радио. Поэтому была огромная мотивация изучать язык. Мы в школе изучали русский, но считалось, что настоящий патриот должен был иметь плохую отметку по этому предмету. А про меня говорили: «Ты итальянец, поэтому уже не патриот». Поэтому я мог позволить иметь отличную отметку по русскому языку. Кроме школы я больше нигде его не изучал, не считая общения с российскими актерами.

Об успешной карьере

Мне повезло, что я стал успешным режиссером, который снял много работ. Потому что большинство выпускников режиссерской специальности выпускают только один фильм. У меня нет особых секретов успеха. Просто я придерживаюсь некоторых принципов. Дело в том, что нас никто не приглашал на нашу работу. Меня тоже никто не ждет на сцене или на экране. И я должен добиться права показать свое творчество. То, что мои картины выпускаются — это уже чудо. Так что я борюсь за то, чтобы эти чудеса происходили постоянно. Бывает, что я тружусь над проектами, которые сами попадают мне в руки. Может быть, они мне и не очень нравятся, но от них просто недостойно отказаться. По моему мнению, отказаться от значимого проекта — это эгоизм.

Поэтому почти всю жизнь я провожу в разных гостиницах. Один из моих самых нелюбимых моментов: открывать глаза и вспоминать, где я нахожусь, на каком языке нужно разговаривать?

О путешествиях и театре

Сейчас я очень много путешествую. Для меня это возможность получить новые впечатления, новый опыт, что для режиссера крайне важно. Месяц назад я был в Новосибирске. Потом проводил в Польше недельный воркшоп. Затем был в Сиракузах, где состоялся спецпоказ моей последней картины. Помимо работы над своими лентами, я много работаю и преподаю за границей. Поэтому почти всю жизнь я провожу в разных гостиницах. Один из моих самых нелюбимых моментов: открывать глаза и вспоминать, где я нахожусь, на каком языке нужно разговаривать? Так что, если я сейчас и соглашаюсь ставить спектакль за границей, то только с условием, что все репетиции будут проходить у меня дома. Актеры приезжают в Варшаву, живут в моем доме, и мы репетируем в зимнем саду. Когда все готово, мы все едем на место и ставим эту пьесу в течение пяти-шести дней. Это необходимо для того, чтобы привыкнуть к другой акустике и пространству, выставить свет. Так я поставил за границей уже около 20 спектаклей. Сейчас у меня есть желание поработать и с омскими актерами.

О бурятских артистах

Однажды при содействии нашего посольства я решил поставить пьесу Альбера Камю в бурятском театре. Чтобы репетировать, актеры приехали ко мне в гости. Но я привык работать профессионально: даже на первой репетиции все актеры должны знать тексты наизусть. К сожалению, мои милые буряты этого не сделали. Тогда я сказал, что не пущу их домой и не буду с ними общаться, пока они не выучат текст. Буряты стали усердно работать, но потом несколько молодых актеров попросили у меня велосипеды, чтобы немного покататься по лесу и отдохнуть. Я предупредил их, что лес большой и в нем легко заблудиться. А они лишь ответили: «Это Бурятия большая, а ваш лес — ерунда». В итоге к вечеру мои гости не вернулись.

Наши гости из Бурятии потерялись и стали спрашивать, где найти дом Кшиштофа Занусси. На этот вопрос польские таксисты отвечали, что знают такого режиссера, но ведь он уже давно умер! Остальные отсылали их к холодильникам.

Мы с женой взяли две машины, ездили, искали их, но так и не нашли. К счастью, на следующий день потерявшиеся приехали на такси. Оказалось, что они все-таки заблудились, но их кто-то спас в лесу и подвез до города. Они не знали ни моего адреса, ни телефона. Стали спрашивать у таксистов, где найти дом Кшиштофа Занусси. На этот вопрос польские таксисты сказали, что знают такого режиссера, но ведь он уже давно умер! Остальные таксисты отсылали их к холодильникам. Наконец, бурятам удалось найти человека, который подсказал им, где я живу. Так что все закончилось благополучно.

О российских журналистах

Смешные случаи с гостями происходят постоянно. Однажды приехали российские журналисты. Я оставил их и поехал на съемки. Через какое-то время мне звонят из полиции со словами: «Господин Занусси, у нас для вас есть две новости: хорошая и плохая. Плохая заключается в том, что у вас украли машину. Хорошая: те, кто это сделал, уже сидят». Оказывается, произошло следующее. До того как поехать на съемки, дал своим гостям машину, документы на нее и уехал на съемки. Где-то в городе журналистов остановила полиция и стала проверять документы. Оказалось, что они от другой машины. Видимо, я случайно перепутал бумаги, и моих бедных гостей арестовали и отправили в тюрьму! Я спешно приехал, взял с собой две бутылки вина — одну для полицейских, другую для заключенных, а потом извинялся перед своими гостями чуть ли ни на коленях. Они мне говорят: «Да что вы! Мы журналисты, это такой шанс для нас! Без вас мы бы никогда не увидели, как у вас выглядит польская тюрьма. Кроме того, нам не сказали ни одного плохого слова, нам все время улыбались и даже покормили нас!».

Добавить комментарий
Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Сергей Пускепалис: «Актер на сцене — гладиатор, манипулирующий публикой. Я в этом смысле уже профнепригоден»

Актер, режиссер, заслуженный артист России рассказал «Классу» об экзистенциализме, женщинах в кино и российской живучести.