Деловой Омск

Деловой Омск

14 августа 2015 12.00Статьи

Мы не паримся: почему в банях перестали заниматься бизнесом

По оценкам специалистов ИХ «Финам», объем российского рынка саун и бань составляет около 16-25 млрд руб. его среднегодовые темпы роста оцениваются в 10%. Оборот омского рынка при этом вряд ли превышает 150 млн рублей. Более точной оценке экономической составляющей этого бизнеса мешает тот факт, что исторически в нем слишком велик «серый» сегмент.

Мы не паримся: почему в банях перестали заниматься бизнесом

Вадим Харламов

«Как показывает практика кризиса 2008-2009 годов, этот рынок достаточно устойчив к негативной экономической конъюнктуре, — считает финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — Я не ожидаю падения по итогам 2015 года. Впрочем, нельзя исключать смещения в сторону «серого» сегмента на фоне усиления фискальной нагрузки на собственников недвижимости в последнее время».

Холод в радость

Официально банные услуги в Омске оказывает около 190 заведений. Существенную долю среди игроков составляют крупные комплексы, которые вдобавок к различным видам парилок и саун предлагают комнаты для отдыха или полноценные гостиничные номера, услуги ресторана, бильярдный стол, мангальную зону и другое.

Большинство компаний этого типа ориентированы на самый широкий круг потребителей, с акцентом на национальные разновидности бань. По числу заведений в Омске преобладают финская сауна (имеется в 74% заведений) и русская парная (31%), без труда можно найти и турецкий хамам (есть примерно в 13% бань). Национально-географические мотивы чаще всего используются и в оформлении тематических номеров.

Степень насыщенности местного рынка бань переросла отметку в 90%. При этом, как отмечают игроки, качество услуг большинства заведений достигло достаточно высокого уровня, сравнимого с аналогичными столичными заведениями. За последние семь лет средняя наполняемость омских бань и саун увеличилась в два раза — с 25-30% до 50-80%. «Основной наплыв посетителей бывает после пяти часов вечера, — отметил в разговоре с «ДО» управляющий баней «Партизан» Игорь Безбородов. — Сейчас в будние дни занятость номеров составляет 50%, и это совершенно нормальный показатель для лета».

Целевая аудитория бань — средний класс в возрасте от 30 лет. На семейный отдых, по оценке Игоря Безбородова, приходится до 50% посещений. Остальные клиенты — в основном мужские компании, группы друзей, коллег и пар, которые выбирают парилку и джакузи как место для празднований по различным поводам.

Высоким сезоном для банного бизнеса считается период с сентября по апрель-май. «С наступлением холодов интерес к нашим услугам значительно вырастает, в этот период речь идет о получении прибыли с семи-значными цифрами, — отмечает Безбородов. — Летом спрос снижается до 60%».

По словам игроков, средний ежемесячный размер чистого дохода успешного заведения может достигать 500 тыс. рублей.

В гостинично-банных комплексах, которые делают ставку на гостевые номера, ресторанное и банкетное обслуживание, сауны воспринимаются как вспомогательный бизнес. «В нашем центре три сауны, они не приносят сверхприбыли, но и не работают в убыток, — рассказали «ДО» в комплексе «Камелот». — Чистая прибыль — 30-40% от вала, что является очень хорошим показателем».

На новый лад

При том что банный бум закончился, ежегодно этот рынок прирастает как минимум на 5%. Однако лидирующие позиции продолжают занимать заведения с опытом работы не менее пяти-десяти лет.

В условиях относительно высокой конкуренции игроки идут на гибкое ценообразование, расширяют спектр услуг либо выходят на рынок с принципиально новыми предложениями. Например, оздоровительный центр «Чудо-бани», существующий в городе десять лет, недавно сменил название, открыв новые направления — SPA-процедуры и массаж. Причем, как утверждает руководитель проекта Наталья Качан, уже в первые месяцы работы после обновления компания получила запланированную прибыль и рассчитывает окупить затраты в течение двух-трех лет.

Баня «Партизан» предлагает клиентам лазерное шоу и светомузыку, досуговый комплекс «Эдем» запустил спортивные трансляции и разрешил приносить в номера свою еду.

Экопарк «Раздолье», начавший свою работу менее месяца назад, работает в формате «банных патио» — с персональными домиками, дворами, беседкой и мангальной зоной. Здесь же предлагаются различные программы парения, растирания и флораж тела.

«Мы расположены в парковой зоне с природным озером, — рассказала «ДО» главный администратор заведения Инна Бердашкевич. — Благодаря отдельным дворикам клиенты чувствуют себя обособленно, что повышает комфортность пребывания здесь. Это своеобразная маленькая Швейцария».

Новый формат, как утверждают в «Раздолье», обеспечит экопарку как постоянных клиентов, так и гостей событийных мероприятий. «У нас уже есть заказы на празднование свадеб, дней рождения, корпоративов», — сообщили в компании.

Спутать все пары

С появлением развлекательных центров, демократичных ресторанов и фитнес-клубов с собственными саунами, банный досуг становится все более заменяемым. Поэтому, как предполагают эксперты, уже через пару лет владельцы бань и саун могут ощутить существенный отток клиентов.

Совладелец центра отдыха «Расслабоноff» Виктор Шкуренко считает, что отдых в бане уже начал себя изживать. «Поколение сегодняшних сорокалетних относилось к нему с гораздо большим интересом, чем современные молодые люди, — отмечает предприниматель. — Они выбирают не бани, а кофейни и рестораны, где ничего не мешает точно также проводить время с друзьями и отдыхать. Поэтому, на мой взгляд, параллельно со старением поколения поклонников бань этот рынок будет сокращаться».

Бани теряют свою привлекательность и для деловых людей. Если раньше в парилках буквально «делали бизнес», то теперь важные переговоры ведутся в VIP-кабинетах ресторанов или в рабочих офисах.

Игорь Безбородов, напротив, уверен в вечности саун и бань. «В аквапарки, квесты, развлекательные центры и рестораны люди идут за совершенно другими эмоциями, — считает он. — Баня — это давняя и, на мой взгляд, неискоренимая традиция. Поэтому я не вижу в новых видах досуга конкуренции привычной парилке».

Продать жару

Несмотря на относительную беспроблемность и простоту ведения данного дела, бани и сауны нередко встречаются в объявлениях о продаже готового бизнеса.

Собственники «Партизана», например, пытаются продать заведение с почти полувековой историей за 40 млн рублей, объясняя это тем, что перед ними «стоят иные финансовые задачи». Срок окупаемости, по словам его представителей, составит менее семи лет.

Не прочь избавиться от непрофильного актива — бани «Расслабоноff» — и Виктор Шкуренко, известный успешными ритейлерскими проектами. Сделку подобного рода он уже совершал несколько лет назад, когда расстался со своей долей в бане eXtreme. Покупателя на «Расслабоноff» предприниматель активно не ищет, но не скрывает, что он для него, скорее, обременение, чем дело, приносящее желаемую прибыль и удовольствие. «Среди всех наших активов «Расслабоноff» — единственный проект, с которым я хотел бы расстаться, — рассказал Шкуренко в разговоре с «ДО». — Вложения в него составили более 60 млн рублей, соответственно, я не готов его продавать за меньшую сумму».

Комментарии

Виталий МайстренкоВиталий Майстренко,директор досугового комплекса «Камелот»Время, когда бани в основном использовали под сомнительные развлечения, прошло. Сейчас люди приходят сюда, чтобы помыться, попариться, отдохнуть, выпить свежезаваренный чай, но не спиртное. Я наблюдаю все больше примеров семейного отдыха в банях, когда приходят не только супруги с детьми, но и бабушки с дедушками. То есть баня восстанавливает свое первостепенное значение. Конечно, у традиционного банного отдыха появляются альтернативные виды досуга. Однако хоронить этот рынок рано, он не умирает.
Виктор ШкуренкоВиктор Шкуренко,генеральный директор ТД «Шкуренко»В большей степени мы заняты ритейлом и дистрибуцией, центр отдыха «Расслабоноff» у нас идет по остаточному принципу. Нет ни особого интереса, ни времени для того, чтобы заниматься развитием этого проекта, который не является для нас приоритетным. Когда я строю магазин, то четко понимаю перспективы его окупаемости, и они гораздо лучше, чем у бани. Нет, она не убыточна, приносит прибыль, но вложения в нее, на мой взгляд, неоправданны. Если бы мы вложили те же самые средства в основной бизнес, то получили бы отдачи больше.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 30 (083) 11 августа

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

голубой баньщик
Было время и я занимался в бане... Порой и бизнесом
14 августа, 13:11 | Ответить
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

Календарь

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.