Деловой Омск

Деловой Омск

14 августа 2015 12.00Статьи

Мы не паримся: почему в банях перестали заниматься бизнесом

По оценкам специалистов ИХ «Финам», объем российского рынка саун и бань составляет около 16-25 млрд руб. его среднегодовые темпы роста оцениваются в 10%. Оборот омского рынка при этом вряд ли превышает 150 млн рублей. Более точной оценке экономической составляющей этого бизнеса мешает тот факт, что исторически в нем слишком велик «серый» сегмент.

Мы не паримся: почему в банях перестали заниматься бизнесом

Вадим Харламов

«Как показывает практика кризиса 2008-2009 годов, этот рынок достаточно устойчив к негативной экономической конъюнктуре, — считает финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — Я не ожидаю падения по итогам 2015 года. Впрочем, нельзя исключать смещения в сторону «серого» сегмента на фоне усиления фискальной нагрузки на собственников недвижимости в последнее время».

Холод в радость

Официально банные услуги в Омске оказывает около 190 заведений. Существенную долю среди игроков составляют крупные комплексы, которые вдобавок к различным видам парилок и саун предлагают комнаты для отдыха или полноценные гостиничные номера, услуги ресторана, бильярдный стол, мангальную зону и другое.

Большинство компаний этого типа ориентированы на самый широкий круг потребителей, с акцентом на национальные разновидности бань. По числу заведений в Омске преобладают финская сауна (имеется в 74% заведений) и русская парная (31%), без труда можно найти и турецкий хамам (есть примерно в 13% бань). Национально-географические мотивы чаще всего используются и в оформлении тематических номеров.

Степень насыщенности местного рынка бань переросла отметку в 90%. При этом, как отмечают игроки, качество услуг большинства заведений достигло достаточно высокого уровня, сравнимого с аналогичными столичными заведениями. За последние семь лет средняя наполняемость омских бань и саун увеличилась в два раза — с 25-30% до 50-80%. «Основной наплыв посетителей бывает после пяти часов вечера, — отметил в разговоре с «ДО» управляющий баней «Партизан» Игорь Безбородов. — Сейчас в будние дни занятость номеров составляет 50%, и это совершенно нормальный показатель для лета».

Целевая аудитория бань — средний класс в возрасте от 30 лет. На семейный отдых, по оценке Игоря Безбородова, приходится до 50% посещений. Остальные клиенты — в основном мужские компании, группы друзей, коллег и пар, которые выбирают парилку и джакузи как место для празднований по различным поводам.

Высоким сезоном для банного бизнеса считается период с сентября по апрель-май. «С наступлением холодов интерес к нашим услугам значительно вырастает, в этот период речь идет о получении прибыли с семи-значными цифрами, — отмечает Безбородов. — Летом спрос снижается до 60%».

По словам игроков, средний ежемесячный размер чистого дохода успешного заведения может достигать 500 тыс. рублей.

В гостинично-банных комплексах, которые делают ставку на гостевые номера, ресторанное и банкетное обслуживание, сауны воспринимаются как вспомогательный бизнес. «В нашем центре три сауны, они не приносят сверхприбыли, но и не работают в убыток, — рассказали «ДО» в комплексе «Камелот». — Чистая прибыль — 30-40% от вала, что является очень хорошим показателем».

На новый лад

При том что банный бум закончился, ежегодно этот рынок прирастает как минимум на 5%. Однако лидирующие позиции продолжают занимать заведения с опытом работы не менее пяти-десяти лет.

В условиях относительно высокой конкуренции игроки идут на гибкое ценообразование, расширяют спектр услуг либо выходят на рынок с принципиально новыми предложениями. Например, оздоровительный центр «Чудо-бани», существующий в городе десять лет, недавно сменил название, открыв новые направления — SPA-процедуры и массаж. Причем, как утверждает руководитель проекта Наталья Качан, уже в первые месяцы работы после обновления компания получила запланированную прибыль и рассчитывает окупить затраты в течение двух-трех лет.

Баня «Партизан» предлагает клиентам лазерное шоу и светомузыку, досуговый комплекс «Эдем» запустил спортивные трансляции и разрешил приносить в номера свою еду.

Экопарк «Раздолье», начавший свою работу менее месяца назад, работает в формате «банных патио» — с персональными домиками, дворами, беседкой и мангальной зоной. Здесь же предлагаются различные программы парения, растирания и флораж тела.

«Мы расположены в парковой зоне с природным озером, — рассказала «ДО» главный администратор заведения Инна Бердашкевич. — Благодаря отдельным дворикам клиенты чувствуют себя обособленно, что повышает комфортность пребывания здесь. Это своеобразная маленькая Швейцария».

Новый формат, как утверждают в «Раздолье», обеспечит экопарку как постоянных клиентов, так и гостей событийных мероприятий. «У нас уже есть заказы на празднование свадеб, дней рождения, корпоративов», — сообщили в компании.

Спутать все пары

С появлением развлекательных центров, демократичных ресторанов и фитнес-клубов с собственными саунами, банный досуг становится все более заменяемым. Поэтому, как предполагают эксперты, уже через пару лет владельцы бань и саун могут ощутить существенный отток клиентов.

Совладелец центра отдыха «Расслабоноff» Виктор Шкуренко считает, что отдых в бане уже начал себя изживать. «Поколение сегодняшних сорокалетних относилось к нему с гораздо большим интересом, чем современные молодые люди, — отмечает предприниматель. — Они выбирают не бани, а кофейни и рестораны, где ничего не мешает точно также проводить время с друзьями и отдыхать. Поэтому, на мой взгляд, параллельно со старением поколения поклонников бань этот рынок будет сокращаться».

Бани теряют свою привлекательность и для деловых людей. Если раньше в парилках буквально «делали бизнес», то теперь важные переговоры ведутся в VIP-кабинетах ресторанов или в рабочих офисах.

Игорь Безбородов, напротив, уверен в вечности саун и бань. «В аквапарки, квесты, развлекательные центры и рестораны люди идут за совершенно другими эмоциями, — считает он. — Баня — это давняя и, на мой взгляд, неискоренимая традиция. Поэтому я не вижу в новых видах досуга конкуренции привычной парилке».

Продать жару

Несмотря на относительную беспроблемность и простоту ведения данного дела, бани и сауны нередко встречаются в объявлениях о продаже готового бизнеса.

Собственники «Партизана», например, пытаются продать заведение с почти полувековой историей за 40 млн рублей, объясняя это тем, что перед ними «стоят иные финансовые задачи». Срок окупаемости, по словам его представителей, составит менее семи лет.

Не прочь избавиться от непрофильного актива — бани «Расслабоноff» — и Виктор Шкуренко, известный успешными ритейлерскими проектами. Сделку подобного рода он уже совершал несколько лет назад, когда расстался со своей долей в бане eXtreme. Покупателя на «Расслабоноff» предприниматель активно не ищет, но не скрывает, что он для него, скорее, обременение, чем дело, приносящее желаемую прибыль и удовольствие. «Среди всех наших активов «Расслабоноff» — единственный проект, с которым я хотел бы расстаться, — рассказал Шкуренко в разговоре с «ДО». — Вложения в него составили более 60 млн рублей, соответственно, я не готов его продавать за меньшую сумму».

Комментарии

Виталий МайстренкоВиталий Майстренко,директор досугового комплекса «Камелот»Время, когда бани в основном использовали под сомнительные развлечения, прошло. Сейчас люди приходят сюда, чтобы помыться, попариться, отдохнуть, выпить свежезаваренный чай, но не спиртное. Я наблюдаю все больше примеров семейного отдыха в банях, когда приходят не только супруги с детьми, но и бабушки с дедушками. То есть баня восстанавливает свое первостепенное значение. Конечно, у традиционного банного отдыха появляются альтернативные виды досуга. Однако хоронить этот рынок рано, он не умирает.
Виктор ШкуренкоВиктор Шкуренко,генеральный директор ТД «Шкуренко»В большей степени мы заняты ритейлом и дистрибуцией, центр отдыха «Расслабоноff» у нас идет по остаточному принципу. Нет ни особого интереса, ни времени для того, чтобы заниматься развитием этого проекта, который не является для нас приоритетным. Когда я строю магазин, то четко понимаю перспективы его окупаемости, и они гораздо лучше, чем у бани. Нет, она не убыточна, приносит прибыль, но вложения в нее, на мой взгляд, неоправданны. Если бы мы вложили те же самые средства в основной бизнес, то получили бы отдачи больше.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 30 (083) 11 августа

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

голубой баньщик
Было время и я занимался в бане... Порой и бизнесом
14 августа, 13:11 | Ответить
Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.

Пять курсов, полезных для карьеры

Пять курсов, полезных для карьеры

Новые навыки и знания помогают не только в поиске работы, но и дают возможность стать еще более ценным специалистом. Хотим поделиться с вами полезными онлайн-курсами «Академии» HeadHunter для разных ...