Деловой Омск

Деловой Омск

14 августа 2015 12.00Статьи

Мы не паримся: почему в банях перестали заниматься бизнесом

По оценкам специалистов ИХ «Финам», объем российского рынка саун и бань составляет около 16-25 млрд руб. его среднегодовые темпы роста оцениваются в 10%. Оборот омского рынка при этом вряд ли превышает 150 млн рублей. Более точной оценке экономической составляющей этого бизнеса мешает тот факт, что исторически в нем слишком велик «серый» сегмент.

Мы не паримся: почему в банях перестали заниматься бизнесом

Вадим Харламов

«Как показывает практика кризиса 2008-2009 годов, этот рынок достаточно устойчив к негативной экономической конъюнктуре, — считает финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин. — Я не ожидаю падения по итогам 2015 года. Впрочем, нельзя исключать смещения в сторону «серого» сегмента на фоне усиления фискальной нагрузки на собственников недвижимости в последнее время».

Холод в радость

Официально банные услуги в Омске оказывает около 190 заведений. Существенную долю среди игроков составляют крупные комплексы, которые вдобавок к различным видам парилок и саун предлагают комнаты для отдыха или полноценные гостиничные номера, услуги ресторана, бильярдный стол, мангальную зону и другое.

Большинство компаний этого типа ориентированы на самый широкий круг потребителей, с акцентом на национальные разновидности бань. По числу заведений в Омске преобладают финская сауна (имеется в 74% заведений) и русская парная (31%), без труда можно найти и турецкий хамам (есть примерно в 13% бань). Национально-географические мотивы чаще всего используются и в оформлении тематических номеров.

Степень насыщенности местного рынка бань переросла отметку в 90%. При этом, как отмечают игроки, качество услуг большинства заведений достигло достаточно высокого уровня, сравнимого с аналогичными столичными заведениями. За последние семь лет средняя наполняемость омских бань и саун увеличилась в два раза — с 25-30% до 50-80%. «Основной наплыв посетителей бывает после пяти часов вечера, — отметил в разговоре с «ДО» управляющий баней «Партизан» Игорь Безбородов. — Сейчас в будние дни занятость номеров составляет 50%, и это совершенно нормальный показатель для лета».

Целевая аудитория бань — средний класс в возрасте от 30 лет. На семейный отдых, по оценке Игоря Безбородова, приходится до 50% посещений. Остальные клиенты — в основном мужские компании, группы друзей, коллег и пар, которые выбирают парилку и джакузи как место для празднований по различным поводам.

Высоким сезоном для банного бизнеса считается период с сентября по апрель-май. «С наступлением холодов интерес к нашим услугам значительно вырастает, в этот период речь идет о получении прибыли с семи-значными цифрами, — отмечает Безбородов. — Летом спрос снижается до 60%».

По словам игроков, средний ежемесячный размер чистого дохода успешного заведения может достигать 500 тыс. рублей.

В гостинично-банных комплексах, которые делают ставку на гостевые номера, ресторанное и банкетное обслуживание, сауны воспринимаются как вспомогательный бизнес. «В нашем центре три сауны, они не приносят сверхприбыли, но и не работают в убыток, — рассказали «ДО» в комплексе «Камелот». — Чистая прибыль — 30-40% от вала, что является очень хорошим показателем».

На новый лад

При том что банный бум закончился, ежегодно этот рынок прирастает как минимум на 5%. Однако лидирующие позиции продолжают занимать заведения с опытом работы не менее пяти-десяти лет.

В условиях относительно высокой конкуренции игроки идут на гибкое ценообразование, расширяют спектр услуг либо выходят на рынок с принципиально новыми предложениями. Например, оздоровительный центр «Чудо-бани», существующий в городе десять лет, недавно сменил название, открыв новые направления — SPA-процедуры и массаж. Причем, как утверждает руководитель проекта Наталья Качан, уже в первые месяцы работы после обновления компания получила запланированную прибыль и рассчитывает окупить затраты в течение двух-трех лет.

Баня «Партизан» предлагает клиентам лазерное шоу и светомузыку, досуговый комплекс «Эдем» запустил спортивные трансляции и разрешил приносить в номера свою еду.

Экопарк «Раздолье», начавший свою работу менее месяца назад, работает в формате «банных патио» — с персональными домиками, дворами, беседкой и мангальной зоной. Здесь же предлагаются различные программы парения, растирания и флораж тела.

«Мы расположены в парковой зоне с природным озером, — рассказала «ДО» главный администратор заведения Инна Бердашкевич. — Благодаря отдельным дворикам клиенты чувствуют себя обособленно, что повышает комфортность пребывания здесь. Это своеобразная маленькая Швейцария».

Новый формат, как утверждают в «Раздолье», обеспечит экопарку как постоянных клиентов, так и гостей событийных мероприятий. «У нас уже есть заказы на празднование свадеб, дней рождения, корпоративов», — сообщили в компании.

Спутать все пары

С появлением развлекательных центров, демократичных ресторанов и фитнес-клубов с собственными саунами, банный досуг становится все более заменяемым. Поэтому, как предполагают эксперты, уже через пару лет владельцы бань и саун могут ощутить существенный отток клиентов.

Совладелец центра отдыха «Расслабоноff» Виктор Шкуренко считает, что отдых в бане уже начал себя изживать. «Поколение сегодняшних сорокалетних относилось к нему с гораздо большим интересом, чем современные молодые люди, — отмечает предприниматель. — Они выбирают не бани, а кофейни и рестораны, где ничего не мешает точно также проводить время с друзьями и отдыхать. Поэтому, на мой взгляд, параллельно со старением поколения поклонников бань этот рынок будет сокращаться».

Бани теряют свою привлекательность и для деловых людей. Если раньше в парилках буквально «делали бизнес», то теперь важные переговоры ведутся в VIP-кабинетах ресторанов или в рабочих офисах.

Игорь Безбородов, напротив, уверен в вечности саун и бань. «В аквапарки, квесты, развлекательные центры и рестораны люди идут за совершенно другими эмоциями, — считает он. — Баня — это давняя и, на мой взгляд, неискоренимая традиция. Поэтому я не вижу в новых видах досуга конкуренции привычной парилке».

Продать жару

Несмотря на относительную беспроблемность и простоту ведения данного дела, бани и сауны нередко встречаются в объявлениях о продаже готового бизнеса.

Собственники «Партизана», например, пытаются продать заведение с почти полувековой историей за 40 млн рублей, объясняя это тем, что перед ними «стоят иные финансовые задачи». Срок окупаемости, по словам его представителей, составит менее семи лет.

Не прочь избавиться от непрофильного актива — бани «Расслабоноff» — и Виктор Шкуренко, известный успешными ритейлерскими проектами. Сделку подобного рода он уже совершал несколько лет назад, когда расстался со своей долей в бане eXtreme. Покупателя на «Расслабоноff» предприниматель активно не ищет, но не скрывает, что он для него, скорее, обременение, чем дело, приносящее желаемую прибыль и удовольствие. «Среди всех наших активов «Расслабоноff» — единственный проект, с которым я хотел бы расстаться, — рассказал Шкуренко в разговоре с «ДО». — Вложения в него составили более 60 млн рублей, соответственно, я не готов его продавать за меньшую сумму».

Комментарии

Виталий МайстренкоВиталий Майстренко,директор досугового комплекса «Камелот»Время, когда бани в основном использовали под сомнительные развлечения, прошло. Сейчас люди приходят сюда, чтобы помыться, попариться, отдохнуть, выпить свежезаваренный чай, но не спиртное. Я наблюдаю все больше примеров семейного отдыха в банях, когда приходят не только супруги с детьми, но и бабушки с дедушками. То есть баня восстанавливает свое первостепенное значение. Конечно, у традиционного банного отдыха появляются альтернативные виды досуга. Однако хоронить этот рынок рано, он не умирает.
Виктор ШкуренкоВиктор Шкуренко,генеральный директор ТД «Шкуренко»В большей степени мы заняты ритейлом и дистрибуцией, центр отдыха «Расслабоноff» у нас идет по остаточному принципу. Нет ни особого интереса, ни времени для того, чтобы заниматься развитием этого проекта, который не является для нас приоритетным. Когда я строю магазин, то четко понимаю перспективы его окупаемости, и они гораздо лучше, чем у бани. Нет, она не убыточна, приносит прибыль, но вложения в нее, на мой взгляд, неоправданны. Если бы мы вложили те же самые средства в основной бизнес, то получили бы отдачи больше.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 30 (083) 11 августа

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

голубой баньщик
Было время и я занимался в бане... Порой и бизнесом
14 августа, 13:11 | Ответить
Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.