Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

21 августа 2015 15.18

Городской пикник в Омске

Ежегодное мероприятие, проходящее под открытым небом

Городской пикник – ежегодный однодневный фестиваль, впервые организованный в Омске в 2012 году на общественных началах, а впоследствии по принципу краудфандинга (народного финансирования). 

Считается, что городской пикник стал первым омским общегородским праздником, полностью организованным без помощи властей, а также задал принципиально новый формат городского досуга (на всех «пикниках» строго запрещен алкоголь). По содержательному наполнению фестиваль изначально заимствовал ряд идей у московского пикника «Афиши» (расположение гостей на траве, наличие различных тематических площадок, музыка со сцены и т. д.), а в идейном смысле реализовал общественные ценности, актуализированные в ходе протестного движения в России в 2011-2013 гг., в первую очередь – идею самоуправляемости городских сообществ. В последние два года Городской пикник все чаще упоминается омичами как главное городское событие лета.

Содержание (готовые главы обозначены гиперссылками):

  1. Предпосылки
  2. Выбор названия и слогана
  3. Выбор места и времени
  4. Эволюция городских пикников
    1. Первый городской пикник (08.09.2012)
    2. Второй городской пикник (06.07.2013)
    3. Третий городской пикник (05.07.2014)
    4. Четвертый городской пикник (16.08.2015)
    5. Пятый городской пикник (02.07.2016)
  5. Организаторы и волонтеры
  6. Отношения с властями
  7. Финансы городских пикников
    1. Краудфандинг
    2. Бюджетный процесс
    3. Не краудфандинг
    4. Расходы организаторов
  8. Другие проекты от создателей городских пикников
    1. Омские зимние игры (03.03.2013)
    2. Горки в Воскресенском сквере (с 17.08.2013)
    3. Городской каток (с 26.12.2013)
  9. Влияние городских пикников на общественную жизнь Омска

Предпосылки

В 2011-2012 годах политическая оппозиция в России, опиравшаяся на так называемый креативный класс, потерпела поражение сначала на выборах в Государственную Думу, а затем и на выборах президента России, куда главный кандидат от оппозиции Алексей Навальный попросту не был допущен. В результате в России сформировалось протестное движение «За честные выборы!», в котором приняли активное участие в том числе и будущие организаторы Городского пикника в Омске.

Сначала в рамках проекта «Гражданин наблюдатель» омские оппозиционеры дежурили на избирательных участках, а после президентских выборов 04.03.2012 г. сконцентрировались на предстоящих муниципальных выборах в Омске. Объявив о старте проекта «Гражданин мэр», они предложили известному московскому блогеру Илье Варламову стать кандидатом в омские градоначальники от независимых горожан. Блогер принял приглашение, а свою предвыборную агитацию построил на обещаниях применить к Омску разработки фонда «Городские проекты», цель которого – преображать российские города с помощью данных современной урбанистики.  

Однако кандидатура Варламова так и не собрала необходимого количества подписей, и на выборах 17.06.2012 г. с рекордно низкой явкой избирателей победил главный инженер НПО "Мостовик" Вячеслав Двораковский.

Тем временем за год активного участия омичей в политических проектах в Омске успело сформироваться уникальное и достаточно сплоченное городское сообщество (ключевые организаторы Городского пикника, например, познакомились на проекте «Гражданин наблюдатель»). Главной ценностью этого сообщества стала способность изменять среду вокруг себя. Не имея возможности делать это в политической плоскости, активисты решили сфокусироваться на общественной жизни и распространять среди омичей новые стандарты городской жизни и общественного взаимодействия.

Уже в июле 2012 года общественники начали обсуждать идею общегородского праздника, который был бы создан исключительно силами самих горожан в противопоставление «бездарным» официальным массовым мероприятиям города.

27.08.2012 г. была опубликована первая запись нового паблика «ВКонтакте», посвященного «главному празднику омских хипстеров», который впоследствии –неожиданно для самих организаторов – стал общегородским, сохранив при этом свою культурную идентичность.

Выбор названия и слогана

28.07.2012 г. на первом оргсобрании будущего мероприятия 12 активистов рассмотрели три варианта названия будущего праздника:

  • Креативный класс «Ешь, люби, учись» (реплика по мотивам популярного тогда фильма «Ешь, молись, люби», а также указание на целевую аудиторию праздника).
  • Открытый доступ к мероприятию «Аллея звезд» (этимология не выяснена).
  • Открытый доступ «Омский пикник».

Остановились на идее пикника, «так как всем близка тема еды». 15.08.12 г. в группе была опубликована запись о необходимости выбора слогана. В комментариях к записи общественник Виктор Корб предложил лозунг «Не только есть!». Другие активисты также стремились обыграть «пищевую» составляющую. Роман Ковалев поддержал вариант «Не хлебом единым». Также предлагались слоганы «Ешь, пей играй и друзей не забывай» и «Уберем, где нагадили». Однако в тот же день – еще до опроса – от имени группы была опубликована  короткая запись «Все будет иначе!». Именно эти слова – ко второму Городскому пикнику – были выбраны официальным слоганом праздника, однако первый Городской пикник так и прошел без девиза.

История городских пикников

Первый городской пикник (08.09.2012)

Первый городской пикник состоялся в субботу 8 сентября на территории муниципальной лыжной базы на ул. Березовой. Вход для всех желающих был свободный, а организационные расходы активисты компенсировали из собственных средств и спонсорских пожертвований (см. «Финансы Городского пикника»).

Несмотря на раннюю осень, день проведения праздника выдался солнечным и воздух прогрелся до +25°С, что дополнительно способствовало успеху мероприятия.

На пикнике работало 11 площадок. Фотографы, художники и актеры устраивали зрителям различные перформансы. В лектории обсуждались вопросы современной урбанистики. Также были представлены площадки, предполагающие большую степень вовлеченности: от мастер-классов до настольных игр. На протяжении всего пикника на сцене выступали омские музыканты, среди которых зрители особо отметили группу «Моя дорогая», ранее малоизвестную в Омске, которая стала настоящим открытием фестиваля.

По подсчетам организаторов, праздник посетили свыше 5 000 человек, многие из которых узнали о мероприятии из плакатов, самостоятельно распечатанных и развешанных по городу добровольцами за 4 дня до события.

В последующих отзывах люди отмечали идеальную чистоту на всем протяжении праздника (многочисленные коробки для мусора регулярно опустошались, работали бесплатные биотуалеты). Также для многих стало приятным удивлением отсутствие на празднике людей в состоянии алкогольного опьянения (действовал полный запрет на алкоголь, за соблюдением которого следила полиция и частная охрана).

Главным же впечатлением праздника для многих стал сам факт того, что можно увлекательно провести время в безалкогольном формате и при этом встретить так много единомышленников.

Небольшой критике подверглись лишь плохие условия для парковки машин и отсутствие киносеанса на большом экране, обещанного ранее организаторами (многие пришли на пикник исключительно ради кинопросмотра). Также, несмотря на заявленный формат пикника, под которым пришедшие подразумевали известный набор стереотипов, гостям не разрешили жарить шашлыки, сославшись на отсутствие безопасной для этого зоны.

Тем не менее все побывавшие на Первом городском пикнике благодарили организаторов и просили отныне устраивать такой пикник регулярно, были даже предложения делать его два раза в год (в начале и в конце лета). 

Пятый городской пикник (02.07.2016)

2 июля 2016 года впервые за пять лет организацией пикника занимались не его родоначальники Роман Ковалев и Татьяна Окулова, а совершенно иные лица, имена которых ранее не звучали в этом контексте — Ольга Адамчик, Анна Собур и Ирина Кузнецова.

Как и в предыдущие разы, мероприятие прошло на территории парка на Королева и по приблизительным подсчетам собрало около 7 тыс. гостей. По наполнению пикник напоминал прошлогодние. Однако были и новшества, которые впоследствии раскритиковали основоположники городского пикника. Так, например, они, а вслед за ними и другие пользователи твиттера, скептически оценили задумку новых организаторов по продаже гостям мероприятия алкоголя и кальяна (в предыдущие годы это было исключено). Также они высказали опасение, что пикник утратит свою привлекательность из-за того, что их преемники решили не делать ставку на образовательно-просветительскую программу и попытались усилить коммерческую составляющую фестиваля.

Так, например, предприниматель Виктор Скуратов заявил, что участие в обновленном пикнике обошлось бы ему дороже, чем в московском городском маркете еды.

В ответ на эти обвинения одна из организаторов пикника Ирина Кузнецова заявила, что их мероприятие не нужно сравнивать с тем, что проводили Ковалев и Окулова: «Не знаю, почему люди взялись сравнивать Городской пикник и пикник-2016. Мы постарались сделать что-то новое».

Финансирование городских пикников

В процессе подготовки «пикников» наравне с традиционными способами финансирования массовых мероприятий (сбор денег с коммерчески заинтересованных участников) организаторы регулярно заявляют об отсутствии какой-либо финансовой помощи от местных властей и при этом активно используют технологии краудфандинга (народного финансирования), что уже стало неотъемлемой частью имиджа фестиваля. Также оргкомитет утверждает, что в финансировании «пикников» не используется средств от каких-либо грантов.

Показательно, что от фестиваля к фестивалю доля «народных средств» в бюджете «пикников» снижается, а доля коммерческих поступлений растет. Однако на 2015 год Городской пикник по-прежнему позиционируется как некоммерческое предприятие, организаторы которого не зарабатывают на «пикниках» ни копейки, осуществляя деятельность исключительно на волонтерских началах.

Известно, что половину бюджета самого первого Городского пикника составили личные средства организаторов и их друзей. Еще 50% составили взносы от коммерческих участников, причем минимальная «такса» за право торговать во время фестиваля оценивалась всего в 300 руб. (для сравнения: за участие в пикнике-2015 коммерческие площадки отдавали от 10 000 до 25 000 руб.).

Первоначально рассматривались и другие способы финансирования праздника. Например, перед самым первым «пикником» предлагалось сделать вход по флаерам или за символическую плату, «дабы привлечь только нужную публику», но организаторы быстро отказались от такого решения.

Самый первый фестиваль посетили не менее 5 000 человек, при итоговом бюджете в 55 000 руб. (11 руб. в расчете на одного посетителя). Это стало рекордом финансовой эффективности «пикника», так как в последующие годы стоимость участия в расчете на одного гостя постоянно росла, однако и организаторы декларировали цель – постоянно повышать уровень мероприятия.

Примечательно, что «Первый городской» стал единственным «пикником», который обошелся без массового краудфандинга (если, конечно, не считать денег организаторов и их друзей), при этом городская мэрия сразу же оказала помощь организаторам, бесплатно предоставив для проведения праздника территорию лыжной базы. Таким образом, ситуация полного отсутствия помощи местных властей была достигнута, лишь когда «пикник», будучи трижды проведенным на лыжной базе, переместился к 2015 году на арендованную за 30 000 рублей территорию «АгроОмска».  

Краудфандинг

Началом эпохи народного финансирования городских пикников можно считать дату 30.04.2013 г. Именно в этот день в группе ВК был размещен опрос с идеями, откуда брать деньги на фестиваль. Наравне с победившим вариантом «Искать спонсоров» чуть меньше голосов набрал ответ «Всем скинуться по сотке» (на тот момент паблик «пикника» насчитывал около 1 500 подписчиков, что гипотетически сулило 150 000 рублей при выполнении данного условия). Через месяц организаторы напомнили подписчикам, которых было уже 1 603 человека, что можно собрать около 160 000 рублей на пикник-2013, если «поднавалиться». Однако в опросе, выясняющем отношение к таким пожертвованиям, 124 из 159 проголосовавших (78%) признались, что не решили пока либо точно не собираются «скидываться».

Но организаторы не сдавались и 03.06.2013 г. запустили на сайте planeta.ru кампанию по сбору пожертвований, объявив целевую сумму в размере 30 000 руб. Параллельно с этим для сбора народных средств работали платежные системы «Апельсин» и «Яндекс.Деньги». В итоге на 08.07.2013 г. на Планете.ру было собрано 33 300 руб. Данные по другим «кошелькам» неизвестны, однако в результате половина из 140 000 руб. пришлась на краудфандинговые сборы (около 70 000 руб.).  

Некоторые СМИ назвали такой результат самым успешным краудфандинговым проектом за всю историю Омска, а организаторы дополнительно уточнили, что за время проведения кампании омичи внесли около 200 пожертвований, причем максимальная сумма была 15 000 руб., а минимальная – 35. Анализируя динамику сбора средств, организаторы впоследствии отметили, что сильнее всего подстегнуло омичей «скинуться на пикник» выступление Романа Ковалева в эфире радио «Сибирь» 20.06.2013 г.

Впрочем, последующие «пикники» уже не приносили столь высокого процента «народных денег» в бюджет праздника. На пикник-2014 было собрано лишь 18% бюджета через пожертвования. Однако в абсолютном значении эта сумма (65 489 руб.) оказалась вполне сопоставима с прошлогодним рекордом (70000 руб.). Причем организаторы признались, что в прошлогоднем краудфандинге (2013 год) львиная доля средств все-таки была собрана не у «простых омичей», а из карманов организаторов и их друзей, и лишь в кампании 2014 года пожертвования делались преимущественно незнакомыми между собой людьми, узнавшими о сборе средств из рекламы. В этом смысле фандинг пикника-2014 оказался даже эффективнее предшествующего, а его низкая доля в общем бюджете объясняется удачной работой организаторов с коммерческими участниками фестиваля.

Краудфандинг 2014 года заметно отличался от кампании 2013 года новыми методами мотивации омичей, и здесь ключевой креатив состоял в регулярной публикации фотографии меценатов с их историями о том, почему они решили профинансировать «пикник» (пример 1, пример 2). Похожий прием в первом полугодии 2014 года использовал и телеканал «Дождь» в телемарафоне «Я финансирую «Дождь».

Спустя еще год, к 16.08.2015 г., по подсчетам организаторов, на IV городской пикник было пожертвовано 76719 руб. (116 взносов через интернет-платежи, а также деньги в коробках для пожертвований в день праздника). Таким образом, в абсолютном выражении это стало очередным рекордом краудфандинга в Омске. При этом доля фандинга в разросшемся бюджете составила 20%, что сопоставимо с 2014 годом (18%).

В краудфандинговой кампании 2015 года уже не было историй формата «я финансирую пикник», но предлагались мотивации от волонтеров и воспоминания известных омичей о прошлых пикниках. Также сообщалось о риске срыва праздника из-за недостаточной активности омичей. В ходе кампании регулярно появлялись сообщения в стиле «ну давайте поднажмем еще немного», и даже непосредственно в день проведения IV Городского пикника, в группе появилась запись, призывавшая жертвовать средства непосредственно на празднике в специальную коробку «помоги пикнику», поскольку в бюджете фестиваля, как заявили организаторы, не хватало еще 11 000 руб., хотя к этому моменту сумма сборов уже достигли 317 000 руб., и бюджет в очередной раз "скакнул" в сторону повышения.

Кстати, в 2015 году, при подведении промежуточных итогов краудфандинга, организаторы впервые стали выдавать общее количество собранных средств, а не отдельную статью «народных сборов», как раньше. Таким образом, итоговую сумму пожертвований горожан (76 719 руб.) сами горожане смогли узнать только 20.08.2015 г., когда организаторы опубликовали финальный отчет по собранным средствам.

Традиционным видом сбора средств на пикнике-2015 стали добровольные взносы за пользование биотуалетами.  Коробки «мы вам верим» призывали каждого оставить рекомендованную плату за вход в размере 20 рублей. В итоге в такие коробки «насобиралось» рекордные 15 436 руб., и организаторы впервые в истории "пикников" окупили этими сборами аренду биотуалетов.

Бюджетный процесс

Организаторы «пикников» неоднократно подчеркивали максимальную финансовую прозрачность подготовки своих мероприятий, противопоставляя это практике «освоения бюджетов» чиновниками различных ведомств. Однако при этом их собственные бюджеты на пикники регулярно "переписывались", без каких-либо объяснений о причинах таких шагов (за редкими исключениями).

Так, 22.06.2013 г., накануне второго Городского пикника, Татьяна Окулова сообщила в интервью, что общий бюджет предстоящего праздника составляет 179 300 руб., что устроило путаницу, так как эта сумма оказалась в 2 раза выше, чем сообщали организаторы месяцем ранее, когда для проведения «пикника» было необходимо лишь 80-100 тыс. руб. А буквально за день до фестиваля, 05.07.2013 г., итоговая сумма была вновь переиграна: организаторы сообщили, что теперь бюджет праздника равен 150 000 руб., из которых собрано 105 000 руб.

Спустя год бюджетная чехарда повторилась. 05.06.2014 г. было объявлено, что бюджет III Городского пикника составит 200 000 руб., а 02.07.2014 г. появилось сообщение о «слегка разросшемся бюджете», который равнялся уже 306 469 рублям. 

Похожая история произошла и в 2015 году при подготовке IV городского пикника: 30.06.2015 г. было объявлено о бюджете в 500 000 руб., 01.08.2015 г. минимальный бюджет снизился до 200 000 рублей, через 12 дней он внезапно вырос до 315 000 руб., а еще через 4 дня составил 350 000 руб.

Сами организаторы объясняют такой стиль бюджетирования работой по факту, когда потребности изменяются вслед за неожиданными возможностями. Так, в отчете о финансировании III Городского пикника (2014 г.) указано, что в момент перекрытия спонсорскими поступлениями потребностей минимального бюджета в 200 000 руб. организаторы оперативно приняли решение о дополнительных улучшениях для участников мероприятия (арендовать сцену с крышей и т. д.), отчего бюджет вырос до 306 000 руб. При этом нескольким коммерчески заинтересованным спонсорам было отказано в финансировании и участии после того, как «стало очевидно, что бюджет собран».

Не краудфандинг

Взносы, которые организаторы не относили к пожертвованиям, составляли первые два фестиваля половину собранных сумм (27 500 руб. в 2012 г. и 75 000 руб. в 2013 г.). В последующие два года доля «не краудфандинга» в бюджетах «пикников» резко выросла, составив в 2014 году 82% (291 437 руб.), а в 2015 году – 76% (293 883 руб.).

В отличие от подробных списков фандеров (2014, 2015) информация о взносах «не жертвователей» организаторами никогда не детализировалась, и во всех отчетах фигурировали лишь общие суммы сборов.

Описывая источники некраудфандинговых поступлений, организаторы в отчетах за 2014 и 2015 годы использовали три обозначения:

  • спонсоры,
  • меценаты,
  • организаторы площадок.

Причем «спонсоры и меценаты» относились в этих отчетах к одной категории, а «организаторы площадок» – к другой. При этом, например, в перечислении «спонсоров и меценатов» пикника-2015 фигурировали компании «Троекурово», «Телеканал СТС» и ХК «Авангард», у которых были собственные площадки на пикнике-2015, что затрудняло понимание, чем «спонсоры и меценаты» отличались от «организаторов площадок».

Устраняя неясности, выявленные при подготовке данной статьи и отраженные в ее первых редакциях, организаторы опубликовали 22.08.2015 г. более подробную версию отчета об источниках финансирования пикника-2015, где все-таки разделили между собой категории "спонсоры" и "меценаты", уточнив при этом, что:

  • спонсоры - это компании, которые организовывали на территории пикника свою рекламную площадку и логотипы которых были размещены в материалах пикника;
  • меценаты - это компании, которые оказали финансовую помощь пикнику без размещения рекламной площадки на территории пикника.

Известно, что на первых трех «пикниках» площадкам, где во время праздника не происходило прямых продаж, позволялось устраиваться совершенно бесплатно. Однако на IV Городском пикнике с таким бесплатным размещением повезло не всем, и большинству «точек», которые не оказывали коммерческих услуг на территории пикника, но при этом "представляли коммерческие организации" предлагалось внести взнос от 800 рублей.

В новой версии отчета взносы от организаторов площадок оказались относительно детализированы. Поступившая сумма от 59 площадок (исключая площадки спонсоров) в размере 174 883 руб. распределилась следующим образом:

  • 72 000 руб. поступило от 7 площадок зоны "Фуд корт", на территории которой происходили наиболее активные продажи во время пикника, причем взнос варьировался в зависимости от размера и расположения предоставляемой площадки, количества и ассортимента товаров, потребности в электричестве.
  • 14 500 руб. от 11 площадок зоны "Домашняя еда" при тех же принципах "назначения" суммы взноса, которая варьировалась от 1000 до 2000 руб. с площадки при средней сумме взноса 1300 руб.
  • 14 500 руб. от 22 площадок зоны "Крутой маркет", причем сумму взноса (от 1000 до 3000 руб.) организаторы субъективно определяли, предполагая "маркетинговый эффект", который предоставлял фестиваль участнику маркета.
  • 53 800 руб. от 18 площадок всех остальных зон («Наука», «Город», «Развлечения», «Экология», «Спорт и танцы»). Взнос составлял от 800 до 10 000 руб.

Более подробную детализацию организаторы не публикуют, объясняя это вопросами коммерческой тайны самих участников и ссылаясь на условия договоров. При этом на сайте организаторов (на 23.08.2015 г.) нет информации, от имени какого бизнес-субъекта организаторы Городского пикника заключали эти договора.

Обновлено 23 августа 2015 года

Самое актуальное в рубрике: Энциклопедия

Больше интересного в жанре: Событие

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Евгений
Корб упомянут, чтобы упомянуть Корба?
18 августа, 13:39 | Ответить
Не Евгений
Его запрещено упоминать?
18 августа, 13:49 | Ответить