Деловой Омск

Деловой Омск

29 января 2014 08.08Статьи

Дикорос: омский бизнес уходит в лес

В Омской области набирает популярность бизнес по сбору и переработке дикорастущей продукции: ягод, грибов, лесных трав. В основном предприниматели арендуют участки на севере региона в экологически чистых районах. Постепенно этот вид деятельности находит отклик среди местного населения. В прошлом году только одна из таких компаний «Продмассив» временно трудоустроила около 7 тысяч человек. О том, с чем приходится сталкиваться во время работы по сбору дикоросов, рассказала член правления Ассоциации развития предпринимательства, директор ООО «Продмассив» Елена Смирнова.

Дикорос: омский бизнес уходит в лес

 В Омской области набирает популярность бизнес по сбору и переработке дикорастущей продукции: ягод, грибов, лесных трав. В основном предприниматели арендуют участки на севере региона в экологически чистых районах. Постепенно этот вид деятельности находит отклик среди местного населения. В прошлом году только одна из таких компаний «Продмассив» временно трудоустроила около 7 тысяч человек. О том, с чем приходится сталкиваться во время работы по сбору дикоросов, рассказала член правления Ассоциации развития предпринимательства, директор ООО «Продмассив» Елена Смирнова.

— Социально полезный бизнес — что это в вашем понимании?

— В моем понимании социально ответственный бизнес — это бизнес, который направлен на развитие территории, на улучшение жизни в определенной местности. И непосредственно наш «Продмассив» — это как раз та компания, говорю без преувеличения, которая опосредованно занимается развитием территории, ведь основная наша задача — заготовка лесных продуктов. А вся заготовительная деятельность построена именно на работе и занятости местного населения. Работая сами, мы заставляем и мотивируем работать других.

— Сколько людей Вы привлекаете к сбору?

— За прошлый год нам удалось привлечь к занятости только в Усть-Ишиме и Тевризе порядка 7 тысяч человек. И я думаю, в этом году сможем увеличить до 10 тысяч местных жителей. Сейчас появилась обратная связь: люди сами звонят и предлагают варианты сотрудничества. Узнали, что магазин собираемся открывать, и у нас уже появились предложения по изготовлению пельменей из дикого мяса. Это все те же люди, которые ходят за ягодой, но только теперь они еще и охотники.

Только в одном Усть-Ишиме мы на закупе оставили больше 8 млн рублей. В Тевризе закуп еще идет, и цифра за сезон приближается к 12 млн рублей. Это только клюква.

— Елена Ивановна, компания «Продмассив» работает с 2011 года. Каких успехов удалось достичь за это время? С чего начинали и что в ассортименте компании сегодня?

— Мы начинали, как и все предприниматели, с амбициозной идеи в 2011 году создать компанию, которая будет заниматься заготовкой дикоросов. Многие об этом говорили и считали актуальным, но смотрели со стороны. Мы изначально понимали, что сложностей будет много. Работа предстоит с большой территорией, причем с мелкими населенными пунктами. Не всегда к ним легко добраться даже при наличии транспорта. Проблема также в ярко выраженной сезонности бизнеса: два квартала мы работаем с доходом, а другие два квартала — с затратами, но без дохода. Сам продукт зависит от урожая и иногда от таких факторов, которые нам пока до конца не понятны. Вроде и дождь идет, а гриб может быть червивым. Мы еще не полностью подстроились под природную ситуацию. И это тоже сложность.

Деятельность была новой, в Омской области в таких масштабах никто не занимался этим делом. Я ездила в Томск, изучала опыт коллег. В 2012 году мы отрабатывали процессы заготовки. В 2013 году развивались, уже работали над формированием имиджа, развитием ассортимента, а также поиском новых рынков сбыта.

— А какова география сбора дикоросов в Омской области? Если у Вас закупы в других регионах?

— В Омском регионе мы работаем на севере: Усть-Ишим, Тара, Седельниково немного, Муромцево, Тевриз, Знаменка. Пока «захватываем» территорию Тюменской области.

— Есть ли проблемы с организацией закупа?

— Это одна из основных проблем. Жители Тевриза и Усть-Ишима сами занимаются собирательством — заготавливают клюкву. У них даже есть планы по работе. На других территориях, как выяснилось, у каждой семьи есть план работ на год, и людям интересно пойти в лес, но как раз в это время начинается сельская работа: покосы, высадка и сбор картофеля, ухаживания за сельским подворьем, прополка и т. д. И когда мы предлагаем людям пойти в лес, у них появляются дела, более важные для них. Поэтому приходилось много работать с людьми, разъяснять пользу сбора дикоросов. В 2013 году в Нагорно-Ивановском поселении мы провели эксперимент. Предложили населению заготавливать березовые веники. А сбор веников происходит как раз тогда, когда картошка уже посажена, а покос еще не начался, и у них есть время. И люди стали активно заготавливать веники, получили за это реальные деньги, сделали выводы. Дальше работа пошла более слаженно. Надо точечно работать, изучать, чем живут люди и встраиваться в их порядок жизни.

— Какие проблемы существуют в данной отрасли? Какое решение их Вы видите? 

— Сезонность. Решение — организация другого бизнеса на территории. На данный момент в Усть-Ишиме ведется строительство, в Таре пока разрабатывается проект многофункционального перерабатывающего комплекса, работа которого поможет сгладить сезонный спад. Третья стандартная проблема — сбыт. Но не скажу, что у нас это большая проблема: в прошлом году оборот был 500 тыс. рублей в месяц, сейчас — более трех миллионов рублей. И динамика хорошая,  но для экономики предприятия недостаточна.  Это вопрос времени, органы власти здесь могли бы помочь.  Например, позволить подобным компаниям участвовать в госзаказе.

— Каковы потребности жителей региона? Что берут охотнее: клюкву или голубику?

— В большей степени все зависит от предложения, которое существует. Клюкву покупают всегда в разы больше, чем любую другую — это ягода №1. Бруснику — меньше, чем клюкву в раза в два, а вся остальная ягода зависит от предложения. К примеру, голубики в прошлом году было мало, соответственно, ее и в предложении было мало. В этом году голубики много, но мы ее уже почти полностью продали.

— Лидерами по заготовке грибов и ягод являются Восточная Европа, включая Россию, США и Китай. Последние наращивают объемы за счет ягод и грибов, культивируемых на плантациях, но их качество в сравнении с дарами леса, выросшими в естественных условиях, хуже. А может ли обычный потребитель это определить по внешнему виду продукта?

— Если возьмем ежевику, то польская или китайская будет намного крупнее — очень товарна внешне. Сибирская ежевика никогда не будет крупной — не вырастает она такая из-за наших условий. Она помельче, но тоже прилично выглядит, и на вкус ягода хорошего качества.
Если взять бруснику, то не специалист не отличит китайскую от сибирской дикой. Это практически невозможно. Единственное отличие — ягода у них мокрая на ощупь, даже если достать замороженную из холодильника. Я думаю, это из-за обработки ее химическими реагентами. Что касается клюквы, здесь ее различить несложно. Выращенная канадцами — крупная. Понятно, что она культивирована, и даже по вкусу другая. С китайской сложнее: она больше похожа на дикую. Единственное, по структуре немного другая, если ее разрезать, то это можно увидеть на срезе.

— А как дело обстоит с грибами?

— В Омске белых грибов, подосиновиков, подберезовиков китайского производства не встречала. Их нет в широком представлении. Что касается опят: мы их видим, знаем, они очень отличаются внешне. В прошлом году был урожай на эти грибы — они стоили на 100 рублей дороже, чем польские и китайские, но хорошо продавались, так как даже внешне они отличаются от выращенных искусственно. Китайцы активно выращивают черный груздь, он тоже отличается от нашего. Но цена соизмерима с нашей местной. Поэтому смысла подменять пока нет, так как нет больших объемов потребления грибов.

— Каков рынок сбыта?

— На сегодняшний день по сбыту мы работаем с другими регионами. Отгружаем в Иркутск, Улан-Удэ, Новосибирск и Казахстан. И я вижу, что рынок Казахстана для нас будет перспективным, будем разрабатывать это направление. Иными словами, там живут много русских, которые потребляют ягоды и грибы в таких же объемах, как и мы.

Текст и фото: пресс-служба Ассоциации развития предпринимательства

 

Добавить комментарий
Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Сочинения Малькевича, Сумарокова, Деменского и Семикиной оценил учитель русского языка.