Деловой Омск

Деловой Омск

29 января 2014 08.08Статьи

Дикорос: омский бизнес уходит в лес

В Омской области набирает популярность бизнес по сбору и переработке дикорастущей продукции: ягод, грибов, лесных трав. В основном предприниматели арендуют участки на севере региона в экологически чистых районах. Постепенно этот вид деятельности находит отклик среди местного населения. В прошлом году только одна из таких компаний «Продмассив» временно трудоустроила около 7 тысяч человек. О том, с чем приходится сталкиваться во время работы по сбору дикоросов, рассказала член правления Ассоциации развития предпринимательства, директор ООО «Продмассив» Елена Смирнова.

Дикорос: омский бизнес уходит в лес

 В Омской области набирает популярность бизнес по сбору и переработке дикорастущей продукции: ягод, грибов, лесных трав. В основном предприниматели арендуют участки на севере региона в экологически чистых районах. Постепенно этот вид деятельности находит отклик среди местного населения. В прошлом году только одна из таких компаний «Продмассив» временно трудоустроила около 7 тысяч человек. О том, с чем приходится сталкиваться во время работы по сбору дикоросов, рассказала член правления Ассоциации развития предпринимательства, директор ООО «Продмассив» Елена Смирнова.

— Социально полезный бизнес — что это в вашем понимании?

— В моем понимании социально ответственный бизнес — это бизнес, который направлен на развитие территории, на улучшение жизни в определенной местности. И непосредственно наш «Продмассив» — это как раз та компания, говорю без преувеличения, которая опосредованно занимается развитием территории, ведь основная наша задача — заготовка лесных продуктов. А вся заготовительная деятельность построена именно на работе и занятости местного населения. Работая сами, мы заставляем и мотивируем работать других.

— Сколько людей Вы привлекаете к сбору?

— За прошлый год нам удалось привлечь к занятости только в Усть-Ишиме и Тевризе порядка 7 тысяч человек. И я думаю, в этом году сможем увеличить до 10 тысяч местных жителей. Сейчас появилась обратная связь: люди сами звонят и предлагают варианты сотрудничества. Узнали, что магазин собираемся открывать, и у нас уже появились предложения по изготовлению пельменей из дикого мяса. Это все те же люди, которые ходят за ягодой, но только теперь они еще и охотники.

Только в одном Усть-Ишиме мы на закупе оставили больше 8 млн рублей. В Тевризе закуп еще идет, и цифра за сезон приближается к 12 млн рублей. Это только клюква.

— Елена Ивановна, компания «Продмассив» работает с 2011 года. Каких успехов удалось достичь за это время? С чего начинали и что в ассортименте компании сегодня?

— Мы начинали, как и все предприниматели, с амбициозной идеи в 2011 году создать компанию, которая будет заниматься заготовкой дикоросов. Многие об этом говорили и считали актуальным, но смотрели со стороны. Мы изначально понимали, что сложностей будет много. Работа предстоит с большой территорией, причем с мелкими населенными пунктами. Не всегда к ним легко добраться даже при наличии транспорта. Проблема также в ярко выраженной сезонности бизнеса: два квартала мы работаем с доходом, а другие два квартала — с затратами, но без дохода. Сам продукт зависит от урожая и иногда от таких факторов, которые нам пока до конца не понятны. Вроде и дождь идет, а гриб может быть червивым. Мы еще не полностью подстроились под природную ситуацию. И это тоже сложность.

Деятельность была новой, в Омской области в таких масштабах никто не занимался этим делом. Я ездила в Томск, изучала опыт коллег. В 2012 году мы отрабатывали процессы заготовки. В 2013 году развивались, уже работали над формированием имиджа, развитием ассортимента, а также поиском новых рынков сбыта.

— А какова география сбора дикоросов в Омской области? Если у Вас закупы в других регионах?

— В Омском регионе мы работаем на севере: Усть-Ишим, Тара, Седельниково немного, Муромцево, Тевриз, Знаменка. Пока «захватываем» территорию Тюменской области.

— Есть ли проблемы с организацией закупа?

— Это одна из основных проблем. Жители Тевриза и Усть-Ишима сами занимаются собирательством — заготавливают клюкву. У них даже есть планы по работе. На других территориях, как выяснилось, у каждой семьи есть план работ на год, и людям интересно пойти в лес, но как раз в это время начинается сельская работа: покосы, высадка и сбор картофеля, ухаживания за сельским подворьем, прополка и т. д. И когда мы предлагаем людям пойти в лес, у них появляются дела, более важные для них. Поэтому приходилось много работать с людьми, разъяснять пользу сбора дикоросов. В 2013 году в Нагорно-Ивановском поселении мы провели эксперимент. Предложили населению заготавливать березовые веники. А сбор веников происходит как раз тогда, когда картошка уже посажена, а покос еще не начался, и у них есть время. И люди стали активно заготавливать веники, получили за это реальные деньги, сделали выводы. Дальше работа пошла более слаженно. Надо точечно работать, изучать, чем живут люди и встраиваться в их порядок жизни.

— Какие проблемы существуют в данной отрасли? Какое решение их Вы видите? 

— Сезонность. Решение — организация другого бизнеса на территории. На данный момент в Усть-Ишиме ведется строительство, в Таре пока разрабатывается проект многофункционального перерабатывающего комплекса, работа которого поможет сгладить сезонный спад. Третья стандартная проблема — сбыт. Но не скажу, что у нас это большая проблема: в прошлом году оборот был 500 тыс. рублей в месяц, сейчас — более трех миллионов рублей. И динамика хорошая,  но для экономики предприятия недостаточна.  Это вопрос времени, органы власти здесь могли бы помочь.  Например, позволить подобным компаниям участвовать в госзаказе.

— Каковы потребности жителей региона? Что берут охотнее: клюкву или голубику?

— В большей степени все зависит от предложения, которое существует. Клюкву покупают всегда в разы больше, чем любую другую — это ягода №1. Бруснику — меньше, чем клюкву в раза в два, а вся остальная ягода зависит от предложения. К примеру, голубики в прошлом году было мало, соответственно, ее и в предложении было мало. В этом году голубики много, но мы ее уже почти полностью продали.

— Лидерами по заготовке грибов и ягод являются Восточная Европа, включая Россию, США и Китай. Последние наращивают объемы за счет ягод и грибов, культивируемых на плантациях, но их качество в сравнении с дарами леса, выросшими в естественных условиях, хуже. А может ли обычный потребитель это определить по внешнему виду продукта?

— Если возьмем ежевику, то польская или китайская будет намного крупнее — очень товарна внешне. Сибирская ежевика никогда не будет крупной — не вырастает она такая из-за наших условий. Она помельче, но тоже прилично выглядит, и на вкус ягода хорошего качества.
Если взять бруснику, то не специалист не отличит китайскую от сибирской дикой. Это практически невозможно. Единственное отличие — ягода у них мокрая на ощупь, даже если достать замороженную из холодильника. Я думаю, это из-за обработки ее химическими реагентами. Что касается клюквы, здесь ее различить несложно. Выращенная канадцами — крупная. Понятно, что она культивирована, и даже по вкусу другая. С китайской сложнее: она больше похожа на дикую. Единственное, по структуре немного другая, если ее разрезать, то это можно увидеть на срезе.

— А как дело обстоит с грибами?

— В Омске белых грибов, подосиновиков, подберезовиков китайского производства не встречала. Их нет в широком представлении. Что касается опят: мы их видим, знаем, они очень отличаются внешне. В прошлом году был урожай на эти грибы — они стоили на 100 рублей дороже, чем польские и китайские, но хорошо продавались, так как даже внешне они отличаются от выращенных искусственно. Китайцы активно выращивают черный груздь, он тоже отличается от нашего. Но цена соизмерима с нашей местной. Поэтому смысла подменять пока нет, так как нет больших объемов потребления грибов.

— Каков рынок сбыта?

— На сегодняшний день по сбыту мы работаем с другими регионами. Отгружаем в Иркутск, Улан-Удэ, Новосибирск и Казахстан. И я вижу, что рынок Казахстана для нас будет перспективным, будем разрабатывать это направление. Иными словами, там живут много русских, которые потребляют ягоды и грибы в таких же объемах, как и мы.

Текст и фото: пресс-служба Ассоциации развития предпринимательства

 

Добавить комментарий
Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)Инфографика

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)

Этим летом и осенью омичам будут доступны прямые рейсы в 27 российских и зарубежных городов.

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Наш колумнист подводит итоги выступления «ястребов» в сезоне.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.