Класс

Класс

31 августа 2015 16.50Интервью

Даниил Крамер: «Кризис больно ударит по культурной жизни в стране»

Джазовый пианист, композитор и продюсер Даниил Крамер приехал в Омск, чтобы провести фестиваль своего имени. Частый гость в нашем городе, музыкант оценил нынешнее положение дел в культуре, музыке и образовании с высоты своего опыта.

Даниил Крамер: «Кризис больно ударит по культурной жизни в стране»

Фото: Рустам Мендубаев

— В стране бушует кризис, все в панике, переживают, насколько это сказывается на музыкальной индустрии?

— Люди, живущие «наверху», часто пренебрегают тем, что я называю обыденной жизнью искусства, особенно это чувствуется в кризис. А ведь это кровь, текущая в жилах культуры. Без приглашения западных артистов, без общения и международных связей все тухнет: и наука, и бизнес, и искусство, и наша с вами жизнь. Мы не должны вариться в собственном соку, никто из нас. Человечество не живет в изоляции, но мы постепенно в нее погружаемся.

— А что вы понимаете под обыденной жизнью искусства?

— Все, что не является государственными дотационными проектами, а это 98 % всего искусства. То, что не спонсируется государством, не является его лицом. Понимаете, культурная программа Олимпийских игр — это имиджевый проект, на который уходят все деньги. А на остальную культуру в Краснодарском крае просто ничего не остается (Смеется.). Мы не живем только проектами, получившими Нобелевскую премию, надо кому-то зубные щетки изобретать.

— Эта обыденная жизнь искусства сильно просела в кризис?

— Это опять же зависит от уровня артистов. Но тот пласт, который и раньше не был полностью востребованным, сейчас просядет еще сильнее.

— Что это за пласт?

— Это те артисты, у которых не было каждый день выступлений. Музыканты с десятью концертами в месяц, артисты, которые не снимаются в этих чертовых сериалах, а настоящие актеры, желающие делать спектакли, играть в нормальных фильмах. Таких практически не осталось.

— Как вы оцениваете то, что в целом происходит в культурной жизни страны? Куда мы движемся?

— Вообще налицо — печальные тенденции, в частности смена приоритетов в образовании. То, что сейчас происходит в этой сфере, сильно мне напоминает обыкновенное вредительство.

Такое ощущение, что цель нашего правительства — оболванить, превратить в примитивные организмы минимум 80 % нации, и это, кажется, начинает получаться. Когда я узнал, что отныне вузы принимают без экзаменов, только по баллам ЕГЭ, я вообще ничего не понял. У института должна быть другая планка, собственные требования, тот, кто  это придумал, — вредитель, на мой взгляд.

— История с новосибирским «Тангейзером» показала, что власть позволяет себе оказывать сильное давление на культурную жизнь в стране. Вы это ощущаете?

— С одной стороны, любая власть должна уметь себя защищать, и каждая делает это по-своему. Я для себя не идеализирую США, Европу, я достаточно побывал и там, и там. И что, думаете, СМИ Америки не занимаются оболваниванием собственного населения? Вот вы журналист, вы знаете правила журналистики?

— О каких правилах вы говорите?

— О том, что менталитет толпы равен менталитету пятилетнего ребенка. Журналист обязан уметь этим пользоваться. Знаете, что такое секрет власти? Контроль и дозирование информации. Люди получают только те сведения, которые им дозволено. К сожалению, и агрессивность веры еще никто не отменял. Церковь — бизнес-институт, который тоже должен себя защищать.

— Культура может каким-то образом отвечать на это давление?

— А как культуре это делать, если она менее защищена законодательно? Депутаты приняли закон о защите прав верующих, а о любителях культуры кто-нибудь позаботился? О защите их прав против агрессии церкви. Я человек религиозный и категорически не сторонник любых оскорблений чувств веры, но давайте играть на равных.

Давление лично на меня со стороны государства не усилилось, его и не было. Я всегда старался быть независимым. Хотя, кризис может привести к тому, что работники культуры не захотят быть свободными.

— Не захотят или будут вынуждены прогнуться?

— Им придется. Такой вариант возможен. Музыканты, актеры, художники должны выживать. Либо бросать свою работу и заниматься извозом, как это было в 90-е. И я вижу, как сейчас идет процесс бешеного секвестирования в культуре. О нем, правда, почему-то журналисты не пишут.

— На пресс-конференции вы сказали, что наш город нельзя назвать джазовым, потому что для этого должно быть как минимум пять-шесть специализированных клубов. Сейчас на подобных заведениях можно заработать?

— Это зависит от интеллектуального уровня омичей. Если вы, например, любите ходить в ресторан, где исполняется гоп-стоп, конечно, джазовые музыканты здесь не будут востребованы. Теперь задайте вопрос, кто формирует ваш спрос? По статистике, один час Первого канала обслуживает 12 миллионов человек. Один час. Так что все-таки формирует спрос? Вот сколько у вас джазовых клубов?

— На данный момент ни одного.

— Значит, вы так хорошо «поддержали» этот формат. Все зависит только от вас. Вы создаете среду обитания, вы поддерживаете своих. Как вы сделаете, так и будет. Москвичи любят джаз, а вот омичи не слишком.

— На каком месте в вашем личном рейтинге по интересу к джазу стоит Омск?

— Не на последнем. Но и не на первом. Где-то посередине.

Бывает, что в регионах, где джаза много, начинается спад, потому что публика его переела. Или, напротив, и концертов подобных достаточно, и интерес есть, и зритель идет. А есть города совсем без джаза, где людей не заманишь на выступление, потому что они не знают, что это такое. Омск — что-то среднее.

Это называется джазовая образованность публики. Я горд, что сделал для Омска много в этом направлении. Джаз в вашем городе по большей части представлен моими проектами, я чувствую свою ответственность и стараюсь привозить сюда только лучшее.

Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.