Класс

Класс

31 августа 2015 16.50Интервью

Даниил Крамер: «Кризис больно ударит по культурной жизни в стране»

Джазовый пианист, композитор и продюсер Даниил Крамер приехал в Омск, чтобы провести фестиваль своего имени. Частый гость в нашем городе, музыкант оценил нынешнее положение дел в культуре, музыке и образовании с высоты своего опыта.

Даниил Крамер: «Кризис больно ударит по культурной жизни в стране»

Фото: Рустам Мендубаев

— В стране бушует кризис, все в панике, переживают, насколько это сказывается на музыкальной индустрии?

— Люди, живущие «наверху», часто пренебрегают тем, что я называю обыденной жизнью искусства, особенно это чувствуется в кризис. А ведь это кровь, текущая в жилах культуры. Без приглашения западных артистов, без общения и международных связей все тухнет: и наука, и бизнес, и искусство, и наша с вами жизнь. Мы не должны вариться в собственном соку, никто из нас. Человечество не живет в изоляции, но мы постепенно в нее погружаемся.

— А что вы понимаете под обыденной жизнью искусства?

— Все, что не является государственными дотационными проектами, а это 98 % всего искусства. То, что не спонсируется государством, не является его лицом. Понимаете, культурная программа Олимпийских игр — это имиджевый проект, на который уходят все деньги. А на остальную культуру в Краснодарском крае просто ничего не остается (Смеется.). Мы не живем только проектами, получившими Нобелевскую премию, надо кому-то зубные щетки изобретать.

— Эта обыденная жизнь искусства сильно просела в кризис?

— Это опять же зависит от уровня артистов. Но тот пласт, который и раньше не был полностью востребованным, сейчас просядет еще сильнее.

— Что это за пласт?

— Это те артисты, у которых не было каждый день выступлений. Музыканты с десятью концертами в месяц, артисты, которые не снимаются в этих чертовых сериалах, а настоящие актеры, желающие делать спектакли, играть в нормальных фильмах. Таких практически не осталось.

— Как вы оцениваете то, что в целом происходит в культурной жизни страны? Куда мы движемся?

— Вообще налицо — печальные тенденции, в частности смена приоритетов в образовании. То, что сейчас происходит в этой сфере, сильно мне напоминает обыкновенное вредительство.

Такое ощущение, что цель нашего правительства — оболванить, превратить в примитивные организмы минимум 80 % нации, и это, кажется, начинает получаться. Когда я узнал, что отныне вузы принимают без экзаменов, только по баллам ЕГЭ, я вообще ничего не понял. У института должна быть другая планка, собственные требования, тот, кто  это придумал, — вредитель, на мой взгляд.

— История с новосибирским «Тангейзером» показала, что власть позволяет себе оказывать сильное давление на культурную жизнь в стране. Вы это ощущаете?

— С одной стороны, любая власть должна уметь себя защищать, и каждая делает это по-своему. Я для себя не идеализирую США, Европу, я достаточно побывал и там, и там. И что, думаете, СМИ Америки не занимаются оболваниванием собственного населения? Вот вы журналист, вы знаете правила журналистики?

— О каких правилах вы говорите?

— О том, что менталитет толпы равен менталитету пятилетнего ребенка. Журналист обязан уметь этим пользоваться. Знаете, что такое секрет власти? Контроль и дозирование информации. Люди получают только те сведения, которые им дозволено. К сожалению, и агрессивность веры еще никто не отменял. Церковь — бизнес-институт, который тоже должен себя защищать.

— Культура может каким-то образом отвечать на это давление?

— А как культуре это делать, если она менее защищена законодательно? Депутаты приняли закон о защите прав верующих, а о любителях культуры кто-нибудь позаботился? О защите их прав против агрессии церкви. Я человек религиозный и категорически не сторонник любых оскорблений чувств веры, но давайте играть на равных.

Давление лично на меня со стороны государства не усилилось, его и не было. Я всегда старался быть независимым. Хотя, кризис может привести к тому, что работники культуры не захотят быть свободными.

— Не захотят или будут вынуждены прогнуться?

— Им придется. Такой вариант возможен. Музыканты, актеры, художники должны выживать. Либо бросать свою работу и заниматься извозом, как это было в 90-е. И я вижу, как сейчас идет процесс бешеного секвестирования в культуре. О нем, правда, почему-то журналисты не пишут.

— На пресс-конференции вы сказали, что наш город нельзя назвать джазовым, потому что для этого должно быть как минимум пять-шесть специализированных клубов. Сейчас на подобных заведениях можно заработать?

— Это зависит от интеллектуального уровня омичей. Если вы, например, любите ходить в ресторан, где исполняется гоп-стоп, конечно, джазовые музыканты здесь не будут востребованы. Теперь задайте вопрос, кто формирует ваш спрос? По статистике, один час Первого канала обслуживает 12 миллионов человек. Один час. Так что все-таки формирует спрос? Вот сколько у вас джазовых клубов?

— На данный момент ни одного.

— Значит, вы так хорошо «поддержали» этот формат. Все зависит только от вас. Вы создаете среду обитания, вы поддерживаете своих. Как вы сделаете, так и будет. Москвичи любят джаз, а вот омичи не слишком.

— На каком месте в вашем личном рейтинге по интересу к джазу стоит Омск?

— Не на последнем. Но и не на первом. Где-то посередине.

Бывает, что в регионах, где джаза много, начинается спад, потому что публика его переела. Или, напротив, и концертов подобных достаточно, и интерес есть, и зритель идет. А есть города совсем без джаза, где людей не заманишь на выступление, потому что они не знают, что это такое. Омск — что-то среднее.

Это называется джазовая образованность публики. Я горд, что сделал для Омска много в этом направлении. Джаз в вашем городе по большей части представлен моими проектами, я чувствую свою ответственность и стараюсь привозить сюда только лучшее.

Добавить комментарий
«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.