Свое дело: как двигать рынок перевозок
Владелец компании «Автосила-55» Евгений Хрущ занимается пассажирскими перевозками уже почти 15 лет. Нынешнее предприятие с автобусным парком в 28 единиц когда-то начиналось с одной «Газели».
Фото: Рустам Мендубаев
Сейчас компания работает с автобусами среднего и большого класса. Однако проблема с нелегалами на дороге, так и не решенная властями, сильно мешает развитию бизнеса, сетует предприниматель. При равной цене на проезд «газелисты» обходят конкурентов, а обороты законопослушных бизнесменов падают. Не стоит забывать и о финансовом кризисе. Цены на подвижной состав взлетели в два раза. Остается надеяться, что федеральный закон, вступающий в силу с 1 января, позволит наконец справиться с нелегальными перевозчиками.
Первый маршрут
В 2001 году Евгений окончил военное училище. Выпустился офицером и тут же попал под сокращение. Родственники помогли с приобретением первой «Газели», ведь нужно было как-то кормить семью.
«Я сам работал водителем. Прошел год-полтора, удалось раздать долги и накопить на вторую машину. Потом на третью, четвертую. В итоге к 2007 году мы с партнером имели на линии 15-17 авто. Мой напарник тоже начинал как водитель. Но к 2011 году мы решили, что нужно уходить из этого бизнеса. Надумали перестраивать компанию. Купили спецтехнику: самосвалы, автокраны, тягачи. Стали обслуживать стройки, заводы. Нашими заказчиками являются в том числе и ГК «Титан», «Омскметаллоопторг», ЖБИ Омска», — рассказывает предприниматель.
«Газели» были проданы, и учредители сосредоточились на работе со спецтехникой. Однако уже в 2013 году появились мысли вернуться на пассажирский рынок, но с более вместительным транспортом. В тот год обновленный департамент транспорта под руководством Олега Осинского объявил конкурс для перевозчиков. Причем приоритет отдавался машинам средней и большой вместимости.
«Сначала нужно было обзавестись подвижным составом. Выделили часть средств из строительного направления и обратились в банк за кредитом. Обошлось без проблем, мы с банками уже давно работали. В итоге первые три автобуса поставили на маршрут».
Понимая, что на этом останавливаться нельзя, учредители компании приобрели несколько новых машин. Как говорит Евгений Хрущ, в приоритете подвижной состав на 50-70 пассажиров. Есть в компании и автобусы «НефАЗы», которые вмещают до 100 человек. Аналогичные машины работают на маршрутах муниципального транспорта. Но, как жалуется владелец компании, слишком вместительные автобусы нерентабельны при нынешнем переизбытке транспорта. «Газелей» так много, что большие машины вывозят пассажиров только в часы пик, а в остальное время ходят полупустые. Всего на маршрутах компании «Автосила-55» работает 28 машин. В среднем один автобус в день перевозит примерно 200-300 пассажиров, покупающих билеты, плюс еще около 100 льготников.
«Первое время работали на маршруте под «ипэшниками». У нас тогда не было своей лицензии даже, мы же ее ранее закрыли. Мы пришли в департамент и объяснили Осинскому, что хотим работать самостоятельно. Олег Иванович ответил, что и рад бы нас взять. Тем более что у нас были большие автобусы. Но свободных коммерческих маршрутов на конкурсе не осталось. Осинский предложил попробовать поработать как муниципальный транспорт, на автобусных маршрутах по расписанию. Прежде чем начать самостоятельную работу на городских маршрутах, мы совместно с работниками департамента проработали изменение схемы движения автобуса № 20. На все согласования об изменении маршрута ушло около 4 месяцев».
«Двадцаточка» стала хитом
Тогда автобус № 20 ходил из городка Нефтяников в центр города и был нерентабельным. Евгений Хрущ, который сам когда-то за рулем «Газели» исколесил город от Московки до Нефтяников, предложил продлить маршрут и частично закрыть потребность собственным транспортом. Тем более что компания не отказывалась от планов расширения парка автобусов, что позволило впоследствии перейти и на маршрут № 95.
«Мы месяц отработали на 95-м маршруте. Пока удается закрыть 5 «графиков» (количество автобусов на линии, работающих по расписанию). Месяца через два думаем расширить работу до 10 графиков на этом направлении. Хотя, учитывая количество нелегальных «Газелей», расширять парк не так-то просто. Ухудшилась ситуация и из-за общего кризиса в экономике».
Ввел в автобусах компании программу лояльности для пассажиров, что позволяет сохранить основную массу клиентов. Конкуренция заставила.
«С 3 марта у нас в автобусах работает скидочная карта «Наш пассажир», ее можно купить всего за 10 рублей. Зато при ее предъявлении проезд будет стоить не 18, а 16 рублей. Для детей и вовсе 10. Мы продали уже 10 тысяч таких карт, и это на одном направлении! Работаем мы и с электронным проездным, который внедряет департамент транспорта, и всеми льготными картами. Так нам удается поддерживать пассажиропоток на высоком уровне, да и клиентам удобно. Если учесть, что у нас интервал между автобусами составляет около шести минут, то пассажир вполне может себе позволить даже в зимнее время выбирать именно наши автобусы».
Уравниловка уничтожает бизнес
Как говорит директор «Автосилы-55», несмотря на все принятые меры, в лучшем случае удается выходить в ноль. Бывают месяцы, когда приходится перекладывать средства из строительного направления. И это при том, что последнее в кризис тоже переживает не лучшие времена. Многие стройки просто встали, а руководство тех, что еще работают, обещает расплатиться позже. При этом предприниматель уверен, что ситуация с перевозками улучшится после Нового года.
«С января в силу вступит закон о перевозках. У властей появятся рычаги против нелегалов. Да и вообще число «Газелей» на дорогах сократится. Нам это только на руку, а муниципальный транспорт вообще поднимется с колен», — надеется владелец бизнеса.
Как объясняет Евгений Владимирович, в условиях одинаковой цены за проезд у вместительного транспорта, работающего по всем правилам, нет шансов.
«Единая цена проезда приводит к тому, что нашими главными конкурентами становятся частники на «Газелях», «Ситроенах» и «Пежо». Мы работаем по графику, а перед нашим автобусом стартует «Газель» и вывозит всех пассажиров. На нашем направлении работает 500-700 машин. Они вложили в «Газели» по 50 тыс. рублей, а я в один автобус — 3 млн, которые неизвестно когда окупятся. Вот если стоимость проезда будет все-таки разведена, а к этому все идет, то автобусы с «Газелями» перестанут конкурировать. По опыту других городов я знаю, что разрыв в стоимости проезда должен быть в пределах 3-4 рублей. Благодаря демократичной цене и работе с льготниками мы будем привлекать свою категорию пассажиров, а они — свою. Более платежеспособную».
Если с помощью закона и дифференциации стоимости проезда наладить ситуацию с пассажиропотоком все-таки удастся, то справиться с финансовыми проблемами предпринимателям будет непросто.
«Банки не спешат давать бизнесу кредиты. Мы когда купили первые три автобуса, деньги на их покупку брали у банка. Нужно было примерно 10 млн рублей. Кредиторы нам предложили оставить залог на 20 млн из уже имеющегося имущества. Пришлось гарантировать платежи дорогой спецтехникой. Сейчас все еще сложнее. В среднем классе «Волгабусы», которые мы используем, кошмарно шагнули в цене. Подорожали и китайские «Ютонги». Мы их брали за 3 млн рублей, а сейчас они стоят уже 5,9 млн. Даже «Пежо» и «Ситроены» стали значительно дороже. Сейчас транспорт невозможно купить, а если взять его в лизинг, то процентная ставка слишком высокая».
Естественно, выросла не только цена на автобус, но и на запчасти. Комплектующие подорожали в среднем на 40%.
Дружба с ПАТП
По мнению руководителя «Автосилы-55», взаимовыгодное сотрудничество с муниципальными транспортными предприятиями позволяет удержаться на рынке.
«Ситуация с городским транспортом сложнее, чем у нас. У них финансовая нагрузка намного выше. Нужно содержать площади ПАТП и весь персонал. Но в Новосибирске, например, все частные предприятия прикреплены к ПАТП. На их базе проходят медосмотр водители, частники арендуют стоянку для своего транспорта, получают услуги мойки. А если у предпринимателя сошел с маршрута автобус, то заменить его может городской автопарк. В итоге и люди перевезены, и маршруты укомплектованы без бюджетных затрат, и ПАТП получают средства на существование, а у предпринимателей не болит голова, где арендовать стоянку или помыть автобус. Благодаря Олегу Осинскому и нынешнему директору департамента Виталию Маслику такая система работы внедряется и у нас».
В частности, «Автосила-55» уже сейчас активно сотрудничает с ПАТП № 4, расположенным в непосредственной близости от офиса компании. На площади муниципального предприятия в теплых боксах на ночную стоянку остаются большие автобусы перевозчика «НефАЗы», здесь же они проходят техобслуживание и мойку. Как говорит Евгений Хрущ, у его компании есть и свой теплый бокс, но в него помещаются автомобили среднего класса. Взаимодействие с муниципальным предприятием позволяет сэкономить на строительстве еще одной теплой стоянки. Более того, благодаря договоренности с ПАТП № 7 в утренние часы удается закрыть 20 автобусный маршрут в двух направлениях.
«Городские автобусы едут из Нефтяников, а мы им навстречу с Московки. И пассажирам не приходится ждать, пока из нашего гаража первые автобусы прибудут на противоположную конечную. По этому же плану будем сотрудничать с ПАТП № 4 на маршруте № 95. Думаю, департамент нас будет привлекать и на остальные направления. Мы нацелены на сотрудничество с муниципальными предприятиями, а не с другими частными перевозчиками. Я работал на «Газели» и знаю, что между предпринимателями часто возникают конфликты, каждый тянет одеяло на себя. Поэтому нам выгоднее делить маршруты с муниципалами, которые, наоборот, помогут в трудную минуту», — уверен Евгений Хрущ.
Стабильный коллектив
Сейчас в компании работает около 60 человек. И это не только механики и водители, но и кассиры, а также собственная служба контролеров. График работы заставил обзавестись дежурной службой, которая в вечернее время на «Газели» развозит кондукторов и водителей после рабочего дня по домам и привозит их на работу к первой смене. Евгений Владимирович не скрывает, что предприятию требуются водители. При этом предприниматель уточняет, что готовы взять только тех специалистов, кто имеет опыт работы в ПАТП.
«Бывших «газелистов» стараемся не брать. Это небезопасно. Надо отметить, что коллектив сложился хороший. Текучка есть, но небольшая. Люди работают с нами довольно давно. У нас есть механик, с которым мы познакомились, когда я только пришел в этот бизнес и сам работал на «Газели». Мы сотрудничаем более 10 лет. Переучили часть водителей, которые работали на КамАЗах и теперь тоже занимаются пассажироперевозками. Так, каждый из них числится на предприятии уже 5-7 лет».
Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 33 (086) 1 сентября
Самое актуальное в рубрике: Малый бизнес
Больше интересного в жанре: Статьи
Просмотры: 7664
Самое читаемое
Комментарии пользователей (всего 4):