Класс

Класс

02 сентября 2015 12.32Интервью

Дмитрий Глуховский: «Метро 2035» — книга о светлом прошлом и темном будущем России»

29 августа известный фантаст Дмитрий Глуховский презентовал в Омске свою новую книгу «Метро 2035». Писатель поведал о новом произведении, о вызывании духов во время работы над книгой, а также рассказал, почему не хочет, чтобы фильм по «Метро 2033» продюсировал Тимур Бекмамбетов.

Дмитрий Глуховский: «Метро 2035» — книга о светлом прошлом и темном будущем России»

Катерина Корф

— Дмитрий, что вас вдохновило на написание продолжения романа? Насколько я знаю, «Метро» изначально не подразумевалось как трилогия.

— «Метро 2033» и «Метро 2034» были самодостаточными произведениями, после них уже можно было ничего не писать. Я никому не обещал третьей части и взялся за «Метро 2035» только после того, как меня посетила мысль, каким образом можно завершить эту сагу. Мне было важно, чтобы книга стала не банальным линейным продолжением, а неким переосмыслением, чтобы это было новое слово, соответствующее духу времени.

Последняя венчает трилогию, подбирает все хвосты и объединяет все то, что было написано ранее. Есть в ней элементы постапокалиптики «Метро 2033», политическая сатира «Рассказов о Родине», жесткость стиля и неоднозначность героя, как в «Будущем». Таким образом, «Метро 2035» — совокупность всего того, что я делал последние десять лет.

«Метро 2035» обращается к русским людям: почему мы все время ищем врага, почему мы верим лжи и не хотим слушать правды, почему мы оглядываемся в прошлое? Поэтому на книге написано: «Светлое прошлое и темное будущее».

— «Метро 2035» не случайно вышла 12 июня, в День России, потому что эта книга в какой-то степени о новых событиях, происходящих в нашей стране. Но это не памфлет, там нет критики действующей власти и там не появляются ни Путин, ни «Единая Россия».

— Многие пользователи, которые уже прочитали ваш новый роман, отозвались о нем отрицательно. Видимо, ожидали приключений и борьбу с мутантами, а получили философское произведение.

— Вообще, и «Метро 2033» никогда не была просто книгой про мутантов. Что касается «Метро 2035», я доволен этим произведением. Если оно вызывает у кого-то возмущение и несогласие, это тоже хорошо. На мой взгляд, книга не должна быть приятной. Она должна быть сильной. «Метро 2035» действительно не самое легкое произведение, оно немного «подбешивает». Но сне хотелось, чтобы читатель задумывался, задавал вопросы, а не довольствовался какими-то «истинами», которые мы слышим из телевизора.

— Дмитрий, как относятся к вашим книгам за рубежом?

— «Метро 2033» была переведена на 37 языков. Я удивился, что люди за границей так интересуются этой книгой, читают ее, хотя она про Россию. В Польше всегда очень ждут мои книги. Тираж «Метро 2033» составил там 300 тысяч экземпляров. Помню, когда я приезжал в Польшу, ко мне за автографами выстроилась очередь человек в 800. Я сам офигел, когда увидел.

Сейчас многие иностранные авторы пишут про вселенную Метро. Причем, в зависимости от особенностей своей страны, они привносят в нее что-то необычное. Итальянский автор написал роман, где сделал акцент не на приключениях, а на религии. В его произведении раскрывается тема Бога в мире после конца света. Для кубинца центральной стала политическая составляющая. Для англичанина — история с эмиграцией.

— Хотелось бы поподробнее узнать про вашу писательскую «кухню». Сергей Лукьяненко во время визита в Омск рассказывал, что снимает неподалеку от дома квартиру, где его никто не будет отвлекать, чтобы спокойно писать. А как работаете вы?

— Неплохая мысль у Сергея, молодец! Что до меня, то я снял целый офис. Но за год появился в нем всего три раза. Надо было тоже снять квартиру, где есть кухня, диван и можно поспать. В таком месте я бы бывал намного чаще. Я не привык работать целенаправленно и методично. Бывает, ставишь себе план написать две-три страницы за день, а выдаешь ноль. Есть дни, когда планируешь сделать три, а получается все десять. А иногда «разбивает» полный паралич воли и умственной деятельности, и ты весь день сидишь и «пускаешь пузыри». Я ни разу не выполнил поставленный самому себе план.

Писательство требует некой настройки и отсутствия отвлекающих моментов — телефонных звонков, интернета, соцсетей, кофе с шоколадом. Для меня очень важно ощутить текст, почувствовать правильный язык, стиль подобрать, атмосферу.

— Что делать, чтобы вдохновение, наконец, снизошло?

— Я бы сравнил писательство с шаманством, вызыванием духов. Ты садишься и пытаешься нащупать и открыть врата вдохновения. В этом может помочь музыка. Но зато, когда ты погрузился в определенное состояние и поверил в своих героев, они сами начинают перед тобой что-то разыгрывать.

Я бы сравнил писательство с шаманством, вызыванием духов. Ты садишься и пытаешься нащупать и открыть врата вдохновения.

Все это невозможно, если ты работаешь по плану и заставляешь себя писать по какому-то определенному числу страниц в день. При всем уважении к Сергею Лукьяненко и его креативу со съемом жилья, в последних книгах очень ощущается, что они написаны именно так. Первые его произведения были гораздо более искренними, настоящими. В новых книгах Сергея ощущается фабричность, ремесленность. Причем, он сам этого не скрывает. Говорит: «А что в этом такого?».

— Дмитрий, мы разобрались, что вы не любите работать планомерно, ждете вдохновения. А что касается сюжета книги: заранее прописываете канву или работаете спонтанно, — садясь писать, не знаете, чем закончится ваша история?

— Я стараюсь избегать конструирования и не имею четкого плана от главы к главе. Обычно, когда я сажусь за новый роман, то знаю только с чего он начнется и чем закончится. И то финал в итоге может поменяться, как было с большинством моих произведений. Мне очень нравится вместе с героями открывать мир, импровизировать, ставить персонажей в разные ситуации и думать вместе с ними, как из них выпутаться.

Для меня очень важно в такие моменты ощутить то, что чувствует герой. И, когда, наконец, это получается, я все быстро записываю, чтобы не упустить момент. Если же ты пытаешься сконструировать решение, логически рассуждать, ничего хорошего из этого не выходит. Если бы писательство было похоже на конструирование, сам процесс не доставлял бы такой радости. Для меня это своего рода алхимия.

— Вы сказали, что для написания книги важно сконцентрироваться. А вас не отвлекает интернет, соцсети? Вообще вы активный пользователь интернета?

— В нем я провожу почти все время и ругаю себя за это. Постоянно отвлекают настоящие и ненастоящие люди в «Фейсбуке», желание поставить лайк, вместо того чтобы саккумулировать энергию и написать, например, полглавы. Сколько за убитое в соцстях время я бы мог прочесть книг, написать бессмертных произведений! (Смеется.)

— Ведете переписку с читателями? У ваших страничек в соцсетях огромное количество подписчиков.

— Нет, там я не болтаю с подписчиками, обычно просто делаю вбросы и наблюдаю за тем, как они бесятся. Время в интернете тратится в основном на то, что я читаю ленту в «Фейсбуке», просматриваю новости, общаюсь с нужными людьми.

— Дмитрий, я думаю, что многих ваших читателей интересует вопрос, как обстоят дела с фильмом по «Метро 2033»? Одно время ходили слухи, что в Голливуде собираются экранизировать книгу.

— С фильмом все развалилось. Права на книгу приобрела голливудская компания MGM, которая за полтора года должна были разработать сценарий. Мой они не взяли, потому что решили, что фильм должен быть не про Москву. Но у них возникли проблемы с адаптацией истории для Америки. Ведь для них ни фашисты, ни коммунисты не играют такой роли, как для России. В итоге к сценарию, который можно было бы экранизировать, они так и не пришли, права закончились и процесс застопорился. Сейчас я нахожусь в поиске новых партнеров.

— Не хотите, чтобы «Метро 2033» сняли в России?

— Во-первых, это очень дорого. Любые российские фильмы, которые требуют больших денежных вложений, финансируются государством. Очень сложно представить себе ситуацию, что наше государство дает деньги на картину по книге, где Россия полностью разбомблена. Во-вторых, наши фильмы в прокате не отбиваются. Я посмотрел статистику: в июле на российские киноленты пришлось 1,5% проката в наших кинотеатрах.

Любые отечественные фильмы, которые требуют больших денежных вложений, финансируются сверху. Очень сложно представить себе ситуацию, что наше государство дает деньги на картину по книге, где Россия оказывается полностью разбомбленой.

Конечно, можно снять фильм с Михаилом Галустяном в главной роли, где вся стоимость картины — это Михаил Галустян и айфон, на который его снимают. А Хантера (один из персонажей книг Глуховского. —  Прим. ред.), к примеру, может сыграть Сергей Светлаков, и все действие фильма перенести в палатку, где главные герои говорят о метро. Думаю, это будет веселое кино, но совсем не то, которое вы ожидаете.

— А если предложить заняться фильмом Тимуру Бекмамбетову?

— Я ему так и сказал: «Тимур, почему бы тебе не заняться «Метро 2033»? Но он мне ответил: «Я могу спродюсировать, а снимет пусть какой-нибудь молодой режиссер за три копейки». Сам Бекмамбетов сейчас снимает фильм «Бен Гур» для MGM, ему некогда.

Если он сам возьмется за работу, я соглашусь. А продюсирование не вариант. Те фильмы, в которых Тимур выступает в качестве продюсера, не всегда хороши. «Черня молния», например, на котором я просто заснул.

— Дмитрий, во время своего тура по российским городам вы познакомились с большим количеством своих читателей. Какие они?

— Я бы не сказал, что мой читатель как-то отличается от города к городу. Это люди от 15 до 30 лет, приятно выглядящие, умные, не ругающиеся матом, читающие книги… Раньше это была преимущественно мужская аудитория, а теперь мальчиков и девочек среди моих читателей примерно 50/ 50. Ведь новые книги уже не просто приключенческие, в них становится больше про жизнь и отношения между людьми.

— Что можете сказать про омичей?

— Мне кажется, что омичи не сильно отличаются от тех же москвичей. Уж точно не поведением и не словами. Может быть, одеждой чуть-чуть. У вас более спортивный стиль, что ли.

Омск мне импонирует тем, что это чуть ли не единственный город в России, где существует свой самоиронический фольклор. Например, мемы «Не пытайтесь покинуть Омск», «Омская птица».

— Сейчас, после написания и выхода «Метро 2035», планируете взяться за новую книгу?

— У меня уже есть какое-какие задумки, но они не фантастические. Это будет либо реалистическая проза, либо реализм с небольшим налетом мистики, вроде Маркеса. Такой магический реализм. Есть желание написать про сегодняшний день без какого-то серьезного жанрового элемента.

Не то чтобы я поставил крест на фантастике или жанровой прозе. Мне кажется, что важно писать о чем хочется, даже если это заведомо менее популярно. Когда я издавал книгу «Рассказы о родине», то было очевидно, что по популярности они никогда не приблизятся к «Метро 2035». Зато это прекрасная по исполнению и задумке вещь, которой я очень доволен. Мне нравится придерживаться принципа: «Делай, что хочешь, и будь что будет».

Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.