Ваш Ореол

Ваш Ореол

04 сентября 2015 12.03Статьи

Пётр Шальша: «Современный европейский театр переживает кризис»

Лицейский театр наладил сотрудничество с польским режиссёром Петром Шальшей. Недавно пан Пётр побывал в Омске и рассказал «Вашему ОРЕОЛУ», какую пьесу он будет репетировать с «лицеистами», а также о том, чем живут передовые европейские театры.

Пётр Шальша: «Современный европейский театр переживает кризис»

Пётр Шальша

С творчеством Петра Шальши часть омичей уже знакома: в 2008 году он поставил в «Пятом» театре спектакль «Альпийское сияние» по пьесе австрийского драматурга Петера Туррини. Сейчас пан Пётр живёт в Вене - родную Польшу режиссёр покинул почти 30 лет назад по политическим соображениям. В Лицейском театре Шальша планирует ставить пьесу «Любовный хоровод» австрийца Артура Шницлера. Постановка спектакля запланирована к 300-летию Омска.

- Эта пьеса ещё ни разу не ставилась в России. Кроме того, в Омске не было ни одной постановки по произведениям Артура Шницлера, - поясняет Пётр Шальша. - Хотя в Европе пьесы этого драматурга пользуются большим успехом. Шницлер был другом Зигмунда Фрейда, известно, что они обсуждали свои проекты. Пьеса «Любовный хоровод» была написана в 1896-1897 годах и в своё время наделала много шуму. На первый взгляд, это провокационное произведение, где всё строится вокруг любовных перипетий. На самом деле пьеса более глубока: Шницлер уже тогда сумел разглядеть в отношениях между людьми корни зарождающегося фашизма. В итоге он оказался прав.

- Пан Пётр, как вы считаете, в чём проявляется ваш режиссёрский почерк?

- Для меня очень важно следовать автору. В то же время среди современных режиссёров сейчас стало очень популярно отходить от текста, философии пьесы. Особенно если автора уже нет в живых, всем вообще наплевать: делают что хотят. Такие режиссёры говорят: «Надо сделать Гамлета так, чтобы все упали на колени». Я считаю, что это эгоизм. Мы сами должны падать перед Шекспиром на колени.

- Вы приехали из Вены - столицы одной из передовых стран, по крайней мере, в культурном плане. Расскажите, какие тенденции преобладают в европейском театральном творчестве?

- Современный европейский театр переживает кризис. Многие режиссёры дошли до точки, не знают, что делать дальше. Иногда бывает, что один режиссёр сделает что-то интересное, но потом все начинают его копировать. Поэтому сейчас в каждом втором спектакле есть бассейн на сцене. Или переносят действие пьесы в сумасшедший дом. Бывают и более безвкусные постановки. Например, все артисты выходят на сцену, спускают штаны и начинают ругать публику. На мой взгляд, такие спектакли можно делать, если театр - частный, но ставить нечто подобное на деньги налогоплательщиков - это уже слишком. Ещё сейчас почему-то считают, что без обнажённой женщины спектакль не будет никому интересен. Таким образом, в театрах на настоящий момент царят натурализм и порнография. Режиссёр просто не даёт зрителю включить воображение. Ведь в этом и состоит мастерство постановщика, чтобы зритель подумал: «Я видел эту девушку нагой», а она на самом деле нагая не была.

- Пан Пётр, вы много путешествуете по миру, и, я думаю, вам удалось увидеть какие-либо российские постановки. В каком состоянии, по вашему мнению, пребывает современный российский театр?

- Как-то я побывал в Омске на одном концерте. И там увидел элементы того театра, который, как мне казалось, уже не существует. В этом концерте чувствовалась социалистическая эстетика, как будто эпоха Сталина ещё не ушла. Есть такое понятие - homo sovetikus, и в России оно, оказывается, ещё существует. В то же время я видел немало современных российских постановок, которые мне очень понравились. В Омске это спектакль «От красной крысы до зелёной звезды», который идёт в «Пятом» театре. В Лицейском театре это замечательная постановка «Альпийская баллада».

Материал был опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» № 35(868) от 2 сентября 2015 г.

Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Какими судьбами: стилист Надежда Шульга в гостях у продюсера Дины Грин

Новая встреча в «звездных» гостях: угощаемся венскими вафлями и алтайскими пряниками с облепиховым чаем и говорим о стильных киногероях, любви к Парижу и постельных сценах в омском кино.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.