01 июля 2014 08.30Общество

«Мостовик» подвинули с метро

После введения процедуры банкротства в отношении «Мостовика» под вопросом оказалась реализация многомиллиардных контрактов по строительству инфраструктурных объектов в Омской области, самый неоднозначный из которых — многострадальное омское метро. Тендер на проект завершения первых трех станций омской подземки уже выиграла компания из Новосибирска.

«Мостовик» подвинули с метро

Компания «Мостовик» является генподрядчиком строительства ряда крупных объектов в регионе. Но если, к примеру, участок окружной дороги на западном обходе Омска с помощью «Мостовика» обещают сдать до наступления морозов, а путепровод на Торговой к концу ноября, то ситуация с метро не так однозначна. Возможно, Олегу Шишову придется уйти с этой стройки.

По словам губернатора Виктора Назарова, озвученным на пресс-конференции 25 июня, когда в «Мостовике» будет утвержден арбитражный управляющий, власти будут отрабатывать с ним варианты взаимодействия.

«Если они нам скажут, что дальше работать не смогут, мы потребуем возврата авансовых платежей и будем переходить к другому контрагенту, — пояснил губернатор. — Авансовые платежи были заложены в размере 15% от суммы контрактов, которые мы оплатили, а они не освоили».

Но Виктор Назаров признает, что самое сложное здесь — потеря сроков. Если область разорвет контракт на строительство с «Мостовиком», это будет означать новые торги, и с реализацией этих проектов мы откатимся назад как минимум на год. «Поэтому хотелось бы сделать работы даже в рамках банкротного предприятия через субподрядчика», — прокомментировал губернатор.

Проект по метро завершат новосибирцы

В начале года Виктор Назаров заявил о решении правительства переформатировать недострой метрополитена — соединить его с трамвайными линиями в проект легкого рельсового транспорта (ЛРТ).

Свои варианты проектов представили московская «ТрансМашГрупп» (его частично озвучил в марте министр строительства Омской области Олег Илюшин) и агентство «Городские проекты» с американским профессором Вуканом Вучиком, презентовавшие в марте свою концепцию публично. Региональные власти ушли думать, пообещав к маю сформулировать базовое техзадание на разработку проектной документации и презентовать проект ЛРТ в федеральном Минтрансе.

Однако этого до сих пор не произошло. Тем временем правительство решило потратить еще порядка 100 млн рублей на рабочую документацию по завершению уже существующих объектов метрополитена. 26 июня конкурсная комиссия КУ Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» подвело итоги аукциона по контракту на подготовку рабочей документации по архитектурным, техническим и технологическим решениям для первого пускового участка первой линии метро с начальной ценой 105 млн рублей. Речь идет о достройке трех станций: «Библиотека им. А. С. Пушкина», «Заречная» и «Кристалл».

Можно было предположить, что у «Мостовика» хотя бы часть этой проектной документации уже имеется. Ведь проект этот разрабатывал и защищал в Главгосэкспертизе именно «Мостовик». Однако НПО даже не стало подавать заявку на конкурс. За контракт торговались два участника из Новосибирска — ОАО «Сибгипротранс» и ОАО «Сибмост», предложившие за свои услуги 86,1 и 84,6 млн рублей соответственно. Победителем аукциона выбрали ОАО «Сибмост», который должен будет подготовить всю документацию к 5 декабря.

Так подземка или ЛРТ?

По мнению «Городских проектов», в этом тендере спорным для достройки объектом является станция «Кристалл». В концепции, предложенной Вуканом Вучиком и «Городскими проектами», на этой станции необходимо выходить на поверхность. В противном случае придется потратить еще минимум 4 млрд рублей на достройку тоннелей к следующей наземной станции.

Однако руководитель Управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Владимир Плеханов рассказал «ДО», что котлован станции «Кристалл» уже сделан, а выход метро на уровень земли возможен уже только за бульваром Архитекторов с постепенным подъемом на поверхность вдоль проспекта Комарова. Там же, где это предлагали сделать «Городские проекты», всегда планировалась автомагистраль до улицы Конева.

«На «Кристалле» осталось сделать конструкции самой станции, на станции «Соборная» в районе Левобережного рынка пока установлен забор и выносятся инженерные коммуникации, — рассказал Владимир Плеханов. — Вот там уже вместо котлована предлагалось делать наземную станцию и эстакаду. Тот конкурс, итоги которого мы сейчас подвели и который касается работ на станции «Кристалл», уже никак не влияет на то, пройдет ли дальше метро под землей или выйдет на поверхность».

Подземелье под пейнтбол

Как заявил губернатор на пресс-конференции 25 июня, решение о судьбе метро и перспективах его трансформации в ЛРТ будет проработано с Минтрансом РФ до конца года.

«Если мы получим понимание, что нам эти деньги выделят даже на переформатированное метро, то мы будем его запускать и начнем восстановление и ремонт трамвайных путей, — предположил Виктор Назаров. — Но если этих денег в полном объеме нам не дадут, то придется строить за счет бюджета Омской области. Конечно, тогда мы будем сжимать этот проект».

Если федералы не поддержат идею метротрама, то область, скорее всего, просто заморозит проект, продолжая терять десятки миллионов рублей ежегодно на содержание уже построенных объектов. Такой обузой для бюджета уже несколько лет является участок метро, выкопанный в районе улицы Б. Хмельницкого. Это 700 метров тоннеля, где сегодня стоит забор и полностью приостановлены все работы.

«На то, чтобы поддерживать этот объект в надлежащем состоянии (на откачку воды), мы ежегодно тратим из бюджета Омской области 6 млн рублей, — посетовал Виктор Назаров. — Посчитали, сколько необходимо денег, чтобы закопать эти 700 метров. Нужно 200 млн рублей. Уже думали отдать его каким-нибудь игрокам в пейнтбол или открыть подземную стоянку. Пока желающих нет».

Очевидно, что промедление с решением о переформатировании метро обходится бюджету недешево. Однако проблема в данном случае совсем не в обанкротившемся генподрядчике, потому что его финансовое состояние вряд ли уже сыграет большую роль в судьбе омского метро.

Алексей Пантелеев 

Фото: Вадим Харламов  

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №24 (028) 1 июля

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...