Ваш Ореол

Ваш Ореол

21 сентября 2015 15.18Спецпроекты

Омское метро опять строится

Омичи давно поставили на метро крест, шутя называют станцию «Библиотека им. Пушкина» самым дорогим подземных переходом в мире и периодически читают в прессе о готовящейся консервации уже построенных станций и тоннелей. На самом деле, метро в Омске продолжают строить.

Омское метро опять строится

Вадим Харламов

Метроконсервы

В прошлом году стало ясно, что денег на метро, которое всегда строилось только за счёт федеральных денег, больше Омску никто не даст. В январе губернатор Виктор Назаров, казалось бы, похоронил проект: «Нам чётко сказали: в 2015 году выделим 1 миллиард рублей, а в 2016 году - последние 300 миллионов, после чего никаких денег не будет. Это, мол, ваш внутренний инфраструктурный объект, и мы не можем закапывать там деньги федерального бюджета всю оставшуюся жизнь. И в принципе я с этим согласен. Мы и сами понимаем, что эта единственная ветка будет экономически невыгодной и её эксплуатация потребует ежегодных дотаций в размере 186 миллионов рублей. Вы только представьте себе: 186 миллионов только на то, чтобы ветка работала! А кого и куда она будет возить? Пассажиров с Левобережья до библиотеки им. Пушкина? Слишком дорогая получается игрушка для бюджета региона».

Омское метро было решено законсервировать, что вызвало массу споров среди строителей, чиновников и общественников. Ведь консервация подразумевает подготовку подземных конструкций к длительному простою, возможно, на десятки лет. На это нужны немалые деньги - около 600 миллионов рублей. Кроме того, придётся раскошеливаться и на поддержку объекта в соответствующем состоянии.

- Если не законсервировать метро, возникнет опасность для вырытых котлованов, - говорит бывший главный инженер тоннельного управления НПО «Мостовик» Владимир Романов. - За «Фестивалем» вырыт котлован для вентиляционной камеры, его глубина 26 метров - это 9-этажный дом вниз. И там со стен котлована существует большой водоприток, постоянно работают насосы, а рядом стоит новый жилой дом. Для этого котлована вообще нет безопасных вариантов, кроме как полностью построить венткамеру и засыпать. Его нельзя оставлять незаконченным. Остальные котлованы станций «Заречная» и «Кристалл» можно закрыть крышей и прогревать, но это большие ежегодные затраты. На мой взгляд, выгоднее было бы уже построить станции в минимальном виде, хотя бы только ограждающие конструкции. Тогда мы сможем наконец убрать этот зигзаг на пересечении улиц Конева - 70 лет Октября, выпрямить Конева, построить развязку.

Сегодняшний проект отличается от советского.

Строим дальше!

Оказывается, решение о консервации так и не было принято - правительство Омской области на этот шаг не решилось. После банкротства НПО «Мостовик» управлением заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Омской области заключён контракт с новым подрядчиком - «Объединённой Энергостроительной Корпорацией» из Москвы, а в сентябре планируется возобновление строительных работ на ряде объектов.

- В данный момент речи о консервации нет, - говорит директор управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Владимир Плеханов. - Речь идёт о достройке открытых котлованов между станциями «Заречная» и «Кристалл». Нам сейчас важно получить финансирование до конца 2016 года и возвести конструкцию «Кристалл» и станцию «Заречная» в бетоне. И только после окончания этих работ будет приниматься решение о дальнейших действиях.

Перестроить под трамвай

Уже построенные тоннели и станции омского метро - это огромные финансовые вложения и объём работ. И было бы рационально, если нет денег на строительство, перепрофилировать его под другие виды транспорта:

- Перестройка существующих тоннелей и станций под скоростной трамвай, в принципе, возможна, - считает Владимир Плеханов. - И точку зрения, что уже имеющиеся результаты гигантской работы по строительству метро нельзя бросать и его надо закончить, я поддерживаю. И не только потому, что много сделано, а потому, что омское метро - это уникальный проект, аналогов которому нет в России. И таких больших объёмов работ, которые планируется провести при консервации, ещё никто никогда не делал.

Инженер Романов тоже считает, что тоннели перепрофилировать несложно, могут возникнуть технические трудности на станции «Библиотека им. Пушкина» - построенная там платформа для посадки пассажиров слишком высокая, как на вокзале. Но и эта проблема, по мнению инженера, решаема.

Комментарий

Владимир ПлехановВладимир Плеханов,директор управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооруженийУ нас есть готовая проектная документация, которую затем откорректировали, но этого важного момента никто не понял. Ведь изначальный проект был создан по советским образцам, и лишь на специализированных сайтах отметили, что омские проектировщики совершили прорыв в отечественном метростроении. Если говорить просто, омичи узаконили лёгкое метро, которое не прописано ни в каких нормативных документах. Уникальность в том, что в нём сокращены нормативные площади подземных сооружений, уменьшена длина платформы за счёт применения нового подвижного состава. Мы работали совместно с французской компанией «Альстом», ведущим производителем железнодорожного транспорта, которая была готова вместе с российским Мытищинским заводом делать подвижной состав для омского метро по новым технологиям. Это совсем другие затраты и масштабы, но этого никто не заметил, все почему-то ссылаются на проект советских годов, который уже не подходит для нашего разросшегося города.

Справка

Начало 1970-х годов для развития городского транспорта в СССР ознаменовалось всплеском интереса к трамваю с повышенной маршрутной скоростью. В 1970 году было утверждено строительство скоростного трамвая в Волгограде, в 1971-м - в Ереване, в 1972 году был разработан проект для Кривого Рога. Метро могли построить только для города-миллионника. И когда в 1979 году количество жителей Омска превысило один миллион, Советом технико-экономической экспертизы Госплана РСФСР была одобрена генеральная схема развития линий омского метрополитена, разработанная московским институтом «Гипрокоммундортранс». Далее следовал ряд проектных, технических, экономических работ, и только 13 февраля 1989 года исполком Омского городского совета народных депутатов согласовал проект строительства первой линии. Строительные работы должны были начаться в январе 1990 года. Но произошёл развал Советского Союза.

- Омское метро изначально попало в программу подготовки трёхсотлетия и было одним из важных стратегических проектов, основанным на финансировании и субсидировании из федерального центра, - рассказал «Вашему ОРЕОЛУ» директор управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Владимир Плеханов. - Но вся беда в том, что стадия активного строительства омского метро попала именно на ту пятилетку, во время которой развалился Советский Союз, и это сыграло свою роковую роль. Строительство метро в Екатеринбурге попало на предыдущую пятилетку, и ему повезло - метро существует.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» №36 (869) от 9 сентября 2015 г.

Добавить комментарий
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-й и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.