Ваш Ореол

Ваш Ореол

21 сентября 2015 15.18Спецпроекты

Омское метро опять строится

Омичи давно поставили на метро крест, шутя называют станцию «Библиотека им. Пушкина» самым дорогим подземных переходом в мире и периодически читают в прессе о готовящейся консервации уже построенных станций и тоннелей. На самом деле, метро в Омске продолжают строить.

Омское метро опять строится

Вадим Харламов

Метроконсервы

В прошлом году стало ясно, что денег на метро, которое всегда строилось только за счёт федеральных денег, больше Омску никто не даст. В январе губернатор Виктор Назаров, казалось бы, похоронил проект: «Нам чётко сказали: в 2015 году выделим 1 миллиард рублей, а в 2016 году - последние 300 миллионов, после чего никаких денег не будет. Это, мол, ваш внутренний инфраструктурный объект, и мы не можем закапывать там деньги федерального бюджета всю оставшуюся жизнь. И в принципе я с этим согласен. Мы и сами понимаем, что эта единственная ветка будет экономически невыгодной и её эксплуатация потребует ежегодных дотаций в размере 186 миллионов рублей. Вы только представьте себе: 186 миллионов только на то, чтобы ветка работала! А кого и куда она будет возить? Пассажиров с Левобережья до библиотеки им. Пушкина? Слишком дорогая получается игрушка для бюджета региона».

Омское метро было решено законсервировать, что вызвало массу споров среди строителей, чиновников и общественников. Ведь консервация подразумевает подготовку подземных конструкций к длительному простою, возможно, на десятки лет. На это нужны немалые деньги - около 600 миллионов рублей. Кроме того, придётся раскошеливаться и на поддержку объекта в соответствующем состоянии.

- Если не законсервировать метро, возникнет опасность для вырытых котлованов, - говорит бывший главный инженер тоннельного управления НПО «Мостовик» Владимир Романов. - За «Фестивалем» вырыт котлован для вентиляционной камеры, его глубина 26 метров - это 9-этажный дом вниз. И там со стен котлована существует большой водоприток, постоянно работают насосы, а рядом стоит новый жилой дом. Для этого котлована вообще нет безопасных вариантов, кроме как полностью построить венткамеру и засыпать. Его нельзя оставлять незаконченным. Остальные котлованы станций «Заречная» и «Кристалл» можно закрыть крышей и прогревать, но это большие ежегодные затраты. На мой взгляд, выгоднее было бы уже построить станции в минимальном виде, хотя бы только ограждающие конструкции. Тогда мы сможем наконец убрать этот зигзаг на пересечении улиц Конева - 70 лет Октября, выпрямить Конева, построить развязку.

Сегодняшний проект отличается от советского.

Строим дальше!

Оказывается, решение о консервации так и не было принято - правительство Омской области на этот шаг не решилось. После банкротства НПО «Мостовик» управлением заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Омской области заключён контракт с новым подрядчиком - «Объединённой Энергостроительной Корпорацией» из Москвы, а в сентябре планируется возобновление строительных работ на ряде объектов.

- В данный момент речи о консервации нет, - говорит директор управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Владимир Плеханов. - Речь идёт о достройке открытых котлованов между станциями «Заречная» и «Кристалл». Нам сейчас важно получить финансирование до конца 2016 года и возвести конструкцию «Кристалл» и станцию «Заречная» в бетоне. И только после окончания этих работ будет приниматься решение о дальнейших действиях.

Перестроить под трамвай

Уже построенные тоннели и станции омского метро - это огромные финансовые вложения и объём работ. И было бы рационально, если нет денег на строительство, перепрофилировать его под другие виды транспорта:

- Перестройка существующих тоннелей и станций под скоростной трамвай, в принципе, возможна, - считает Владимир Плеханов. - И точку зрения, что уже имеющиеся результаты гигантской работы по строительству метро нельзя бросать и его надо закончить, я поддерживаю. И не только потому, что много сделано, а потому, что омское метро - это уникальный проект, аналогов которому нет в России. И таких больших объёмов работ, которые планируется провести при консервации, ещё никто никогда не делал.

Инженер Романов тоже считает, что тоннели перепрофилировать несложно, могут возникнуть технические трудности на станции «Библиотека им. Пушкина» - построенная там платформа для посадки пассажиров слишком высокая, как на вокзале. Но и эта проблема, по мнению инженера, решаема.

Комментарий

Владимир ПлехановВладимир Плеханов,директор управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооруженийУ нас есть готовая проектная документация, которую затем откорректировали, но этого важного момента никто не понял. Ведь изначальный проект был создан по советским образцам, и лишь на специализированных сайтах отметили, что омские проектировщики совершили прорыв в отечественном метростроении. Если говорить просто, омичи узаконили лёгкое метро, которое не прописано ни в каких нормативных документах. Уникальность в том, что в нём сокращены нормативные площади подземных сооружений, уменьшена длина платформы за счёт применения нового подвижного состава. Мы работали совместно с французской компанией «Альстом», ведущим производителем железнодорожного транспорта, которая была готова вместе с российским Мытищинским заводом делать подвижной состав для омского метро по новым технологиям. Это совсем другие затраты и масштабы, но этого никто не заметил, все почему-то ссылаются на проект советских годов, который уже не подходит для нашего разросшегося города.

Справка

Начало 1970-х годов для развития городского транспорта в СССР ознаменовалось всплеском интереса к трамваю с повышенной маршрутной скоростью. В 1970 году было утверждено строительство скоростного трамвая в Волгограде, в 1971-м - в Ереване, в 1972 году был разработан проект для Кривого Рога. Метро могли построить только для города-миллионника. И когда в 1979 году количество жителей Омска превысило один миллион, Советом технико-экономической экспертизы Госплана РСФСР была одобрена генеральная схема развития линий омского метрополитена, разработанная московским институтом «Гипрокоммундортранс». Далее следовал ряд проектных, технических, экономических работ, и только 13 февраля 1989 года исполком Омского городского совета народных депутатов согласовал проект строительства первой линии. Строительные работы должны были начаться в январе 1990 года. Но произошёл развал Советского Союза.

- Омское метро изначально попало в программу подготовки трёхсотлетия и было одним из важных стратегических проектов, основанным на финансировании и субсидировании из федерального центра, - рассказал «Вашему ОРЕОЛУ» директор управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Владимир Плеханов. - Но вся беда в том, что стадия активного строительства омского метро попала именно на ту пятилетку, во время которой развалился Советский Союз, и это сыграло свою роковую роль. Строительство метро в Екатеринбурге попало на предыдущую пятилетку, и ему повезло - метро существует.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» №36 (869) от 9 сентября 2015 г.

Добавить комментарий
Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

От Бразилии до Японии: в Омске пройдет кукольный фестиваль

С 22 по 27 сентября в нашем городе состоится международный фестиваль « В гостях у Арлекина».

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школеФото

Омская предпринимательница Марина Хариби спорила с Тарасом Бульбой, а Виктору Скуратову понравился только первый день в школе

Представители бизнеса и власти поделились воспоминаниями о своих школьных годах и провели сегодняшний день в компании первоклассников.

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Как я провел лето: омские ВИПы сели за парты «Класса»

Сочинения Малькевича, Сумарокова, Деменского и Семикиной оценил учитель русского языка.