Ваш Ореол

Ваш Ореол

25 сентября 2015 12.17Колумнисты

Персидский коридор

25 августа 1941 года 47-я и 44-я армии советских Вооружённых сил перешли государственную границу и начали активные действия по установлению контроля над занятой территорией. Через три дня из районов Средней Азии перешла в наступление 53-я армия. 45-я и 46-я армии обеспечивали прикрытие границы со стороны Турции. Корабли Каспийской флотилии поддерживали действовавшую вдоль побережья 77-ю горнострелковую дивизию. 26 августа у Хеви южнее Астары были высажены 2500 человек десанта из состава 105-го горнострелкового полка.

Фото: spaces.ru

О чём здесь идёт речь? С каким это ещё государством воевал СССР в 1941 году? А это, наверное, наименее известные страницы истории Второй мировой войны. Об оккупации советскими и британскими войсками Ирана как-то очень мало у нас пишут. Это действительно «неизвестная война». Собственно, большой войны здесь не случилось. Советским войскам противостояли всего три иранские дивизии, а против англичан действовало и того меньше - лишь две. Оборонительные позиции у иранцев были очень удобными, однако боеспособность войск оказалась весьма низкой. Слабое сопротивление персы оказывали на юге до 29 августа, а на севере против наших войск - до 30-го августа. В итоге вся северная половина страны была занята частями Красной армии, а южная - британскими войсками.

Чем была вызвана эта оккупация, получившая название операции «Согласие»? Причин тут было несколько. Во-первых, противников Германии очень беспокоила судьба иранских нефтяных месторождений, на которые уже давно положил глаз Гитлер: у него в течение всей войны были большие проблемы с горючим для своей сильно моторизованной армии. Во-вторых, глава иранского государства шах Реза Пехлеви не скрывал своих симпатий к Гитлеру и вполне мог поспособствовать ему в его планах. В-третьих, транс-иранские дороги представляли собой наиболее благоприятный путь доставки военных грузов в Советский Союз. О том, что союзники будут нам оказывать помощь оружием, техникой, стратегическими материалами и сырьём, Рузвельт и Черчилль заявили буквально 22 июня 1941 года.

Вместе с тем эта операция не была грубым захватом территории другой страны, она была обставлена с правовой и дипломатической стороны, во всяком случае со стороны СССР. Дело в том, что между Ираном и Советской Россией ещё в 1921 году был заключён договор, в котором, в частности, говорилось: «Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, что в случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путём вооружённого вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России… и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии…». Вот согласно этому договору и был осуществлён ввод наших войск в Иран.

Резу-шаха союзники отстранили от власти, вместо него править Ираном стал его сын Мохаммед, хотя, понятное дело, он был сильно ограничен в своих действиях: фактическое управление страной перешло в руки советских и британских военных. Сразу после оккупации союзники озаботились изучением вопроса о возможностях перевозки через Иран военных грузов в СССР. Оказалось, что современных портов, пригодных для разгрузки океанских транспортов с тяжёлой военной техникой на побережье Персидского залива просто нет. Срочно пришлось заниматься проектированием, строительством и оборудованием таких портов. К этой работе подключились и американцы. Здесь надо отметить беспрецедентную оперативность этих работ: ведь кроме устного «джентльменского» договора Сталина с Гарри Гопкинсом (ближайший помощник президента США Рузвельта) никаких соглашений ещё не было разработано, соответствующий договор был подписан только 11 июня 1942 года, когда через Иран уже полгода сплошным потоком шли военные грузы. По случаю войны и острой необходимости союзники пренебрегли многими формальностями. Сапёрные батальоны США проделали гигантскую работу: в сжатые сроки фактически заново были построены и оборудованы два новейших морских порта, шоссейная и железная дороги: прежние дороги не удовлетворяли потребностям и были малопригодны. Коммуникации протянули до Баку. В Иран было привезено большое число локомотивов, вагонов, оборудования для станций. И уже в ноябре 1941 года по Транс-Иранскому маршруту из портов Персидского залива было переброшено в СССР 2972 тонны грузов. В портах были срочно сооружены авиа- и автосборочные заводы, где собирались привезённые по частям самолёты, транспортная и военная техника. Всего с этих заводов было отправлено в СССР 184 112 автомобилей.

Собранные автомашины - знаменитые тяжёлые «Студебеккеры» - шли в Баку своим ходом, причём их тут же в иранских портах под завязку загружали другими ленд-лизовскими грузами. Доставленные же до границ нашей страны по железной дороге техника и прочее затем перевозились сухопутным путём через Кавказ и морским путём через Каспийское море в Астрахань. Этот путь был намного безопаснее, чем арктический из Англии в Мурманск, но не совсем. Гитлеровцы пытались перерезать и эту коммуникацию, понимая, насколько важные грузы по ней следуют. Только за 1942 год немецкой авиации удалось потопить 14 судов Каспийского торгового флота, занятых этими перевозками. С мая 1942 года поставки в СССР по «Персидскому коридору» составляли уже в среднем 80-90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 года - до 200 000 тонн в месяц.

Для перегонки танков, поступавших по иранскому маршруту, была сформирована 191-я танковая бригада, затем вторая - численностью 800 человек. Экипажи этой бригады обучались на базе 21-го учебного полка в Ереване. А в Баку находился центр переобучения советских лётчиков, осваивавших американские самолёты. Именно здесь обучался и знаменитый трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, совершивший свои подвиги именно на американской «Аэрокобре». Переобучались наши лётчики и в азербайджанском городке Аджикабуле. Через него много людей прошло. У наших ветеранов-пилотов до сих пор существует особое землячество «аджикабульцев». Кроме танков и самолётов по иранскому пути везли пушки, тягачи, рельсы, калиброванную сталь, понтоны, трубы, продовольствие, высокооктановый бензин, каучук, листовой и цветной металлы, автопокрышки и многое другое.

Таким образом, операция «Согласие» явилась блестящим примером согласованных действий союзников, направленных на достижение общей победы над фашизмом.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» №37 (870) от 16 сентября 2015 г.

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

Календарь

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.