Ваш Ореол

Ваш Ореол

25 сентября 2015 12.17Колумнисты

Персидский коридор

25 августа 1941 года 47-я и 44-я армии советских Вооружённых сил перешли государственную границу и начали активные действия по установлению контроля над занятой территорией. Через три дня из районов Средней Азии перешла в наступление 53-я армия. 45-я и 46-я армии обеспечивали прикрытие границы со стороны Турции. Корабли Каспийской флотилии поддерживали действовавшую вдоль побережья 77-ю горнострелковую дивизию. 26 августа у Хеви южнее Астары были высажены 2500 человек десанта из состава 105-го горнострелкового полка.

Фото: spaces.ru

О чём здесь идёт речь? С каким это ещё государством воевал СССР в 1941 году? А это, наверное, наименее известные страницы истории Второй мировой войны. Об оккупации советскими и британскими войсками Ирана как-то очень мало у нас пишут. Это действительно «неизвестная война». Собственно, большой войны здесь не случилось. Советским войскам противостояли всего три иранские дивизии, а против англичан действовало и того меньше - лишь две. Оборонительные позиции у иранцев были очень удобными, однако боеспособность войск оказалась весьма низкой. Слабое сопротивление персы оказывали на юге до 29 августа, а на севере против наших войск - до 30-го августа. В итоге вся северная половина страны была занята частями Красной армии, а южная - британскими войсками.

Чем была вызвана эта оккупация, получившая название операции «Согласие»? Причин тут было несколько. Во-первых, противников Германии очень беспокоила судьба иранских нефтяных месторождений, на которые уже давно положил глаз Гитлер: у него в течение всей войны были большие проблемы с горючим для своей сильно моторизованной армии. Во-вторых, глава иранского государства шах Реза Пехлеви не скрывал своих симпатий к Гитлеру и вполне мог поспособствовать ему в его планах. В-третьих, транс-иранские дороги представляли собой наиболее благоприятный путь доставки военных грузов в Советский Союз. О том, что союзники будут нам оказывать помощь оружием, техникой, стратегическими материалами и сырьём, Рузвельт и Черчилль заявили буквально 22 июня 1941 года.

Вместе с тем эта операция не была грубым захватом территории другой страны, она была обставлена с правовой и дипломатической стороны, во всяком случае со стороны СССР. Дело в том, что между Ираном и Советской Россией ещё в 1921 году был заключён договор, в котором, в частности, говорилось: «Обе Высокие Договаривающиеся Стороны согласны в том, что в случае, если со стороны третьих стран будут иметь место попытки путём вооружённого вмешательства осуществлять на территории Персии захватную политику или превращать территорию Персии в базу для военных выступлений против России… и если Персидское Правительство после предупреждения со стороны Российского Советского Правительства само не окажется в силе отвратить эту опасность, Российское Советское Правительство будет иметь право ввести свои войска на территорию Персии…». Вот согласно этому договору и был осуществлён ввод наших войск в Иран.

Резу-шаха союзники отстранили от власти, вместо него править Ираном стал его сын Мохаммед, хотя, понятное дело, он был сильно ограничен в своих действиях: фактическое управление страной перешло в руки советских и британских военных. Сразу после оккупации союзники озаботились изучением вопроса о возможностях перевозки через Иран военных грузов в СССР. Оказалось, что современных портов, пригодных для разгрузки океанских транспортов с тяжёлой военной техникой на побережье Персидского залива просто нет. Срочно пришлось заниматься проектированием, строительством и оборудованием таких портов. К этой работе подключились и американцы. Здесь надо отметить беспрецедентную оперативность этих работ: ведь кроме устного «джентльменского» договора Сталина с Гарри Гопкинсом (ближайший помощник президента США Рузвельта) никаких соглашений ещё не было разработано, соответствующий договор был подписан только 11 июня 1942 года, когда через Иран уже полгода сплошным потоком шли военные грузы. По случаю войны и острой необходимости союзники пренебрегли многими формальностями. Сапёрные батальоны США проделали гигантскую работу: в сжатые сроки фактически заново были построены и оборудованы два новейших морских порта, шоссейная и железная дороги: прежние дороги не удовлетворяли потребностям и были малопригодны. Коммуникации протянули до Баку. В Иран было привезено большое число локомотивов, вагонов, оборудования для станций. И уже в ноябре 1941 года по Транс-Иранскому маршруту из портов Персидского залива было переброшено в СССР 2972 тонны грузов. В портах были срочно сооружены авиа- и автосборочные заводы, где собирались привезённые по частям самолёты, транспортная и военная техника. Всего с этих заводов было отправлено в СССР 184 112 автомобилей.

Собранные автомашины - знаменитые тяжёлые «Студебеккеры» - шли в Баку своим ходом, причём их тут же в иранских портах под завязку загружали другими ленд-лизовскими грузами. Доставленные же до границ нашей страны по железной дороге техника и прочее затем перевозились сухопутным путём через Кавказ и морским путём через Каспийское море в Астрахань. Этот путь был намного безопаснее, чем арктический из Англии в Мурманск, но не совсем. Гитлеровцы пытались перерезать и эту коммуникацию, понимая, насколько важные грузы по ней следуют. Только за 1942 год немецкой авиации удалось потопить 14 судов Каспийского торгового флота, занятых этими перевозками. С мая 1942 года поставки в СССР по «Персидскому коридору» составляли уже в среднем 80-90 тысяч тонн в месяц, а во второй половине 1943 года - до 200 000 тонн в месяц.

Для перегонки танков, поступавших по иранскому маршруту, была сформирована 191-я танковая бригада, затем вторая - численностью 800 человек. Экипажи этой бригады обучались на базе 21-го учебного полка в Ереване. А в Баку находился центр переобучения советских лётчиков, осваивавших американские самолёты. Именно здесь обучался и знаменитый трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин, совершивший свои подвиги именно на американской «Аэрокобре». Переобучались наши лётчики и в азербайджанском городке Аджикабуле. Через него много людей прошло. У наших ветеранов-пилотов до сих пор существует особое землячество «аджикабульцев». Кроме танков и самолётов по иранскому пути везли пушки, тягачи, рельсы, калиброванную сталь, понтоны, трубы, продовольствие, высокооктановый бензин, каучук, листовой и цветной металлы, автопокрышки и многое другое.

Таким образом, операция «Согласие» явилась блестящим примером согласованных действий союзников, направленных на достижение общей победы над фашизмом.

Материал опубликован в газете «Ваш ОРЕОЛ» №37 (870) от 16 сентября 2015 г.

Добавить комментарий
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.