Деловой Омск

Деловой Омск

02 июля 2014 08.56Статьи

Море суши

В Омске работает более 50 служб доставки суши, не считая компаний, реализующих продукцию японской кухни через розничные сети. Рынок формата take-away насыщен, однако остается привлекательным для новых игроков.

Море суши

Японская кухня остается одним из самых конкурентных сегментов рынка общественного питания в Омске. Если весь оборот в сфере пищевки в нашем городе в прошлом году составил 10,5 млрд рублей, то на долю японской кухни пришлось 2,1-3,5 миллиарда. И потенциальная прибыль притягивает все новых игроков, заставляя их экспериментировать с форматами продаж.

Бум не прекращается

По данным Федеральной службы по тарифам, рынок общественного питания в Сибирском федеральном округе за последнее десятилетие вырос почти в 6 раз и достиг 60 млрд рублей. При этом, по оценкам аналитиков Института ресторанных технологий, в городах-миллионниках суши занимают примерно 20-30% всей потребляемой ресторанной продукции.

Первые суши в нашем городе появились в ресторане «Сенкевич» в 2003 году. Вторым заведением практически в то же время стала «Суши Терра» новосибирской компании «Кофе Терра». А в июне 2004 года к нам пришла «Планета Суши» — сетевой проект московской компании «Росинтер Ресторантс Холдинг».

Омские специализированные суши-бары начали появляться в 2005 году, а пик развития этого рынка пришелся на 2009 год. До этого рестораторы предлагали суши одновременно с более привычными для омских потребителей блюдами. Эта практика продолжается до сих пор — сегодня можно заказать суши практически в любом неяпонском ресторане, а в японском — блюда, например, итальянской кухни.

Начавшийся в России суши-бум породил множество шуток. Многие стали говорить о том, что русские съедают роллов больше, чем японцы. Однако спустя годы, вопреки прогнозам скептиков, любовь к этой теперь уже отнюдь не экзотической кухне не ослабла. При этом аналитики отмечают, что суши-бары стационарного формата стали нисходящим трендом — все чаще японскую кухню заказывают на дом и в офис. Высокий спрос спровоцировал появление на российском рынке заведений новых форматов. Омск не стал исключением.

И в дом, и в офис

В последние 2-3 года город буквально захлестнула волна магазинов, продающих суши в формате take-away. Такими же высокими темпами растет и количество служб доставки, которых сегодня насчитывается примерно 50. Часть из них специализируется исключительно на суши, другие расширяют свой ассортимент за счет не менее популярной пиццы и не так давно появившихся на омском рынке воков (китайской лапши в коробке).

Средний чек службы доставки суши — 700-750 рублей, причем большинство компаний устанавливает сумму минимального заказа на уровне 500 рублей. В месяц крупная компания оформляет около 4000 заказов, то есть ее оборот может составлять около 3 млн рублей.

«Три года назад, чтобы запустить службу доставки, нам понадобилось порядка 400 тыс. рублей, — говорит гендиректор служб доставки «Ханзо» и «Хочу Суши» Александр Хайдуков. — Вложения окупились уже через полгода. Однако сейчас срок окупаемости значительно увеличился».

Причин тому две — насыщенность рынка и дефицит подходящих мест для размещения службы. Вторая чаще всего мешает развиваться суши-стартапам, которые нередко закрываются практически сразу после открытия. Крупных же игроков на местном рынке доставки суши не более пяти: «Фудзи», «Ку-Дзо», «Хорошики», «Ханзо» и «Хочу Суши».

По словам PR-менеджера компании «Фарфор» Марии Ивановой, несмотря на сильную конкуренцию, новые игроки находят своих клиентов.

«Доставка суши и пиццы в Омске остается очень популярной. Все чаще люди заказывают обеды в офис или на дом. Большим спросом доставка еды пользуется в праздники», — рассказывает Иванова.

Она отмечает также, что в обеденное время китайская лапша пользуется у омичей гораздо большим успехом, чем суши.

Обилие мелких игроков на рынке порождает конкуренцию и заставляет компании изобретать все новые способы привлечения клиентов. К примеру, эффект дает активное взаимодействие с потенциальными клиентами через соцсети. В своих пабликах компании проводят розыгрыши наборов суши либо скидок на заказы.

Александр Хайдуков отмечает, что спрос на суши колеблется в зависимости от времени года и даже погоды.

«Чем жарче на улице, тем меньше заказов. Возможно, это связано с сезоном отпусков или с тем, что люди находятся на даче. С наступлением холодов, так же как в дождливые дни, заказы растут», — рассказывает бизнесмен.

При этом он отмечает, что для большинства клиентов качество обслуживания по сравнению с ценой имеет второстепенное значение.

«Люди готовы платить, если получат то, что хотят», — говорит Хайдуков.

По его наблюдениям, суши-маркеты и службы доставки еды не испытывают острой конкуренции между собой.

«Те, кто покупает суши в магазине, вряд ли будет заказывать их на дом. И наоборот», — уверен он.

Судя по всему, крупные игроки омского рынка служб доставки японской кухни будут чувствовать себя комфортно еще долгое время. В долгосрочной перспективе аналитики прогнозируют увеличение спроса со стороны целевой аудитории. Как говорится в исследовании Института ресторанных технологий, данный рост ожидается на уровне 3-8% в год и касается доставки блюд из ресторанов как на дом, так и в офис.

Суши на прилавке

Запуск суши-маркетов обходится бизнесменам дороже организации служб доставки. К примеру, петербургская сеть «Суши Wok», развивающая свой бизнес по франшизе, оценивает первоначальные инвестиции примерно в 1 млн рублей.

При этом средний размер чека в суши-маркетах чаще всего ниже, чем в службах доставки и суши-барах — 300 рублей. Выручку дает трафик: у маркетов, расположенных в супермаркетах, хорошая проходимость. В день в суши-маркете продается более 300 комплектов суши. Плюс по сравнению со службой доставки — отсутствие транспортных расходов, минус — аренда торговой площади.

Основными игроками рынка суши-маркетов являются федеральная сеть «Суши-Маркет», имеющая в Омске 16 точек, а также местная «Экспресс-суши», насчитывающая 12 магазинов. За ними следует сеть «Время суши» с 9 магазинами.

Эксперты считают, что, в отличие от служб доставки, рынок суши-маркетов пока не перенасыщен. Поэтому на нем продолжают появляться амбициозные игроки. К примеру, недавно владельцы сети «Азбука суши» Юлия и Игорь Тезиковы заявили, что планируют развить ее до 10 магазинов к 2016 году. Первый свой маркет предприниматели запустили в начале июня.

Олеся Мельник

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №24 (028) 1 июля

Добавить комментарий
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.