Деловой Омск

Деловой Омск

07 октября 2015 12.57Статьи

Пока в ауте: обзор омского рынка аутсорсинга

Рынок аутсорсинга развивается бурными темпами. Однако выделять его в самостоятельный сегмент в Омске, по мнению экспертов, пока рано.

Пока в ауте: обзор омского рынка аутсорсинга

Александр Румянцев

Аутсорсинг в кризис становится неплохим инструментом экономии денег предпринимателя. Ведь за штатного работника приходится платить налоги, он может уйти на больничный, а потом в отпуск. И ему придется искать замену. Большинство омских компаний, оказывающих различные услуги бизнесу, отмечают интерес к себе со стороны предпринимателей. Они начали понимать все преимущества передачи на обслуживание части бизнес-процессов. Но пока рынок аутсорсинговых услуг в Омске лишь в начале пути.

Кто подсчитает аутсорсера?

По мнению экспертов, сегодня оценивать омский рынок аутсорсинговых услуг весьма проблематично. Полную картину непросто дать даже по всей России.

«Официальных исследований рынка аутсорсинга не проводилось, и, соответственно, точных данных о его динамике нет, — говорит аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин. — По моим оценкам, объем рынка аутсорсинга в России (в зависимости от методологии подсчета) составляет около 12 млрд долларов. Оценить объем рынка аутсорсинга непосредственно в Омске достаточно сложно из-за его неразвитости. Но, полагаю, на текущий момент он составляет не более нескольких десятков миллионов долларов».

Традиционно сферы, которые отдаются бизнесом на аутсорсинг, — ИТ, финансы, юридическое сопровождение. Крупные федеральные торговые сети работают таким образом с производителями продукции под собственными марками. Отдельные эксперты отмечают: аутсорсинг востребован также и в «пиковые» сезоны. Например, в ноябре — первой половине декабря крупные складские хозяйства имеют крайнюю нужду в комплектовщиках. В ритейле ожидается спрос к декабрю.

«Заявления о том, что экономия заказчика на использовании труда «лизингового персонала» может доходить до 30%, в большинстве случаев не являются преувеличением, — замечает руководитель ИГ W-City community research Тимофей Суровцев. — Преимущества очевидны. Искать самим, брать в штат, а потом увольнять или держать работников «про запас» долго, хлопотно и накладно. Вся экономика рухнет».

30% — до этого показателя может дойти экономия заказчика на использовании труда «лизингового персонала».

«Мы давно отдали все сферы, касающиеся финансового и юридического обслуживания, на аутсорсинг. Тем не менее есть еще немалый фронт работы. Допустим, для меня серьезная проблема — доставка молока. Ну не хочу я заниматься транспортом, это не мой бизнес, я хочу производить. А приходится, потому что в Омске, к сожалению, никто подобных услуг, особенно по сбору молока от хозяйств, не оказывает, — сетует директор компании «Настоящий фермер» Дмитрий Карев. — Предприятиям, чьи производства расположены за пределами города, вообще непросто привлечь на аутсорсинг сторонние организации — те же клининговые компании. Из-за большого расстояния до областного центра мы вынуждены держать штат собственных сотрудников».

Кстати, на маслозаводе «Настоящего фермера» не так давно стали выпускать сливочное масло под брендом известной омской компании, что, по словам Дмитрия Карева, скорее, исключение, нежели правило.

«В нашем городе не существует распределения продукции по производственным площадкам. Каждое производство замкнуто само на себе.

И, видимо, еще долгое время ничего не изменится. Никто не хочет отдавать часть работ конкуренту, продолжая нести убытки. Простой пример. В регионе всего четыре предприятия имеют сушилки для производства сухого молока. Но объемы его настолько малы, что, запуская сушилку, компания несет потери. Но консолидировать усилия, объединив все на одном заводе, никто не хочет, никто не хочет получить другую экономику и другую себестоимость. Никто не хочет сделать себе хорошо», — говорит Карев.

Отрасль подстраивается под реалии рынка

По мнению многих участников рынка, кризис не повлиял на их деятельность. Если и отмечается снижение, то незначительное. Клиентов не становится меньше, просто пока кто-то занимает выжидательную позицию, а некоторые компании вообще находят иные формы взаимодействия друг с другом.

«Говоря о работе в период кризиса, я бы отметила ставшее более четким понимание заказчиками целей сотрудничества в рамках аутсорсинга, более рациональный и ответственный подход к бюджету. Заметно определенное уменьшение количества заявок на сопровождение новых проектов, тогда как количество обращений со стороны стабильно функционирующих компаний остается практически неизменным. Это говорит об инвестиционной осторожности начинающих игроков малого бизнеса: люди ждут более благоприятного момента для старта, — комментирует директор консалтинговой компании Startup Service Мария Савченко. — Отмечу возрастающую роль бартера и партнерских программ во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами, в том числе и в аутсорсинговой практике. Наша компания была одним из инициаторов активного использования этих инструментов в Омске в период 2014-2015 годов. Сегодня мы видим неоспоримые преимущества такого подхода в работе наших заказчиков. Примеры: маркетинг в обмен на корпоративные тренинги или консалтинг в обмен на промоушен или логистику. Малый бизнес учится гибкости, взаимопониманию и сотрудничеству, и это, безусловно, положительный аспект периода. В целом мы не фиксируем ничего сверхъестественного. Рынок подстраивается под реалии момента, и это нормально».

Компаний, готовых принять на себя часть функционала бизнеса, сегодня бесчисленное множество. Предпринимателю, решившему отдать на аутсорсинг тот или иной свой фронт работы, непросто сориентироваться. Поэтому аутсорсеры пытаются различными способами привлечь внимание к себе, предлагая комплексный подход к работе или предоставляя уникальные предложения.

«Наступил момент, когда сложнее не удовлетворить требование клиента, а получить его, — продолжает генеральный директор ООО «Единый правовой центр» Максим Гомелев. — Допустим, юридические фирмы открываются и позиционируют себя в рамках юридического маркетинга как «всё и для всех». Но это уже неактуально. 80-е годы, когда на один округ был один юрист, занимавшийся всеми видами споров, давно прошли. Реалии таковы — необходимо выбирать конкретную нишу, в которой ты будешь работать и в которой ты действительно специалист. Я уверен, в недалеком будущем аутсорсинг станет основной формой сопровождения бизнеса. Штатных сотрудников будет становиться все меньше и меньше».

Айтишники в спросе

Рынок ИТ-аутсорсинга считается весьма активным и быстрорастущим. Сфера информационных технологий занимает лидирующие позиции по передаче ее «в лизинг», хотя отдельные эксперты подчеркивают: малый и средний бизнес пока «не распробовал» ИТ-аутсорсинг и кризис может изменить эту тенденцию.

Предприниматели покупают услуги по консультированию и разработке, предпочитая сокращать штат собственных программистов. Но единственный тормоз — недоверие клиентов к сотрудникам со стороны. Считается, что посторонний человек, получивший доступ к тайнам предприятия, может воспользоваться информацией в корыстных целях.

«Безопасность и защита информации — узкое место аутсорсинга ИТ-технологий, — объясняет заместитель директора ООО «Сатори-Консалтинг» Юрий Бахмутский. — Только положение компании на рынке и ее оценка играют решающую роль. Приходится объяснять: мы имеем лицензии, с клиентами подписываются соответствующие соглашения, устанавливаются специальные сервисы, работающие на защиту данных, резервное копирование, защищающие от несанкционированного доступа. И если конкуренты решатся на промышленный шпионаж, то им проще подкупить штатного сотрудника, нежели извне взламывать информационную систему».

Отдельные специалисты полагают, что хуже «аутсорситься» стали аналитические компетенции, направленные на получение комплексных отчетов, трекинга бизнеса и создание предложений по развитию.

«В кризис многим приходится потуже затянуть пояса и оставить только то, что действительно конвертируется в деньги», — резюмирует руководитель компании Zavod It-стартапов Александр Процюк.

Комментарий

Дмитрий УстьянцевДмитрий Устьянцев,руководитель проекта «Школа Комм&Дира», бизнес-тренер, консультант по продвижению и продажамАутсорсинговые компании в кризис чувствуют себя по-разному. Я сам являюсь частью этого рынка, поэтому все происходит на моих глазах. Это как раз тот случай, когда очень многое зависит от эффективного управления. Поясню: бюджеты больших компаний сжимаются, и в этом случае аутсорсинг может быть более выгоден. И вот тут главные роли в конкурентной борьбе играют такие показатели, как клиентоориентированность, оперативное и профессиональное исполнение своей работы. Если аутсорсинговая компания отвечает таким критериям, то заказы у нее будут только расти, если нет, увы. Кстати, у профессионалов в кризис работы только прибавляется.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 38 (091) 6 октября

Добавить комментарий
Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...