Деловой Омск

Деловой Омск

14 октября 2015 13.29Статьи

Омский Ан-3 подхватил арктический ветер

На выставке «ВТТА-2015» министр промышленности Омской области Виктор Белов рассказал «ДО» о возобновлении производства самолетов Ан-3 в интересах компаний, занимающихся освоением Арктики. Поддержка проекту будет оказана на уровне Совета Федерации.

Омский Ан-3 подхватил арктический ветер

Фото: rusarmy.com

После стремительного падения мировых цен на нефть и металлы многим стало казаться, что низкий спрос на сырьевые товары теперь может длиться бесконечно. А разговоры об освоении Арктики вообще пора прекратить.

Арктика опять привлекает

Именно на таком фоне велась подготовка к первой омской выставке высоких технологий и техники для Арктики «ВТТА-2015». Открытие экспозиции было намечено на 7 октября, а буквально днем раньше аналитики заговорили об окончании сланцевой эры нефтедобычи. В США буровые вышки стали закрываться десятками, и всем стало понятно, что очень затратная новая технология может привести только к кратковременному обрушению цен на углеводороды. И уже очевидно, в обозримой перспективе установится новый баланс цен, который позволит компаниям активнее выходить на северные просторы.

Открывая ВТТА, самый знаменитый полярник России и очень информированный человек, с теплотой отзывающийся об омской промышленности, Артур Чилингаров буквально заклинал: не упускайте Арктику и саму выставку. «Я уверен в надежности ваших предприятий. Вы оборонную выставку начали делать, а Нижний Тагил перехватил. Потом все переехало в Москву. Арктику не отдавайте, а я вас поддержу. Многие будут проявлять инициативу, а решать-то буду я», — прозрачно намекнул Артур Чилингаров.

Север просит самолеты

Как выяснилось на выставке ВТТА, уже несколько десятков омских предприятий вполне успешно сотрудничают с российскими компаниями, добывающими на Севере углеводородное сырье и металлы и собираются только укреплять отношения. Но в ходе обсуждений возникла тема, которая наверняка будет иметь дальнейшее продолжение. Речь пошла о надежном самолете, который обеспечит транспортные сообщения в Арктике. И здесь все вспомнили про знаменитый омский Ан-3. Произошло это с подачи Артура Чилингарова, который именно на такой машине в свое время долетел до центра Антарктиды.

«Тема модернизации Ан-2 в Ан-3 не потеряла актуальность. Самое главное — эта машина оснащается омским же двигателем ТВД-20. Сейчас многие российские заводы предлагают самолеты для Севера, но с моторами иностранного производства, а это очень большая зависимость от зарубежных поставщиков», — заметил председатель экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Вячеслав Штыров. По его данным, на предприятии имени Чкалова в Новосибирске пытались наладить производство двухмоторных Ан-38. В Подмосковье пробовали модернизировать Ан-2, но все упиралось в силовые установки. «Покупались либо американские, либо европейские моторы, и любая необходимость провести плановый или неплановый ремонт кончалась тем, что машина на месяцы оставалась на земле. Ждали, пока придут нужные детали. А особенно в условиях санкций мы этого себе позволить не можем», — уверен Вячеслав Штыров.

По экспертным оценкам, во времена позднего СССР до 40% грузов в стране перевозилось малой авиацией. Самым распространенным самолетом считался одномоторный биплан Ан-2, который в небольших количествах используется до сих пор. Всего же по стране можно найти до 700 таких машин, не пригодных к полетам. Как раз на их базе можно создавать Ан-3.

Время взлетать

В России в отдаленных районах не развита аэродромная инфраструктура, а среди преимуществ Ан-2 и Ан-3 — усиленные шасси, способные выдерживать взлет и посадку на слабо подготовленных площадках. Машины неприхотливы и ремонтоспособны в самых сложных условиях. Кроме того, из всех самолетов легкой авиации в России полностью готов к производству только Ан-3. А между тем спрос на малую авиацию в нашей стране только растет. Однако ПО «Полет», выпускавшее Ан-3, сейчас полностью сосредоточено на ракетном строительстве. Нужно искать другое омское предприятие. «Жизнь не стоит на месте. Есть у нас такие, кто всерьез рассматривает возможность заняться производством легкомоторных самолетов. Нами такие переговоры ведутся. Пройдет время, и мы объявим, кто продолжит эту тему», — пообещал министр промышленности правительства Омской области Виктор Белов.

Двигатель ТВД-20 разрабатывало омское «Мотор КБ», автоматику для агрегата — омское же «Маш КБ», электронику делали по соседству в ЦКБА. Само производство было налажено на омском моторостроительном объединении имени Баранова. Сейчас все эти предприятия входят в государственные холдинги с четко определенными задачами. «Самолет Ан-3 можно возродить, но только при условии частно-государственного партнерства. Нужно найти буйного частника, кто бы взялся за такое дело, а такие есть», — заверил замдиректора Омского филиала СОАО «Русский страховой центр» по проектам ОПК, эксперт в области оборонной промышленности Владимир Соснин.

По разным оценкам, чтобы сейчас запустить в производство Ан-3, нужно 4,5 млрд рублей. Это со строительством производственных площадей ангарного типа. При выпуске 3-4 самолетов в месяц цена воздушного судна составит $1,2 млн. Причем расчеты делались еще до последнего скачка иностранной валюты.

Курсовые колебания на рублевую стоимость не повлияли, что опять же свидетельствует о преимуществах проекта. В то же время зарубежные самолеты аналогичного класса теперь стоят не меньше $2 млн.

Справка

Самолет Ан-3 является развитием известного самолета Ан-2. Модификация Ан-2 в Ан-3 заключается в замене поршневого двигателя АШ-62ИР мощностью 1000 л. с. на более мощный турбовинтовой двигатель ТВД-20 (1375 л. с.) с трехлопастным реверсивным винтом АВ-17.

Двигатель ТВД-20 спроектирован Омским моторостроительным КБ.

Машина разработана КБ имени О. К. Антонова. Первый самолет построен в 1998 году на ПО «Полет». Мелкосерийно машина производилась в Омске с 2000 по 2009 год.

В настоящее время четыре Ан-3Т эксплуатируют в компании «Полярные авиалинии», две машины — в собственности авиакомпании «Авиалифт ДВ», три самолета стоят на вооружении МЧС России.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 39 (092) 13 октября

Теги: ВТТА-2015 , Ан-3

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Николай
Дай Бог, чтобы Россия восстановила производство самолётов. Я в восторге от Виктора Белова, тем более в производстве Ан-3. Большое спасибо.
02 марта, 02:29 | Ответить
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Тест для автолюбителей, велосипедистов и пешеходов, крайне недолюбливающих друг друга.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».