Деловой Омск

Деловой Омск

14 октября 2015 13.29Статьи

Омский Ан-3 подхватил арктический ветер

На выставке «ВТТА-2015» министр промышленности Омской области Виктор Белов рассказал «ДО» о возобновлении производства самолетов Ан-3 в интересах компаний, занимающихся освоением Арктики. Поддержка проекту будет оказана на уровне Совета Федерации.

Омский Ан-3 подхватил арктический ветер

Фото: rusarmy.com

После стремительного падения мировых цен на нефть и металлы многим стало казаться, что низкий спрос на сырьевые товары теперь может длиться бесконечно. А разговоры об освоении Арктики вообще пора прекратить.

Арктика опять привлекает

Именно на таком фоне велась подготовка к первой омской выставке высоких технологий и техники для Арктики «ВТТА-2015». Открытие экспозиции было намечено на 7 октября, а буквально днем раньше аналитики заговорили об окончании сланцевой эры нефтедобычи. В США буровые вышки стали закрываться десятками, и всем стало понятно, что очень затратная новая технология может привести только к кратковременному обрушению цен на углеводороды. И уже очевидно, в обозримой перспективе установится новый баланс цен, который позволит компаниям активнее выходить на северные просторы.

Открывая ВТТА, самый знаменитый полярник России и очень информированный человек, с теплотой отзывающийся об омской промышленности, Артур Чилингаров буквально заклинал: не упускайте Арктику и саму выставку. «Я уверен в надежности ваших предприятий. Вы оборонную выставку начали делать, а Нижний Тагил перехватил. Потом все переехало в Москву. Арктику не отдавайте, а я вас поддержу. Многие будут проявлять инициативу, а решать-то буду я», — прозрачно намекнул Артур Чилингаров.

Север просит самолеты

Как выяснилось на выставке ВТТА, уже несколько десятков омских предприятий вполне успешно сотрудничают с российскими компаниями, добывающими на Севере углеводородное сырье и металлы и собираются только укреплять отношения. Но в ходе обсуждений возникла тема, которая наверняка будет иметь дальнейшее продолжение. Речь пошла о надежном самолете, который обеспечит транспортные сообщения в Арктике. И здесь все вспомнили про знаменитый омский Ан-3. Произошло это с подачи Артура Чилингарова, который именно на такой машине в свое время долетел до центра Антарктиды.

«Тема модернизации Ан-2 в Ан-3 не потеряла актуальность. Самое главное — эта машина оснащается омским же двигателем ТВД-20. Сейчас многие российские заводы предлагают самолеты для Севера, но с моторами иностранного производства, а это очень большая зависимость от зарубежных поставщиков», — заметил председатель экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Вячеслав Штыров. По его данным, на предприятии имени Чкалова в Новосибирске пытались наладить производство двухмоторных Ан-38. В Подмосковье пробовали модернизировать Ан-2, но все упиралось в силовые установки. «Покупались либо американские, либо европейские моторы, и любая необходимость провести плановый или неплановый ремонт кончалась тем, что машина на месяцы оставалась на земле. Ждали, пока придут нужные детали. А особенно в условиях санкций мы этого себе позволить не можем», — уверен Вячеслав Штыров.

По экспертным оценкам, во времена позднего СССР до 40% грузов в стране перевозилось малой авиацией. Самым распространенным самолетом считался одномоторный биплан Ан-2, который в небольших количествах используется до сих пор. Всего же по стране можно найти до 700 таких машин, не пригодных к полетам. Как раз на их базе можно создавать Ан-3.

Время взлетать

В России в отдаленных районах не развита аэродромная инфраструктура, а среди преимуществ Ан-2 и Ан-3 — усиленные шасси, способные выдерживать взлет и посадку на слабо подготовленных площадках. Машины неприхотливы и ремонтоспособны в самых сложных условиях. Кроме того, из всех самолетов легкой авиации в России полностью готов к производству только Ан-3. А между тем спрос на малую авиацию в нашей стране только растет. Однако ПО «Полет», выпускавшее Ан-3, сейчас полностью сосредоточено на ракетном строительстве. Нужно искать другое омское предприятие. «Жизнь не стоит на месте. Есть у нас такие, кто всерьез рассматривает возможность заняться производством легкомоторных самолетов. Нами такие переговоры ведутся. Пройдет время, и мы объявим, кто продолжит эту тему», — пообещал министр промышленности правительства Омской области Виктор Белов.

Двигатель ТВД-20 разрабатывало омское «Мотор КБ», автоматику для агрегата — омское же «Маш КБ», электронику делали по соседству в ЦКБА. Само производство было налажено на омском моторостроительном объединении имени Баранова. Сейчас все эти предприятия входят в государственные холдинги с четко определенными задачами. «Самолет Ан-3 можно возродить, но только при условии частно-государственного партнерства. Нужно найти буйного частника, кто бы взялся за такое дело, а такие есть», — заверил замдиректора Омского филиала СОАО «Русский страховой центр» по проектам ОПК, эксперт в области оборонной промышленности Владимир Соснин.

По разным оценкам, чтобы сейчас запустить в производство Ан-3, нужно 4,5 млрд рублей. Это со строительством производственных площадей ангарного типа. При выпуске 3-4 самолетов в месяц цена воздушного судна составит $1,2 млн. Причем расчеты делались еще до последнего скачка иностранной валюты.

Курсовые колебания на рублевую стоимость не повлияли, что опять же свидетельствует о преимуществах проекта. В то же время зарубежные самолеты аналогичного класса теперь стоят не меньше $2 млн.

Справка

Самолет Ан-3 является развитием известного самолета Ан-2. Модификация Ан-2 в Ан-3 заключается в замене поршневого двигателя АШ-62ИР мощностью 1000 л. с. на более мощный турбовинтовой двигатель ТВД-20 (1375 л. с.) с трехлопастным реверсивным винтом АВ-17.

Двигатель ТВД-20 спроектирован Омским моторостроительным КБ.

Машина разработана КБ имени О. К. Антонова. Первый самолет построен в 1998 году на ПО «Полет». Мелкосерийно машина производилась в Омске с 2000 по 2009 год.

В настоящее время четыре Ан-3Т эксплуатируют в компании «Полярные авиалинии», две машины — в собственности авиакомпании «Авиалифт ДВ», три самолета стоят на вооружении МЧС России.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 39 (092) 13 октября

Теги: ВТТА-2015 , Ан-3

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Николай
Дай Бог, чтобы Россия восстановила производство самолётов. Я в восторге от Виктора Белова, тем более в производстве Ан-3. Большое спасибо.
02 марта, 02:29 | Ответить
Доброжелатель...
А затем, снова всё сломала, разграбила, угробила с богом в обнимку..., и героически восстанавливала!!! - Но с виной на всех, без вины!!!..
28 сентября, 13:22 | Ответить
Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.