Деловой Омск

Деловой Омск

14 октября 2015 13.29Статьи

Омский Ан-3 подхватил арктический ветер

На выставке «ВТТА-2015» министр промышленности Омской области Виктор Белов рассказал «ДО» о возобновлении производства самолетов Ан-3 в интересах компаний, занимающихся освоением Арктики. Поддержка проекту будет оказана на уровне Совета Федерации.

Омский Ан-3 подхватил арктический ветер

Фото: rusarmy.com

После стремительного падения мировых цен на нефть и металлы многим стало казаться, что низкий спрос на сырьевые товары теперь может длиться бесконечно. А разговоры об освоении Арктики вообще пора прекратить.

Арктика опять привлекает

Именно на таком фоне велась подготовка к первой омской выставке высоких технологий и техники для Арктики «ВТТА-2015». Открытие экспозиции было намечено на 7 октября, а буквально днем раньше аналитики заговорили об окончании сланцевой эры нефтедобычи. В США буровые вышки стали закрываться десятками, и всем стало понятно, что очень затратная новая технология может привести только к кратковременному обрушению цен на углеводороды. И уже очевидно, в обозримой перспективе установится новый баланс цен, который позволит компаниям активнее выходить на северные просторы.

Открывая ВТТА, самый знаменитый полярник России и очень информированный человек, с теплотой отзывающийся об омской промышленности, Артур Чилингаров буквально заклинал: не упускайте Арктику и саму выставку. «Я уверен в надежности ваших предприятий. Вы оборонную выставку начали делать, а Нижний Тагил перехватил. Потом все переехало в Москву. Арктику не отдавайте, а я вас поддержу. Многие будут проявлять инициативу, а решать-то буду я», — прозрачно намекнул Артур Чилингаров.

Север просит самолеты

Как выяснилось на выставке ВТТА, уже несколько десятков омских предприятий вполне успешно сотрудничают с российскими компаниями, добывающими на Севере углеводородное сырье и металлы и собираются только укреплять отношения. Но в ходе обсуждений возникла тема, которая наверняка будет иметь дальнейшее продолжение. Речь пошла о надежном самолете, который обеспечит транспортные сообщения в Арктике. И здесь все вспомнили про знаменитый омский Ан-3. Произошло это с подачи Артура Чилингарова, который именно на такой машине в свое время долетел до центра Антарктиды.

«Тема модернизации Ан-2 в Ан-3 не потеряла актуальность. Самое главное — эта машина оснащается омским же двигателем ТВД-20. Сейчас многие российские заводы предлагают самолеты для Севера, но с моторами иностранного производства, а это очень большая зависимость от зарубежных поставщиков», — заметил председатель экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Вячеслав Штыров. По его данным, на предприятии имени Чкалова в Новосибирске пытались наладить производство двухмоторных Ан-38. В Подмосковье пробовали модернизировать Ан-2, но все упиралось в силовые установки. «Покупались либо американские, либо европейские моторы, и любая необходимость провести плановый или неплановый ремонт кончалась тем, что машина на месяцы оставалась на земле. Ждали, пока придут нужные детали. А особенно в условиях санкций мы этого себе позволить не можем», — уверен Вячеслав Штыров.

По экспертным оценкам, во времена позднего СССР до 40% грузов в стране перевозилось малой авиацией. Самым распространенным самолетом считался одномоторный биплан Ан-2, который в небольших количествах используется до сих пор. Всего же по стране можно найти до 700 таких машин, не пригодных к полетам. Как раз на их базе можно создавать Ан-3.

Время взлетать

В России в отдаленных районах не развита аэродромная инфраструктура, а среди преимуществ Ан-2 и Ан-3 — усиленные шасси, способные выдерживать взлет и посадку на слабо подготовленных площадках. Машины неприхотливы и ремонтоспособны в самых сложных условиях. Кроме того, из всех самолетов легкой авиации в России полностью готов к производству только Ан-3. А между тем спрос на малую авиацию в нашей стране только растет. Однако ПО «Полет», выпускавшее Ан-3, сейчас полностью сосредоточено на ракетном строительстве. Нужно искать другое омское предприятие. «Жизнь не стоит на месте. Есть у нас такие, кто всерьез рассматривает возможность заняться производством легкомоторных самолетов. Нами такие переговоры ведутся. Пройдет время, и мы объявим, кто продолжит эту тему», — пообещал министр промышленности правительства Омской области Виктор Белов.

Двигатель ТВД-20 разрабатывало омское «Мотор КБ», автоматику для агрегата — омское же «Маш КБ», электронику делали по соседству в ЦКБА. Само производство было налажено на омском моторостроительном объединении имени Баранова. Сейчас все эти предприятия входят в государственные холдинги с четко определенными задачами. «Самолет Ан-3 можно возродить, но только при условии частно-государственного партнерства. Нужно найти буйного частника, кто бы взялся за такое дело, а такие есть», — заверил замдиректора Омского филиала СОАО «Русский страховой центр» по проектам ОПК, эксперт в области оборонной промышленности Владимир Соснин.

По разным оценкам, чтобы сейчас запустить в производство Ан-3, нужно 4,5 млрд рублей. Это со строительством производственных площадей ангарного типа. При выпуске 3-4 самолетов в месяц цена воздушного судна составит $1,2 млн. Причем расчеты делались еще до последнего скачка иностранной валюты.

Курсовые колебания на рублевую стоимость не повлияли, что опять же свидетельствует о преимуществах проекта. В то же время зарубежные самолеты аналогичного класса теперь стоят не меньше $2 млн.

Справка

Самолет Ан-3 является развитием известного самолета Ан-2. Модификация Ан-2 в Ан-3 заключается в замене поршневого двигателя АШ-62ИР мощностью 1000 л. с. на более мощный турбовинтовой двигатель ТВД-20 (1375 л. с.) с трехлопастным реверсивным винтом АВ-17.

Двигатель ТВД-20 спроектирован Омским моторостроительным КБ.

Машина разработана КБ имени О. К. Антонова. Первый самолет построен в 1998 году на ПО «Полет». Мелкосерийно машина производилась в Омске с 2000 по 2009 год.

В настоящее время четыре Ан-3Т эксплуатируют в компании «Полярные авиалинии», две машины — в собственности авиакомпании «Авиалифт ДВ», три самолета стоят на вооружении МЧС России.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 39 (092) 13 октября

Теги: ВТТА-2015 , Ан-3

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Николай
Дай Бог, чтобы Россия восстановила производство самолётов. Я в восторге от Виктора Белова, тем более в производстве Ан-3. Большое спасибо.
02 марта, 02:29 | Ответить
Артем Михалков: «Жюри «Движения» не будет играть с омскими режиссерами в поддавки»

Артем Михалков: «Жюри «Движения» не будет играть с омскими режиссерами в поддавки»

О грядущем юбилейном кинофестивале дебютов, поведении творческой богемы в Омске и финансировании российского кино рассказал «Новому Омску» актер, режиссер, сценарист и продюсер Артем Михалков.

Александр Красовицкий, фронтмент «Animal ДжаZ»: «Женщины — очень высокая материя. Не заблуждайтесь»

Александр Красовицкий, фронтмент «Animal ДжаZ»: «Женщины — очень высокая материя. Не заблуждайтесь»

О жизни независимых музыкантов, ненависти к пафосным приемам и детях, зачатых под «Animal ДжаZ», — в нашем интервью с бессменным лидером группы.

История одной «школы на двух берегах»: лицей №149 отпраздновал четверть векаФото

История одной «школы на двух берегах»: лицей №149 отпраздновал четверть века

Когда британской писательнице Джоан Роулинг пришла в голову блестящая идея написать книгу о волшебнике Гарри Поттере, ей было 25 лет. Столько же лет исполнилось и Марку Цукербергу, когда социальная сеть Facebook ...

JVCR VS GBNTH: тлен к тлену

JVCR VS GBNTH: тлен к тлену

О «заброшках», гомофобии, пассивности и других общих для Омска и Санкт-Петербурга проблемах и методах борьбы с ними.

Нападающий омского «Авангарда»  Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Нападающий омского «Авангарда» Дэвид Бут: «В детстве я равнялся на русскую пятерку»

Хоккеист рассказал о своих увлечениях и о том, как часто не может уснуть после матчей.

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)Фото

Объяли необъятное: как обнимаются омские представители власти и бизнеса (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Сегодня, 21 января, мир отмечает день объятий. Воодушевленные этим событием, мы собрали фотографии медийных персон Омска, которые дружелюбно обнимаются с коллегами.

Мольер по-русски

Мольер по-русски

В «Пятом театре» состоялась премьера спектакля «Мнимый больной».

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

ФасАД: 10 самых некрасивых зданий Омска

«Деловой Омск» представляет «темную сторону» рейтинга омских строений, формирующих лицо города.

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Мороз по коже: планы омских ВИПов на Крещение-2017

Кокорин, Морозов, Каракоз, Шлеменко и другие представители политической, деловой, спортивной и творческой элиты — о погружениях в купели.

А ты житель омской «Атлантиды»?

А ты житель омской «Атлантиды»?

С тоской вспоминая закончившуюся в Омске клубную эпоху, «Класс» создал тест на знание «Атлантиды».

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

Закрой глаза и не дыши: рецензия на русский фильм ужасов «Невеста»

За два дня до официальной премьеры «Класс» посмотрел мистическую картину от создателей «Битвы экстрасенсов» и теперь точно знает, почему секс до свадьбы — всегда хорошая идея.

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

Моментальная редакция: модная камера в руках посленовогоднего «Класса»

«Класс» протестировал Fujifilm Instax Wide 300. Фоточки, улыбки, гирлянды — вот это все.

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Семь памятников The Beatles на территории бывшего СССР

Если отдать дань великолепной четверке хочется, а возможности улететь на другую часть света не представляется, к вашем услугам карта ближайших к Омску монументов, посвященных «битлам».

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

Пять фактов о Старом Новом годе, который растерял праздничный авторитет

«Новый Омск» решил узнать побольше о празднике, который, по самым смелым подсчетам, отмечает каждый второй россиянин.

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

«Викинг»: дорого-богато, но плоско

Несмотря на критику, фильм уже побил российский рекорд по сборам за неделю проката.