Деловой Омск

Деловой Омск

14 октября 2015 13.29Статьи

Омский Ан-3 подхватил арктический ветер

На выставке «ВТТА-2015» министр промышленности Омской области Виктор Белов рассказал «ДО» о возобновлении производства самолетов Ан-3 в интересах компаний, занимающихся освоением Арктики. Поддержка проекту будет оказана на уровне Совета Федерации.

Омский Ан-3 подхватил арктический ветер

Фото: rusarmy.com

После стремительного падения мировых цен на нефть и металлы многим стало казаться, что низкий спрос на сырьевые товары теперь может длиться бесконечно. А разговоры об освоении Арктики вообще пора прекратить.

Арктика опять привлекает

Именно на таком фоне велась подготовка к первой омской выставке высоких технологий и техники для Арктики «ВТТА-2015». Открытие экспозиции было намечено на 7 октября, а буквально днем раньше аналитики заговорили об окончании сланцевой эры нефтедобычи. В США буровые вышки стали закрываться десятками, и всем стало понятно, что очень затратная новая технология может привести только к кратковременному обрушению цен на углеводороды. И уже очевидно, в обозримой перспективе установится новый баланс цен, который позволит компаниям активнее выходить на северные просторы.

Открывая ВТТА, самый знаменитый полярник России и очень информированный человек, с теплотой отзывающийся об омской промышленности, Артур Чилингаров буквально заклинал: не упускайте Арктику и саму выставку. «Я уверен в надежности ваших предприятий. Вы оборонную выставку начали делать, а Нижний Тагил перехватил. Потом все переехало в Москву. Арктику не отдавайте, а я вас поддержу. Многие будут проявлять инициативу, а решать-то буду я», — прозрачно намекнул Артур Чилингаров.

Север просит самолеты

Как выяснилось на выставке ВТТА, уже несколько десятков омских предприятий вполне успешно сотрудничают с российскими компаниями, добывающими на Севере углеводородное сырье и металлы и собираются только укреплять отношения. Но в ходе обсуждений возникла тема, которая наверняка будет иметь дальнейшее продолжение. Речь пошла о надежном самолете, который обеспечит транспортные сообщения в Арктике. И здесь все вспомнили про знаменитый омский Ан-3. Произошло это с подачи Артура Чилингарова, который именно на такой машине в свое время долетел до центра Антарктиды.

«Тема модернизации Ан-2 в Ан-3 не потеряла актуальность. Самое главное — эта машина оснащается омским же двигателем ТВД-20. Сейчас многие российские заводы предлагают самолеты для Севера, но с моторами иностранного производства, а это очень большая зависимость от зарубежных поставщиков», — заметил председатель экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Вячеслав Штыров. По его данным, на предприятии имени Чкалова в Новосибирске пытались наладить производство двухмоторных Ан-38. В Подмосковье пробовали модернизировать Ан-2, но все упиралось в силовые установки. «Покупались либо американские, либо европейские моторы, и любая необходимость провести плановый или неплановый ремонт кончалась тем, что машина на месяцы оставалась на земле. Ждали, пока придут нужные детали. А особенно в условиях санкций мы этого себе позволить не можем», — уверен Вячеслав Штыров.

По экспертным оценкам, во времена позднего СССР до 40% грузов в стране перевозилось малой авиацией. Самым распространенным самолетом считался одномоторный биплан Ан-2, который в небольших количествах используется до сих пор. Всего же по стране можно найти до 700 таких машин, не пригодных к полетам. Как раз на их базе можно создавать Ан-3.

Время взлетать

В России в отдаленных районах не развита аэродромная инфраструктура, а среди преимуществ Ан-2 и Ан-3 — усиленные шасси, способные выдерживать взлет и посадку на слабо подготовленных площадках. Машины неприхотливы и ремонтоспособны в самых сложных условиях. Кроме того, из всех самолетов легкой авиации в России полностью готов к производству только Ан-3. А между тем спрос на малую авиацию в нашей стране только растет. Однако ПО «Полет», выпускавшее Ан-3, сейчас полностью сосредоточено на ракетном строительстве. Нужно искать другое омское предприятие. «Жизнь не стоит на месте. Есть у нас такие, кто всерьез рассматривает возможность заняться производством легкомоторных самолетов. Нами такие переговоры ведутся. Пройдет время, и мы объявим, кто продолжит эту тему», — пообещал министр промышленности правительства Омской области Виктор Белов.

Двигатель ТВД-20 разрабатывало омское «Мотор КБ», автоматику для агрегата — омское же «Маш КБ», электронику делали по соседству в ЦКБА. Само производство было налажено на омском моторостроительном объединении имени Баранова. Сейчас все эти предприятия входят в государственные холдинги с четко определенными задачами. «Самолет Ан-3 можно возродить, но только при условии частно-государственного партнерства. Нужно найти буйного частника, кто бы взялся за такое дело, а такие есть», — заверил замдиректора Омского филиала СОАО «Русский страховой центр» по проектам ОПК, эксперт в области оборонной промышленности Владимир Соснин.

По разным оценкам, чтобы сейчас запустить в производство Ан-3, нужно 4,5 млрд рублей. Это со строительством производственных площадей ангарного типа. При выпуске 3-4 самолетов в месяц цена воздушного судна составит $1,2 млн. Причем расчеты делались еще до последнего скачка иностранной валюты.

Курсовые колебания на рублевую стоимость не повлияли, что опять же свидетельствует о преимуществах проекта. В то же время зарубежные самолеты аналогичного класса теперь стоят не меньше $2 млн.

Справка

Самолет Ан-3 является развитием известного самолета Ан-2. Модификация Ан-2 в Ан-3 заключается в замене поршневого двигателя АШ-62ИР мощностью 1000 л. с. на более мощный турбовинтовой двигатель ТВД-20 (1375 л. с.) с трехлопастным реверсивным винтом АВ-17.

Двигатель ТВД-20 спроектирован Омским моторостроительным КБ.

Машина разработана КБ имени О. К. Антонова. Первый самолет построен в 1998 году на ПО «Полет». Мелкосерийно машина производилась в Омске с 2000 по 2009 год.

В настоящее время четыре Ан-3Т эксплуатируют в компании «Полярные авиалинии», две машины — в собственности авиакомпании «Авиалифт ДВ», три самолета стоят на вооружении МЧС России.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 39 (092) 13 октября

Теги: ВТТА-2015 , Ан-3

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Николай
Дай Бог, чтобы Россия восстановила производство самолётов. Я в восторге от Виктора Белова, тем более в производстве Ан-3. Большое спасибо.
02 марта, 02:29 | Ответить
Доброжелатель...
А затем, снова всё сломала, разграбила, угробила с богом в обнимку..., и героически восстанавливала!!! - Но с виной на всех, без вины!!!..
28 сентября, 13:22 | Ответить
Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущееВидео

Душевный старый новый: Лицейский театр предсказал омичам светлое будущее

В канун старого Нового года в Лицейском напоили и обогрели. Репортаж с доброго и даже семейного капустника.

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

Показали «Срамоту»: выставка 18+ открылась в Омске

«Ошибочно думать, что искусство направленно занимается только возвышенным. В прошлом достаточно примеров, когда гений творчества обретал сокрушительную силу и возвышенность духа через низменное и ...

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

Преображение 3.0: медвежий коготь для Александра Стрельникова и яблочные часы для Светланы Машковой

О поющих чашах, посуде, очищающей алкоголь, и самых невероятных подарках.

А  вы пробовали жареных жуков?

А вы пробовали жареных жуков?

Дизайнер и модель Ирина Бумагина побывала в гостях у владельцев бренда «Эко-домик» Юлии и Андрея Перминовых.

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

Что ждет омичей в 2018 году: Live с астрологом Наталией Талисман

О Буркове, Фадиной, «Авангарде», ЧМ по футболу и многом другом. Внимание! Зрители смогут получить личный экспресс-прогноз во время стрима.

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

Евгений Тонких, омский художник: «Намажут краску погуще, чтоб было эффектнее, и все»

В музее «Либеров-центр» открылась выставка «Волшебные сны».

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Антон Руднев: «Омский «Авангард», похоже, потерял этот сезон»

Наш колумнист рассуждает о том, что происходит в стане «ястребов».

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Преображение 3.0: пока Светлана Машкова познавала счастье, Александр Стрельников полез в бочку

Дружная компания пришла в уже полюбившийся нам салон «Мадам Ву». Что из этого вышло — в нашем новом выпуске.

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

Самые чудесные и добрые поступки омичей в 2017 году

В самый волшебный праздник «Новый Омск» вспомнил самые #добрые дела 2017 года.

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года псаФото

Собака лает — корпоратив идет: как прошли вечеринки омских компаний в честь года пса

С кем фотографировался Стас Костюшкин? Кого веселили Артем Муратов и «РУДН»? «Новый Омск» вспоминает, как прошли новогодние корпоративы в местных компаниях.

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Креативный класс: топ-10 модных мест и событий с хештегом #Омск2017

Второй год подряд «Класс» выбирает десять самых ярких ивентов и заведений, за которые рублем, временем и лайком голосовали хипстеры в 2017 году.

Слова 2017 года: что узнали омичиИнфографика

Слова 2017 года: что узнали омичи

Вашему вниманию — 15 слов, о существовании или значении которых омичи не догадывались до 2017 года. Сегодня все они прописались в нашем лексиконе. Просим ознакомиться, чтобы не оставаться за бортом корабля ...

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

Самые живые омские фотографии 2017 года: кадры, которые стоит увидеть снова

«Новый Омск» пересмотрел все свои (и не только свои) снимки за год и собрал альбом из самых любопытных, эмоциональных и красноречивых фотографий.

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

Горы, коты, Gucci: как встретили Новый год успешные и известные омичи

В какой части земного шара входили в 18-ый год представители местного бизнеса, культуры и сферы моды?

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

Омский календарь на прошлый год: главные события последних 12 месяцев

«Новый Омск» заново пережил 2017-ый и выбрал самое важное. Если бы у региона была кожа, в подборке оказались бы следы рваных ран, шрамы от операций и любимые татуировки.