Деловой Омск

Деловой Омск

14 октября 2015 13.29Статьи

Омский Ан-3 подхватил арктический ветер

На выставке «ВТТА-2015» министр промышленности Омской области Виктор Белов рассказал «ДО» о возобновлении производства самолетов Ан-3 в интересах компаний, занимающихся освоением Арктики. Поддержка проекту будет оказана на уровне Совета Федерации.

Омский Ан-3 подхватил арктический ветер

Фото: rusarmy.com

После стремительного падения мировых цен на нефть и металлы многим стало казаться, что низкий спрос на сырьевые товары теперь может длиться бесконечно. А разговоры об освоении Арктики вообще пора прекратить.

Арктика опять привлекает

Именно на таком фоне велась подготовка к первой омской выставке высоких технологий и техники для Арктики «ВТТА-2015». Открытие экспозиции было намечено на 7 октября, а буквально днем раньше аналитики заговорили об окончании сланцевой эры нефтедобычи. В США буровые вышки стали закрываться десятками, и всем стало понятно, что очень затратная новая технология может привести только к кратковременному обрушению цен на углеводороды. И уже очевидно, в обозримой перспективе установится новый баланс цен, который позволит компаниям активнее выходить на северные просторы.

Открывая ВТТА, самый знаменитый полярник России и очень информированный человек, с теплотой отзывающийся об омской промышленности, Артур Чилингаров буквально заклинал: не упускайте Арктику и саму выставку. «Я уверен в надежности ваших предприятий. Вы оборонную выставку начали делать, а Нижний Тагил перехватил. Потом все переехало в Москву. Арктику не отдавайте, а я вас поддержу. Многие будут проявлять инициативу, а решать-то буду я», — прозрачно намекнул Артур Чилингаров.

Север просит самолеты

Как выяснилось на выставке ВТТА, уже несколько десятков омских предприятий вполне успешно сотрудничают с российскими компаниями, добывающими на Севере углеводородное сырье и металлы и собираются только укреплять отношения. Но в ходе обсуждений возникла тема, которая наверняка будет иметь дальнейшее продолжение. Речь пошла о надежном самолете, который обеспечит транспортные сообщения в Арктике. И здесь все вспомнили про знаменитый омский Ан-3. Произошло это с подачи Артура Чилингарова, который именно на такой машине в свое время долетел до центра Антарктиды.

«Тема модернизации Ан-2 в Ан-3 не потеряла актуальность. Самое главное — эта машина оснащается омским же двигателем ТВД-20. Сейчас многие российские заводы предлагают самолеты для Севера, но с моторами иностранного производства, а это очень большая зависимость от зарубежных поставщиков», — заметил председатель экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ Вячеслав Штыров. По его данным, на предприятии имени Чкалова в Новосибирске пытались наладить производство двухмоторных Ан-38. В Подмосковье пробовали модернизировать Ан-2, но все упиралось в силовые установки. «Покупались либо американские, либо европейские моторы, и любая необходимость провести плановый или неплановый ремонт кончалась тем, что машина на месяцы оставалась на земле. Ждали, пока придут нужные детали. А особенно в условиях санкций мы этого себе позволить не можем», — уверен Вячеслав Штыров.

По экспертным оценкам, во времена позднего СССР до 40% грузов в стране перевозилось малой авиацией. Самым распространенным самолетом считался одномоторный биплан Ан-2, который в небольших количествах используется до сих пор. Всего же по стране можно найти до 700 таких машин, не пригодных к полетам. Как раз на их базе можно создавать Ан-3.

Время взлетать

В России в отдаленных районах не развита аэродромная инфраструктура, а среди преимуществ Ан-2 и Ан-3 — усиленные шасси, способные выдерживать взлет и посадку на слабо подготовленных площадках. Машины неприхотливы и ремонтоспособны в самых сложных условиях. Кроме того, из всех самолетов легкой авиации в России полностью готов к производству только Ан-3. А между тем спрос на малую авиацию в нашей стране только растет. Однако ПО «Полет», выпускавшее Ан-3, сейчас полностью сосредоточено на ракетном строительстве. Нужно искать другое омское предприятие. «Жизнь не стоит на месте. Есть у нас такие, кто всерьез рассматривает возможность заняться производством легкомоторных самолетов. Нами такие переговоры ведутся. Пройдет время, и мы объявим, кто продолжит эту тему», — пообещал министр промышленности правительства Омской области Виктор Белов.

Двигатель ТВД-20 разрабатывало омское «Мотор КБ», автоматику для агрегата — омское же «Маш КБ», электронику делали по соседству в ЦКБА. Само производство было налажено на омском моторостроительном объединении имени Баранова. Сейчас все эти предприятия входят в государственные холдинги с четко определенными задачами. «Самолет Ан-3 можно возродить, но только при условии частно-государственного партнерства. Нужно найти буйного частника, кто бы взялся за такое дело, а такие есть», — заверил замдиректора Омского филиала СОАО «Русский страховой центр» по проектам ОПК, эксперт в области оборонной промышленности Владимир Соснин.

По разным оценкам, чтобы сейчас запустить в производство Ан-3, нужно 4,5 млрд рублей. Это со строительством производственных площадей ангарного типа. При выпуске 3-4 самолетов в месяц цена воздушного судна составит $1,2 млн. Причем расчеты делались еще до последнего скачка иностранной валюты.

Курсовые колебания на рублевую стоимость не повлияли, что опять же свидетельствует о преимуществах проекта. В то же время зарубежные самолеты аналогичного класса теперь стоят не меньше $2 млн.

Справка

Самолет Ан-3 является развитием известного самолета Ан-2. Модификация Ан-2 в Ан-3 заключается в замене поршневого двигателя АШ-62ИР мощностью 1000 л. с. на более мощный турбовинтовой двигатель ТВД-20 (1375 л. с.) с трехлопастным реверсивным винтом АВ-17.

Двигатель ТВД-20 спроектирован Омским моторостроительным КБ.

Машина разработана КБ имени О. К. Антонова. Первый самолет построен в 1998 году на ПО «Полет». Мелкосерийно машина производилась в Омске с 2000 по 2009 год.

В настоящее время четыре Ан-3Т эксплуатируют в компании «Полярные авиалинии», две машины — в собственности авиакомпании «Авиалифт ДВ», три самолета стоят на вооружении МЧС России.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 39 (092) 13 октября

Теги: ВТТА-2015 , Ан-3

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Николай
Дай Бог, чтобы Россия восстановила производство самолётов. Я в восторге от Виктора Белова, тем более в производстве Ан-3. Большое спасибо.
02 марта, 02:29 | Ответить
Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Будь мужиком!

Будь мужиком!

Тот, кто считает ноябрь самым скучным месяцем, просто не читал нашего проекта. В честь Всемирного дня мужчин мы запускаем «Брутальный сезон» и делимся горячими спецпредложениями от известных омских ...

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

Руль и семь нолей: Топ-10 самых дорогих авто на вторичном рынке в Омске

«Новый Омск» прошерстил профильные сайты и обнаружил, что есть еще роскошь в гаражах — даже перед столицей не стыдно.

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

Константин Кулясов, группа «АнимациЯ»: «Политика тоже шоу-бизнес. Выключите телевизор, и жить станет легче»

О фестивале «Нашествие», многокилометровом трипе по России и уничтоженных черновиках — в нашем интервью.