Деловой Омск

Деловой Омск

31 октября 2015 11.58Спецпроекты

Под давлением сетей

Гендиректор цифрового центра «Он Лайн» и «РИТМ-маркета» Вячеслав Умнов готовится к выходу в другие регионы.

Под давлением сетей

Александр Румянцев

Бизнес по продаже и обслуживанию компьютеров сейчас переживает не лучшие времена. Кризис, падение спроса на технику и экспансия федеральных сетей затрудняют жизнь региональной розницы. При этом некоторым игрокам рынка удается удерживать годовые обороты на уровне около 250 млн рублей.

От «точки»

Как и у большинства людей, связанных с компьютерами, свое дело для Вячеслава Умнова начиналось с хобби.

«В конце 90-х я еще работал в одной организации и параллельно занялся розничным бизнесом. Сравнительно небольших вложений хватило на то, чтобы открыть первую точку на улице Серова», — вспоминает предприниматель.

В бизнес тогда пришлось вложить около 300-400 тысяч рублей. Эти средства удалось накопить на предыдущей работе. В те годы компьютерный рынок Омска был занят местными представителями.

«Тогда, кстати, начал развитие и «РИТМ», который принадлежал Алексею Саяпину. Они вышли на рынок раньше нас и активно росли. По большому счету, это были наши главные конкуренты. Наш бизнес тоже рос. Открыли второй магазин — в снесенном ныне здании на остановке «Дом туриста», — рассказал Вячеслав Умнов.

Вслед за вторым магазином открыли и третий, уже под брендом «Профи». Впоследствии эту торговую марку пришлось продать. Позже появился «Он Лайн». Когда фирма занялась интернет-продажами, этот бренд вывели в электронную торговлю. Розницу открыли под брендом «РИТМа», который купили у разорившихся прежних владельцев.

Маржа упала

Покупка популярного торгового имени произошла уже после того, как состоялась экспансия федеральных сетей.

«Сети на корню убили маржинальность, которая была у местных игроков. После этого многие компании ушли с рынка», — сетует Умнов.

По словам руководителя, его бизнесу удается держаться на плаву за счет более выгодного ценового предложения для клиентов. Стратегия выживания заключалась в необходимости «пересидеть» тот момент, когда сети завоевывают рынок. Было понятно, что в итоге они цены повысят. Тот же владивостокский DNS агрессивно вел себя и в других городах, поэтому было понятно, к чему готовиться:

«В DNS после уничтожения местного рынка хорошо подняли ценники. Ценообразование у нас формируется интереснее для потребителей. У сетей товарная наценка выше».

Как говорит Умнов, его бывшим конкурентам по омскому рынку, которые не пережили экспансии DNS, возможно, не хватило ресурсов, чтобы переждать время низких цен. С другой стороны, многие ушли на другие рынки, где вкладываться более выгодно.

«Дистрибьюторы, поставщики и производители предоставляют слишком разные условия сетевым магазинам и региональной рознице, — поясняет предприниматель. — И мы, и они берем оптом товар. Другой разговор, что объемы этого опта несопоставимы. С одной стороны — DNS и их тысяча магазинов по стране, а с другой стороны мы — с тремя. На этом региональная розница в конце концов и начала падать. Она становится неинтересна большинству производителей. Соответственно, и условия им предлагаются почти льготные, а нам, наоборот, драконовские».

Очередная волна кризиса привела только к ужесточению условий для розницы. Поставщики и производители менее охотно предоставляют товарные кредиты, поставляют не весь товарный ассортимент. В итоге, как говорит Вячеслав Умнов, товарное, кредитное и ценовое предложения — это три параметра, по которым сеть всегда выиграет.

Спрос не выдержал кризиса

К сожалению, в кризис произошло и общее падение спроса на компьютерную технику.

«Наш город почувствовал это едва ли не сильнее других. Чтобы справиться с этой проблемой, нужно только перейти в более бюджетные товарные сегменты предложения. Хороший компьютер всегда стоил 1 тысячу долларов. Что в начале 2000-х, что сейчас. Другое дело, что курс доллара всегда разный», — сетует предприниматель.

В итоге в торговом зале вместо премиальных брендов на полках появились более дешевые предложения. Продолжается и тенденция перераспределения рынка в пользу мобильных устройств и ноутбуков:

«На текущий момент мы продаем тех же ноутбуков в 5 раз больше, чем стационарных компьютеров. А года 2-3 назад продажа компьютеров в 2 раза превышала иные устройства».

Группа компаний работает не только для физических лиц. Есть корпоративное и тендерное направления. На омском рынке в корпоративном сегменте конкуренция не только с сетями, но и с местными игроками. «Остатки» от прежнего «Ритма» еще продают технику юрлицам, есть также компании «Вист», «Анте». Торговля в интернете под брендом «Он Лайн» является дополнительным каналом распространения.

«К сожалению, город Омск не является большим центром интернет-продаж. Тот магазин, который у нас работает в Новосибирске, до кризиса продавал в сети гораздо больше. Хотя сейчас и там пошло падение. Мы размещаем свое предложение в «Яндекс.Маркете», это крупнейший агрегатор. Раньше мы работали с другими, но эффект был несопоставимый», — рассказывает гендиректор компании.

Расширение на Запад

Учитывая экономические трудности, компания высвободила примерно 40% сотрудников.

«Когда идет сокращение выручки, иначе не получается. Сейчас в Омске работает человек 25, а в Новосибирске - пятеро специалистов. При найме сотрудника мы не особенно интересуемся его специальным образованием. Если человек хочет чем-то заниматься, мы его берем. Свой предмет можно освоить достаточно быстро, было бы желание. У нас работают люди, которые имеют очень разные специальности. Мы принимаем всех на испытательный срок», — говорит руководитель.

В структуре компании работают сотрудники торгового зала, специалисты по интернет-торговле, кураторы корпоративного сектора, а также тендерный отдел, плюс специалисты по финансам, закупкам, бухгалтерии. В ближайших планах предпринимателя — развить направление обслуживания техники и выйти в другие регионы.

«Мы развиваем сервисный центр для работы с организациями. Раньше специализировались на физлицах. Хотим расширить интернет-продажи в других регионах. Причем хотелось бы двигаться ближе к западной части нашей страны. Там у людей больше денег и выше покупательская способность», — подчеркнул Вячеслав Умнов.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 41 (094) 27 октября

Добавить комментарий
«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.