Деловой Омск

Деловой Омск

31 октября 2015 11.58Спецпроекты

Под давлением сетей

Гендиректор цифрового центра «Он Лайн» и «РИТМ-маркета» Вячеслав Умнов готовится к выходу в другие регионы.

Под давлением сетей

Александр Румянцев

Бизнес по продаже и обслуживанию компьютеров сейчас переживает не лучшие времена. Кризис, падение спроса на технику и экспансия федеральных сетей затрудняют жизнь региональной розницы. При этом некоторым игрокам рынка удается удерживать годовые обороты на уровне около 250 млн рублей.

От «точки»

Как и у большинства людей, связанных с компьютерами, свое дело для Вячеслава Умнова начиналось с хобби.

«В конце 90-х я еще работал в одной организации и параллельно занялся розничным бизнесом. Сравнительно небольших вложений хватило на то, чтобы открыть первую точку на улице Серова», — вспоминает предприниматель.

В бизнес тогда пришлось вложить около 300-400 тысяч рублей. Эти средства удалось накопить на предыдущей работе. В те годы компьютерный рынок Омска был занят местными представителями.

«Тогда, кстати, начал развитие и «РИТМ», который принадлежал Алексею Саяпину. Они вышли на рынок раньше нас и активно росли. По большому счету, это были наши главные конкуренты. Наш бизнес тоже рос. Открыли второй магазин — в снесенном ныне здании на остановке «Дом туриста», — рассказал Вячеслав Умнов.

Вслед за вторым магазином открыли и третий, уже под брендом «Профи». Впоследствии эту торговую марку пришлось продать. Позже появился «Он Лайн». Когда фирма занялась интернет-продажами, этот бренд вывели в электронную торговлю. Розницу открыли под брендом «РИТМа», который купили у разорившихся прежних владельцев.

Маржа упала

Покупка популярного торгового имени произошла уже после того, как состоялась экспансия федеральных сетей.

«Сети на корню убили маржинальность, которая была у местных игроков. После этого многие компании ушли с рынка», — сетует Умнов.

По словам руководителя, его бизнесу удается держаться на плаву за счет более выгодного ценового предложения для клиентов. Стратегия выживания заключалась в необходимости «пересидеть» тот момент, когда сети завоевывают рынок. Было понятно, что в итоге они цены повысят. Тот же владивостокский DNS агрессивно вел себя и в других городах, поэтому было понятно, к чему готовиться:

«В DNS после уничтожения местного рынка хорошо подняли ценники. Ценообразование у нас формируется интереснее для потребителей. У сетей товарная наценка выше».

Как говорит Умнов, его бывшим конкурентам по омскому рынку, которые не пережили экспансии DNS, возможно, не хватило ресурсов, чтобы переждать время низких цен. С другой стороны, многие ушли на другие рынки, где вкладываться более выгодно.

«Дистрибьюторы, поставщики и производители предоставляют слишком разные условия сетевым магазинам и региональной рознице, — поясняет предприниматель. — И мы, и они берем оптом товар. Другой разговор, что объемы этого опта несопоставимы. С одной стороны — DNS и их тысяча магазинов по стране, а с другой стороны мы — с тремя. На этом региональная розница в конце концов и начала падать. Она становится неинтересна большинству производителей. Соответственно, и условия им предлагаются почти льготные, а нам, наоборот, драконовские».

Очередная волна кризиса привела только к ужесточению условий для розницы. Поставщики и производители менее охотно предоставляют товарные кредиты, поставляют не весь товарный ассортимент. В итоге, как говорит Вячеслав Умнов, товарное, кредитное и ценовое предложения — это три параметра, по которым сеть всегда выиграет.

Спрос не выдержал кризиса

К сожалению, в кризис произошло и общее падение спроса на компьютерную технику.

«Наш город почувствовал это едва ли не сильнее других. Чтобы справиться с этой проблемой, нужно только перейти в более бюджетные товарные сегменты предложения. Хороший компьютер всегда стоил 1 тысячу долларов. Что в начале 2000-х, что сейчас. Другое дело, что курс доллара всегда разный», — сетует предприниматель.

В итоге в торговом зале вместо премиальных брендов на полках появились более дешевые предложения. Продолжается и тенденция перераспределения рынка в пользу мобильных устройств и ноутбуков:

«На текущий момент мы продаем тех же ноутбуков в 5 раз больше, чем стационарных компьютеров. А года 2-3 назад продажа компьютеров в 2 раза превышала иные устройства».

Группа компаний работает не только для физических лиц. Есть корпоративное и тендерное направления. На омском рынке в корпоративном сегменте конкуренция не только с сетями, но и с местными игроками. «Остатки» от прежнего «Ритма» еще продают технику юрлицам, есть также компании «Вист», «Анте». Торговля в интернете под брендом «Он Лайн» является дополнительным каналом распространения.

«К сожалению, город Омск не является большим центром интернет-продаж. Тот магазин, который у нас работает в Новосибирске, до кризиса продавал в сети гораздо больше. Хотя сейчас и там пошло падение. Мы размещаем свое предложение в «Яндекс.Маркете», это крупнейший агрегатор. Раньше мы работали с другими, но эффект был несопоставимый», — рассказывает гендиректор компании.

Расширение на Запад

Учитывая экономические трудности, компания высвободила примерно 40% сотрудников.

«Когда идет сокращение выручки, иначе не получается. Сейчас в Омске работает человек 25, а в Новосибирске - пятеро специалистов. При найме сотрудника мы не особенно интересуемся его специальным образованием. Если человек хочет чем-то заниматься, мы его берем. Свой предмет можно освоить достаточно быстро, было бы желание. У нас работают люди, которые имеют очень разные специальности. Мы принимаем всех на испытательный срок», — говорит руководитель.

В структуре компании работают сотрудники торгового зала, специалисты по интернет-торговле, кураторы корпоративного сектора, а также тендерный отдел, плюс специалисты по финансам, закупкам, бухгалтерии. В ближайших планах предпринимателя — развить направление обслуживания техники и выйти в другие регионы.

«Мы развиваем сервисный центр для работы с организациями. Раньше специализировались на физлицах. Хотим расширить интернет-продажи в других регионах. Причем хотелось бы двигаться ближе к западной части нашей страны. Там у людей больше денег и выше покупательская способность», — подчеркнул Вячеслав Умнов.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 41 (094) 27 октября

Добавить комментарий
Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.