Деловой Омск

Деловой Омск

31 октября 2015 11.58Спецпроекты

Под давлением сетей

Гендиректор цифрового центра «Он Лайн» и «РИТМ-маркета» Вячеслав Умнов готовится к выходу в другие регионы.

Под давлением сетей

Александр Румянцев

Бизнес по продаже и обслуживанию компьютеров сейчас переживает не лучшие времена. Кризис, падение спроса на технику и экспансия федеральных сетей затрудняют жизнь региональной розницы. При этом некоторым игрокам рынка удается удерживать годовые обороты на уровне около 250 млн рублей.

От «точки»

Как и у большинства людей, связанных с компьютерами, свое дело для Вячеслава Умнова начиналось с хобби.

«В конце 90-х я еще работал в одной организации и параллельно занялся розничным бизнесом. Сравнительно небольших вложений хватило на то, чтобы открыть первую точку на улице Серова», — вспоминает предприниматель.

В бизнес тогда пришлось вложить около 300-400 тысяч рублей. Эти средства удалось накопить на предыдущей работе. В те годы компьютерный рынок Омска был занят местными представителями.

«Тогда, кстати, начал развитие и «РИТМ», который принадлежал Алексею Саяпину. Они вышли на рынок раньше нас и активно росли. По большому счету, это были наши главные конкуренты. Наш бизнес тоже рос. Открыли второй магазин — в снесенном ныне здании на остановке «Дом туриста», — рассказал Вячеслав Умнов.

Вслед за вторым магазином открыли и третий, уже под брендом «Профи». Впоследствии эту торговую марку пришлось продать. Позже появился «Он Лайн». Когда фирма занялась интернет-продажами, этот бренд вывели в электронную торговлю. Розницу открыли под брендом «РИТМа», который купили у разорившихся прежних владельцев.

Маржа упала

Покупка популярного торгового имени произошла уже после того, как состоялась экспансия федеральных сетей.

«Сети на корню убили маржинальность, которая была у местных игроков. После этого многие компании ушли с рынка», — сетует Умнов.

По словам руководителя, его бизнесу удается держаться на плаву за счет более выгодного ценового предложения для клиентов. Стратегия выживания заключалась в необходимости «пересидеть» тот момент, когда сети завоевывают рынок. Было понятно, что в итоге они цены повысят. Тот же владивостокский DNS агрессивно вел себя и в других городах, поэтому было понятно, к чему готовиться:

«В DNS после уничтожения местного рынка хорошо подняли ценники. Ценообразование у нас формируется интереснее для потребителей. У сетей товарная наценка выше».

Как говорит Умнов, его бывшим конкурентам по омскому рынку, которые не пережили экспансии DNS, возможно, не хватило ресурсов, чтобы переждать время низких цен. С другой стороны, многие ушли на другие рынки, где вкладываться более выгодно.

«Дистрибьюторы, поставщики и производители предоставляют слишком разные условия сетевым магазинам и региональной рознице, — поясняет предприниматель. — И мы, и они берем оптом товар. Другой разговор, что объемы этого опта несопоставимы. С одной стороны — DNS и их тысяча магазинов по стране, а с другой стороны мы — с тремя. На этом региональная розница в конце концов и начала падать. Она становится неинтересна большинству производителей. Соответственно, и условия им предлагаются почти льготные, а нам, наоборот, драконовские».

Очередная волна кризиса привела только к ужесточению условий для розницы. Поставщики и производители менее охотно предоставляют товарные кредиты, поставляют не весь товарный ассортимент. В итоге, как говорит Вячеслав Умнов, товарное, кредитное и ценовое предложения — это три параметра, по которым сеть всегда выиграет.

Спрос не выдержал кризиса

К сожалению, в кризис произошло и общее падение спроса на компьютерную технику.

«Наш город почувствовал это едва ли не сильнее других. Чтобы справиться с этой проблемой, нужно только перейти в более бюджетные товарные сегменты предложения. Хороший компьютер всегда стоил 1 тысячу долларов. Что в начале 2000-х, что сейчас. Другое дело, что курс доллара всегда разный», — сетует предприниматель.

В итоге в торговом зале вместо премиальных брендов на полках появились более дешевые предложения. Продолжается и тенденция перераспределения рынка в пользу мобильных устройств и ноутбуков:

«На текущий момент мы продаем тех же ноутбуков в 5 раз больше, чем стационарных компьютеров. А года 2-3 назад продажа компьютеров в 2 раза превышала иные устройства».

Группа компаний работает не только для физических лиц. Есть корпоративное и тендерное направления. На омском рынке в корпоративном сегменте конкуренция не только с сетями, но и с местными игроками. «Остатки» от прежнего «Ритма» еще продают технику юрлицам, есть также компании «Вист», «Анте». Торговля в интернете под брендом «Он Лайн» является дополнительным каналом распространения.

«К сожалению, город Омск не является большим центром интернет-продаж. Тот магазин, который у нас работает в Новосибирске, до кризиса продавал в сети гораздо больше. Хотя сейчас и там пошло падение. Мы размещаем свое предложение в «Яндекс.Маркете», это крупнейший агрегатор. Раньше мы работали с другими, но эффект был несопоставимый», — рассказывает гендиректор компании.

Расширение на Запад

Учитывая экономические трудности, компания высвободила примерно 40% сотрудников.

«Когда идет сокращение выручки, иначе не получается. Сейчас в Омске работает человек 25, а в Новосибирске - пятеро специалистов. При найме сотрудника мы не особенно интересуемся его специальным образованием. Если человек хочет чем-то заниматься, мы его берем. Свой предмет можно освоить достаточно быстро, было бы желание. У нас работают люди, которые имеют очень разные специальности. Мы принимаем всех на испытательный срок», — говорит руководитель.

В структуре компании работают сотрудники торгового зала, специалисты по интернет-торговле, кураторы корпоративного сектора, а также тендерный отдел, плюс специалисты по финансам, закупкам, бухгалтерии. В ближайших планах предпринимателя — развить направление обслуживания техники и выйти в другие регионы.

«Мы развиваем сервисный центр для работы с организациями. Раньше специализировались на физлицах. Хотим расширить интернет-продажи в других регионах. Причем хотелось бы двигаться ближе к западной части нашей страны. Там у людей больше денег и выше покупательская способность», — подчеркнул Вячеслав Умнов.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 41 (094) 27 октября

Добавить комментарий
Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

В прошлом выпуске проекта мы определились с редактором школьного журнала «ДВИЖ», и наконец настал момент представить всю детскую редакцию на суд читателя.

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Нашему сайту уже два года. Мы много времени проводим на рабочем месте и, в принципе, считаем его достаточно удобным, а работу — интересной. Но что бы сказали вы, оказавшись на нашем месте?Пройдите тест и ...

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

24 июня в парке на Королева состоится пикник-2017. Музыкальные выступления, мастер-классы, лекции, конкурсы, ярмарка и другие активности под отрытым небом.

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Гости «Нового Омска» узнали главное о свадебных путешествиях.

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

В честь двухлетия мы вновь решили рассказать, какой он «Новый Омск» в лицах.

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляскиВидео

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляски

«Новый Омск» показывает колорит нового тура на коубах.

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Наш сайт официально изменил слоган. На смену ударному стахановскому лозунгу «Что ни день, то новости» пришел почти философский «Сайт для свободных людей».

Где лучше, чем у бабушки?Инфографика

Где лучше, чем у бабушки?

Куда отдать ребенка, пока детский сад на каникулах.

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Наргиз Хакимова рассказала, почему решила стать участником акции «Десант добра».

В омской Пушкинке есть Ельцинка

В омской Пушкинке есть Ельцинка

Продолжаем рассказывать о сокровищах областной библиотеки

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

300 чашек кофе в день показа, 150 луков на сцене и втрое больше в зале, именитые гости и достойные работы участников — все это красивейшее гранд-дефиле, прошедшее в Омске в минувшие выходные. 

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Вчера по всей России прокатилась волна проправительственных и оппозиционных акций. Как не запутаться в этом мире транспарантов, лозунгов и флагов и не оказаться по ошибке в толпе тех, чьи идеи не совсем ...

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Сергей Шнуров: «Сибирь в моем сознании — это нечто мифическое»

Новосибирская журналистка пообещала лидеру группы «Ленинград» Сергею Шнурову показать сиськи за эксклюзив, а редактор «Нового Омска» поблагодарил его за популяризацию старого имени Стас.

Омский мэр заплатит

Омский мэр заплатит

«Класс» выяснил, какие организации и персоналии уже в конце июня получат ежегодную молодежную премию мэра. Рассказываем о десяти лауреатах, что прожили год действительно не зря.