Деловой Омск

Деловой Омск

11 ноября 2015 12.16Спецпроекты

Умная война за абонента

Несмотря на замедление телекома в 2015 году, эксперты верят в светлое будущее. Драйвером станет потребление видеоконтента. Клиенты готовы за него платить, особенно если сократится пиратское предложение.

Умная война за абонента

Фото: pixabay.com

Прекрасные перспективы не должны вводить в заблуждение игроков рынка. Так как в стране в целом уровень проникновения предложения приближается к потолку, а в крупных городах за клиента конкурируют с десяток провайдеров, острая фаза борьбы за абонента еще впереди. Подводные камни российского телекома обсуждали в рамках съезда медиаклуба «Рыбное место», который на минувшей неделе собрал экспертов отрасли и журналистов в Екатеринбурге. Корреспондент «ДО» выслушал разные мнения и определил основные тенденции развития технологической отрасли.

Переполненный пакет

Бурная экспансия федеральных игроков на рынки крупнейших городов страны, которая сопровождалась активными боевыми действиями, уже закончилась. В разгар этого соперничества некоторые конкуренты даже резали друг другу провода.

Когда период накопления «клиентского капитала» завершился, участники рынка выбрали менее кровожадные формы конкуренции. Теперь они обклеивают яркими рекламными предложениями подъезды, срывают чужую рекламу, а также заваливают почтовые ящики тоннами листовок. Появились в обиходе и акции с пресловутыми «звездочками», которые во многом и обвалили ARPU (средний чек) провайдеров. По данным Telecom Daily, порядка 15% клиентов, пользуясь тем, что в их подъезде расположены трубостойки 5-10 игроков рынка, постоянно переходят от одних операторов к другим ради сезонных акций.

По словам директора по маркетингу «Дом.ru» Андрея Чазова, до 2013 года операторы рассматривали свои услуги как отдельные предложения, но сейчас настало время пакетных услуг.

«В последнее время все иначе: мы предоставляем комплекс услуг, выходя на смежные рынки. Клиент избалованный, потому что вокруг него вьются все участники рынка. Рабочая формула телекома: больше за меньшие деньги. Растет качество, количество услуг и сервисов, но при этом сокращается средний чек. Где здесь бизнес, мы пока сами не понимаем, но и не уходим с рынка. Интернет-видеотрафик растет такими темпами, что не всегда инфраструктура телеком-оператора готова соответствовать аппетитам пользователя, которые мы сами разожгли. Но мы продолжаем рисовать кучу звездочек и расшифровываем их мелким шрифтом на последней странице. Это делаем мы, это делают все наши конкуренты. Это рынок», — рассказывает Чазов.

Причем в борьбе за пользователя в пакетные предложения конкуренты добавляют не только стандартный набор (интернет, телевидение, телефония), но и уникальные приложения. В частности, в регионах провайдеры занимаются обслуживанием домофона или ремонтом электроники.

Индивидуальный подход

По мнению экспертов отрасли, несмотря на экспансию федеральных игроков, судьба домашних операторов не предрешена. Да, у маленьких компаний в регионах есть существенные недостатки. Они не могут предложить серьезный выбор услуг или разработать эффективную платформу для продажи платного видеоконтента в своей сети. Зато они ближе к клиенту и могут быстрее реагировать на его обращение. Не так-то просто дозвониться до колл-центра крупного федерального игрока, а ждать сотрудников технической службы приходится несколько суток. Маленькие игроки рынка, используя свою мобильность, умудряются решить проблему в течение рабочего дня.

Наблюдатели уверены, что в борьбе за лояльность абонента победит тот, кто примет индивидуальный подход к клиенту. В телеком-отрасли, в отличие от продуктового магазина, продавец знает многое о привычках своего покупателя, о предпочитаемых продуктах и сервисах.

«Начинается умная война за клиента. Хотите получить большую скорость или смотреть один канал, который больше никто не смотрит? Провайдер сделает это для вас. Эта гибкость будет и в обслуживании. Например, если пользователь захочет, чтобы сервисный центр был открыт после 22:00, то он получит такую возможность. Для нас это дополнительная возможность для заработка», — уверен Андрей Чазов.

ОТТ-перспектива

Пиратство сильно тормозит развитие легальных ОТТ-сервисов (доставку видеосигнала на устройство пользователя по сети интернет без прямого контакта с инфраструктурой оператора связи). При этом аналитики отрицают мнение, что россияне просто не готовы платить за легальный контент. По подсчетам экспертов из ассоциации «Интернет-видео», в 2008 году наши соотечественники потратили на контент в формате DVD 3 млрд долларов. И это не считая другой атрибуции: кино и уже появившегося платного ТВ. Сейчас из-за пиратства эти показатели в разы меньше.

По данным экспертов J'son & Partners Consulting, обороты рынка ОТТ (включая всевозможные легальные видеозалы, операторские сервисы по платному просмотру, а также обороты iTunes и Google Play) на сегодняшний момент достигли всего лишь 7,4 млрд рублей в год. Причем две трети этих денег составляют обороты от рекламной модели, и ее доля будет только расти. Подписка приносит лишь 3,6% оборота. В западных странах — около 50%. Эксперты уверены, что более активная борьба государства с пиратским продуктом позволит значительно расширить возможности игроков на рынке ОТТ-услуг. Драйвером роста этого нового сегмента стало проникновение смарт-телевизоров, в которых практически исключена возможность просмотра контрафактного продукта.

Комментарии

Дмитрий КолесовДмитрий Колесов,директор департамента ТВ и контента J'son & Partners ConsultingДоля операторов снижается, с рынка уходят маленькие компании. В 2008 году около 1,5 тысяч компаний занимались предоставлением платного телевидения, а сейчас их около 500. Многие жители страны уже абоненты платного ТВ. И борьба сводится не к привлечению абонентов, а их удержанию. Для этого есть два способа. Крупные операторы делают все, чтобы абонент почувствовал «больше любви» (дополнительные сервисы, новые услуги), маленьким игрокам остается демпинг. В 2015 году впервые падают доходы в телекоме. Уменьшается средний чек операторов. По нашим прогнозам, в 2016 году доходы на телеком-рынке снова начнут расти. В ближайшем будущем количество домохозяйств, подключенных к платному телевидению, превысит 100%. То есть в одной квартире может соседствовать и кабель, и спутник, и IP-TV. Приход нескольких операторов — это дополнительная возможность для абонента выбрать контент на тех устройствах, где он хочет его потреблять. А что происходит, когда увеличивается количество абонентов любых платформ платного телевидения? То, что не хотелось бы руководству Первого канала и других «исторических лидеров» («России 1» и НТВ). Уже сейчас доля тематических каналов выросла с 10 до 13% и продолжает расти. Аудитория отбирается именно у эфирных каналов.
Алексей БырдинАлексей Бырдин,генеральный директор ассоциации «Интернет-видео»В отрасли сложилось предубеждение, что ОТТ-сервисы и провайдеры конкурируют друг с другом за внимание и деньги абонентов. Считается также, что ОТТ-трафик «забивает» интернет-канал оператора. Это не так. Во-первых, доля смотрения эфирных каналов достигает 85-87%. Их контента у ОТТ-провайдеров практически нет. Получается, что ОТТ-сервисы и эфирное телевидение не являются конкурентами, а лишь дополняют друг друга. Во-вторых, легальные ОТТ-игроки не могут парализовать «трубу», ведь до 80% всего видеотрафика приходится на пиратские сайты. В первую очередь, серый контент «ВКонтакте», а также на торренты и пиратские кинотеатры. У нас есть два легальных онлайн-кинотеатра в списке самых популярных сайтов по посещаемости: Ivi.ru и Megogo.ru. А на них приходится еще 15 пиратских ресурсов. В США средний гражданин смотрит онлайн 2,4 фильма в месяц. В России эта цифра значительно выше — 8 фильмов. Люди качают впрок. Нередко они и не смотрят этот контент. Получается, что провайдеры зазря прогнали трафик по своим проводам. Пиратство — это общий враг компаний платного телевидения и ОТТ-сервисов. Совместная борьба с этим явлением приведет к появлению легальных продуктов в интернете и дополнительных сервисов в пакете для клиента кабельного оператора.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 43 (096) 10 ноября

Добавить комментарий
Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Смотри и слушай: сотни омичей, десятки площадок, одна библиотека

Репортаж с масштабной акции «Библионочь-2017».

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Илья Мотовилов, сценарист: «Мы не уйдем от животных инстинктов. Девушки будут стараться быть красивыми, а мужчины — смешными»

Омич, участник команды КВН «Полиграф Полиграфыч», рассказал «Классу» о несуществующей цензуре, сериальной культуре и «омсквичах».

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

М-м-мясо: В Омске прошел II Фестиваль барбекю

Чемпионаты по поеданию пиццы и бургеров на скорость, мастер-классы по приготовлению мясных деликатесов и национальных блюд и много-много шашлыка. Второй городской Фестиваль барбекю состоялся.

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

О букетах без глянца, модных «рубашках» и цветочных трендах

Флористы из «Алой розы» раскрыли секреты выбора самого трогательного подарка.

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

От Пушкина до Ленина: в Омске прошла «Библионочь»

Тысячи людей, десятки площадок и оркестр.

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Ближе к народу: насколько ты знаешь омских бизнесменов?

Тест ко Дню российского предпринимательства. 

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

«Новый Омск» собрал лучших маркетологов на StandUp-конференции #Чистый_маркетинг

Информационный портал «Новый Омск» собрал сильнейших омских маркетологов для соревнований в создании рекламных кампаний. 

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Омский ИнстаЗвонок: модные «бантики»-2017

Белые рубашки, накрученные хвосты, губки «пю», мужские стрижки в стиле «гранж» и сотни селфи.

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.