Деловой Омск

Деловой Омск

11 ноября 2015 12.16Спецпроекты

Умная война за абонента

Несмотря на замедление телекома в 2015 году, эксперты верят в светлое будущее. Драйвером станет потребление видеоконтента. Клиенты готовы за него платить, особенно если сократится пиратское предложение.

Умная война за абонента

Фото: pixabay.com

Прекрасные перспективы не должны вводить в заблуждение игроков рынка. Так как в стране в целом уровень проникновения предложения приближается к потолку, а в крупных городах за клиента конкурируют с десяток провайдеров, острая фаза борьбы за абонента еще впереди. Подводные камни российского телекома обсуждали в рамках съезда медиаклуба «Рыбное место», который на минувшей неделе собрал экспертов отрасли и журналистов в Екатеринбурге. Корреспондент «ДО» выслушал разные мнения и определил основные тенденции развития технологической отрасли.

Переполненный пакет

Бурная экспансия федеральных игроков на рынки крупнейших городов страны, которая сопровождалась активными боевыми действиями, уже закончилась. В разгар этого соперничества некоторые конкуренты даже резали друг другу провода.

Когда период накопления «клиентского капитала» завершился, участники рынка выбрали менее кровожадные формы конкуренции. Теперь они обклеивают яркими рекламными предложениями подъезды, срывают чужую рекламу, а также заваливают почтовые ящики тоннами листовок. Появились в обиходе и акции с пресловутыми «звездочками», которые во многом и обвалили ARPU (средний чек) провайдеров. По данным Telecom Daily, порядка 15% клиентов, пользуясь тем, что в их подъезде расположены трубостойки 5-10 игроков рынка, постоянно переходят от одних операторов к другим ради сезонных акций.

По словам директора по маркетингу «Дом.ru» Андрея Чазова, до 2013 года операторы рассматривали свои услуги как отдельные предложения, но сейчас настало время пакетных услуг.

«В последнее время все иначе: мы предоставляем комплекс услуг, выходя на смежные рынки. Клиент избалованный, потому что вокруг него вьются все участники рынка. Рабочая формула телекома: больше за меньшие деньги. Растет качество, количество услуг и сервисов, но при этом сокращается средний чек. Где здесь бизнес, мы пока сами не понимаем, но и не уходим с рынка. Интернет-видеотрафик растет такими темпами, что не всегда инфраструктура телеком-оператора готова соответствовать аппетитам пользователя, которые мы сами разожгли. Но мы продолжаем рисовать кучу звездочек и расшифровываем их мелким шрифтом на последней странице. Это делаем мы, это делают все наши конкуренты. Это рынок», — рассказывает Чазов.

Причем в борьбе за пользователя в пакетные предложения конкуренты добавляют не только стандартный набор (интернет, телевидение, телефония), но и уникальные приложения. В частности, в регионах провайдеры занимаются обслуживанием домофона или ремонтом электроники.

Индивидуальный подход

По мнению экспертов отрасли, несмотря на экспансию федеральных игроков, судьба домашних операторов не предрешена. Да, у маленьких компаний в регионах есть существенные недостатки. Они не могут предложить серьезный выбор услуг или разработать эффективную платформу для продажи платного видеоконтента в своей сети. Зато они ближе к клиенту и могут быстрее реагировать на его обращение. Не так-то просто дозвониться до колл-центра крупного федерального игрока, а ждать сотрудников технической службы приходится несколько суток. Маленькие игроки рынка, используя свою мобильность, умудряются решить проблему в течение рабочего дня.

Наблюдатели уверены, что в борьбе за лояльность абонента победит тот, кто примет индивидуальный подход к клиенту. В телеком-отрасли, в отличие от продуктового магазина, продавец знает многое о привычках своего покупателя, о предпочитаемых продуктах и сервисах.

«Начинается умная война за клиента. Хотите получить большую скорость или смотреть один канал, который больше никто не смотрит? Провайдер сделает это для вас. Эта гибкость будет и в обслуживании. Например, если пользователь захочет, чтобы сервисный центр был открыт после 22:00, то он получит такую возможность. Для нас это дополнительная возможность для заработка», — уверен Андрей Чазов.

ОТТ-перспектива

Пиратство сильно тормозит развитие легальных ОТТ-сервисов (доставку видеосигнала на устройство пользователя по сети интернет без прямого контакта с инфраструктурой оператора связи). При этом аналитики отрицают мнение, что россияне просто не готовы платить за легальный контент. По подсчетам экспертов из ассоциации «Интернет-видео», в 2008 году наши соотечественники потратили на контент в формате DVD 3 млрд долларов. И это не считая другой атрибуции: кино и уже появившегося платного ТВ. Сейчас из-за пиратства эти показатели в разы меньше.

По данным экспертов J'son & Partners Consulting, обороты рынка ОТТ (включая всевозможные легальные видеозалы, операторские сервисы по платному просмотру, а также обороты iTunes и Google Play) на сегодняшний момент достигли всего лишь 7,4 млрд рублей в год. Причем две трети этих денег составляют обороты от рекламной модели, и ее доля будет только расти. Подписка приносит лишь 3,6% оборота. В западных странах — около 50%. Эксперты уверены, что более активная борьба государства с пиратским продуктом позволит значительно расширить возможности игроков на рынке ОТТ-услуг. Драйвером роста этого нового сегмента стало проникновение смарт-телевизоров, в которых практически исключена возможность просмотра контрафактного продукта.

Комментарии

Дмитрий КолесовДмитрий Колесов,директор департамента ТВ и контента J'son & Partners ConsultingДоля операторов снижается, с рынка уходят маленькие компании. В 2008 году около 1,5 тысяч компаний занимались предоставлением платного телевидения, а сейчас их около 500. Многие жители страны уже абоненты платного ТВ. И борьба сводится не к привлечению абонентов, а их удержанию. Для этого есть два способа. Крупные операторы делают все, чтобы абонент почувствовал «больше любви» (дополнительные сервисы, новые услуги), маленьким игрокам остается демпинг. В 2015 году впервые падают доходы в телекоме. Уменьшается средний чек операторов. По нашим прогнозам, в 2016 году доходы на телеком-рынке снова начнут расти. В ближайшем будущем количество домохозяйств, подключенных к платному телевидению, превысит 100%. То есть в одной квартире может соседствовать и кабель, и спутник, и IP-TV. Приход нескольких операторов — это дополнительная возможность для абонента выбрать контент на тех устройствах, где он хочет его потреблять. А что происходит, когда увеличивается количество абонентов любых платформ платного телевидения? То, что не хотелось бы руководству Первого канала и других «исторических лидеров» («России 1» и НТВ). Уже сейчас доля тематических каналов выросла с 10 до 13% и продолжает расти. Аудитория отбирается именно у эфирных каналов.
Алексей БырдинАлексей Бырдин,генеральный директор ассоциации «Интернет-видео»В отрасли сложилось предубеждение, что ОТТ-сервисы и провайдеры конкурируют друг с другом за внимание и деньги абонентов. Считается также, что ОТТ-трафик «забивает» интернет-канал оператора. Это не так. Во-первых, доля смотрения эфирных каналов достигает 85-87%. Их контента у ОТТ-провайдеров практически нет. Получается, что ОТТ-сервисы и эфирное телевидение не являются конкурентами, а лишь дополняют друг друга. Во-вторых, легальные ОТТ-игроки не могут парализовать «трубу», ведь до 80% всего видеотрафика приходится на пиратские сайты. В первую очередь, серый контент «ВКонтакте», а также на торренты и пиратские кинотеатры. У нас есть два легальных онлайн-кинотеатра в списке самых популярных сайтов по посещаемости: Ivi.ru и Megogo.ru. А на них приходится еще 15 пиратских ресурсов. В США средний гражданин смотрит онлайн 2,4 фильма в месяц. В России эта цифра значительно выше — 8 фильмов. Люди качают впрок. Нередко они и не смотрят этот контент. Получается, что провайдеры зазря прогнали трафик по своим проводам. Пиратство — это общий враг компаний платного телевидения и ОТТ-сервисов. Совместная борьба с этим явлением приведет к появлению легальных продуктов в интернете и дополнительных сервисов в пакете для клиента кабельного оператора.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 43 (096) 10 ноября

Добавить комментарий
Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложкиФото

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложки

«Класс» изучил список литературы и пофантазировал, кто из известных омичей мог бы попасть на обложки выбранных произведений.

Где омичам погулять на Масленицу?

Где омичам погулять на Масленицу?

Даем расписание мероприятий.

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Один из ведущих актеров Лицейского театра отмечает день рождения.

Люди и рыбаФото

Люди и рыба

«Новый Омск» запускает новый фотопроект. В рамках него мы планируем показывать серии фотографий известных омичей, объединенные каким-либо общим элементом, идеей, деталью.

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»Фото

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»

Лента, снятая по мотивам рассказа Алексея Толстого, выйдет в прокат 22 февраля.

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Об отношениях группы с лейблом, разношерстной публике и «Оркестре Тролля» — в интервью с питерским коллективом «ТГЕ».

В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

Какие мировые достопримечательности могли украсить Омск

На «Новом Омске» стартует околоархитектурный и глубоко фотошопный арт-проект.

День влюбленных по-омски: 14 цифр о 14 февраляИнфографика

День влюбленных по-омски: 14 цифр о 14 февраля

Даем подсказку: любви покорны не только все возрасты, но и национальности.