Деловой Омск

Деловой Омск

11 ноября 2015 12.16Спецпроекты

Умная война за абонента

Несмотря на замедление телекома в 2015 году, эксперты верят в светлое будущее. Драйвером станет потребление видеоконтента. Клиенты готовы за него платить, особенно если сократится пиратское предложение.

Умная война за абонента

Фото: pixabay.com

Прекрасные перспективы не должны вводить в заблуждение игроков рынка. Так как в стране в целом уровень проникновения предложения приближается к потолку, а в крупных городах за клиента конкурируют с десяток провайдеров, острая фаза борьбы за абонента еще впереди. Подводные камни российского телекома обсуждали в рамках съезда медиаклуба «Рыбное место», который на минувшей неделе собрал экспертов отрасли и журналистов в Екатеринбурге. Корреспондент «ДО» выслушал разные мнения и определил основные тенденции развития технологической отрасли.

Переполненный пакет

Бурная экспансия федеральных игроков на рынки крупнейших городов страны, которая сопровождалась активными боевыми действиями, уже закончилась. В разгар этого соперничества некоторые конкуренты даже резали друг другу провода.

Когда период накопления «клиентского капитала» завершился, участники рынка выбрали менее кровожадные формы конкуренции. Теперь они обклеивают яркими рекламными предложениями подъезды, срывают чужую рекламу, а также заваливают почтовые ящики тоннами листовок. Появились в обиходе и акции с пресловутыми «звездочками», которые во многом и обвалили ARPU (средний чек) провайдеров. По данным Telecom Daily, порядка 15% клиентов, пользуясь тем, что в их подъезде расположены трубостойки 5-10 игроков рынка, постоянно переходят от одних операторов к другим ради сезонных акций.

По словам директора по маркетингу «Дом.ru» Андрея Чазова, до 2013 года операторы рассматривали свои услуги как отдельные предложения, но сейчас настало время пакетных услуг.

«В последнее время все иначе: мы предоставляем комплекс услуг, выходя на смежные рынки. Клиент избалованный, потому что вокруг него вьются все участники рынка. Рабочая формула телекома: больше за меньшие деньги. Растет качество, количество услуг и сервисов, но при этом сокращается средний чек. Где здесь бизнес, мы пока сами не понимаем, но и не уходим с рынка. Интернет-видеотрафик растет такими темпами, что не всегда инфраструктура телеком-оператора готова соответствовать аппетитам пользователя, которые мы сами разожгли. Но мы продолжаем рисовать кучу звездочек и расшифровываем их мелким шрифтом на последней странице. Это делаем мы, это делают все наши конкуренты. Это рынок», — рассказывает Чазов.

Причем в борьбе за пользователя в пакетные предложения конкуренты добавляют не только стандартный набор (интернет, телевидение, телефония), но и уникальные приложения. В частности, в регионах провайдеры занимаются обслуживанием домофона или ремонтом электроники.

Индивидуальный подход

По мнению экспертов отрасли, несмотря на экспансию федеральных игроков, судьба домашних операторов не предрешена. Да, у маленьких компаний в регионах есть существенные недостатки. Они не могут предложить серьезный выбор услуг или разработать эффективную платформу для продажи платного видеоконтента в своей сети. Зато они ближе к клиенту и могут быстрее реагировать на его обращение. Не так-то просто дозвониться до колл-центра крупного федерального игрока, а ждать сотрудников технической службы приходится несколько суток. Маленькие игроки рынка, используя свою мобильность, умудряются решить проблему в течение рабочего дня.

Наблюдатели уверены, что в борьбе за лояльность абонента победит тот, кто примет индивидуальный подход к клиенту. В телеком-отрасли, в отличие от продуктового магазина, продавец знает многое о привычках своего покупателя, о предпочитаемых продуктах и сервисах.

«Начинается умная война за клиента. Хотите получить большую скорость или смотреть один канал, который больше никто не смотрит? Провайдер сделает это для вас. Эта гибкость будет и в обслуживании. Например, если пользователь захочет, чтобы сервисный центр был открыт после 22:00, то он получит такую возможность. Для нас это дополнительная возможность для заработка», — уверен Андрей Чазов.

ОТТ-перспектива

Пиратство сильно тормозит развитие легальных ОТТ-сервисов (доставку видеосигнала на устройство пользователя по сети интернет без прямого контакта с инфраструктурой оператора связи). При этом аналитики отрицают мнение, что россияне просто не готовы платить за легальный контент. По подсчетам экспертов из ассоциации «Интернет-видео», в 2008 году наши соотечественники потратили на контент в формате DVD 3 млрд долларов. И это не считая другой атрибуции: кино и уже появившегося платного ТВ. Сейчас из-за пиратства эти показатели в разы меньше.

По данным экспертов J'son & Partners Consulting, обороты рынка ОТТ (включая всевозможные легальные видеозалы, операторские сервисы по платному просмотру, а также обороты iTunes и Google Play) на сегодняшний момент достигли всего лишь 7,4 млрд рублей в год. Причем две трети этих денег составляют обороты от рекламной модели, и ее доля будет только расти. Подписка приносит лишь 3,6% оборота. В западных странах — около 50%. Эксперты уверены, что более активная борьба государства с пиратским продуктом позволит значительно расширить возможности игроков на рынке ОТТ-услуг. Драйвером роста этого нового сегмента стало проникновение смарт-телевизоров, в которых практически исключена возможность просмотра контрафактного продукта.

Комментарии

Дмитрий КолесовДмитрий Колесов,директор департамента ТВ и контента J'son & Partners ConsultingДоля операторов снижается, с рынка уходят маленькие компании. В 2008 году около 1,5 тысяч компаний занимались предоставлением платного телевидения, а сейчас их около 500. Многие жители страны уже абоненты платного ТВ. И борьба сводится не к привлечению абонентов, а их удержанию. Для этого есть два способа. Крупные операторы делают все, чтобы абонент почувствовал «больше любви» (дополнительные сервисы, новые услуги), маленьким игрокам остается демпинг. В 2015 году впервые падают доходы в телекоме. Уменьшается средний чек операторов. По нашим прогнозам, в 2016 году доходы на телеком-рынке снова начнут расти. В ближайшем будущем количество домохозяйств, подключенных к платному телевидению, превысит 100%. То есть в одной квартире может соседствовать и кабель, и спутник, и IP-TV. Приход нескольких операторов — это дополнительная возможность для абонента выбрать контент на тех устройствах, где он хочет его потреблять. А что происходит, когда увеличивается количество абонентов любых платформ платного телевидения? То, что не хотелось бы руководству Первого канала и других «исторических лидеров» («России 1» и НТВ). Уже сейчас доля тематических каналов выросла с 10 до 13% и продолжает расти. Аудитория отбирается именно у эфирных каналов.
Алексей БырдинАлексей Бырдин,генеральный директор ассоциации «Интернет-видео»В отрасли сложилось предубеждение, что ОТТ-сервисы и провайдеры конкурируют друг с другом за внимание и деньги абонентов. Считается также, что ОТТ-трафик «забивает» интернет-канал оператора. Это не так. Во-первых, доля смотрения эфирных каналов достигает 85-87%. Их контента у ОТТ-провайдеров практически нет. Получается, что ОТТ-сервисы и эфирное телевидение не являются конкурентами, а лишь дополняют друг друга. Во-вторых, легальные ОТТ-игроки не могут парализовать «трубу», ведь до 80% всего видеотрафика приходится на пиратские сайты. В первую очередь, серый контент «ВКонтакте», а также на торренты и пиратские кинотеатры. У нас есть два легальных онлайн-кинотеатра в списке самых популярных сайтов по посещаемости: Ivi.ru и Megogo.ru. А на них приходится еще 15 пиратских ресурсов. В США средний гражданин смотрит онлайн 2,4 фильма в месяц. В России эта цифра значительно выше — 8 фильмов. Люди качают впрок. Нередко они и не смотрят этот контент. Получается, что провайдеры зазря прогнали трафик по своим проводам. Пиратство — это общий враг компаний платного телевидения и ОТТ-сервисов. Совместная борьба с этим явлением приведет к появлению легальных продуктов в интернете и дополнительных сервисов в пакете для клиента кабельного оператора.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 43 (096) 10 ноября

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.