Новый Омск

17 ноября 2015 09.30Культура

Антон Долин: Своя «Игра Престолов» может появиться в России хоть завтра»

В рамках конференции, организованной телеканалом VIASAT в Москве, известный кинокритик, ведущий радио «Маяк», постоянный участник шоу «Вечерний Ургант» Антон Долин рассказал «Новому Омску», куда идет российское кино, за счет чего фильм «Горько» совершил прорыв и когда будет окупаться региональный кинематограф.

Антон Долин: Своя «Игра Престолов» может появиться в России хоть завтра»

Фото: Viasat

Антон, у вас немало положительных рецензий на российские фильмы. В какой период постсоветского времени произошел перелом, после чего наши режиссеры стали создавать хорошие ленты?

— Еще лет десять назад ситуация с коммерческими телевидением и кино казалась катастрофической. Казалось, что интернет вот-вот всех съест. Потом случилось нечто — Джеймс Кэмерон снял «Аватар». Этот фильм стал прорывом в мировом масштабе точно так же, как в русском прокате незадолго до этого совершил прорыв «Ночной дозор». До этого момента многие не верили, что российское кино может быть сопоставимо с голливудским. Но появился Тимур Бекмамбетов, который сделал «Ночной дозор», и все удивились. Психологический рубеж в российской киноиндустрии был преодолен.

Ощущаете ли вы серьезные изменения в жанровых предпочтениях зрителя?

— Есть универсальные жанры, которые всегда находят свою аудиторию. Прежде всего это визуальное кино: фантастика, боевики, фильмы ужасов, фильмы-катастрофы. Правда, в этом направлении вряд ли кому-то удастся победить Голливуд. Единственные сферы, в которых, например, у Дании и Китая получается одержать верх над американской киноиндустрией — мелодрама и комедия. Объясняется это просто — для того чтобы люди узнали себя в герое мелодрамы или комедии, не нужно использовать дорогие спецэффекты. В российской же киноиндустрии этой истины не всегда понимают. У нас лишь во времена перестройки любили наблюдать за суровой реальностью, потом разлюбили. Фильмы в жанре драмы в России не собирают денег. Хорошей же комедии не получится, если режиссер не готов смеяться над окружающим миром и показывать, каков он есть. В этом плане фильмы «Горько» и «Горько-2» стали настоящим прорывом. Фильмы без звезд собрали огромные залы, потому что люди узнали себя в героях. Как только мы перестанем бояться смотреть на себя в зеркало, у нас появятся хорошие мелодрамы и комедии. И это будет настоящее, а не мифическое импортозамещение.

Но фильм «Горько» был воспринят неоднозначно. Многие критики называли его чуть ли не порнографией, утверждали, что режиссер переусердствовал с гротеском. Некоторые комментарии сводились к тому, что фильм всего лишь показал, как в России весело пьянствуют.

— Там говорится совершенно не об этом. Фильм является парафразом классических произведений драматургии: «Горько-2» — это прямой отсыл к «Живому трупу» и «Смерти Тарелкина». Но если говорить о критике, то я считаю ее совершенно нормальным явлением: любое новое талантливое произведение вызывает отторжение. У русских людей вообще всегда возникает потребность что-нибудь отторгнуть. Я бы даже назвал это физиологической нуждой россиян.

У нас снят «Горько», есть талантливые актеры и режиссеры, растет число компетентных кинокритиков. Почему же тогда все так плохо с нашим кино?

— Одна из причин — неправильные принципы поддержки киноиндустрии. Была бы моя воля, я бы принял очень жестокие меры (к счастью, решение этого вопроса находится не в моих руках) — вообще бы прекратил финансирование государственного кинематографа. Тогда бы вымерли все, кто на этом наживаются. На рынке остались бы только те, кто не будут рассказывать Мединскому, что у них есть бизнес-план, которого на самом деле нет. Что делают киностудии Румынии, у которых ограничены финансовые возможности? Они придумали собственный стиль — без закадровой музыки, спецэффектов, драм. Они увлекают зрителя, актерской работой, хорошей драматургией, отличным сценарием. У них выросло поколение прекрасных актеров. А у нас все просто: «Давайте позовем Гошу Куценко, ведь последний фильм с ним вроде бы хорошо собрал!» Они не думают о том, что Гошу Куценко нужно научить играть.

Союз кинематографистов запускает проект «Региональное кино». Насколько он жизнеспособен, учитывая то, что российская киноиндустрия только-только начинает подавать надежды?

— Главное, что министр Мединский решил не вводить квоты на голливудские фильмы. Если у людей, которые жадно, как оголодавшие, кидаются на американское кино, его отнимут, они обидятся и вообще перестанут ходить в кинотеатры. Они не станут больше смотреть российских фильмов, которые чаще всего являются неудачной имитацией голливудской. Я поддерживаю проект регионального кино. Но понимаю, что здесь нужно избегать перегибов. Потому что если в Саратове будет кинотеатр, показывающий фильмы, снятые только в Саратове для саратовцев, а рядом стоит мультиплекс, где показывают Гарри Поттера, люди пойдут в мультиплекс. Там должны показывать тоже Гарри Поттера, но он не должен доминировать. Региональное кино — это прекрасно. Если оно постоянно субсидируется. Прибыльным такой проект может стать в очень далекой перспективе — через пару десятков лет как минимум. Но главное, что может.

Через сколько лет в России появится канал HBO, который мог бы снять свою «Игру престолов»?

— Хоть завтра. У нас все для этого есть: публика к этому готова, имеются производственные мощности и таланты. Как только наше телевидение перестанет быть рупором пропаганды, уровень наших сериалов, который и сейчас неплох, будет подниматься все выше и выше. То, что делает ТНТ, иногда производит Эрнст, режиссирует для второго канала Сергей Урсуляк, не стыдно показывать ни во Франции, ни в Америке, это очень высокий уровень. Но главный российский сериальный успех — это «Маша и медведь». Во всем мире в каждом киоске стоят диски с этим мультфильмом. Он внесен в десятку самых успешных телевизионных проектов. Так что талантов у нас достаточно. Но система проката, выдачи субсидий должны быть иными. Нужно, чтобы субсидии выдавались другими людьми другим людям.

Смотрели ли вы сериал «Измена» на ТНТ и как его оцениваете?

— Видел только первую серию. Могу сказать, что это очень приличная сериальная драма вполне европейского качества.

Добавить комментарий
Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.