Новый Омск

17 ноября 2015 09.30Культура

Антон Долин: Своя «Игра Престолов» может появиться в России хоть завтра»

В рамках конференции, организованной телеканалом VIASAT в Москве, известный кинокритик, ведущий радио «Маяк», постоянный участник шоу «Вечерний Ургант» Антон Долин рассказал «Новому Омску», куда идет российское кино, за счет чего фильм «Горько» совершил прорыв и когда будет окупаться региональный кинематограф.

Антон Долин: Своя «Игра Престолов» может появиться в России хоть завтра»

Фото: Viasat

Антон, у вас немало положительных рецензий на российские фильмы. В какой период постсоветского времени произошел перелом, после чего наши режиссеры стали создавать хорошие ленты?

— Еще лет десять назад ситуация с коммерческими телевидением и кино казалась катастрофической. Казалось, что интернет вот-вот всех съест. Потом случилось нечто — Джеймс Кэмерон снял «Аватар». Этот фильм стал прорывом в мировом масштабе точно так же, как в русском прокате незадолго до этого совершил прорыв «Ночной дозор». До этого момента многие не верили, что российское кино может быть сопоставимо с голливудским. Но появился Тимур Бекмамбетов, который сделал «Ночной дозор», и все удивились. Психологический рубеж в российской киноиндустрии был преодолен.

Ощущаете ли вы серьезные изменения в жанровых предпочтениях зрителя?

— Есть универсальные жанры, которые всегда находят свою аудиторию. Прежде всего это визуальное кино: фантастика, боевики, фильмы ужасов, фильмы-катастрофы. Правда, в этом направлении вряд ли кому-то удастся победить Голливуд. Единственные сферы, в которых, например, у Дании и Китая получается одержать верх над американской киноиндустрией — мелодрама и комедия. Объясняется это просто — для того чтобы люди узнали себя в герое мелодрамы или комедии, не нужно использовать дорогие спецэффекты. В российской же киноиндустрии этой истины не всегда понимают. У нас лишь во времена перестройки любили наблюдать за суровой реальностью, потом разлюбили. Фильмы в жанре драмы в России не собирают денег. Хорошей же комедии не получится, если режиссер не готов смеяться над окружающим миром и показывать, каков он есть. В этом плане фильмы «Горько» и «Горько-2» стали настоящим прорывом. Фильмы без звезд собрали огромные залы, потому что люди узнали себя в героях. Как только мы перестанем бояться смотреть на себя в зеркало, у нас появятся хорошие мелодрамы и комедии. И это будет настоящее, а не мифическое импортозамещение.

Но фильм «Горько» был воспринят неоднозначно. Многие критики называли его чуть ли не порнографией, утверждали, что режиссер переусердствовал с гротеском. Некоторые комментарии сводились к тому, что фильм всего лишь показал, как в России весело пьянствуют.

— Там говорится совершенно не об этом. Фильм является парафразом классических произведений драматургии: «Горько-2» — это прямой отсыл к «Живому трупу» и «Смерти Тарелкина». Но если говорить о критике, то я считаю ее совершенно нормальным явлением: любое новое талантливое произведение вызывает отторжение. У русских людей вообще всегда возникает потребность что-нибудь отторгнуть. Я бы даже назвал это физиологической нуждой россиян.

У нас снят «Горько», есть талантливые актеры и режиссеры, растет число компетентных кинокритиков. Почему же тогда все так плохо с нашим кино?

— Одна из причин — неправильные принципы поддержки киноиндустрии. Была бы моя воля, я бы принял очень жестокие меры (к счастью, решение этого вопроса находится не в моих руках) — вообще бы прекратил финансирование государственного кинематографа. Тогда бы вымерли все, кто на этом наживаются. На рынке остались бы только те, кто не будут рассказывать Мединскому, что у них есть бизнес-план, которого на самом деле нет. Что делают киностудии Румынии, у которых ограничены финансовые возможности? Они придумали собственный стиль — без закадровой музыки, спецэффектов, драм. Они увлекают зрителя, актерской работой, хорошей драматургией, отличным сценарием. У них выросло поколение прекрасных актеров. А у нас все просто: «Давайте позовем Гошу Куценко, ведь последний фильм с ним вроде бы хорошо собрал!» Они не думают о том, что Гошу Куценко нужно научить играть.

Союз кинематографистов запускает проект «Региональное кино». Насколько он жизнеспособен, учитывая то, что российская киноиндустрия только-только начинает подавать надежды?

— Главное, что министр Мединский решил не вводить квоты на голливудские фильмы. Если у людей, которые жадно, как оголодавшие, кидаются на американское кино, его отнимут, они обидятся и вообще перестанут ходить в кинотеатры. Они не станут больше смотреть российских фильмов, которые чаще всего являются неудачной имитацией голливудской. Я поддерживаю проект регионального кино. Но понимаю, что здесь нужно избегать перегибов. Потому что если в Саратове будет кинотеатр, показывающий фильмы, снятые только в Саратове для саратовцев, а рядом стоит мультиплекс, где показывают Гарри Поттера, люди пойдут в мультиплекс. Там должны показывать тоже Гарри Поттера, но он не должен доминировать. Региональное кино — это прекрасно. Если оно постоянно субсидируется. Прибыльным такой проект может стать в очень далекой перспективе — через пару десятков лет как минимум. Но главное, что может.

Через сколько лет в России появится канал HBO, который мог бы снять свою «Игру престолов»?

— Хоть завтра. У нас все для этого есть: публика к этому готова, имеются производственные мощности и таланты. Как только наше телевидение перестанет быть рупором пропаганды, уровень наших сериалов, который и сейчас неплох, будет подниматься все выше и выше. То, что делает ТНТ, иногда производит Эрнст, режиссирует для второго канала Сергей Урсуляк, не стыдно показывать ни во Франции, ни в Америке, это очень высокий уровень. Но главный российский сериальный успех — это «Маша и медведь». Во всем мире в каждом киоске стоят диски с этим мультфильмом. Он внесен в десятку самых успешных телевизионных проектов. Так что талантов у нас достаточно. Но система проката, выдачи субсидий должны быть иными. Нужно, чтобы субсидии выдавались другими людьми другим людям.

Смотрели ли вы сериал «Измена» на ТНТ и как его оцениваете?

— Видел только первую серию. Могу сказать, что это очень приличная сериальная драма вполне европейского качества.

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.