Новый Омск

17 ноября 2015 09.30Культура

Антон Долин: Своя «Игра Престолов» может появиться в России хоть завтра»

В рамках конференции, организованной телеканалом VIASAT в Москве, известный кинокритик, ведущий радио «Маяк», постоянный участник шоу «Вечерний Ургант» Антон Долин рассказал «Новому Омску», куда идет российское кино, за счет чего фильм «Горько» совершил прорыв и когда будет окупаться региональный кинематограф.

Антон Долин: Своя «Игра Престолов» может появиться в России хоть завтра»

Фото: Viasat

Антон, у вас немало положительных рецензий на российские фильмы. В какой период постсоветского времени произошел перелом, после чего наши режиссеры стали создавать хорошие ленты?

— Еще лет десять назад ситуация с коммерческими телевидением и кино казалась катастрофической. Казалось, что интернет вот-вот всех съест. Потом случилось нечто — Джеймс Кэмерон снял «Аватар». Этот фильм стал прорывом в мировом масштабе точно так же, как в русском прокате незадолго до этого совершил прорыв «Ночной дозор». До этого момента многие не верили, что российское кино может быть сопоставимо с голливудским. Но появился Тимур Бекмамбетов, который сделал «Ночной дозор», и все удивились. Психологический рубеж в российской киноиндустрии был преодолен.

Ощущаете ли вы серьезные изменения в жанровых предпочтениях зрителя?

— Есть универсальные жанры, которые всегда находят свою аудиторию. Прежде всего это визуальное кино: фантастика, боевики, фильмы ужасов, фильмы-катастрофы. Правда, в этом направлении вряд ли кому-то удастся победить Голливуд. Единственные сферы, в которых, например, у Дании и Китая получается одержать верх над американской киноиндустрией — мелодрама и комедия. Объясняется это просто — для того чтобы люди узнали себя в герое мелодрамы или комедии, не нужно использовать дорогие спецэффекты. В российской же киноиндустрии этой истины не всегда понимают. У нас лишь во времена перестройки любили наблюдать за суровой реальностью, потом разлюбили. Фильмы в жанре драмы в России не собирают денег. Хорошей же комедии не получится, если режиссер не готов смеяться над окружающим миром и показывать, каков он есть. В этом плане фильмы «Горько» и «Горько-2» стали настоящим прорывом. Фильмы без звезд собрали огромные залы, потому что люди узнали себя в героях. Как только мы перестанем бояться смотреть на себя в зеркало, у нас появятся хорошие мелодрамы и комедии. И это будет настоящее, а не мифическое импортозамещение.

Но фильм «Горько» был воспринят неоднозначно. Многие критики называли его чуть ли не порнографией, утверждали, что режиссер переусердствовал с гротеском. Некоторые комментарии сводились к тому, что фильм всего лишь показал, как в России весело пьянствуют.

— Там говорится совершенно не об этом. Фильм является парафразом классических произведений драматургии: «Горько-2» — это прямой отсыл к «Живому трупу» и «Смерти Тарелкина». Но если говорить о критике, то я считаю ее совершенно нормальным явлением: любое новое талантливое произведение вызывает отторжение. У русских людей вообще всегда возникает потребность что-нибудь отторгнуть. Я бы даже назвал это физиологической нуждой россиян.

У нас снят «Горько», есть талантливые актеры и режиссеры, растет число компетентных кинокритиков. Почему же тогда все так плохо с нашим кино?

— Одна из причин — неправильные принципы поддержки киноиндустрии. Была бы моя воля, я бы принял очень жестокие меры (к счастью, решение этого вопроса находится не в моих руках) — вообще бы прекратил финансирование государственного кинематографа. Тогда бы вымерли все, кто на этом наживаются. На рынке остались бы только те, кто не будут рассказывать Мединскому, что у них есть бизнес-план, которого на самом деле нет. Что делают киностудии Румынии, у которых ограничены финансовые возможности? Они придумали собственный стиль — без закадровой музыки, спецэффектов, драм. Они увлекают зрителя, актерской работой, хорошей драматургией, отличным сценарием. У них выросло поколение прекрасных актеров. А у нас все просто: «Давайте позовем Гошу Куценко, ведь последний фильм с ним вроде бы хорошо собрал!» Они не думают о том, что Гошу Куценко нужно научить играть.

Союз кинематографистов запускает проект «Региональное кино». Насколько он жизнеспособен, учитывая то, что российская киноиндустрия только-только начинает подавать надежды?

— Главное, что министр Мединский решил не вводить квоты на голливудские фильмы. Если у людей, которые жадно, как оголодавшие, кидаются на американское кино, его отнимут, они обидятся и вообще перестанут ходить в кинотеатры. Они не станут больше смотреть российских фильмов, которые чаще всего являются неудачной имитацией голливудской. Я поддерживаю проект регионального кино. Но понимаю, что здесь нужно избегать перегибов. Потому что если в Саратове будет кинотеатр, показывающий фильмы, снятые только в Саратове для саратовцев, а рядом стоит мультиплекс, где показывают Гарри Поттера, люди пойдут в мультиплекс. Там должны показывать тоже Гарри Поттера, но он не должен доминировать. Региональное кино — это прекрасно. Если оно постоянно субсидируется. Прибыльным такой проект может стать в очень далекой перспективе — через пару десятков лет как минимум. Но главное, что может.

Через сколько лет в России появится канал HBO, который мог бы снять свою «Игру престолов»?

— Хоть завтра. У нас все для этого есть: публика к этому готова, имеются производственные мощности и таланты. Как только наше телевидение перестанет быть рупором пропаганды, уровень наших сериалов, который и сейчас неплох, будет подниматься все выше и выше. То, что делает ТНТ, иногда производит Эрнст, режиссирует для второго канала Сергей Урсуляк, не стыдно показывать ни во Франции, ни в Америке, это очень высокий уровень. Но главный российский сериальный успех — это «Маша и медведь». Во всем мире в каждом киоске стоят диски с этим мультфильмом. Он внесен в десятку самых успешных телевизионных проектов. Так что талантов у нас достаточно. Но система проката, выдачи субсидий должны быть иными. Нужно, чтобы субсидии выдавались другими людьми другим людям.

Смотрели ли вы сериал «Измена» на ТНТ и как его оцениваете?

— Видел только первую серию. Могу сказать, что это очень приличная сериальная драма вполне европейского качества.

Добавить комментарий
Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.