Новый Омск

17 ноября 2015 09.30Культура

Антон Долин: Своя «Игра Престолов» может появиться в России хоть завтра»

В рамках конференции, организованной телеканалом VIASAT в Москве, известный кинокритик, ведущий радио «Маяк», постоянный участник шоу «Вечерний Ургант» Антон Долин рассказал «Новому Омску», куда идет российское кино, за счет чего фильм «Горько» совершил прорыв и когда будет окупаться региональный кинематограф.

Антон Долин: Своя «Игра Престолов» может появиться в России хоть завтра»

Фото: Viasat

Антон, у вас немало положительных рецензий на российские фильмы. В какой период постсоветского времени произошел перелом, после чего наши режиссеры стали создавать хорошие ленты?

— Еще лет десять назад ситуация с коммерческими телевидением и кино казалась катастрофической. Казалось, что интернет вот-вот всех съест. Потом случилось нечто — Джеймс Кэмерон снял «Аватар». Этот фильм стал прорывом в мировом масштабе точно так же, как в русском прокате незадолго до этого совершил прорыв «Ночной дозор». До этого момента многие не верили, что российское кино может быть сопоставимо с голливудским. Но появился Тимур Бекмамбетов, который сделал «Ночной дозор», и все удивились. Психологический рубеж в российской киноиндустрии был преодолен.

Ощущаете ли вы серьезные изменения в жанровых предпочтениях зрителя?

— Есть универсальные жанры, которые всегда находят свою аудиторию. Прежде всего это визуальное кино: фантастика, боевики, фильмы ужасов, фильмы-катастрофы. Правда, в этом направлении вряд ли кому-то удастся победить Голливуд. Единственные сферы, в которых, например, у Дании и Китая получается одержать верх над американской киноиндустрией — мелодрама и комедия. Объясняется это просто — для того чтобы люди узнали себя в герое мелодрамы или комедии, не нужно использовать дорогие спецэффекты. В российской же киноиндустрии этой истины не всегда понимают. У нас лишь во времена перестройки любили наблюдать за суровой реальностью, потом разлюбили. Фильмы в жанре драмы в России не собирают денег. Хорошей же комедии не получится, если режиссер не готов смеяться над окружающим миром и показывать, каков он есть. В этом плане фильмы «Горько» и «Горько-2» стали настоящим прорывом. Фильмы без звезд собрали огромные залы, потому что люди узнали себя в героях. Как только мы перестанем бояться смотреть на себя в зеркало, у нас появятся хорошие мелодрамы и комедии. И это будет настоящее, а не мифическое импортозамещение.

Но фильм «Горько» был воспринят неоднозначно. Многие критики называли его чуть ли не порнографией, утверждали, что режиссер переусердствовал с гротеском. Некоторые комментарии сводились к тому, что фильм всего лишь показал, как в России весело пьянствуют.

— Там говорится совершенно не об этом. Фильм является парафразом классических произведений драматургии: «Горько-2» — это прямой отсыл к «Живому трупу» и «Смерти Тарелкина». Но если говорить о критике, то я считаю ее совершенно нормальным явлением: любое новое талантливое произведение вызывает отторжение. У русских людей вообще всегда возникает потребность что-нибудь отторгнуть. Я бы даже назвал это физиологической нуждой россиян.

У нас снят «Горько», есть талантливые актеры и режиссеры, растет число компетентных кинокритиков. Почему же тогда все так плохо с нашим кино?

— Одна из причин — неправильные принципы поддержки киноиндустрии. Была бы моя воля, я бы принял очень жестокие меры (к счастью, решение этого вопроса находится не в моих руках) — вообще бы прекратил финансирование государственного кинематографа. Тогда бы вымерли все, кто на этом наживаются. На рынке остались бы только те, кто не будут рассказывать Мединскому, что у них есть бизнес-план, которого на самом деле нет. Что делают киностудии Румынии, у которых ограничены финансовые возможности? Они придумали собственный стиль — без закадровой музыки, спецэффектов, драм. Они увлекают зрителя, актерской работой, хорошей драматургией, отличным сценарием. У них выросло поколение прекрасных актеров. А у нас все просто: «Давайте позовем Гошу Куценко, ведь последний фильм с ним вроде бы хорошо собрал!» Они не думают о том, что Гошу Куценко нужно научить играть.

Союз кинематографистов запускает проект «Региональное кино». Насколько он жизнеспособен, учитывая то, что российская киноиндустрия только-только начинает подавать надежды?

— Главное, что министр Мединский решил не вводить квоты на голливудские фильмы. Если у людей, которые жадно, как оголодавшие, кидаются на американское кино, его отнимут, они обидятся и вообще перестанут ходить в кинотеатры. Они не станут больше смотреть российских фильмов, которые чаще всего являются неудачной имитацией голливудской. Я поддерживаю проект регионального кино. Но понимаю, что здесь нужно избегать перегибов. Потому что если в Саратове будет кинотеатр, показывающий фильмы, снятые только в Саратове для саратовцев, а рядом стоит мультиплекс, где показывают Гарри Поттера, люди пойдут в мультиплекс. Там должны показывать тоже Гарри Поттера, но он не должен доминировать. Региональное кино — это прекрасно. Если оно постоянно субсидируется. Прибыльным такой проект может стать в очень далекой перспективе — через пару десятков лет как минимум. Но главное, что может.

Через сколько лет в России появится канал HBO, который мог бы снять свою «Игру престолов»?

— Хоть завтра. У нас все для этого есть: публика к этому готова, имеются производственные мощности и таланты. Как только наше телевидение перестанет быть рупором пропаганды, уровень наших сериалов, который и сейчас неплох, будет подниматься все выше и выше. То, что делает ТНТ, иногда производит Эрнст, режиссирует для второго канала Сергей Урсуляк, не стыдно показывать ни во Франции, ни в Америке, это очень высокий уровень. Но главный российский сериальный успех — это «Маша и медведь». Во всем мире в каждом киоске стоят диски с этим мультфильмом. Он внесен в десятку самых успешных телевизионных проектов. Так что талантов у нас достаточно. Но система проката, выдачи субсидий должны быть иными. Нужно, чтобы субсидии выдавались другими людьми другим людям.

Смотрели ли вы сериал «Измена» на ТНТ и как его оцениваете?

— Видел только первую серию. Могу сказать, что это очень приличная сериальная драма вполне европейского качества.

Добавить комментарий
Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Егор Корешков: «После «Горько» мне предлагали сыграть много похожих персонажей, но повторяться неинтересно»

Актер Егор Корешков, известный широкой публике как жених в фильмах «Горько» и «Горько-2», рассказал «Классу» о гениях, «Восьмидесятых» и «Оптимистах».

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Перелет Париж — Омск был самым дальним в мире

Рассказываем о рекорде из прошлого.

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Александр Дыбаль: «Мы хотели пригласить Скабелку в «Авангард» еще год назад»

Председатель совета директоров клуба оценил прошедший сезон.