Ушел Зодчий

Омск сегодня прощается с Альбертом Каримовым – академик архитектуры, заслуженный архитектор России, человек, глубоко неравнодушный и болящий сердцем о родном городе ушел из жизни неожиданно. Сердце не выдержало. Мы попытались вспомнить о том, что оставил Альберт Миниханович для Омска и чему посвятил он свой незаурядный талант Зодчего.

Ушел Зодчий

Вадим Харламов

74 года – не возраст для ухода. Поэтому, возможно, свое самое главное интервью с Альбертом Каримовым я так и не сделал, откладывая на потом. Ведь всегда можно было зайти к нему в небольшую уютную мастерскую в центре города на откровенный разговор и задать любые вопросы. Запретных тем для бывшего главного архитектора Омска, повидавшего на своем веку многих видных чиновников и сильных мира сего, не было. Ну а Альберт Миниханович при встречах сетовал, что журналисты все реже обращают внимание на проблемы застройки Омска, не задают вопросов, не интересуются, не зовут, не спрашивают. А рассказать Альберту Каримову всегда было о чем.

Будущий главный зодчий Омска родился в семье учителей в старом доме в Казачьей слободе, стоявшем на маленькой улочке, называемой Узкий переулок. Сегодня от этого местечка не осталось и следа, да и вся Казачья слобода, о сохранении самобытного деревянного зодчества которой все последнее время так переживал Альберт Каримов, постепенно застраивается многоэтажками и коттеджами.

В 1959 году Каримов поступил в СибСтрИН (Новосибирск), ныне Государственный архитектурно-строительный университет, на архитектурный факультет. Вуз окончил с отличием в 1965 году. Был ленинским стипендиатом и даже тогда, в годы «железного занавеса», поощрялся поездками в Германию, Финляндию, Англию. После окончания вуза Каримову было предложено остаться на кафедре и заняться научной работой, но он уехал в Омск в «Омскгражданпроект».

Ну а первая работа молодого архитектора Каримова в «Омскгражданпроекте» – здание Концертного зала, построенное в 1967 году. Во времена стремительного развития киноискусства городу была необходима площадка, которая могла бы представлять собой комбинированный комплекс для проката кинофильмов и организации концертов крупнейших творческих коллективов не только области, но и всего Советского Союза. Так было решено построить Кино-концертный зал, который располагал не только рекордным в городе количеством зрительских мест – 1200, но и самым большим экраном, широкой сценой и специальным акустическим решением, способным вписаться в комплекс. Акустика зрительного зала разрабатывалась в Москве в научно-исследовательском кинофотоинституте, и трансформируемая акустическая раковина не имела аналогов в России. При испытаниях этой уникальной конструкции (ее изготовили на заводе Октябрьской революции) звук упавшей спички слышали на последних рядах зала на 1230 мест.

В итоге старый Концертный зал стал на несколько десятилетий символом и памятником советского модернизма. Но современность предъявила новые требования, и тема реконструкции здания муссировалась в последние 20 лет. Появлялись даже эскизные проекты, в том числе такой проект предлагал и сам автор – Альберт Каримов.

Однако старый «модернистский» Концертный зал, продержавшийся несколько десятилетий, был практически снесен и отстроен заново без оглядки на традиции и мнения архитекторов. Что глубоко задело Альберта Минихановича – к его большому сожалению, власть не всегда по достоинству оценивает роль архитектора в нашем городе. Свои правила диктует заказчик.

Но сохранились многие другие здания, разработанные Альбертом Каримовым, либо под его руководством, либо с участием. Это Дом политического просвещения, Дворец культуры «Химик», Лютеранская кирха, здание Пенсионного фонда, отделение Сбербанка на Красном Пути, Христо-Рождественский собор на Левобережье и многие другие.

 

Было множество и градостроительных, и научных работ – проект застройки улицы Жукова, работа над генпланом Омска, программа реконструкции Омской крепости, многочисленные доклады и выступления на всероссийских и всемирных конгрессах по архитектуре.

С 1975 по 2005 год Альберт Каримов занимал пост главного архитектора города, и с этим связана целая веха в жизни Омска. Альберт Миниханович заботился о создании омской архитектурной школы, становлении и сохранении местных традиций и облика города. Позже находились и критики некоторых архитектурных решений, но возможности строительной отрасли того времени редко позволяли добиться того, что на самом деле задумывал автор. А в постсоветское время уже чиновники начали диктовать свои условия и распределять земли под застройку, поэтому выверенные «человечные» планировки с бульварами и садами, школами и комплексной инфраструктурой были задвинуты в дальний угол.

В этом заключается трагедия зодчего: город на планшете архитектора и в реальности – это, как говорится, две большие разницы. А взаимоотношение главного архитектора и Чиновника (председателя исполкома, мэра, губернатора) – это вообще тема для отдельного разговора, которой Альберт Миниханович также не избегал. В этой связи Каримов вспоминал поговорку, которую услышал где-то у финнов: «Сначала – Бог, затем – архитектор, потом – президент». Но больше всего его огорчало, что у нас на первом месте в этой системе – деньги.

В последние годы Альберта Каримова беспокоила бесконтрольная застройка исторического центра низкопробными зданиями, стеклянными высотками и огромными торговыми комплексами. Он боролся против уплотнения и ухудшения городской среды, выступал против вырубки Воскресенского сквера под колесо обозрения и появления магистрали вдоль Омской крепости. Концепция реконструкции этого культурно-исторического комплекса – одна из последних работ Альберта Минихановича и одно из самых дорогих его детищ. Однако реализации концепции Омской крепости, которой был посвящен огромный труд, Альберт Каримов, к сожалению, так и не увидел. И, наверное, лучшей памятью о нем будет сохранение и продолжение этой работы.

 

В публикации использованы фото буклета «Архитектор Альберт М. Каримов» и Омского союза архитекторов.


Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 5):

просто человек
Спасибо автору. Альберт Михайлович великий человек. Счастлива, что была с ним знакома.
20 ноября, 12:39 | Ответить
ника
автору спасибо за статью, правда, очень душевно. хороший был человек
20 ноября, 10:24 | Ответить
Дмитрий
Сейчас балом правят неквалифицированные, меркантильные чинуши, которым нужны только откаты. Они так и будут втыкать один дом к другом, без парковок, тротуаров, детских площадок...
Надо было еще чуток черкнуть о том, кто сменил его на посту гл. архитектора...
20 ноября, 10:15 | Ответить
Ирен
очень душевно написано. и главное правильные вещи говорите, Алексей, лучшей памятью о нем будет продолжение его трудов. надеюсь, его работа не забудется, ее подхватят более молодые архитекторы и отвоюют-таки Омск для омичей.
20 ноября, 10:01 | Ответить
умная курица
Спасибо, прекрасная статья, умная, человечная.
20 ноября, 09:36 | Ответить
Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

Омский кинофестиваль «Движение» в цифрах

«Класс» подсчитал количество фильмов, гостей, зрителей и наград.

Закрытие омского кинофестиваля «Движение» обошлось без губернатора (онлайн-трансляция)

Закрытие омского кинофестиваля «Движение» обошлось без губернатора (онлайн-трансляция)

Впервые за все годы существования фестиваля Виктор Назаров не пришел на церемонию.

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

«Язычники» от Валерии Сурковой: Бог умер, гуляем на свои

Пожалуй, один из самых любопытных фильмов, представленных на фестивале «Движение».

«Бонус» Германики: много шума из ничего

«Бонус» Германики: много шума из ничего

В субботу, в 17:00, в КЦ «Галактика» зрители смогут увидеть пилотный эпизод сериала «Бонус», который презентуют в рамках фестиваля «Движение».

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

«Детки»: одинокий Евгений Цыганов, шпионские страсти и стриптиз

В рамках фестиваля «Движение» состоялся закрытый показ пилотного эпизода сериала «Детки». Гости фестиваля смогут увидеть его в субботу, в 17:00, в киноцентре «Галактика».

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

«В ожидании чуда»: о простых взрослых и непростых детях

На омском кинофестивале «Движение» дебютировал в качестве режиссера известный музыкант Александр Слободяник.

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

Авангард Леонтьев, народный артист РФ : «Ассистенка Михалкова Тася любила портвейн. Но утром была, как стеклышко»

В рамках фестиваля «Движение» в Омск приехал советский и российский актер театра и кино Авангард Леонтьев. На творческой встрече он читал стихи и рассказывал почему-то исключительно о Михалкове.

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретомВидео

«Костер на ветру»: якутская шкатулка с секретом

На кинофестивале «Движение» с большим успехом дебютировала этнодрама, снятая школьным директором.

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

«Три дня до весны»: любовь во время чумы

В рамках кинофестиваля «Движение», за неделю до официальной премьеры, прошел новый фильм Александра Касаткина — о спасении блокадного Ленинграда от чумы.

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

ВЕС_ИМЕЕМ: Ода еде

О том, как жить, если есть некогда, и что есть, если цель — похудеть.

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Омск #ВДвижении: стрим с открытия V кинофестиваля дебютов

Красная дорожка, официальная часть, коридоры, фанфары и софиты. Покажем все, что видим сами.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».