Ушел Зодчий

Омск сегодня прощается с Альбертом Каримовым – академик архитектуры, заслуженный архитектор России, человек, глубоко неравнодушный и болящий сердцем о родном городе ушел из жизни неожиданно. Сердце не выдержало. Мы попытались вспомнить о том, что оставил Альберт Миниханович для Омска и чему посвятил он свой незаурядный талант Зодчего.

Ушел Зодчий

Вадим Харламов

74 года – не возраст для ухода. Поэтому, возможно, свое самое главное интервью с Альбертом Каримовым я так и не сделал, откладывая на потом. Ведь всегда можно было зайти к нему в небольшую уютную мастерскую в центре города на откровенный разговор и задать любые вопросы. Запретных тем для бывшего главного архитектора Омска, повидавшего на своем веку многих видных чиновников и сильных мира сего, не было. Ну а Альберт Миниханович при встречах сетовал, что журналисты все реже обращают внимание на проблемы застройки Омска, не задают вопросов, не интересуются, не зовут, не спрашивают. А рассказать Альберту Каримову всегда было о чем.

Будущий главный зодчий Омска родился в семье учителей в старом доме в Казачьей слободе, стоявшем на маленькой улочке, называемой Узкий переулок. Сегодня от этого местечка не осталось и следа, да и вся Казачья слобода, о сохранении самобытного деревянного зодчества которой все последнее время так переживал Альберт Каримов, постепенно застраивается многоэтажками и коттеджами.

В 1959 году Каримов поступил в СибСтрИН (Новосибирск), ныне Государственный архитектурно-строительный университет, на архитектурный факультет. Вуз окончил с отличием в 1965 году. Был ленинским стипендиатом и даже тогда, в годы «железного занавеса», поощрялся поездками в Германию, Финляндию, Англию. После окончания вуза Каримову было предложено остаться на кафедре и заняться научной работой, но он уехал в Омск в «Омскгражданпроект».

Ну а первая работа молодого архитектора Каримова в «Омскгражданпроекте» – здание Концертного зала, построенное в 1967 году. Во времена стремительного развития киноискусства городу была необходима площадка, которая могла бы представлять собой комбинированный комплекс для проката кинофильмов и организации концертов крупнейших творческих коллективов не только области, но и всего Советского Союза. Так было решено построить Кино-концертный зал, который располагал не только рекордным в городе количеством зрительских мест – 1200, но и самым большим экраном, широкой сценой и специальным акустическим решением, способным вписаться в комплекс. Акустика зрительного зала разрабатывалась в Москве в научно-исследовательском кинофотоинституте, и трансформируемая акустическая раковина не имела аналогов в России. При испытаниях этой уникальной конструкции (ее изготовили на заводе Октябрьской революции) звук упавшей спички слышали на последних рядах зала на 1230 мест.

В итоге старый Концертный зал стал на несколько десятилетий символом и памятником советского модернизма. Но современность предъявила новые требования, и тема реконструкции здания муссировалась в последние 20 лет. Появлялись даже эскизные проекты, в том числе такой проект предлагал и сам автор – Альберт Каримов.

Однако старый «модернистский» Концертный зал, продержавшийся несколько десятилетий, был практически снесен и отстроен заново без оглядки на традиции и мнения архитекторов. Что глубоко задело Альберта Минихановича – к его большому сожалению, власть не всегда по достоинству оценивает роль архитектора в нашем городе. Свои правила диктует заказчик.

Но сохранились многие другие здания, разработанные Альбертом Каримовым, либо под его руководством, либо с участием. Это Дом политического просвещения, Дворец культуры «Химик», Лютеранская кирха, здание Пенсионного фонда, отделение Сбербанка на Красном Пути, Христо-Рождественский собор на Левобережье и многие другие.

 

Было множество и градостроительных, и научных работ – проект застройки улицы Жукова, работа над генпланом Омска, программа реконструкции Омской крепости, многочисленные доклады и выступления на всероссийских и всемирных конгрессах по архитектуре.

С 1975 по 2005 год Альберт Каримов занимал пост главного архитектора города, и с этим связана целая веха в жизни Омска. Альберт Миниханович заботился о создании омской архитектурной школы, становлении и сохранении местных традиций и облика города. Позже находились и критики некоторых архитектурных решений, но возможности строительной отрасли того времени редко позволяли добиться того, что на самом деле задумывал автор. А в постсоветское время уже чиновники начали диктовать свои условия и распределять земли под застройку, поэтому выверенные «человечные» планировки с бульварами и садами, школами и комплексной инфраструктурой были задвинуты в дальний угол.

В этом заключается трагедия зодчего: город на планшете архитектора и в реальности – это, как говорится, две большие разницы. А взаимоотношение главного архитектора и Чиновника (председателя исполкома, мэра, губернатора) – это вообще тема для отдельного разговора, которой Альберт Миниханович также не избегал. В этой связи Каримов вспоминал поговорку, которую услышал где-то у финнов: «Сначала – Бог, затем – архитектор, потом – президент». Но больше всего его огорчало, что у нас на первом месте в этой системе – деньги.

В последние годы Альберта Каримова беспокоила бесконтрольная застройка исторического центра низкопробными зданиями, стеклянными высотками и огромными торговыми комплексами. Он боролся против уплотнения и ухудшения городской среды, выступал против вырубки Воскресенского сквера под колесо обозрения и появления магистрали вдоль Омской крепости. Концепция реконструкции этого культурно-исторического комплекса – одна из последних работ Альберта Минихановича и одно из самых дорогих его детищ. Однако реализации концепции Омской крепости, которой был посвящен огромный труд, Альберт Каримов, к сожалению, так и не увидел. И, наверное, лучшей памятью о нем будет сохранение и продолжение этой работы.

 

В публикации использованы фото буклета «Архитектор Альберт М. Каримов» и Омского союза архитекторов.


Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 5):

просто человек
Спасибо автору. Альберт Михайлович великий человек. Счастлива, что была с ним знакома.
20 ноября, 12:39 | Ответить
ника
автору спасибо за статью, правда, очень душевно. хороший был человек
20 ноября, 10:24 | Ответить
Дмитрий
Сейчас балом правят неквалифицированные, меркантильные чинуши, которым нужны только откаты. Они так и будут втыкать один дом к другом, без парковок, тротуаров, детских площадок...
Надо было еще чуток черкнуть о том, кто сменил его на посту гл. архитектора...
20 ноября, 10:15 | Ответить
Ирен
очень душевно написано. и главное правильные вещи говорите, Алексей, лучшей памятью о нем будет продолжение его трудов. надеюсь, его работа не забудется, ее подхватят более молодые архитекторы и отвоюют-таки Омск для омичей.
20 ноября, 10:01 | Ответить
умная курица
Спасибо, прекрасная статья, умная, человечная.
20 ноября, 09:36 | Ответить
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...