Ушел Зодчий

Омск сегодня прощается с Альбертом Каримовым – академик архитектуры, заслуженный архитектор России, человек, глубоко неравнодушный и болящий сердцем о родном городе ушел из жизни неожиданно. Сердце не выдержало. Мы попытались вспомнить о том, что оставил Альберт Миниханович для Омска и чему посвятил он свой незаурядный талант Зодчего.

Ушел Зодчий

Вадим Харламов

74 года – не возраст для ухода. Поэтому, возможно, свое самое главное интервью с Альбертом Каримовым я так и не сделал, откладывая на потом. Ведь всегда можно было зайти к нему в небольшую уютную мастерскую в центре города на откровенный разговор и задать любые вопросы. Запретных тем для бывшего главного архитектора Омска, повидавшего на своем веку многих видных чиновников и сильных мира сего, не было. Ну а Альберт Миниханович при встречах сетовал, что журналисты все реже обращают внимание на проблемы застройки Омска, не задают вопросов, не интересуются, не зовут, не спрашивают. А рассказать Альберту Каримову всегда было о чем.

Будущий главный зодчий Омска родился в семье учителей в старом доме в Казачьей слободе, стоявшем на маленькой улочке, называемой Узкий переулок. Сегодня от этого местечка не осталось и следа, да и вся Казачья слобода, о сохранении самобытного деревянного зодчества которой все последнее время так переживал Альберт Каримов, постепенно застраивается многоэтажками и коттеджами.

В 1959 году Каримов поступил в СибСтрИН (Новосибирск), ныне Государственный архитектурно-строительный университет, на архитектурный факультет. Вуз окончил с отличием в 1965 году. Был ленинским стипендиатом и даже тогда, в годы «железного занавеса», поощрялся поездками в Германию, Финляндию, Англию. После окончания вуза Каримову было предложено остаться на кафедре и заняться научной работой, но он уехал в Омск в «Омскгражданпроект».

Ну а первая работа молодого архитектора Каримова в «Омскгражданпроекте» – здание Концертного зала, построенное в 1967 году. Во времена стремительного развития киноискусства городу была необходима площадка, которая могла бы представлять собой комбинированный комплекс для проката кинофильмов и организации концертов крупнейших творческих коллективов не только области, но и всего Советского Союза. Так было решено построить Кино-концертный зал, который располагал не только рекордным в городе количеством зрительских мест – 1200, но и самым большим экраном, широкой сценой и специальным акустическим решением, способным вписаться в комплекс. Акустика зрительного зала разрабатывалась в Москве в научно-исследовательском кинофотоинституте, и трансформируемая акустическая раковина не имела аналогов в России. При испытаниях этой уникальной конструкции (ее изготовили на заводе Октябрьской революции) звук упавшей спички слышали на последних рядах зала на 1230 мест.

В итоге старый Концертный зал стал на несколько десятилетий символом и памятником советского модернизма. Но современность предъявила новые требования, и тема реконструкции здания муссировалась в последние 20 лет. Появлялись даже эскизные проекты, в том числе такой проект предлагал и сам автор – Альберт Каримов.

Однако старый «модернистский» Концертный зал, продержавшийся несколько десятилетий, был практически снесен и отстроен заново без оглядки на традиции и мнения архитекторов. Что глубоко задело Альберта Минихановича – к его большому сожалению, власть не всегда по достоинству оценивает роль архитектора в нашем городе. Свои правила диктует заказчик.

Но сохранились многие другие здания, разработанные Альбертом Каримовым, либо под его руководством, либо с участием. Это Дом политического просвещения, Дворец культуры «Химик», Лютеранская кирха, здание Пенсионного фонда, отделение Сбербанка на Красном Пути, Христо-Рождественский собор на Левобережье и многие другие.

 

Было множество и градостроительных, и научных работ – проект застройки улицы Жукова, работа над генпланом Омска, программа реконструкции Омской крепости, многочисленные доклады и выступления на всероссийских и всемирных конгрессах по архитектуре.

С 1975 по 2005 год Альберт Каримов занимал пост главного архитектора города, и с этим связана целая веха в жизни Омска. Альберт Миниханович заботился о создании омской архитектурной школы, становлении и сохранении местных традиций и облика города. Позже находились и критики некоторых архитектурных решений, но возможности строительной отрасли того времени редко позволяли добиться того, что на самом деле задумывал автор. А в постсоветское время уже чиновники начали диктовать свои условия и распределять земли под застройку, поэтому выверенные «человечные» планировки с бульварами и садами, школами и комплексной инфраструктурой были задвинуты в дальний угол.

В этом заключается трагедия зодчего: город на планшете архитектора и в реальности – это, как говорится, две большие разницы. А взаимоотношение главного архитектора и Чиновника (председателя исполкома, мэра, губернатора) – это вообще тема для отдельного разговора, которой Альберт Миниханович также не избегал. В этой связи Каримов вспоминал поговорку, которую услышал где-то у финнов: «Сначала – Бог, затем – архитектор, потом – президент». Но больше всего его огорчало, что у нас на первом месте в этой системе – деньги.

В последние годы Альберта Каримова беспокоила бесконтрольная застройка исторического центра низкопробными зданиями, стеклянными высотками и огромными торговыми комплексами. Он боролся против уплотнения и ухудшения городской среды, выступал против вырубки Воскресенского сквера под колесо обозрения и появления магистрали вдоль Омской крепости. Концепция реконструкции этого культурно-исторического комплекса – одна из последних работ Альберта Минихановича и одно из самых дорогих его детищ. Однако реализации концепции Омской крепости, которой был посвящен огромный труд, Альберт Каримов, к сожалению, так и не увидел. И, наверное, лучшей памятью о нем будет сохранение и продолжение этой работы.

 

В публикации использованы фото буклета «Архитектор Альберт М. Каримов» и Омского союза архитекторов.


Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 5):

просто человек
Спасибо автору. Альберт Михайлович великий человек. Счастлива, что была с ним знакома.
20 ноября, 12:39 | Ответить
ника
автору спасибо за статью, правда, очень душевно. хороший был человек
20 ноября, 10:24 | Ответить
Дмитрий
Сейчас балом правят неквалифицированные, меркантильные чинуши, которым нужны только откаты. Они так и будут втыкать один дом к другом, без парковок, тротуаров, детских площадок...
Надо было еще чуток черкнуть о том, кто сменил его на посту гл. архитектора...
20 ноября, 10:15 | Ответить
Ирен
очень душевно написано. и главное правильные вещи говорите, Алексей, лучшей памятью о нем будет продолжение его трудов. надеюсь, его работа не забудется, ее подхватят более молодые архитекторы и отвоюют-таки Омск для омичей.
20 ноября, 10:01 | Ответить
умная курица
Спасибо, прекрасная статья, умная, человечная.
20 ноября, 09:36 | Ответить
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.