Создатель «Ореола» Ирина Васильева: «Играть по правилам всегда немножко скучно»

В рамках празднования 25-летнего юбилея газеты «Ваш Ореол» ее основательница Ирина Васильева рассказала «Новому Омску», почему она не стала работать под началом Сергея Сусликова и как удалось выжить изданию в разные эпохи с разными же учредителями.

Создатель «Ореола» Ирина Васильева: «Играть по правилам всегда немножко скучно»

Ирина Юрьевна, когда вы создавали газету, на какие печатные СМИ ориентировались?

— Вы, наверное, удивитесь, но главным ориентиром для нас с коллегами — зачинателями «Ореола» — была вся тогдашняя государственная (а другой в те годы вообще не было) пресса. Только ориентиром от противного. Мы изо всех сил старались убежать от присущего партийно-советским газетам официоза, назидательности, стремления поучать, быть истиной в последней инстанции. Мы исходили из того, что наши читатели ничуть не глупее, а зачастую даже и умнее нас, и что наша задача — дать им актуальную, оперативную и честную информацию, при этом написанную не казенным суконным языком, через который трудно прорваться, а нормальным человеческим, на котором мы все каждодневно общаемся.

Формулировали ли вы на начальном этапе перед собой принципы, от которых впоследствии не отступились?

— Один из них я уже назвала выше. Другой принцип: никогда никого не обслуживать: ни партии, ни так называемые общественные организации, ни бизнесменов, ни отдельных высокопоставленных лиц. «Ореол» служит только своему читателю!» — этот принцип, мне кажется, газета, как бы ни было трудно, сохраняет на протяжении всей своей 25-летней истории.

Вы возглавляли издание в 1990-2000 годах и с 2006 года. Это две разные эпохи, два разных состояния развития СМИ. Чем запомнился первый и второй период? Когда было сложнее?

— Делать честную газету, быть честным журналистом сложно всегда. Просто на каждом временном отрезке свои сложности. 90-е годы, которые сейчас называют «лихими» (не спорю, возможно, во многом они такими и были), тем не менее благодаря тогдашнему закону о печати позволяли журналистам писать правду в полном объеме. В «нулевые» законодательство буквально обложило прессу «красными флажками». И что, народ от этого выиграл? Коррупция во власти достигла гигантских размеров. Прегрешения скандального министра обороны 1990-х Павла Грачева, прозванного тогда прессой «Паша-Мерседес», даже близко несравнимы с преступлениями недавнего его коллеги Анатолия Сердюкова, благополучно избежавшего наказания и даже возглавившего одну из госкорпораций.

В тот период, когда «Ореол» выходил 200-тысячным тиражом, смогло ли издание заработать  миллион рублей?

— И даже несколько миллионов реально заработало. Просто деньги тогда были другими: килограмм картошки стоил около 2000 рублей. Но по большому счету, если издание живет самостоятельно, а не подкладывается под власть или какого-нибудь конкретного олигарха, оно по определению не может быть богатым. Слишком велики затраты на бумагу, полиграфию, доставку читателю, прочие издержки. Затраты на оплату труда журналистов в этом спектре — сущие копейки.

Почему вы оставили редакторский пост после того, как газета перешла под руководство Сергея Сусликова?

— Я с большим уважением отношусь к Сергею Сусликову, считаю его профессионалом высокого класса. Более того, у нас с ним давние — еще с советских времен — приятельские отношения: кстати, в свое время «Ореол» помог ему поставить на крыло его первое издание — газету «Курс». Именно из-за желания сохранить эти добрые отношения и не пошла работать под его начало: служебные отношения, на мой взгляд, должны быть официальными, субординационными, а не личными.

Как в разные времена складывались отношения между редакцией и учредителями «Ореола»?

— На первом этапе — 1990-2000 годов — учредителями «Ореола» была группа сотрудников самой редакции, так что проблем тут и быть не могло. В 2006-м проблем и конфликтов тоже не возникало. Учредители были вменяемыми людьми. Да и я понимаю правила: садясь за шахматную доску, не пытаюсь играть в подкидного дурака. Хотя, если честно, работать «по правилам» лично мне всегда было немножко скучно.

В чем, на ваш взгляд, сила «Вашего Ореола»? За время его существования с рынка ушли многие из изданий схожей тематики, другие продолжают существовать, но никто из них не имеет популярности «Вашего Ореола».

— Я уже практически раскрыла эту «тайну», когда отвечала на первый вопрос. «Ореол» работает для своих читателей, живет на одной волне со своими читателями, разговаривает на одном языке со своими читателями. Это очень просто. Но и очень сложно одновременно.

На время редакторства вашего коллеги Марата Исангазина пришлось резонансное судебное разбирательство издания с Леонидом Полежаевым. А какая из судебных тяжб, которых в истории «Вашего Ореола» было предостаточно, больше всего запомнилась вам?

— На эту тему можно говорить бесконечно. Но что толку?! Приведу лишь один пример. «Ореол» проиграл крупную сумму одному из руководителей местной корпорации, очень близкой к власти, а некоторое время спустя этого хозяйственника осудили на немалый срок, причем именно за то, о чем мы писали, и за что по решению суда ему заплатили — якобы «за моральный ущерб». Деньги редакции, естественно, никто не вернул. Впрочем, мы за это и не боролись: торжество правды дороже любых денег.

Добавить комментарий
Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.

 Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор Тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.