Создатель «Ореола» Ирина Васильева: «Играть по правилам всегда немножко скучно»

В рамках празднования 25-летнего юбилея газеты «Ваш Ореол» ее основательница Ирина Васильева рассказала «Новому Омску», почему она не стала работать под началом Сергея Сусликова и как удалось выжить изданию в разные эпохи с разными же учредителями.

Создатель «Ореола» Ирина Васильева: «Играть по правилам всегда немножко скучно»

Ирина Юрьевна, когда вы создавали газету, на какие печатные СМИ ориентировались?

— Вы, наверное, удивитесь, но главным ориентиром для нас с коллегами — зачинателями «Ореола» — была вся тогдашняя государственная (а другой в те годы вообще не было) пресса. Только ориентиром от противного. Мы изо всех сил старались убежать от присущего партийно-советским газетам официоза, назидательности, стремления поучать, быть истиной в последней инстанции. Мы исходили из того, что наши читатели ничуть не глупее, а зачастую даже и умнее нас, и что наша задача — дать им актуальную, оперативную и честную информацию, при этом написанную не казенным суконным языком, через который трудно прорваться, а нормальным человеческим, на котором мы все каждодневно общаемся.

Формулировали ли вы на начальном этапе перед собой принципы, от которых впоследствии не отступились?

— Один из них я уже назвала выше. Другой принцип: никогда никого не обслуживать: ни партии, ни так называемые общественные организации, ни бизнесменов, ни отдельных высокопоставленных лиц. «Ореол» служит только своему читателю!» — этот принцип, мне кажется, газета, как бы ни было трудно, сохраняет на протяжении всей своей 25-летней истории.

Вы возглавляли издание в 1990-2000 годах и с 2006 года. Это две разные эпохи, два разных состояния развития СМИ. Чем запомнился первый и второй период? Когда было сложнее?

— Делать честную газету, быть честным журналистом сложно всегда. Просто на каждом временном отрезке свои сложности. 90-е годы, которые сейчас называют «лихими» (не спорю, возможно, во многом они такими и были), тем не менее благодаря тогдашнему закону о печати позволяли журналистам писать правду в полном объеме. В «нулевые» законодательство буквально обложило прессу «красными флажками». И что, народ от этого выиграл? Коррупция во власти достигла гигантских размеров. Прегрешения скандального министра обороны 1990-х Павла Грачева, прозванного тогда прессой «Паша-Мерседес», даже близко несравнимы с преступлениями недавнего его коллеги Анатолия Сердюкова, благополучно избежавшего наказания и даже возглавившего одну из госкорпораций.

В тот период, когда «Ореол» выходил 200-тысячным тиражом, смогло ли издание заработать  миллион рублей?

— И даже несколько миллионов реально заработало. Просто деньги тогда были другими: килограмм картошки стоил около 2000 рублей. Но по большому счету, если издание живет самостоятельно, а не подкладывается под власть или какого-нибудь конкретного олигарха, оно по определению не может быть богатым. Слишком велики затраты на бумагу, полиграфию, доставку читателю, прочие издержки. Затраты на оплату труда журналистов в этом спектре — сущие копейки.

Почему вы оставили редакторский пост после того, как газета перешла под руководство Сергея Сусликова?

— Я с большим уважением отношусь к Сергею Сусликову, считаю его профессионалом высокого класса. Более того, у нас с ним давние — еще с советских времен — приятельские отношения: кстати, в свое время «Ореол» помог ему поставить на крыло его первое издание — газету «Курс». Именно из-за желания сохранить эти добрые отношения и не пошла работать под его начало: служебные отношения, на мой взгляд, должны быть официальными, субординационными, а не личными.

Как в разные времена складывались отношения между редакцией и учредителями «Ореола»?

— На первом этапе — 1990-2000 годов — учредителями «Ореола» была группа сотрудников самой редакции, так что проблем тут и быть не могло. В 2006-м проблем и конфликтов тоже не возникало. Учредители были вменяемыми людьми. Да и я понимаю правила: садясь за шахматную доску, не пытаюсь играть в подкидного дурака. Хотя, если честно, работать «по правилам» лично мне всегда было немножко скучно.

В чем, на ваш взгляд, сила «Вашего Ореола»? За время его существования с рынка ушли многие из изданий схожей тематики, другие продолжают существовать, но никто из них не имеет популярности «Вашего Ореола».

— Я уже практически раскрыла эту «тайну», когда отвечала на первый вопрос. «Ореол» работает для своих читателей, живет на одной волне со своими читателями, разговаривает на одном языке со своими читателями. Это очень просто. Но и очень сложно одновременно.

На время редакторства вашего коллеги Марата Исангазина пришлось резонансное судебное разбирательство издания с Леонидом Полежаевым. А какая из судебных тяжб, которых в истории «Вашего Ореола» было предостаточно, больше всего запомнилась вам?

— На эту тему можно говорить бесконечно. Но что толку?! Приведу лишь один пример. «Ореол» проиграл крупную сумму одному из руководителей местной корпорации, очень близкой к власти, а некоторое время спустя этого хозяйственника осудили на немалый срок, причем именно за то, о чем мы писали, и за что по решению суда ему заплатили — якобы «за моральный ущерб». Деньги редакции, естественно, никто не вернул. Впрочем, мы за это и не боролись: торжество правды дороже любых денег.

Добавить комментарий
А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

А нужен ли мальчик: кто вы в мире без мужчин

Тест для женщин в День защитника Отечества. 

Где омичам погулять на Масленицу?

Где омичам погулять на Масленицу?

Даем расписание мероприятий.

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Плавим снег: арт-проект о зимне-весенних проблемах Омска

Команда «Нового Омска» помогла, чем смогла, весне, городским властям и, как говорится, другим хозяйствующим субъектам.

Люди и рыбаФото

Люди и рыба

«Новый Омск» запускает новый фотопроект. В рамках него мы планируем показывать серии фотографий известных омичей, объединенные каким-либо общим элементом, идеей, деталью.

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Игорь Коротаев, омский актер: «Ради театра готов побрить ноги»

Один из ведущих актеров Лицейского театра отмечает день рождения.

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложкиФото

Герои нашего времени: 15 омских мужчин, достойных книжной обложки

«Класс» изучил список литературы и пофантазировал, кто из известных омичей мог бы попасть на обложки выбранных произведений.

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»Фото

Пореченков, Гинсбург и Крюков — о фильме «Вурдалаки»

Лента, снятая по мотивам рассказа Алексея Толстого, выйдет в прокат 22 февраля.

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Константин Румянцев, фронтмен «Тролль Гнет Ель»: «В год мы даем по 90 концертов»

Об отношениях группы с лейблом, разношерстной публике и «Оркестре Тролля» — в интервью с питерским коллективом «ТГЕ».

В Омске открылась уникальная фотовыставка

В Омске открылась уникальная фотовыставка

Горожане могут увидеть более 100 снимков Гималаев.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Первый раз в первый класс: все о документах в омских школах, поборах и т. д.

Рассказываем, как подать заявление и сколько денег нужно сдавать.

Театр четырнадцати особенных актеров

Театр четырнадцати особенных актеров

В Омске уже пять лет успешно работает и развивается необычный театр «Параллельный мир», актеры которого в основном люди с синдромом Дауна. Кто придумал такой проект и зачем он нужен, разбирался ...

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Любви нет: 10 героев живописи, которые не будут отмечать 14 февраля

Если вы устали от розовых соплей, наша фантазия на тему «Мне плевать на День всех Влюбленных» — к вашим услугам.

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

Пять историй любви от участников «АнтиЗАГС»

«Новый Омск» раздал свидетельства о влюбленности пяти омским парам и узнал, как начинались их романтические отношения.

Тест: какой из вас тролль?

Тест: какой из вас тролль?

Интернет дал нам многое, включая возможность высказывать свое мнение, когда об этом не просят, безнаказанно хамить и «с ученым видом знатока» давать советы космического масштаба специалистам всех ...

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

Омичка выиграла в конкурсе от Союза художников России

В интервью «Вашему ОРЕОЛУ» Зоя Минеева рассказала о своем творчестве.