Класс

Класс

11 декабря 2015 17.41Интервью

Виталий Ксенофонтов: «Все наши песни о любви. Например, к колбасе»

18 декабря омская группа The Street Monkeys презентует новый альбом «Каждый». В преддверии этого события «Класс» встретился с одним из вокалистов и авторов текстов команды Виталием Ксенофонтовым. Музыкант и по совместительству моряк рассказал о том, как погоны, навигация и концерты умещаются в одной жизни.

Виталий Ксенофонтов: «Все наши песни о любви. Например, к колбасе»

Фото: Иван Курагин, Александр Румянцев

Ты стоял у истоков группы?

— Нет, группа была образована в 2009 году. Ее отец-основатель — гитарист и вокалист Сергей Куркин. Бородатый характерный парень, сейчас он переехал в Питер, чтобы развиваться в иной сфере. Не хватает его очень, тем более что именно он позвал меня в эту команду.

Сколько существовал коллектив к тому времени, когда ты стал одним из вокалистов?

— Частью команды я стал в октябре 2013 года. Поскольку у нас был общий круг общения, некоторых ребят знал с детства, ходил на их репетиции. Естественно, посещал и концерты. Моей ролью было стоять рядом со сценой и смотреть, чтобы народ танцевал, но не выбивал микрофоны. Знаешь, когда микрофон прижат к губам, это очень чревато — легко зубов лишиться. А потом каким-то образом в моих руках очутился тамбурин. Я начал подыгрывать по чуть-чуть в ритм. В то время у группы появилась характерная песня группы «Ленинград». И Петрович (Сергей Куркин. — Прим. ред.) предложил мне ее исполнить. Так, первый мой концерт состоялся в 2013 году в «Рок-клубе». Помню, отмечали Хеллоуин.

Сегодня в команде остались «старички»?

— На сегодняшний день самый старый участник — это саксофонист Сергей Дроздов. Затем пришли Евгений Лисенков — труба, вокал, Саша Горлов — барабанщик. Петровича заменил гитарист Саша Воропаев. Ну и я — вокал. Женя Лисенков некоторые песни держал и раньше. Это была разгрузка вокалисту.

Чем ты занимался в тот момент, когда начал играть в группе?

— Я работал, как и сегодня, на флоте в сфере транспортной безопасности. Я бы сказал, что это должность меня выбрала. Я получил высшее экономическое образование, потом — штурманское на судоводительском факультете. Это дало мне погоны. У меня отец служил на флоте, я пошел по его стопам. В 2009-2010 годах ходил в навигацию по полгода.

Навигация имела отношение к учебному плану?

— Нет, я просто решил, что надо как-то зарабатывать деньги. Окончил курсы мотористов-рулевых, потом устроился в «Иртышское пароходство», и меня определили на танкер. Я закрывал досрочно сессию, а потом уходил в навигацию, приходил в ноябре. Ребята сдавали уже первые зачеты, а у меня вообще ничего не было, абсолютно. Я опять наверстывал-наверстывал. Повезло, нормально окончил.

Куда ходил?

— Обская губа, начало Карского моря. Там мы в основном занимались погрузкой и разгрузкой нефтепродуктов. Работа, не скажу, что легкая, но временами интересная. Тут самый подходящий термин «школа жизни». В плавании занимаешься всем: от переборки двигателя до управления судном. А судно, ни много ни мало, 108 метров в длину и 15 метров в ширину.

Сложнее на реке или в море?

— На реке. Проблема — в берегах. На Иртыше, допустим, очень мелко, особенно к осени.

К тому времени, когда впервые вышел на сцену, ты уже не ходил в плавание. Не тоскуешь по навигации?

— Скучаю и по теплоходу, и по команде. До сих пор ребята зовут, пойдем, мол, с нами. Но молодых матросов что влечет в море? Деньги и романтика. Но романтика быстро проходит. Половина рабочего дня руки по локоть в мазуте, а вторую половину хочется спать. Как сказал мой вахтенный начальник в первую навигацию: «Романтика здесь заканчивается через две недели». Пароход белый, работа черная.

Совсем разные направления. Погоны, группа...

— Пожалуй, но мне это не мешает. Правда, группа случилась внезапно: у меня никогда не было особого влечения к музыке. В школе я пытался учиться играть на саксофоне и как-то благополучно оставил эту идею. Сейчас жалею, что бросил музыкальную школу, потому что духовой секции много не бывает. Именно поэтому мы взяли второго трубача, и это самый младший участник команды. Ему 17 лет, и он очень талантливый, учится в «Шебалинке».

А как же гитара? Самый популярный инструмент среди молодых людей. Неужели не пробовал?

— Познал только азы, не вдаваясь в тонкости. В общем, попал в группу благодаря друзьям (Смеется. — Прим. ред.). Я помню первые мои неуверенные вопросы к Сереге (Куркин. — Прим. ред.): «И мне на сцену с вами подниматься?» Вышел с одной песней и бэк-вокалом. Затем прибавилась еще пара каверов группы «Ленинград».

Какие эмоции от первого выступления?

— На самом деле, не скажу, что волновался. В институте было много мероприятий, связанных с публичными выступлениями, и боязнь сцены я в себе поборол и полюбил ее. Так что все прошло достаточно хорошо. Потом, спустя несколько выступлений, Серега очень быстро подобрал материал для нового альбома «Лосины». К тому времени вышло уже три альбома.

«Лосины» вышли с твоим голосом?

— Несколько треков в «Лосинах» планировались с моим вокалом, но Сереге что-то не понравилось, и он спел практически все сам. Я там засветился только в песне «Феи» — буквально четыре строчки в конце.

На тот момент тексты были Сергея Куркина. Когда писать начал ты?

— Когда Серега уехал. В принципе у нас в команде написание текстов — это коллективное дело. Много песен зарождалось, пока ждали кого-нибудь из опаздывающих членов команды на репетицию. Ребята начинают наигрывать какую-то мелодию, подключается духовая партия. Мелодия записывается чаще всего на диктофон, в редких случаях просто запоминается. Были случаи, что и текст был написан прямо на репетиции. На сегодняшний день текстами занимаемся Женя и я.

В вашей группе первоочередное — музыка, вы ее выводите, составляется какая-то композиция, затем пишется текст. Мне трудно представить, как стихи могут писаться вдвоем.

— У нас главный ориентир — то, что нас никто никуда не торопит, к примеру, есть у нас такая песенка «Петрович». Мы писали ее покуплетно с Женей. Бывает, Женя говорит: «Виталя, подумай над текстом». Он является негласным руководителем группы, но, по сути, мы просто держимся за общую идею. Все ребята у нас очень талантливые.

Как в коммунизме существуете?

— Это можно назвать, скорее, коллективным разумом.

Вы как-то определяете жанр, в котором работаете?

— Поначалу ребята называли это ска-панк, я, если честно, считаю, что это просто ска-мьюзик. У нас нет текстов против системы, которые принято относить к панку. Просто гитарные рифы, барабанные рисунки, наложенная на них духовая секция и капелька перкуссии, которую я привношу в это дело. Может, мы откроем какой-то новый стиль — нью-ска.

Какая композиция на сегодняшний день выделяется командой и какой из треков воспринимается на ура потребителями вашей музыки?

— Нами все старые треки очень тепло воспринимаются. А что касается публики, то это, скорее всего, песня «Брюки», мы ее записали в прошлом году. Этот трек будет включен в альбом «Каждый», который выйдет 18 декабря. И он нравится как команде, так и слушателям. Я видел, что творится в зале, когда мы ее играем. Исполняем мы ее и на бис, но, я отмечу, что песня достаточно сложная. А я, скорее, исполнитель-любитель, и хотя у меня что-то и получается, но под конец третьего отделения петь ее снова довольно тяжело. Но «Брюки» и команду заводят, и публику.

Она тоже результат работы коллективного разума?

— Эту песню мы сочинили вместе с Женей, причем за три минуты в шуточной форме.

На репетиции?

— Нет, в свободное от репетиции время. Мы с Женей где-то тусовались, и строчка за строчкой родилась песня. Так же быстро была написана и музыка. Затем мы посовещались и решили выпустить ее как сингл к грядущему альбому.

В каком состоянии новый альбом?

— На сегодняшний момент произведена полная запись всех треков. Мы это сделали за два дня. Затем было сведение.

Вы выложите все в свободный доступ? Нет цели продать?

— Да, альбом готов и будет выложен в день презентации — 18 декабря. Я считаю, что The Street Monkeys — сугубо некоммерческий проект. На некоторых мероприятиях мы выступаем бесплатно. Впрочем, небольшой доход это приносит.

Для записи альбома нужны деньги...

— Это хобби, а любое хобби требует затрат. Сами оплачиваем репетиционную базу, складываемся на записи альбомов.

А как же краудфандинг?

— Команда «Цемент-BanD» этим делом занялась и, насколько я знаю, довольно успешно. Однажды идея у кого-то промелькнула из команды. Но как-то канула в Лету. Может быть, мы к этому еще вернемся.

Если сравнивать группу, когда она только появилась и сегодня, есть ли разница в стиле, подаче?

— После альбома «Под асфальтом пляж», который был достаточно спокойным, треки с пластинки «Лосины» — более агрессивные. А альбом «Каждый» не зря носит такое название. В треках есть отсылка к какому-то из стилей, похожих песен не будет.

Но публика среагировала на определенную агрессивную подачу. Может, есть смысл двигаться в этом направлении?

— Безусловно, «Брюки» зацепили зрителя и подачей, и ребяческим текстом. Но жизнь — это движение.

По поводу ребяческого текста. Я для себя нахожу в этой песне каждый раз новые смыслы.

— На самом деле эта песня о неразделенной любви. Но опять же, на всех концертах я заявляю, что все наши песни о любви. К колбасе, например. Конечно, когда смотришь на что-либо повторно, можешь разглядеть второй план. Но особого смысла мы в «Брюки» не закладывали, если честно (Смеется.).

У вас все песни русскоязычные?

— Концертные выступления все проходят на русском языке. У нас была идея сделать пару каверов на английском, но почему-то она не прижилась. Сочинить текст на английском — без проблем, спеть тоже. Но, справедливости ради могу сказать, что группа «Ленинград» выступала в Тель-Авиве, и все треки были на родном языке. Это русская идея, почему бы и нет.

На всех концертах я заявляю, что все наши песни о любви. К колбасе, например...

Как правило, группы работают на новый материал, а зарабатывают каверами.

— В нашей группе кавер-культуру зародил Петрович с его вокалом, похожим на Шнуровский. Ну и это работает. Народ слышит песню, думает, «о, что-то знакомое», прислушивается.

Есть ли «сезонность» для вашей группы? И насколько большая концертная загрузка?

— Было время, когда мы играли каждые выходные, иногда два дня подряд. Затем — реже, но и это полезно для каждой группы. Порой команда просто приедается. Хотя есть исключения из правил, даже в Омске. Но летом этого года мы вновь давали по шесть концертов в месяц.

Не думали выступать за пределами Омска?

— Практически у всех есть постоянная работа, учеба. Отлучиться довольно сложно. Поэтому пока ограничиваемся Омском. Но время придет, я считаю. Например, после Нового года нас ждут в Казахстане.

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Омские производства, что помогают космическим кораблям бороздить просторы Вселенной.