Класс

Класс

11 декабря 2015 17.41Интервью

Виталий Ксенофонтов: «Все наши песни о любви. Например, к колбасе»

18 декабря омская группа The Street Monkeys презентует новый альбом «Каждый». В преддверии этого события «Класс» встретился с одним из вокалистов и авторов текстов команды Виталием Ксенофонтовым. Музыкант и по совместительству моряк рассказал о том, как погоны, навигация и концерты умещаются в одной жизни.

Виталий Ксенофонтов: «Все наши песни о любви. Например, к колбасе»

Фото: Иван Курагин, Александр Румянцев

Ты стоял у истоков группы?

— Нет, группа была образована в 2009 году. Ее отец-основатель — гитарист и вокалист Сергей Куркин. Бородатый характерный парень, сейчас он переехал в Питер, чтобы развиваться в иной сфере. Не хватает его очень, тем более что именно он позвал меня в эту команду.

Сколько существовал коллектив к тому времени, когда ты стал одним из вокалистов?

— Частью команды я стал в октябре 2013 года. Поскольку у нас был общий круг общения, некоторых ребят знал с детства, ходил на их репетиции. Естественно, посещал и концерты. Моей ролью было стоять рядом со сценой и смотреть, чтобы народ танцевал, но не выбивал микрофоны. Знаешь, когда микрофон прижат к губам, это очень чревато — легко зубов лишиться. А потом каким-то образом в моих руках очутился тамбурин. Я начал подыгрывать по чуть-чуть в ритм. В то время у группы появилась характерная песня группы «Ленинград». И Петрович (Сергей Куркин. — Прим. ред.) предложил мне ее исполнить. Так, первый мой концерт состоялся в 2013 году в «Рок-клубе». Помню, отмечали Хеллоуин.

Сегодня в команде остались «старички»?

— На сегодняшний день самый старый участник — это саксофонист Сергей Дроздов. Затем пришли Евгений Лисенков — труба, вокал, Саша Горлов — барабанщик. Петровича заменил гитарист Саша Воропаев. Ну и я — вокал. Женя Лисенков некоторые песни держал и раньше. Это была разгрузка вокалисту.

Чем ты занимался в тот момент, когда начал играть в группе?

— Я работал, как и сегодня, на флоте в сфере транспортной безопасности. Я бы сказал, что это должность меня выбрала. Я получил высшее экономическое образование, потом — штурманское на судоводительском факультете. Это дало мне погоны. У меня отец служил на флоте, я пошел по его стопам. В 2009-2010 годах ходил в навигацию по полгода.

Навигация имела отношение к учебному плану?

— Нет, я просто решил, что надо как-то зарабатывать деньги. Окончил курсы мотористов-рулевых, потом устроился в «Иртышское пароходство», и меня определили на танкер. Я закрывал досрочно сессию, а потом уходил в навигацию, приходил в ноябре. Ребята сдавали уже первые зачеты, а у меня вообще ничего не было, абсолютно. Я опять наверстывал-наверстывал. Повезло, нормально окончил.

Куда ходил?

— Обская губа, начало Карского моря. Там мы в основном занимались погрузкой и разгрузкой нефтепродуктов. Работа, не скажу, что легкая, но временами интересная. Тут самый подходящий термин «школа жизни». В плавании занимаешься всем: от переборки двигателя до управления судном. А судно, ни много ни мало, 108 метров в длину и 15 метров в ширину.

Сложнее на реке или в море?

— На реке. Проблема — в берегах. На Иртыше, допустим, очень мелко, особенно к осени.

К тому времени, когда впервые вышел на сцену, ты уже не ходил в плавание. Не тоскуешь по навигации?

— Скучаю и по теплоходу, и по команде. До сих пор ребята зовут, пойдем, мол, с нами. Но молодых матросов что влечет в море? Деньги и романтика. Но романтика быстро проходит. Половина рабочего дня руки по локоть в мазуте, а вторую половину хочется спать. Как сказал мой вахтенный начальник в первую навигацию: «Романтика здесь заканчивается через две недели». Пароход белый, работа черная.

Совсем разные направления. Погоны, группа...

— Пожалуй, но мне это не мешает. Правда, группа случилась внезапно: у меня никогда не было особого влечения к музыке. В школе я пытался учиться играть на саксофоне и как-то благополучно оставил эту идею. Сейчас жалею, что бросил музыкальную школу, потому что духовой секции много не бывает. Именно поэтому мы взяли второго трубача, и это самый младший участник команды. Ему 17 лет, и он очень талантливый, учится в «Шебалинке».

А как же гитара? Самый популярный инструмент среди молодых людей. Неужели не пробовал?

— Познал только азы, не вдаваясь в тонкости. В общем, попал в группу благодаря друзьям (Смеется. — Прим. ред.). Я помню первые мои неуверенные вопросы к Сереге (Куркин. — Прим. ред.): «И мне на сцену с вами подниматься?» Вышел с одной песней и бэк-вокалом. Затем прибавилась еще пара каверов группы «Ленинград».

Какие эмоции от первого выступления?

— На самом деле, не скажу, что волновался. В институте было много мероприятий, связанных с публичными выступлениями, и боязнь сцены я в себе поборол и полюбил ее. Так что все прошло достаточно хорошо. Потом, спустя несколько выступлений, Серега очень быстро подобрал материал для нового альбома «Лосины». К тому времени вышло уже три альбома.

«Лосины» вышли с твоим голосом?

— Несколько треков в «Лосинах» планировались с моим вокалом, но Сереге что-то не понравилось, и он спел практически все сам. Я там засветился только в песне «Феи» — буквально четыре строчки в конце.

На тот момент тексты были Сергея Куркина. Когда писать начал ты?

— Когда Серега уехал. В принципе у нас в команде написание текстов — это коллективное дело. Много песен зарождалось, пока ждали кого-нибудь из опаздывающих членов команды на репетицию. Ребята начинают наигрывать какую-то мелодию, подключается духовая партия. Мелодия записывается чаще всего на диктофон, в редких случаях просто запоминается. Были случаи, что и текст был написан прямо на репетиции. На сегодняшний день текстами занимаемся Женя и я.

В вашей группе первоочередное — музыка, вы ее выводите, составляется какая-то композиция, затем пишется текст. Мне трудно представить, как стихи могут писаться вдвоем.

— У нас главный ориентир — то, что нас никто никуда не торопит, к примеру, есть у нас такая песенка «Петрович». Мы писали ее покуплетно с Женей. Бывает, Женя говорит: «Виталя, подумай над текстом». Он является негласным руководителем группы, но, по сути, мы просто держимся за общую идею. Все ребята у нас очень талантливые.

Как в коммунизме существуете?

— Это можно назвать, скорее, коллективным разумом.

Вы как-то определяете жанр, в котором работаете?

— Поначалу ребята называли это ска-панк, я, если честно, считаю, что это просто ска-мьюзик. У нас нет текстов против системы, которые принято относить к панку. Просто гитарные рифы, барабанные рисунки, наложенная на них духовая секция и капелька перкуссии, которую я привношу в это дело. Может, мы откроем какой-то новый стиль — нью-ска.

Какая композиция на сегодняшний день выделяется командой и какой из треков воспринимается на ура потребителями вашей музыки?

— Нами все старые треки очень тепло воспринимаются. А что касается публики, то это, скорее всего, песня «Брюки», мы ее записали в прошлом году. Этот трек будет включен в альбом «Каждый», который выйдет 18 декабря. И он нравится как команде, так и слушателям. Я видел, что творится в зале, когда мы ее играем. Исполняем мы ее и на бис, но, я отмечу, что песня достаточно сложная. А я, скорее, исполнитель-любитель, и хотя у меня что-то и получается, но под конец третьего отделения петь ее снова довольно тяжело. Но «Брюки» и команду заводят, и публику.

Она тоже результат работы коллективного разума?

— Эту песню мы сочинили вместе с Женей, причем за три минуты в шуточной форме.

На репетиции?

— Нет, в свободное от репетиции время. Мы с Женей где-то тусовались, и строчка за строчкой родилась песня. Так же быстро была написана и музыка. Затем мы посовещались и решили выпустить ее как сингл к грядущему альбому.

В каком состоянии новый альбом?

— На сегодняшний момент произведена полная запись всех треков. Мы это сделали за два дня. Затем было сведение.

Вы выложите все в свободный доступ? Нет цели продать?

— Да, альбом готов и будет выложен в день презентации — 18 декабря. Я считаю, что The Street Monkeys — сугубо некоммерческий проект. На некоторых мероприятиях мы выступаем бесплатно. Впрочем, небольшой доход это приносит.

Для записи альбома нужны деньги...

— Это хобби, а любое хобби требует затрат. Сами оплачиваем репетиционную базу, складываемся на записи альбомов.

А как же краудфандинг?

— Команда «Цемент-BanD» этим делом занялась и, насколько я знаю, довольно успешно. Однажды идея у кого-то промелькнула из команды. Но как-то канула в Лету. Может быть, мы к этому еще вернемся.

Если сравнивать группу, когда она только появилась и сегодня, есть ли разница в стиле, подаче?

— После альбома «Под асфальтом пляж», который был достаточно спокойным, треки с пластинки «Лосины» — более агрессивные. А альбом «Каждый» не зря носит такое название. В треках есть отсылка к какому-то из стилей, похожих песен не будет.

Но публика среагировала на определенную агрессивную подачу. Может, есть смысл двигаться в этом направлении?

— Безусловно, «Брюки» зацепили зрителя и подачей, и ребяческим текстом. Но жизнь — это движение.

По поводу ребяческого текста. Я для себя нахожу в этой песне каждый раз новые смыслы.

— На самом деле эта песня о неразделенной любви. Но опять же, на всех концертах я заявляю, что все наши песни о любви. К колбасе, например. Конечно, когда смотришь на что-либо повторно, можешь разглядеть второй план. Но особого смысла мы в «Брюки» не закладывали, если честно (Смеется.).

У вас все песни русскоязычные?

— Концертные выступления все проходят на русском языке. У нас была идея сделать пару каверов на английском, но почему-то она не прижилась. Сочинить текст на английском — без проблем, спеть тоже. Но, справедливости ради могу сказать, что группа «Ленинград» выступала в Тель-Авиве, и все треки были на родном языке. Это русская идея, почему бы и нет.

На всех концертах я заявляю, что все наши песни о любви. К колбасе, например...

Как правило, группы работают на новый материал, а зарабатывают каверами.

— В нашей группе кавер-культуру зародил Петрович с его вокалом, похожим на Шнуровский. Ну и это работает. Народ слышит песню, думает, «о, что-то знакомое», прислушивается.

Есть ли «сезонность» для вашей группы? И насколько большая концертная загрузка?

— Было время, когда мы играли каждые выходные, иногда два дня подряд. Затем — реже, но и это полезно для каждой группы. Порой команда просто приедается. Хотя есть исключения из правил, даже в Омске. Но летом этого года мы вновь давали по шесть концертов в месяц.

Не думали выступать за пределами Омска?

— Практически у всех есть постоянная работа, учеба. Отлучиться довольно сложно. Поэтому пока ограничиваемся Омском. Но время придет, я считаю. Например, после Нового года нас ждут в Казахстане.

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.