«Оскар-2016»: «Выживший», спасибо, но живой ли?

Накануне вручения главной голливудской кинопремии наша редакция собралась, чтобы еще раз обсудить один из самых ярких фильмов ушедшего года и составить свой прогноз. Осторожно, впереди много спойлеров.

«Оскар-2016»: «Выживший», спасибо, но живой ли?

Фото: kinopoisk.ru

Агния Николаева: В преддверии вручения премии американских киноакадемиков предлагаю обсудить фильм «Выживший» оскароносного режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Этот вестерн-триллер он снял по сценарию, основанному на одноименном романе Майкла Панке. Тот, в свою очередь, частично описывает реальную историю из жизни охотника Хью Гласса, который чудом выжил зимой в тайге после схватки с медведем. Кстати, о Панке: автор романа, политконсультант и аналитик, сейчас является послом США во Всемирной торговой организации и никак не может комментировать фильм. А он между тем представлен в рекордных 12 номинациях на премию «Оскар-2016». В том числе и на лучшую мужскую роль, где на статуэтку претендует Леонардо Ди Каприо. Аудиторию, судя по сборам и отзывам в интернете, фильм покорил.

Любовь Громова: Лично я почувствовала себя обманутой. Я смотрела фильм и думала, что что-то особенное произойдет. Я надеялась, что испытания, которые вынес герой Ди Каприо и выжил, приведут его к какой-то новой жизненной философии. Не зря же была та сумасшедше красивая сцена видения, в котором жена его героя нависла над ним. Я думала, что сейчас ему что-то придет в голову, наступит какое-то просветление. А в итоге в фильме лишь куча красивых сцен о том, как хорошо в мокрой шубе завалиться в сугроб, выползая из речки, а из актерской игры одно суровое выражение лица. Не может же быть, что я три часа смотрела фильм о том, как человек идет мстить за своего сына, убивает злодея и все?

А.Н.: Ну как все. Он для тебя успел в лошади переночевать, успел поесть сырой печени буйвола... Лично я не могла оторваться от экрана.

Л.Г.: Все эти бантики, которые вокруг сюжета понакручены, они очень круто смотрятся. Но не может же смертью врага все закончится! Я была готова к тому, что Гласс сам умрет в конце, или они с Фитцджеральдом, которого играет Том Харди, убьют друг друга, или что главному герою придет какое-то откровение и он оставит мысли о мести. Но этого не произошло. Если он просто отомстил, то можно было из этого сюжета сделать что-то покороче. Зачем вся эта растянутость? Просто в этом фильме много всего заложено. Обычно в хорошем сюжете, когда какие-то обстоятельства на героя давят, а он им противостоит, это выявляет его внутреннюю самость или показывает нам его трансформацию.

Варвара Захарова: Ну понятно, должно быть какое-то развитие личности.

Л.Г.: Если бы это все закончилось каким-то духовным перерождением героя, как-то на него повлияло, тогда да. За три часа личность героя не претерпела никаких изменений. Он лишь преодолевает дикую боль, чтобы выжить и отомстить. Помните, была такая «Повесть о настоящем человеке». Хорошая советская книжица о летчике, который потерпел крушение и с переломанными ногами по тайге к своим ползет. После в госпитале ноги ему ампутируют, но он все-таки преодолевает боль, возвращается на фронт в качестве летчика-истребителя и вносит свой вклад в победу. Герой претерпевает какие-то нравственные изменения за время своего пути. А у Ди Каприо ни нравственной, ни духовной эволюции не происходит. Он просто стал чуточку грустнее. Господи, да даже Анжелика де Пейрак, Маркиза ангелов, когда попала к индейцам, почерпнула у них какие-то идеи, философию к врагам. А мы просто смотрим три часа, как Ди Каприо куда-то идет. Вообще действия почти всех персонажей вызывают вопросы: почему с Глассом оставили именно Фитцджеральда, который больше всего ненавидел его? Фильм заканчивается, и ты выходишь из зала в растерянных чувствах: что, это все? Если бы в конце, когда Ди Каприо прошел весь этот путь и убил своего врага, индейцы наконец почувствовали в нем своего и забрали бы его с собой, и он ужился бы в этом дикарском племени, тогда это было бы интересно.

В.З.: Да на черта он им нужен.

А.Н.: А изменился бы он в реальности? Понятно, что это художественный прием, необходимый для развязки...

Л.Г.: В моей трактовке он не то что изменился бы, а почувствовал бы некоторое отречение от цивилизации и близость к коренным народам.

В.З.: Я фильм досмотрела ровно до того момента, когда он вернулся в лагерь, рассказал, что с ним произошло, и они вдвоем с капитаном отправились на поиски убийцы его сына. Все, на большее меня не хватило. Что дальше-то произошло?

А.Н.: Фитцджеральд убил капитана, а потом они схлестнулись с Глассом. Долго дрались у реки, ранили друг друга во все места, которые можно, и истекали кровью. В это время на противоположной стороне появилось племя, среди них — индейская девушка, которую Гласс спас от французов. В итоге герой Ди Каприо сбросил Фитцджеральда в реку, его выловили индейцы, перерезали ему горло и вновь пустили тело по реке.

Л.Г.: По моему, это был акт не милосердия, а наоборот — жестокости. Потому что у Фитцджеральда был наполовину снят скальп, и он очень боялся снова попасть в руки индейцев. Они его убили и дальше пошли, а Ди Каприо остался лежать на снегу окровавленный. И тут ему жена явилась. Я думала, боже мой, какое-то откровение, которое перевернет весь фильм! Но она ему поулыбалась, поманила за собой и пропала.

В.З.: А он умер после этого?

Л.Г.: По-моему, нет.

А.Н.: Этого не показали. Он просто лежит и смотрит в небо.

В.З.: Скорее всего, умер. Но это как в фильме «Начало»: упал волчок или не упал. По крайней мере, это бы объясняло видение с женой. Мне кажется, он исполнил свою миссию и там и слег. Ведь в чем фишка: сам фильм — это история про ходячего мертвеца. И это на самом деле так, потому что его путь мести начинается с того, как он вылезает из могилы. Похоже, что в этой могиле он и умер, а все, что происходит дальше — это уже его постсмертельное приключение, направленное исключительно на одно — совершить месть, после которой он может совершенно спокойно отойти в лучший мир к своим жене и сыну.

Л.Г.: У меня совершенно другие ощущения были при просмотре. Честно говоря, даже не было такой мысли. Я не согласна.

А.Н.: Если учитывать, что книга, на которой основан фильм, написана по реальным событиям, то Гласс в действительности на самом деле выжил. Хотя там и история была несколько иная.

В.З.: В том-то и дело. Да это и не важно, для меня он умер еще в самом начале. Если съемки ведутся не по оригинальному сценарию, то всегда берется какая-то фактологическая основа, а сверху, если это художественное кино, накладывается дополнительный смысл. В данном случае, мистический реализм, которого Иньярриту набрался, где только можно — начиная с Джармуша и заканчивая Тарковским, который тоже был в какой-то степени вдохновителем того же Джармуша.

А.Н.: Оператор Эммануэль Любецки, получивший, кстати, одну из упомянутых номинаций на «Оскар», вдохновлялся им явно. А вообще мне нравится эта теория. Она логично вписывается в историю Гласса, учитывая присутствие в ней индейцев, легенды которых, в общем-то, и легли в итоге в основу многих фэнтезийных элементов в современной массовой культуре. Все эти зомби, ходячие мертвецы, одержимые местью духи...

В.З.: Я, кстати, читала рецензию, кажется, на «Сеансе», где автор тоже говорил о том, что самое ценное, что есть в этом фильме — это операторская работа. Все эти задумчивые панорамы минут на пять...

А.Н.: Вот тебе три часа и набежало.

В.З.: Конечно. Ну и якобы у него все кадры выстроены, как пейзажные снимки в его же «Инстаграме».

А.Н: Кстати, снимает откуда-то снизу, стелется по земле. Это интересно и непривычно в кино смотрится.

В.З.: Именно. Ну и там действительно очень много Тарковского. Кто-то даже смонтировал и выложил на YouTube ролик — сравнительный анализ кадров из «Выжившего» и нескольких фильмов Тарковского. Вот кадр в этом фильме, вот кадр в другом — и они практически идентичны.

Очень многие режиссеры на Западе, которые снимают авторское, альтернативное кино, отрываются по Тарковскому. Но как вы говорили, в «Выжившем» нет развития героя, а у Тарковского оно, хоть и скрытое, есть, несмотря на его задумчивые панорамы: съемки травы, съемки воды, съемки героя, который просто лежит — этот прекрасный профиль Кайдановского в «Сталкере». В «Выжившем» как раз многое из «Сталкера» взято: у них тоже путь, задача, хоть достаточно призрачная, и тоже весьма странно все заканчивается, не так, как в книге. Но это Тарковский — у него своя философия, и люди, которые его любят, ее понимают. Я не до конца понимаю, и, по всей видимости, Иньярриту тоже не до конца понимает, хотя ему и нравится, как у него выстроены кадры, и он стремится к этому же. Может быть, он считает, что этого достаточно. Но нет. А у Джармуша очень и очень похож фильм «Мертвец» с Джонни Деппом. Именно по сюжету: тоже путь, тоже месть и тоже как бы мертвец. Он почти так же плывет по реке в лодке, выстланной хвоей, — показательный индейский мотив отхождения в мир иной. И тело Фитцджеральда, которое плывет по реке, здесь вполне встраивается в эту парадигму.

Л.Г.: Ты имеешь в виду то архетипическое, где река всегда была чем-то отделяющим явь от нави и где был мистический лес загробной жизни, куда пытались попасть герои.

В.З.: Да, то есть Иньярриту похватал со всех кустов понемножку, и, возможно, есть что-то еще, чего я не увидела.

Л.Г.: Я все равно очень расстроена, как мало индейцы повлияли на смысловую картину фильма. Они, конечно, добавили колорита, подняли некоторые социальные аспекты колонизации, но никак не повлияли на восприятие.

В.З.: Может быть, Иньярриту и не ставил себе такой задачи. Одно дело «Последний из могикан» и другое дело «Выживший».

А.Н.: Значит, фишка в другом — в преодолении физической боли, обстоятельств ради правосудия. Очень сильная сцена убийства сына была — как бушевали эмоции на лице обездвиженного Ди Каприо. Может быть, это не самая яркая его роль, но достойного противника в борьбе за «Оскар» в шорт-листе премии я не вижу. А что касается озарения и трансформации личности по сюжету, то какую иную философию он должен был почерпнуть у индейцев, где древние законы гласят: око за око, зуб за зуб?

В.З.: А мне очень понравилась сцена с лошадью. Это был просто шикарнейший эпизод, один из лучших во всем фильме: Гласс вылезает из нее утром, солнце светит на него через ветви — с визуальной точки зрения классно поставленный кадр. Лошадь — уже замерзший труп, и он лезет из ее живота голый, в крови, и это была потрясающая сцена. Некое перерождение. Я именно после нее утвердилась в мысли о том, что он мертвец.

А.Н.: Я так понимаю, всем чего-то не хватило в этом фильме? Да. А может и хорошо, что остаются какие-то вопросы, есть какая-то неопределенность, растерянность. Мне кажется, Иньярриту этого и добивался — хотел произвести впечатление на зрителя. И ему-таки это удалось. Люди, задумчиво выходящие в полной тишине из кинозала, — достаточно нетипичное зрелище. Что говорить, если даже ряд киноакадемиков был шокирован фильмом и называл его чрезмерно жестоким. Уходили посреди показа и, тем не менее, отметили кино таким количеством номинаций. Но, в отличие от Ди Каприо, у «Выжившего» есть достойные конкуренты за звание лучшего фильма — например, «Шпионский мост» Стивена Спилберга или «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. В общем, это будет интересная схватка, в том числе и среди постановщиков. 28 февраля узнаем, кто выйдет из нее победителем и будет ли это Гласс на этот раз.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Прайм
что за глупости? какое перерождение героя? как можно быть настолько наивной, что в любом сюжете ждать "прозрения" и "духовного роста" героя? смысл вообще не в том. хватит в сказки верить и везде стараться примерить свои девчачьи идеалы, уважаемые "эксперты" в области кинематографа.
29 февраля, 12:02 | Ответить
Тайм
Потому что нужна же какая-то осмысленность!
29 февраля, 16:25 | Ответить
Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.

Пять курсов, полезных для карьеры

Пять курсов, полезных для карьеры

Новые навыки и знания помогают не только в поиске работы, но и дают возможность стать еще более ценным специалистом. Хотим поделиться с вами полезными онлайн-курсами «Академии» HeadHunter для разных ...