Класс

Класс

27 февраля 2016 11.53Обзоры

«Оскар-2016»: «Выживший», спасибо, но живой ли?

Накануне вручения главной голливудской кинопремии наша редакция собралась, чтобы еще раз обсудить один из самых ярких фильмов ушедшего года и составить свой прогноз. Осторожно, впереди много спойлеров.

«Оскар-2016»: «Выживший», спасибо, но живой ли?

Фото: kinopoisk.ru

Агния Николаева: В преддверии вручения премии американских киноакадемиков предлагаю обсудить фильм «Выживший» оскароносного режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Этот вестерн-триллер он снял по сценарию, основанному на одноименном романе Майкла Панке. Тот, в свою очередь, частично описывает реальную историю из жизни охотника Хью Гласса, который чудом выжил зимой в тайге после схватки с медведем. Кстати, о Панке: автор романа, политконсультант и аналитик, сейчас является послом США во Всемирной торговой организации и никак не может комментировать фильм. А он между тем представлен в рекордных 12 номинациях на премию «Оскар-2016». В том числе и на лучшую мужскую роль, где на статуэтку претендует Леонардо Ди Каприо. Аудиторию, судя по сборам и отзывам в интернете, фильм покорил.

Любовь Громова: Лично я почувствовала себя обманутой. Я смотрела фильм и думала, что что-то особенное произойдет. Я надеялась, что испытания, которые вынес герой Ди Каприо и выжил, приведут его к какой-то новой жизненной философии. Не зря же была та сумасшедше красивая сцена видения, в котором жена его героя нависла над ним. Я думала, что сейчас ему что-то придет в голову, наступит какое-то просветление. А в итоге в фильме лишь куча красивых сцен о том, как хорошо в мокрой шубе завалиться в сугроб, выползая из речки, а из актерской игры одно суровое выражение лица. Не может же быть, что я три часа смотрела фильм о том, как человек идет мстить за своего сына, убивает злодея и все?

А.Н.: Ну как все. Он для тебя успел в лошади переночевать, успел поесть сырой печени буйвола... Лично я не могла оторваться от экрана.

Л.Г.: Все эти бантики, которые вокруг сюжета понакручены, они очень круто смотрятся. Но не может же смертью врага все закончится! Я была готова к тому, что Гласс сам умрет в конце, или они с Фитцджеральдом, которого играет Том Харди, убьют друг друга, или что главному герою придет какое-то откровение и он оставит мысли о мести. Но этого не произошло. Если он просто отомстил, то можно было из этого сюжета сделать что-то покороче. Зачем вся эта растянутость? Просто в этом фильме много всего заложено. Обычно в хорошем сюжете, когда какие-то обстоятельства на героя давят, а он им противостоит, это выявляет его внутреннюю самость или показывает нам его трансформацию.

Варвара Захарова: Ну понятно, должно быть какое-то развитие личности.

Л.Г.: Если бы это все закончилось каким-то духовным перерождением героя, как-то на него повлияло, тогда да. За три часа личность героя не претерпела никаких изменений. Он лишь преодолевает дикую боль, чтобы выжить и отомстить. Помните, была такая «Повесть о настоящем человеке». Хорошая советская книжица о летчике, который потерпел крушение и с переломанными ногами по тайге к своим ползет. После в госпитале ноги ему ампутируют, но он все-таки преодолевает боль, возвращается на фронт в качестве летчика-истребителя и вносит свой вклад в победу. Герой претерпевает какие-то нравственные изменения за время своего пути. А у Ди Каприо ни нравственной, ни духовной эволюции не происходит. Он просто стал чуточку грустнее. Господи, да даже Анжелика де Пейрак, Маркиза ангелов, когда попала к индейцам, почерпнула у них какие-то идеи, философию к врагам. А мы просто смотрим три часа, как Ди Каприо куда-то идет. Вообще действия почти всех персонажей вызывают вопросы: почему с Глассом оставили именно Фитцджеральда, который больше всего ненавидел его? Фильм заканчивается, и ты выходишь из зала в растерянных чувствах: что, это все? Если бы в конце, когда Ди Каприо прошел весь этот путь и убил своего врага, индейцы наконец почувствовали в нем своего и забрали бы его с собой, и он ужился бы в этом дикарском племени, тогда это было бы интересно.

В.З.: Да на черта он им нужен.

А.Н.: А изменился бы он в реальности? Понятно, что это художественный прием, необходимый для развязки...

Л.Г.: В моей трактовке он не то что изменился бы, а почувствовал бы некоторое отречение от цивилизации и близость к коренным народам.

В.З.: Я фильм досмотрела ровно до того момента, когда он вернулся в лагерь, рассказал, что с ним произошло, и они вдвоем с капитаном отправились на поиски убийцы его сына. Все, на большее меня не хватило. Что дальше-то произошло?

А.Н.: Фитцджеральд убил капитана, а потом они схлестнулись с Глассом. Долго дрались у реки, ранили друг друга во все места, которые можно, и истекали кровью. В это время на противоположной стороне появилось племя, среди них — индейская девушка, которую Гласс спас от французов. В итоге герой Ди Каприо сбросил Фитцджеральда в реку, его выловили индейцы, перерезали ему горло и вновь пустили тело по реке.

Л.Г.: По моему, это был акт не милосердия, а наоборот — жестокости. Потому что у Фитцджеральда был наполовину снят скальп, и он очень боялся снова попасть в руки индейцев. Они его убили и дальше пошли, а Ди Каприо остался лежать на снегу окровавленный. И тут ему жена явилась. Я думала, боже мой, какое-то откровение, которое перевернет весь фильм! Но она ему поулыбалась, поманила за собой и пропала.

В.З.: А он умер после этого?

Л.Г.: По-моему, нет.

А.Н.: Этого не показали. Он просто лежит и смотрит в небо.

В.З.: Скорее всего, умер. Но это как в фильме «Начало»: упал волчок или не упал. По крайней мере, это бы объясняло видение с женой. Мне кажется, он исполнил свою миссию и там и слег. Ведь в чем фишка: сам фильм — это история про ходячего мертвеца. И это на самом деле так, потому что его путь мести начинается с того, как он вылезает из могилы. Похоже, что в этой могиле он и умер, а все, что происходит дальше — это уже его постсмертельное приключение, направленное исключительно на одно — совершить месть, после которой он может совершенно спокойно отойти в лучший мир к своим жене и сыну.

Л.Г.: У меня совершенно другие ощущения были при просмотре. Честно говоря, даже не было такой мысли. Я не согласна.

А.Н.: Если учитывать, что книга, на которой основан фильм, написана по реальным событиям, то Гласс в действительности на самом деле выжил. Хотя там и история была несколько иная.

В.З.: В том-то и дело. Да это и не важно, для меня он умер еще в самом начале. Если съемки ведутся не по оригинальному сценарию, то всегда берется какая-то фактологическая основа, а сверху, если это художественное кино, накладывается дополнительный смысл. В данном случае, мистический реализм, которого Иньярриту набрался, где только можно — начиная с Джармуша и заканчивая Тарковским, который тоже был в какой-то степени вдохновителем того же Джармуша.

А.Н.: Оператор Эммануэль Любецки, получивший, кстати, одну из упомянутых номинаций на «Оскар», вдохновлялся им явно. А вообще мне нравится эта теория. Она логично вписывается в историю Гласса, учитывая присутствие в ней индейцев, легенды которых, в общем-то, и легли в итоге в основу многих фэнтезийных элементов в современной массовой культуре. Все эти зомби, ходячие мертвецы, одержимые местью духи...

В.З.: Я, кстати, читала рецензию, кажется, на «Сеансе», где автор тоже говорил о том, что самое ценное, что есть в этом фильме — это операторская работа. Все эти задумчивые панорамы минут на пять...

А.Н.: Вот тебе три часа и набежало.

В.З.: Конечно. Ну и якобы у него все кадры выстроены, как пейзажные снимки в его же «Инстаграме».

А.Н: Кстати, снимает откуда-то снизу, стелется по земле. Это интересно и непривычно в кино смотрится.

В.З.: Именно. Ну и там действительно очень много Тарковского. Кто-то даже смонтировал и выложил на YouTube ролик — сравнительный анализ кадров из «Выжившего» и нескольких фильмов Тарковского. Вот кадр в этом фильме, вот кадр в другом — и они практически идентичны.

Очень многие режиссеры на Западе, которые снимают авторское, альтернативное кино, отрываются по Тарковскому. Но как вы говорили, в «Выжившем» нет развития героя, а у Тарковского оно, хоть и скрытое, есть, несмотря на его задумчивые панорамы: съемки травы, съемки воды, съемки героя, который просто лежит — этот прекрасный профиль Кайдановского в «Сталкере». В «Выжившем» как раз многое из «Сталкера» взято: у них тоже путь, задача, хоть достаточно призрачная, и тоже весьма странно все заканчивается, не так, как в книге. Но это Тарковский — у него своя философия, и люди, которые его любят, ее понимают. Я не до конца понимаю, и, по всей видимости, Иньярриту тоже не до конца понимает, хотя ему и нравится, как у него выстроены кадры, и он стремится к этому же. Может быть, он считает, что этого достаточно. Но нет. А у Джармуша очень и очень похож фильм «Мертвец» с Джонни Деппом. Именно по сюжету: тоже путь, тоже месть и тоже как бы мертвец. Он почти так же плывет по реке в лодке, выстланной хвоей, — показательный индейский мотив отхождения в мир иной. И тело Фитцджеральда, которое плывет по реке, здесь вполне встраивается в эту парадигму.

Л.Г.: Ты имеешь в виду то архетипическое, где река всегда была чем-то отделяющим явь от нави и где был мистический лес загробной жизни, куда пытались попасть герои.

В.З.: Да, то есть Иньярриту похватал со всех кустов понемножку, и, возможно, есть что-то еще, чего я не увидела.

Л.Г.: Я все равно очень расстроена, как мало индейцы повлияли на смысловую картину фильма. Они, конечно, добавили колорита, подняли некоторые социальные аспекты колонизации, но никак не повлияли на восприятие.

В.З.: Может быть, Иньярриту и не ставил себе такой задачи. Одно дело «Последний из могикан» и другое дело «Выживший».

А.Н.: Значит, фишка в другом — в преодолении физической боли, обстоятельств ради правосудия. Очень сильная сцена убийства сына была — как бушевали эмоции на лице обездвиженного Ди Каприо. Может быть, это не самая яркая его роль, но достойного противника в борьбе за «Оскар» в шорт-листе премии я не вижу. А что касается озарения и трансформации личности по сюжету, то какую иную философию он должен был почерпнуть у индейцев, где древние законы гласят: око за око, зуб за зуб?

В.З.: А мне очень понравилась сцена с лошадью. Это был просто шикарнейший эпизод, один из лучших во всем фильме: Гласс вылезает из нее утром, солнце светит на него через ветви — с визуальной точки зрения классно поставленный кадр. Лошадь — уже замерзший труп, и он лезет из ее живота голый, в крови, и это была потрясающая сцена. Некое перерождение. Я именно после нее утвердилась в мысли о том, что он мертвец.

А.Н.: Я так понимаю, всем чего-то не хватило в этом фильме? Да. А может и хорошо, что остаются какие-то вопросы, есть какая-то неопределенность, растерянность. Мне кажется, Иньярриту этого и добивался — хотел произвести впечатление на зрителя. И ему-таки это удалось. Люди, задумчиво выходящие в полной тишине из кинозала, — достаточно нетипичное зрелище. Что говорить, если даже ряд киноакадемиков был шокирован фильмом и называл его чрезмерно жестоким. Уходили посреди показа и, тем не менее, отметили кино таким количеством номинаций. Но, в отличие от Ди Каприо, у «Выжившего» есть достойные конкуренты за звание лучшего фильма — например, «Шпионский мост» Стивена Спилберга или «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. В общем, это будет интересная схватка, в том числе и среди постановщиков. 28 февраля узнаем, кто выйдет из нее победителем и будет ли это Гласс на этот раз.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Прайм
что за глупости? какое перерождение героя? как можно быть настолько наивной, что в любом сюжете ждать "прозрения" и "духовного роста" героя? смысл вообще не в том. хватит в сказки верить и везде стараться примерить свои девчачьи идеалы, уважаемые "эксперты" в области кинематографа.
29 февраля, 12:02 | Ответить
Тайм
Потому что нужна же какая-то осмысленность!
29 февраля, 16:25 | Ответить
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.