«Оскар-2016»: «Выживший», спасибо, но живой ли?

Накануне вручения главной голливудской кинопремии наша редакция собралась, чтобы еще раз обсудить один из самых ярких фильмов ушедшего года и составить свой прогноз. Осторожно, впереди много спойлеров.

«Оскар-2016»: «Выживший», спасибо, но живой ли?

Фото: kinopoisk.ru

Агния Николаева: В преддверии вручения премии американских киноакадемиков предлагаю обсудить фильм «Выживший» оскароносного режиссера Алехандро Гонсалеса Иньярриту. Этот вестерн-триллер он снял по сценарию, основанному на одноименном романе Майкла Панке. Тот, в свою очередь, частично описывает реальную историю из жизни охотника Хью Гласса, который чудом выжил зимой в тайге после схватки с медведем. Кстати, о Панке: автор романа, политконсультант и аналитик, сейчас является послом США во Всемирной торговой организации и никак не может комментировать фильм. А он между тем представлен в рекордных 12 номинациях на премию «Оскар-2016». В том числе и на лучшую мужскую роль, где на статуэтку претендует Леонардо Ди Каприо. Аудиторию, судя по сборам и отзывам в интернете, фильм покорил.

Любовь Громова: Лично я почувствовала себя обманутой. Я смотрела фильм и думала, что что-то особенное произойдет. Я надеялась, что испытания, которые вынес герой Ди Каприо и выжил, приведут его к какой-то новой жизненной философии. Не зря же была та сумасшедше красивая сцена видения, в котором жена его героя нависла над ним. Я думала, что сейчас ему что-то придет в голову, наступит какое-то просветление. А в итоге в фильме лишь куча красивых сцен о том, как хорошо в мокрой шубе завалиться в сугроб, выползая из речки, а из актерской игры одно суровое выражение лица. Не может же быть, что я три часа смотрела фильм о том, как человек идет мстить за своего сына, убивает злодея и все?

А.Н.: Ну как все. Он для тебя успел в лошади переночевать, успел поесть сырой печени буйвола... Лично я не могла оторваться от экрана.

Л.Г.: Все эти бантики, которые вокруг сюжета понакручены, они очень круто смотрятся. Но не может же смертью врага все закончится! Я была готова к тому, что Гласс сам умрет в конце, или они с Фитцджеральдом, которого играет Том Харди, убьют друг друга, или что главному герою придет какое-то откровение и он оставит мысли о мести. Но этого не произошло. Если он просто отомстил, то можно было из этого сюжета сделать что-то покороче. Зачем вся эта растянутость? Просто в этом фильме много всего заложено. Обычно в хорошем сюжете, когда какие-то обстоятельства на героя давят, а он им противостоит, это выявляет его внутреннюю самость или показывает нам его трансформацию.

Варвара Захарова: Ну понятно, должно быть какое-то развитие личности.

Л.Г.: Если бы это все закончилось каким-то духовным перерождением героя, как-то на него повлияло, тогда да. За три часа личность героя не претерпела никаких изменений. Он лишь преодолевает дикую боль, чтобы выжить и отомстить. Помните, была такая «Повесть о настоящем человеке». Хорошая советская книжица о летчике, который потерпел крушение и с переломанными ногами по тайге к своим ползет. После в госпитале ноги ему ампутируют, но он все-таки преодолевает боль, возвращается на фронт в качестве летчика-истребителя и вносит свой вклад в победу. Герой претерпевает какие-то нравственные изменения за время своего пути. А у Ди Каприо ни нравственной, ни духовной эволюции не происходит. Он просто стал чуточку грустнее. Господи, да даже Анжелика де Пейрак, Маркиза ангелов, когда попала к индейцам, почерпнула у них какие-то идеи, философию к врагам. А мы просто смотрим три часа, как Ди Каприо куда-то идет. Вообще действия почти всех персонажей вызывают вопросы: почему с Глассом оставили именно Фитцджеральда, который больше всего ненавидел его? Фильм заканчивается, и ты выходишь из зала в растерянных чувствах: что, это все? Если бы в конце, когда Ди Каприо прошел весь этот путь и убил своего врага, индейцы наконец почувствовали в нем своего и забрали бы его с собой, и он ужился бы в этом дикарском племени, тогда это было бы интересно.

В.З.: Да на черта он им нужен.

А.Н.: А изменился бы он в реальности? Понятно, что это художественный прием, необходимый для развязки...

Л.Г.: В моей трактовке он не то что изменился бы, а почувствовал бы некоторое отречение от цивилизации и близость к коренным народам.

В.З.: Я фильм досмотрела ровно до того момента, когда он вернулся в лагерь, рассказал, что с ним произошло, и они вдвоем с капитаном отправились на поиски убийцы его сына. Все, на большее меня не хватило. Что дальше-то произошло?

А.Н.: Фитцджеральд убил капитана, а потом они схлестнулись с Глассом. Долго дрались у реки, ранили друг друга во все места, которые можно, и истекали кровью. В это время на противоположной стороне появилось племя, среди них — индейская девушка, которую Гласс спас от французов. В итоге герой Ди Каприо сбросил Фитцджеральда в реку, его выловили индейцы, перерезали ему горло и вновь пустили тело по реке.

Л.Г.: По моему, это был акт не милосердия, а наоборот — жестокости. Потому что у Фитцджеральда был наполовину снят скальп, и он очень боялся снова попасть в руки индейцев. Они его убили и дальше пошли, а Ди Каприо остался лежать на снегу окровавленный. И тут ему жена явилась. Я думала, боже мой, какое-то откровение, которое перевернет весь фильм! Но она ему поулыбалась, поманила за собой и пропала.

В.З.: А он умер после этого?

Л.Г.: По-моему, нет.

А.Н.: Этого не показали. Он просто лежит и смотрит в небо.

В.З.: Скорее всего, умер. Но это как в фильме «Начало»: упал волчок или не упал. По крайней мере, это бы объясняло видение с женой. Мне кажется, он исполнил свою миссию и там и слег. Ведь в чем фишка: сам фильм — это история про ходячего мертвеца. И это на самом деле так, потому что его путь мести начинается с того, как он вылезает из могилы. Похоже, что в этой могиле он и умер, а все, что происходит дальше — это уже его постсмертельное приключение, направленное исключительно на одно — совершить месть, после которой он может совершенно спокойно отойти в лучший мир к своим жене и сыну.

Л.Г.: У меня совершенно другие ощущения были при просмотре. Честно говоря, даже не было такой мысли. Я не согласна.

А.Н.: Если учитывать, что книга, на которой основан фильм, написана по реальным событиям, то Гласс в действительности на самом деле выжил. Хотя там и история была несколько иная.

В.З.: В том-то и дело. Да это и не важно, для меня он умер еще в самом начале. Если съемки ведутся не по оригинальному сценарию, то всегда берется какая-то фактологическая основа, а сверху, если это художественное кино, накладывается дополнительный смысл. В данном случае, мистический реализм, которого Иньярриту набрался, где только можно — начиная с Джармуша и заканчивая Тарковским, который тоже был в какой-то степени вдохновителем того же Джармуша.

А.Н.: Оператор Эммануэль Любецки, получивший, кстати, одну из упомянутых номинаций на «Оскар», вдохновлялся им явно. А вообще мне нравится эта теория. Она логично вписывается в историю Гласса, учитывая присутствие в ней индейцев, легенды которых, в общем-то, и легли в итоге в основу многих фэнтезийных элементов в современной массовой культуре. Все эти зомби, ходячие мертвецы, одержимые местью духи...

В.З.: Я, кстати, читала рецензию, кажется, на «Сеансе», где автор тоже говорил о том, что самое ценное, что есть в этом фильме — это операторская работа. Все эти задумчивые панорамы минут на пять...

А.Н.: Вот тебе три часа и набежало.

В.З.: Конечно. Ну и якобы у него все кадры выстроены, как пейзажные снимки в его же «Инстаграме».

А.Н: Кстати, снимает откуда-то снизу, стелется по земле. Это интересно и непривычно в кино смотрится.

В.З.: Именно. Ну и там действительно очень много Тарковского. Кто-то даже смонтировал и выложил на YouTube ролик — сравнительный анализ кадров из «Выжившего» и нескольких фильмов Тарковского. Вот кадр в этом фильме, вот кадр в другом — и они практически идентичны.

Очень многие режиссеры на Западе, которые снимают авторское, альтернативное кино, отрываются по Тарковскому. Но как вы говорили, в «Выжившем» нет развития героя, а у Тарковского оно, хоть и скрытое, есть, несмотря на его задумчивые панорамы: съемки травы, съемки воды, съемки героя, который просто лежит — этот прекрасный профиль Кайдановского в «Сталкере». В «Выжившем» как раз многое из «Сталкера» взято: у них тоже путь, задача, хоть достаточно призрачная, и тоже весьма странно все заканчивается, не так, как в книге. Но это Тарковский — у него своя философия, и люди, которые его любят, ее понимают. Я не до конца понимаю, и, по всей видимости, Иньярриту тоже не до конца понимает, хотя ему и нравится, как у него выстроены кадры, и он стремится к этому же. Может быть, он считает, что этого достаточно. Но нет. А у Джармуша очень и очень похож фильм «Мертвец» с Джонни Деппом. Именно по сюжету: тоже путь, тоже месть и тоже как бы мертвец. Он почти так же плывет по реке в лодке, выстланной хвоей, — показательный индейский мотив отхождения в мир иной. И тело Фитцджеральда, которое плывет по реке, здесь вполне встраивается в эту парадигму.

Л.Г.: Ты имеешь в виду то архетипическое, где река всегда была чем-то отделяющим явь от нави и где был мистический лес загробной жизни, куда пытались попасть герои.

В.З.: Да, то есть Иньярриту похватал со всех кустов понемножку, и, возможно, есть что-то еще, чего я не увидела.

Л.Г.: Я все равно очень расстроена, как мало индейцы повлияли на смысловую картину фильма. Они, конечно, добавили колорита, подняли некоторые социальные аспекты колонизации, но никак не повлияли на восприятие.

В.З.: Может быть, Иньярриту и не ставил себе такой задачи. Одно дело «Последний из могикан» и другое дело «Выживший».

А.Н.: Значит, фишка в другом — в преодолении физической боли, обстоятельств ради правосудия. Очень сильная сцена убийства сына была — как бушевали эмоции на лице обездвиженного Ди Каприо. Может быть, это не самая яркая его роль, но достойного противника в борьбе за «Оскар» в шорт-листе премии я не вижу. А что касается озарения и трансформации личности по сюжету, то какую иную философию он должен был почерпнуть у индейцев, где древние законы гласят: око за око, зуб за зуб?

В.З.: А мне очень понравилась сцена с лошадью. Это был просто шикарнейший эпизод, один из лучших во всем фильме: Гласс вылезает из нее утром, солнце светит на него через ветви — с визуальной точки зрения классно поставленный кадр. Лошадь — уже замерзший труп, и он лезет из ее живота голый, в крови, и это была потрясающая сцена. Некое перерождение. Я именно после нее утвердилась в мысли о том, что он мертвец.

А.Н.: Я так понимаю, всем чего-то не хватило в этом фильме? Да. А может и хорошо, что остаются какие-то вопросы, есть какая-то неопределенность, растерянность. Мне кажется, Иньярриту этого и добивался — хотел произвести впечатление на зрителя. И ему-таки это удалось. Люди, задумчиво выходящие в полной тишине из кинозала, — достаточно нетипичное зрелище. Что говорить, если даже ряд киноакадемиков был шокирован фильмом и называл его чрезмерно жестоким. Уходили посреди показа и, тем не менее, отметили кино таким количеством номинаций. Но, в отличие от Ди Каприо, у «Выжившего» есть достойные конкуренты за звание лучшего фильма — например, «Шпионский мост» Стивена Спилберга или «Безумный Макс: Дорога ярости» Джорджа Миллера. В общем, это будет интересная схватка, в том числе и среди постановщиков. 28 февраля узнаем, кто выйдет из нее победителем и будет ли это Гласс на этот раз.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 2):

Прайм
что за глупости? какое перерождение героя? как можно быть настолько наивной, что в любом сюжете ждать "прозрения" и "духовного роста" героя? смысл вообще не в том. хватит в сказки верить и везде стараться примерить свои девчачьи идеалы, уважаемые "эксперты" в области кинематографа.
29 февраля, 12:02 | Ответить
Тайм
Потому что нужна же какая-то осмысленность!
29 февраля, 16:25 | Ответить
Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

Где омичам погулять в Новый год: карта праздничных мероприятий

«Новый Омск» выяснил, где горожанам можно отметить главный праздник.

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Художница-портретист Катерина Балинская: «Вдохновение всегда в людях, смотрю на их лица и слушаю их голоса»

Создатель паблика СTHRN и художница-портретист Катерина Балинская рассказала «Классу» о своем творчестве и отношении к современному искусству.

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Режиссер, снявший «28 панфиловцев»: «Как так, что человек из Омска будет снимать большое кино. Это возможно?»

Сегодня в прокат выходит новый фильм о войне. Режиссером кинокартины стал омич Ким Дружинин (совместно с Андреем Шальопа). Премьера на больших экранах совпала с 32-м днем рождения кинематографиста-земляка, но сам ...

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Омичи, которые смогли: топ-10 «засветившихся» на телеэкране

Вспоминаем самые яркие выступления наших земляков, которые попали в эфир федеральных каналов и добавили к образу любимого города несколько незабываемых штрихов.

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Киркоров, Леннон, Кобейн и другие известные плагиатчики

Пять фактов о неосознанном музыкальном плагиате, вошедших в историю.

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Артем Клименко, бас-гитарист «АлоэВера»: «В личку Вере шлют гениталии. А все, что помимо, — может быть использовано для песни»

Музыканты группы «АлоэВера» рассказали «Классу» о ценителях винила, самой популярной песне и ненависти к собственным клипам.

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

По примеру премьера: Топ-10 зеркал для фото в Омске

«Класс» пробежался по инстаграмам омичей и выяснил, какое оно — омское зазеркалье.

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Ноябрьнуло: в Омске прошел III фестиваль современного искусства

Лофт, самокаты и баблы. О том, каким был ежегодный фестиваль «НОЯБРЬ», — в нашем репортаже.

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)Фото

Ой, мамочки: женщины, давшие жизнь известным омичам (ФОТО)

По случаю Дня матери мы узнали, о чем грустят и смеются мамы губернатора Виктора Назарова, предпринимательницы Екатерины Вахрушевой, дизайнера Анны Долганевой, ресторатора Юрия Чащина и других успешных людей.

Маме привет от «Нового Омска» (фото)Фото

Маме привет от «Нового Омска» (фото)

Раз в году, в День матери, корреспонденты «Нового Омска» воспользовались служебным положением и передали привет своим мамам через сайт. Ведь в погоне за лидерством мы не всегда уделяем им должное ...

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО) Видео

Чем бы дяди ни тешились: новогодние корпоративы в Госдуме (ВИДЕО)

«Новый Омск» посмотрел, как проходили капустники в зале заседаний, и оценил таланты депутатов Госдумы РФ.

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Вечность» с политиком и многодетной мамой Алесей Григорьевой

«Я бы запретила его показывать, написала бы: «Беременным вход строго воспрещен». После фильма хочется уйти в монастырь»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Пять лет альтернативы: 15 громких имен в музыкальной хронологии омской «Ракеты»

Лучшие независимые музыкальные проекты, ротирующиеся в эфире омского некоммерческого интернет-радио. Все, что вы могли пропустит за пять лет вещания.

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

В Омске пройдет фестиваль «Ноябрь»

Рассказываем, где, когда и что можно будет посмотреть.

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

На пути к Маслякову: финалисты омской средней лиги — о первых шагах в КВН

«Класс» узнал, с чего сегодня начинается путь из Омска на Первый канал.