Деловой Омск

Деловой Омск

07 марта 2016 08.54Спецпроекты

Бренд стоит денег: история стартапа

Учредитель местного представительства федеральной компании «БизБренд» Александра Пугачева утверждает, что в Омске бизнес по регистрации товарных знаков практически не развивался. Хотя потенциальный объем рынка впечатляет: лишь 5% производителей различной продукции и услуг в стране зарегистрировались в Роспатенте.

Бренд стоит денег: история стартапа

Александр Румянцев

Остальные рискуют столкнуться с неприятностями, ведь используют имя, которое у них могут в любой момент отнять или отсудить за неплохую сумму более предприимчивые коллеги.

«Наша задача защитить местных предпринимателей в первую очередь от нападок из других регионов. Если производитель работает без официальной регистрации своего товарного знака, то об этом могут узнать заинтересованные юристы. Они первыми обращаются в Роспатент и закрепляют товарный знак за собой. Дальше либо продают незадачливому бизнесмену его же имя, либо идут с иском в суд. Причем истцы нередко требуют астрономические суммы компенсации в несколько миллионов рублей», — говорит Александра Пугачева.

По статистике 7% вложенных денег в рекламу оседают на стоимости товарного знака. Его узнаваемость растет, и бренд дорожает.

Проверка пригодности

Создавать бизнес с нуля не пришлось. На российском рынке достаточно успешно существует компания «БизБренд», и Александра Пугачева купила франшизу. Головное предприятие находится в Казани и напрямую имеет договор с Роспатентом. Был взят кредит в размере 600-700 тыс. рублей. Деньги пошли на аренду помещения, приобретение франшизы, покупку компьютеров и зарплату сотрудникам. Едва ли стоило ожидать прибыли с первых дней работы, а значит, нужно было обеспечить стабильное существование.

«На наше предложение откликаются только 5-6% предпринимателей. В том же Израиле только 5-6% компаний не зарегистрированы. К таким цифрам и нужно стремиться. Приходится убеждать предпринимателей, которые раньше не задумывались о подобных проблемах. К тому же на дворе кризис, не все готовы нести дополнительные расходы», — говорит учредитель.

Директор компании Ярослав Хрисанфов говорит, «если собеседнику интересно предложение, то компания проводит оценку патентопригодности того или иного товарного знака — можно ли зарегистрировать бренд сразу или нужно его доработать».

Александра Пугачева уверена, что грамотный товарный знак способствует развитию бизнеса.

«Самое сложное — объяснить предпринимателю, что, оформляя документы, он не тратит деньги, а вкладывает их в свой проект. Как в рекламу. По статистике 7% вложенных денег в рекламу оседают на стоимости товарного знака. Его узнаваемость растет, и бренд дорожает».

Субсидия на регистрацию

Чтобы донести пользу регистрации в Роспатенте до большей части омских бизнесменов, учредители омского представительства «БизБренда» сотрудничают с общественными организациями и органами власти. В частности, Ярослав Хрисанфов является некоммерческим консультантом по вопросам авторского права и регистрации товарных знаков в городском центре поддержки предпринимателей, а Александра Пугачева состоит в областном Союзе предпринимателей. Были учредители проекта и на приеме у министра экономики Омской области.

«Мы еще летом прошлого года встретились с Оксаной Фадиной, чтобы рассказать, чем занимаемся. Она положительно оценила наш проект и предложила помощь. В частности, в рамках программ поддержки бизнеса из областного бюджета можно предусмотреть субсидирование части затрат предпринимателя, обратившегося за регистрацией товарного знака. Мы понимаем, что у региона есть определенные проблемы, и не стали активировать предложения, которые были озвучены. Когда настанут более спокойные времена, можно будет вернуться к этому варианту», — объясняет владелица бизнеса.

Ничего, кроме бренда

Проверку патентопригодности и доработку бренда берут на себя коллеги из Казани, по большому счету омская компания оказывает консультационные услуги и сопровождает сделку до момента выдачи свидетельства из Роспатента. Бюрократический механизм оформления в государственной структуре длительный — тянется 18 месяцев. Бренд или товарный знак может нуждаться в доработке по многим основаниям. Есть определенные слова, которые нельзя защитить патентом: упоминание регионов, госструктур, термины — «магазин», «склад», имена собственные. Если к примеру, в компанию обратится владелец магазина «Сантехника», то компании придется поработать над товарным знаком. Слово «сантехника» — это лишь указание вида деятельности, зато бренд «Сантехника от Степаныча» — уже вполне регистрируемое словосочетание. Средняя регистрация товарного знака может обойтись в сумму от 35 до 60 тыс. рублей, плюс госпошлина от Роспатента в размере 30 тыс. рублей. Нижняя граница предусмотрена для тех брендов, которые можно регистрировать без доработки, верхняя — если заказчик обратился с просьбой создать торговую марку с нуля.

3% омских предпринимателей зрегистрировали свои товарные знаки.

«Зарегистрированный бренд можно сравнить с ценными бумагами. Люди зачастую не понимают, как этим инструментом пользоваться и как на этом зарабатывать. А ведь торговая марка — очень капиталоемкий продукт. Есть живой пример: была в Омске сеть фитнес-клубов «Адреналин», так к владельцу бизнеса приехали предприниматели из Москвы с просьбой продать само слово «адреналин». Цена вопроса — 600 тыс. рублей. Свои клубы учредитель переименовал, причем используя похожее словосочетание, не потеряв в узнаваемости, и получил неплохой бонус», — рассказывает Ярослав Хрисанфов.

По мнению Александры Пугачевой, оценка стоимости товарного знака может представить объективное понимание о параметрах того или иного бизнеса.

«Есть шикарный пример: одна известная алкогольная компания, которая активно рекламирует свою продукцию, на балансе имеет лишь офис. У них нет ни одного завода, ни одного грузовика, ни одного склада. Все работает по договорам подряда. При этом товарный знак благодаря рекламе оценивается в 100 млн долларов», — согласен с руководителем и Ярослав Хрисанфов.

Увеличить до 15%

Сейчас в компании помимо учредителя и директора работают еще два менеджера по продажам. Действие франшизы распространяется и на Тюменскую область, а значит, грамотные продажники не помешают.

На омском рынке у «БизБренда» только один конкурент — «Патентный поверенный», который получил разрешение от Роспатента на регистрацию товарных знаков. «Патентную заявку может оформить любой юрист. Но если верить статистике на сайте Роспатента, 96% отказов в регистрации приходится на долю тех компаний, у кого нет прямого договора с ведомством», — утверждает Хрисанфов.

В стратегических планах предпринимателей увеличить число зарегистрированных брендов в регионе со средних 3-5% до 10-15% от числа всех предприятий.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 08 (111) 1 марта

Добавить комментарий
 Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Анджей Неупокоев, директор тарского драмтеатра: «Культурная сфера не торговля пирожками. Хорошего менеджера мало»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской»?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.