Деловой Омск

Деловой Омск

11 марта 2016 15.42

Итоги бизнес-конгресса: секреты Гарретта Джонстона

Нынешний «ледниковый период» в экономике, похоже, проходит. Ведь кризис, как выясняется, зависит от солнечной активности.

Итоги бизнес-конгресса: секреты Гарретта Джонстона

Александр Румянцев

По крайней мере такую гипотезу высказывают финансовые аналитики и экономисты, приглашенные в наш город на бизнес-конгресс «Стратегические ориентиры бизнеса» с омскими предпринимателями.

Экономисты заручились поддержкой астрономов

Ориентиры бизнесу на прошедшем пятом по счету бизнес-конгрессе, организованном маркетинговой компанией «Делфи», чертили эксперты из разных сфер — финансис-ты, маркетологи, экономисты, digital-стратеги. Но удивил больше всех финансовый аналитик Владимир Левченко. Не исключено, собственники бизнеса после его выступления задумаются о том, чтобы взять себе в помощь советника по астрономии. По мнению столичного эксперта, у всех кризисов есть объяснение, не связанное ни с курсами валют, ни с ценами на нефть, ни с проводимой властями политикой.

«Я очень люблю показывать вот этот график, с которым по высоким кабинетам сейчас бегает даже Сергей Глазьев, — Владимир Левченко выводит на экран динамику солнечной активности за последние 30 лет, объясняя: экономика растет тогда, когда наблюдается ее всплеск. — В 80-х годах активность упала. И что произошло? Распался Советский Союз. Затем снова наступает активная фаза. Вновь провал в 98-м, и вплоть до 2000 года подъема мы не видим. С начала «нулевых» — всплеск и период расцвета, пришла эра той самой новой экономики. Но ненадолго, вплоть до 2008 года».

В общем, небесное светило периодически подбрасывает нам проблемы. Но, успокаивает эксперт, в ближайшее время ожидать их не стоит. В наступившем году звезда несет экономике стабильность.

Евро «сушит весла»

Но если на солнечную систему мы повлиять не в состоянии, то на собственные доходы и расходы вполне. Аналитик уже в недалеком будущем прогнозирует падение курса евро по отношению к доллару. Он плавно приближается к соотношению один к одному. Не исключено, в перспективе этот показатель опустится.

«На доллары начнется повышенный спрос, а предложение при этом сузится, — продолжает директор филиала «БКС-Премьер» в Новосибирске Григорий Сосновский. — Американской валюты будет мало, но хотеть ее будут многие. Мой совет — храните пассивную часть средств в долларах. При этом у вас должна быть определенная сумма в рублях. Кладите ее хоть под подушку. Она необходима на любой непредвиденный случай — от потери работы до болезни — и хватить ее должно как минимум на три месяца. Так вы сможете поддержать определенный уровень жизни, к которому вы привыкли. Если рублевый доход окажется стабильным, все, что выше трехмесячного запаса, переводите в доллары».

Финансовые аналитики вроде и убедительны были в своих прогнозах и анализах, но настоящий аншлаг собрал все же ирландский маркетолог с российским паспортом Гарретт Джонстон, заявивший: хотите продвигать свою компанию, используйте потенциал клиентов. Короче говоря, не стоит жаловаться на падающий покупательский спрос, лучше поинтересуйтесь у покупателя, чего он хочет и ждет от вашей компании.

«К сожалению, бизнес в России ориентирован на извлечение прибыли, — считает Гарретт. — Оттого он менее успешен, чем западный. К тому же еще не умеет делать качественные товары и предоставлять качественные услуги».

Мой адрес не дом и не улица

Трудности у среднестатистического предпринимателя и с масштабированием. С наступлением эры цифровых технологий твой клиент может быть кем угодно. Границы бизнеса с территории нашей страны расширяются до границ всего мира. Вот там-то и стоит искать лучшие практики, если вдруг точки роста у предприятия потеряны. К примеру, Гарретт рекомендует присмотреться к прибалтийским странам и позаимствовать идеи их коммерсантов, тем более, если вы хотите открыть новое направление для бизнеса.

Сложно понять, как к такому бизнес-копипасту относится Владимир Левченко, зато понятно, какие именно направления поддерживает он, предлагая предпринимателям с головой погружаться в коммуникационные технологии. Любопытно, что известный российский экономист Михаил Хазин, приглашаемый «Делфи» на предыдущие бизнес-сессии, не раз повторял: востребованными в перспективе окажутся мелкие бытовые услуги. Люди не только всегда хотят кушать. У них есть утюги, мобильные телефоны, часы, которые имеют свойство иногда ломаться.

Но, как говорится, сколько экспертов, столько и мнений, и каждый если не авторитетом задавит, то ссылками на авторитетные источники. Если слушать всех вообще, ориентир можно потерять, особенно если учитывать мировые реалии и абсолютно игнорировать омские.

Хочешь жить — следи за нервами

Финансист Владимир Левченко рассказал «ДО» о действиях после «ледникового периода» в российской экономике, во что вкладывать деньги и почему не стыдно не быть патриотом национальной валюты.

Вы советуете бизнесу уйти в коммуникации. Но, допустим, ритейлер привык только продавать и вряд ли захочет осваивать такое направление.

— Ему необходимо брать коммуникационные технологии и внедрять их в ритейле, используя как способ снижения издержек. С их помощью осваивать другие технологии продаж. За последние пять лет произошла революция в сфере коммуникаций. И ими пользуются очень многие. Например, компания Amazon, крупнейший в мире ритейлер, стоит дороже, чем Wal-Mart. Хотя последний по объемам выручки и прибыли намного больше. Просто Amazon на шаг впереди, они уже начали даже доставлять покупки собственными дронами. И внедрять коммуникации можно в любых сферах, будь-то производство или финансы.

Возвращаясь к теории солнечной активности. Все-таки началась новая фаза подъема, и экономика стабилизируется в ближайшее время?

— Стабилизация началась. По итогам последнего месяца мы видим плавное торможение спада.

В таком случае, каков план действий должен быть у бизнеса?

— В бывших точках «заморозки» будет чуть полегче. Насколько? Сказать нельзя. В России ведь любят долго запрягать, но быстро ехать. Года два запрягали, а сейчас как рванут вперед. Но тут же испугаются. Инфляции и печатного станка. Команда, управляющая страной, управляла ей и в кризис 98-го и до сих пор не понимает, почему он произошел и сравнивает его с нынешним. Боюсь, как вариант, гайки начнут ослаблять, а потом снова закрутят. В настоящий момент предприниматели все-таки вздохнут свободнее. Станет проще перекредитоваться, ставки будут ниже, они уже опускаются. Конечно, повышение акцизов на бензин собьет процесс. Но все-таки наступившее время не для расслабления, а для проведения реструктуризации в собственной компании и период для начала изменений.

Во что вкладывать деньги или в чем их хранить?

— Хранить в долларах. Но к осени надо будет смотреть. К этому времени можем увидеть некую волну бегства из американских активов. Сейчас вообще необходимо быть в курсе макроэкономических тенденций. Что такое мировая финансовая система, если ее сравнить с человеческим организмом? Это нервная система. Поэтому каждая часть тела должна понимать, какие сигналы ей посылает мозг. А когда идет большая волатильность в голове, эмоциональные порывы нужно сглаживать. Так и для бизнеса с точки зрения управления активами. Есть два варианта. Первый — держать руку на пульсе и знать, что может серьезно измениться. Второй, напротив, понимая, что в долгосрочном плане та ситуация, в которой мы находимся, хорошая для американской экономики, спокойно оставаться с долларами и игнорировать все колебания.

Комментарий

Джонстон ГарреттДжонстон Гарретт,международный эксперт по маркетингу и стратегии

Основные расходы бизнес несет потому, что его собственник считает их необходимыми. В первую очередь для сохранения клиента и привлечения нового. Показателен пример владельца одного известного и дорогого магазина в Лондоне, который испытывал проблемы с трафиком. Хозяин-египтянин что только не придумывал. Менял лифты, вешал новые ковры, сделал автоматизированные кассы. Инвестировал десятки миллионов фунтов стерлингов. Позже, решив спросить у клиента, а что же действительно ему нужно, был очень удивлен. Оказалось, всего лишь туалетные комнаты на каждом этаже.

Если российский бизнес начнет спрашивать своего клиента, а что хочет он, за что ценит его компанию и почему будет рекомендовать ее другим, половина расходов окажется под большим вопросом. Улучшение сервиса и сокращение расходов, по моему опыту, — это абсолютно сопоставимые вещи. Даже более сопоставимы, чем улучшение сервиса и увеличение расходов. Хотя, слово «удобство» вообще мало характеризует российскую действительность. Мой совет: задайте эти вопросы своим клиентам. Уверен, в большинстве из них найдется почва для сокращения издержек компании. Причем весьма драматичного.

Некоторым компаниям я вообще бы рекомендовал отказаться от рекламы, потратив деньги на сервис, который доведет клиента до оргазма. Нынешнее поколение потребителей — люди 25-30 лет. Благодаря интернету у них есть прекрасная возможность сравнивать. Хоть с тем же западом. Они видят новые российские стартапы, видят их уровень обслуживания, который зачастую ничуть не хуже заграничного, а иногда и лучше. Сейчас же основная масса бизнесов из прошлого. Созданы они поколением 45-50-летних. Для них победа — это просто наличие товара на полке. Но они не понимают — их потребитель уже не радуется данному факту, ведь он не помнит 90-е годы. Но именно у них есть власть и деньги.

Мне часто говорят: Гарретт, ты же иностранец, ты не разбираешься в наших реалиях, ничего не знаешь о менталитете российского потребителя. А я точно знаю, это не российский потребитель другой, скорее, предприниматель тупой. Дело в них самих, потому что они не способны предложить качественный товар и качественный сервис за нормальную цену.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 09 (112) 8 марта

Информационная поддержка

Добавить комментарий
Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Пушкину не снилось: самая полная программа омской «Библионочи»

Десятки мастер-классов, выставок, театральных постановок, экскурсий и фотозон. Что, где, когда — в нашем путеводителе по библиотеке. И да, все бесплатно.

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

ВЕС_ИМЕЕМ: Cемь дней!

В нашем предпоследнем материале — о динамике веса и народного голосования, способе похудеть быстро и о том, чем займутся участники после окончания проекта.

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«С этими детьми нужно делать не журнал, а революцию»: стартовал проект «Школа и журналистика»

«Новый Омск» запускает совместный проект с Российским движением школьников «Школа и журналистика». Будем учить ребят делать подростковый журнал. Что из этого получится — кто ж его ...

Приведи себя в форму к лету

Приведи себя в форму к лету

«Новый Омск» вместе с приглашенными экспертами протестировал несколько крутых и зажигательных идей для презентов.

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Самостоятельные походы по Омской области: лайфхаки от Анны Статвы

Турист с 20-летним стажем Анна Статва рассказала, какими маршрутами омичи могут пройти без посторонней помощи и что стоит взять с собой в мини-приключение.

Культурный отдых

Культурный отдых

В эту субботу корреспонденты «Класса» посетили омскую «Ночь музеев». О том, где заканчивается массовый и начинается «культурный» отдых, — в итогах прогулки по бульварам.

К лету готовы?

К лету готовы?

19 мая в рамках пресс-тура журналисты посетили три городских парка, чтобы узнать об их готовности к летнему сезону. Как это было — в нашем репортаже.

В Омске живет самая сильная женщина планеты

В Омске живет самая сильная женщина планеты

Рассказываем, чем она занимается и как завоевала это звание.

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Ну что вы, право: как взять iPhone в кредит и не питаться «дошираками»

Просто о сложном в новом проекте с гендиректором «Мастер Права» Андреем Дудко. Плюсы, минусы, подводные камни покупки «айфона» или еще чего-либо особо ценного в кредит — в первом ...

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

ВЕС_ИМЕЕМ: Быть легче

О вкусных перекусах, промежуточных итогах и финишной прямой.

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

Алишер Хамидходжаев, кинооператор: «В наше время надо бы оценивать уровень свободы, а не следование канонам»

О цвете кино, любви к актерам и необходимости экспериментов — в нашем интервью.

ВЕС_ИМЕЕМ: Игра на вылет

ВЕС_ИМЕЕМ: Игра на вылет

О разбитых носах, тренировках на выживание и играх на выбывание.