Класс

Класс

16 марта 2016 16.14Интервью

Наталья Георгиевна Коробейникова (г. Екатеринбург) - директор Уральского регионального центра комплексной сказкотерапии, психолог-сказкотерапевт, преподаватель Международного института комплексной сказкотерапии, мастер-икогенолог, специалист по работе с Родом, сертифицированный тренер в области психологии (сертификат Международной Ассоциации Независимых Экспертов).

Наталья Коробейникова, сказкотерапевт: «Идея унисекса губительна. Люди теряют свое естественное предназначение»

Психолог рассказала «Классу», как написать сказку, если кажется, что жизнь — трагикомедия.

Наталья Коробейникова, сказкотерапевт: «Идея унисекса губительна. Люди теряют свое естественное предназначение»

Александр Румянцев

11 марта в Омске начала работу первая экспериментальная лаборатория сказкотерапии. На открытие приехала директор уральского центра Российского и Международного Института Комплексной Сказкотерапии Наталья Коробейникова. Психолог рассказала «Классу» о своем методе и объяснила, как написать сказку жизни, если вы уже не ребенок.

 - Для нашего города сказкотерапия — явление новое. Да, пожалуй, это один из древнейших способов воздействия на сознание. Однако, мы привыкли, что речь в этом случае идет о детях. Как этот метод применим ко взрослым людям?

- Вы говорите о воспитательном аспекте метода: формировании характера, системы ценностей и так далее. Однако цели у сказкотерапии разные. Сказка — это разговор о жизни. Каждый взрослый знает такое выражение, как эзопов язык. Так вот сказка передает знание с помощью символизма героев, образов и действия. Все мы ежеминутно пишем сказку своей жизни. Бывает так, что люди оказываются на перепутье, в сложной ситуации, хотят разобраться в каких-то внутренних процессах, в этом и помогает сказкотерапия. Конечно, взрослым нужен конкретный и скорый ответ на вопрос, «как и что происходит в моей жизни». По взмаху волшебной палочки этого не происходит. Специалист помогает определить, в какой точке жизненного пути находится человек, в какие ловушки и тупики попал. Помогают проективные методики, например, психологическая песочница.

- Что такое психологическая песочница?

- Сцена, а попросту ящик, где с помощью фигурок и цветного песка человек моделирует ситуацию, выбирает героя, которому передает свою роль, и смотрит со стороны, что происходит. Дальше участник режиссирует, как будет развиваться ситуация, проживает здесь и сейчас, понимает, как это работает в реальной жизни.

- То есть мысль о том, что сказки — продукт для ребенка, по вашему мнению, заблуждение?

- Сказки прежде всего для взрослых. Столько раз сталкивалась с ситуацией, когда взрослые отказываются читать ту или иную сказку, поскольку она «учит только жестокости». А ведь это предупреждение. В таком случае произведение объясняет, что может вести к разрушению, а что — к созиданию. В общем, сказки помогают человеку встретиться самим с собой. Обозреть в символически созданном пространстве, как можно выйти из той или иной ситуации. Так и находятся ответы на внешние или внутренние вопросы.

Сказки помогают человеку встретиться самим с собой. Обозреть в символически созданном пространстве, как можно выйти из ситуации.

- Выходит, что человек символически или вполне реально пишет сказку. А читать ту или иную литературу вы даете?

- Скорее, привожу примеры. Через образы и символы до человека очень экологично, употребим такое слово, доходит информация, не больно раня, в то же время позволяя задуматься.

- Как лично вы пришли в метод?

- Сказкотерапией я начала заниматься с 1998 года. А учиться у Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой, которая является основоположником метода и директором международного центра, с 2006 года. Икогенология, работа с Родом, сказкотерапия интимности — за плечами многое. В метод я пришла совершенно осознанно. Говорить с людьми на языке сказок для меня легко и органично, думаю это связано с тем, что сама я человек чуткий и мягкий.

- Исходя из выбранного вами метода, хочется спросить: имеете ли вы филологическое образование за плечами?

- У меня три высших образования. Инженер, психолог и сказкотерапевт. Но я всегда много читала. Когда росли дочери — огромное количество сказок. А после того как начала практиковать, поле литературы, в котором я работаю, очень расширилось.

- Насколько центр сказкотерапии на Урале востребован?

- Центр существует с 2000 года. Открыли его Елена Ходырева и Анжелика Диева. А затем, в силу некоторых изменений, стала директором я. У нас очень сильная команда, 13 специалистов только в формате центра и множество практикующих психологов на Урале вообще. Метод набирает силу, поток постоянный.

- Сказкотерапия — отличный от классической психологии метод?

- Нет, он основывается на классических постулатах.

- Ближе к психоанализу или арт-терапии?

- В любом случае методы чем-то похожи, но это отдельный метод, в котором используется арт-терапия как проживание, как возможность отреагировать на ситуацию.

- Кто чаще становится вашими клиентами как по гендерным, так и по возрастным показателям?

- Возрастные границы сильно размыты, как и гендерные. Если взять детей — много и мальчиков, и девочек, на мастерские (совместные занятия по проецированию ситуации с использованием метода арт-терапии. — Прим. ред.) также приходят мамы, папы, бабушки, дедушки. Я люблю работать с мужчинами. Мастерские из полуторачасовых превращаются в трехчасовые, поскольку мужчины работают вдумчиво, глубоко. Не заканчивают, пока не найдут свое зерно. А если говорить об обучении методу, то это в основном женщины. Думаю, это связано с женской отзывчивостью.

- Вы решаете и семейные проблемы. Здесь тоже применим метод сказкотерапии?

- Да, конечно. Это и называется икогенология — курс создания благополучной семьи и воспитания здорового характера. Спасибо моим клиентам за доверие, есть семьи, с которыми мы сотрудничаем уже 8-10 лет. Это очень здорово.

- На каком уровне сегодня психология в России? В России ведь пары, которые ходят к семейному психологу, скорее, исключение из правил. Или я ошибаюсь?

- Помощь психолога никогда на была в России столь уважаема и признана, как за рубежом. Поэтому у взрослых людей возникают опасения и сомнения. Бывает, люди ожидают быстрых результатов. Другие хотят, чтобы проблемы кто-то решил за них. Все истории разные, и когда начинаешь разговор, помогаешь разобраться, увидеть суть. Но бывает так, что на консультациях на мастерских возникает сопротивление. Но ничего страшного. Перед тем как войти в дом, мы стучимся или нажимаем звонок. Человек открывает нам дверь. Возникает момент знакомства, принятия или непринятия. Каждый находит своего специалиста, свой метод, себе понятную информацию. И это нормально.

Часто человек, который идет к психологу, ждет быстрых результатов, чтобы кто-то решил проблемы за него.

- Люди сегодня охотнее идут к психологу?

- Сложно сказать. В моем случае, скорее, да, но это связано с наработкой клиентуры. Также, исходя из существующих сегодня экономических проблем, люди вынуждены от чего-то отказываться. Но мы находим варианты, при которых работа может продолжиться. Впрочем, что касается меня, моих коллег и специалистов нашего центра, поток не снизился.

- В описании вашей программы я увидела такие слова, как «символдрама» и «мифодрама». Что это за методики?

- Они работают на уровне архитипических законов. Это древняя матрица, которая действует вне зависимости от желания человека.

- То есть слова «драма», в которое сегодня все чаще вкладывается негативное значение, пугаться не стоит?

- Конечно, нет. Речь о символах, через которые люди находят ответы на свои вопросы.

- С кем сложнее работать, руководствуясь сказкой? С детьми или взрослыми?

- Детей воспитывают родители, поэтому ответить на этот вопрос сложно. Группа на группу не похожа. Другое дело, что в каждом возрасте свои особенности, а также есть собственные ориентиры — с кем хочется работать. Шесть-восемь лет назад большей часть моей клиентуры были дети. Затем возникла моя собственная серьезная внутренняя потребность работать со взрослыми. Так появились мастерские для родителей. Когда начинается учебный год, к которому мы неизбежно привязаны, работая с детьми, я приглашаю и взрослых. Через каждые полтора-два месяца у нас проходят совместные мастерские. Родители должны принимать участие и быть в курсе того, что мы делаем. Ведь они доверяют мне самое дорогое — своих детей. Так происходит сонастройка, приходит легкость сотрудничества, понимания. Затем появились образовательные программы исключительно для взрослых, после чего аудитория кардинально расширилась.

- В основном работаете с группами?

- Веду и индивидуальные консультирования и очень их люблю. Бывают, конечно, очень сложные истории. Жизнь она разная.

- Что касается такого определения, как работа с Родом...

- Это глубинное направление. Все мы выходцы из родов. Дух захватывает, когда представляешь, сколько десятилетий насчитывает тот или иной. Есть подвижный слой — семь-девять поколений, а есть фундаментальный — ниже девяти. Там, как в торфянике, скапливается самая чистая, самая ресурсная информация. Вне зависимости от того, какие костюмы носят люди, каждый член Рода важен. Человек понимает, что он вносит своей жизнью и отношениями, которые он выстраивает с окружающими людьми, вклад в родовое сознание и родовое бессознательное. И в этом его большая ответственность за здоровье рода. И те знания, которые мы предаем детям, они будут передавать следующему поколению.

Вне зависимости от того, какие костюмы носят люди, каждый член Рода важен. Своей жизнью и отношениями, которые человек выстраивает с окружающими людьми, он вносит вклад в родовое сознание и бессознательное.

Каждый человек выполняет в роду определенную роль. Есть очень значимые — старший, обновитель, стабилизатор, агнец божий — козел отпущения, через которого перерабатываются разные боли, токсины. Так есть и более проходные роли. Возможно, кто-то выполнял не совсем красивую роль, в таком случае это предупреждение. Как вы представляете себе род?

- Дерево, река...

- ...впадающая в огромное жизненное пространство — в море, символ которого часто встречается в сказках. Есть корни, которые питают, которые держатся за землю, за основу мироздания. Есть ствол, ветви, листья, цветы, плоды. Каждая частичка важна. И когда рассказываешь человеку, как важна его роль, большинство людей начинают задумываться. И это к лучшему.

- Для того чтобы применить к человеку этот метод, необходимо знать свою родословную?

- Удивительно, но этот метод подходит и в случае, если информация потеряна. Здесь помогает сказка. Я предлагаю человеку придумать свое происхождение. Мне отвечают «это ведь будет всего лишь вымысел». На самом деле нет. Наши фантазии, образы неслучайны. Это письмо из родового бессознательного. Когда человек пишет сказку о роде, например, описывает самого богатого или самого здорового человека, он опирается на те или иные действия, которые для него важны и актуальны. Поэтому сказки о роде целительны. Они позволяют выстроить мостик из мира реального в мир бессознательного.

Работа с родом трудная и длительная. Поскольку открытия не всегда радужные, то порой человеку становится больно. От близких и дальних родственников приходят такие родовые истории, которые страшно слышать. С ними также можно работать. Мы опираемся на ресурсные слои и следуем дальше.

- Вы часто говорите о ресурсности.

- Один из принципов сказкотерапии — поиск ресурсов, то есть внутренней силы. Иначе как можно жить, если ты опустошен.

- У вас ведь есть группы, направленные на женскую самость. Вы ли были инициатором их создания?

- Мир откликнулся на мою мечту, ведь мы постоянно ведем диалог с мирозданием. Я хотела работать с женщинами, и поскольку веду детские и родительские группы, это стало возможно. Работаем с исцелением внутренних процессов. Прибираемся внутрь себя, отвечаем на вопросы.

Если женщина по каким-то причинам взяла на себя огромную отвественность, то нести ее помогает принятие и прощение. А еще любовь. Все-таки именно любовь — самое главное в жизни.

- Что такое «Сундучок жизненных сил»?

- Это программа для подростков. И есть у меня девчоночья группа от 10 до 14 лет, мы с ними разбираем женские сказки. Есть семь ключевых женских сил, транслируемых через сказку: радость или внутренний свет, благоразумие, любовь, терпение, целомудрие, трудолюбие и умение прощать. Я подбираю сказки, мы их проживаем, разбираем, проигрываем в театре или рисуем. И когда мы находим силу радости или, например, силу прощения, обсуждаем, в каких ситуациях она необходима. Дальше девчонки создают свой символ, который рисуют на камне. Все их мы собираем в сундучки. Иногда, когда девочкам трудно, они перебирают камни. Этот метод применим и к женщинам. Взрослые люди вкладывают в символ много больше, чем подростки, поэтому такая практика работает.

- Говоря о женской радости, вы приходите к тому, что каждая женщина должна найти ее в чем-то одном, конкретном?

- Нет, радость многогранна. Я поэтому и оговариваюсь о внутреннем свете, чтобы люди воспринимали это понятие более широко. Я даже даю задание — записывать все радости дня или какого-то конкретного промежутка времени, например, пока идешь на работу. Для выполнения нужно приложить усилие и дисциплинировать себя, но чтобы найти ответ на тот или иной вопрос, приходится потрудиться. Нужно всегда пройти период разгона и потом уже начать действовать.

Есть в структуре сказкотерапевтического занятия этап — ритуал входа. И мы делаем привычным сбор радости. Через постоянное действие люди принимают ритуал, а затем и свою жизнь. Бывает, что клиент говорит: «Радостей не было». «Удивительно, — говорю я. — Придется найти». По сути дела, жизнь постоянно предлагает нам что-то особенное. И мы сами выбираем реакцию на ситуацию. Как сказала одна женщина: «Есть горячая вода, и это радость».

Мужчина в любом случае играет роли защитника, учителя, кормильца и продолжателя рода. И сильный человек делает это красиво, достойно и благородно. Этому необходимо научить ребенка.

- Есть обратная гендерная сторона? Силы, которые помогают мужчине.

- Есть мужские роли. Самые сильные из них: защитник, учитель, кормилец и продолжатель рода. Эти позиции родителям необходимо в правильном ключе передать сыновьям. Мужчина в любом случае эти роли играет. И сильный мужчина делает это красиво, достойно и благородно. Этому необходимо научить ребенка. Также есть семь мужских социальных архетипов: воин — умение управлять гневом, монарх — ответственность, крестьянин — стабильность, философ — познание, купец — гибкость, творчество, слуга — служение родине, родителям, женщине, монах — служение идее. Эти архетипы действуют совместно. Другое дело, что у каждого мужчины есть две-три ведущих силы, а остальные поддерживают их.

- В современном мире гендерные роли спутаны. Как на ваш взгляд, может ли быть человек счастлив, когда происходит сдвиг, или нужно все ориентироваться на ортодоксальные, традиционные понятия?

- Не просто так Бог создал мужчину и женщину. Идея унисекса вводит людей в заблуждение. От этого страдают все, поскольку теряют свое естественное природное предназначение.

- Однако есть и социально сильные женщины.

- Стандартные женские роли: возлюбленная, хранительница и мать. А мать кормит, поддерживает, защищает. По жизненной или собственной воле женщина может одна воспитывать детей или нести другую огромную ответственность. Тогда помогает принятие и прощение. А еще любовь. Все-таки именно любовь — самое главное в жизни.

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 1):

Полина
Екатерина, подскажите пожалуйста где именно начала работать эта первая экспериментальная лаборатория сказкотерапии?
08 апреля, 10:57 | Ответить
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»Видео

Все возрасты покорны: в Омске прошел первый «СимфоРокПарк»

О том, каким был третий open-air Омской филармонии — в нашем репортаже.