Деловой Омск

Деловой Омск

03 марта 2016 10.00Интервью

Васильев Юрий Алексеевич родился в 1967 году в селе Крестики Оконешниковского района Омской области. Окончил Омский политехнический институт по специальности «инженер-конструктор радиоэлектронной аппаратуры». В пищевом производстве более 20 лет. Работал в компаниях «Санинтербрю» (ныне — «САН ИнБев»), «Данон». Выпускник президентской программы подготовки управленческих кадров по специальности «Менеджмент».

«Омский бекон» (входит в группу «ПРОДО») — вертикально интегрированный комплекс полного производственного цикла «от поля до прилавка». В структуре семь предприятий: растениеводческое хозяйство («Лузинское зерно»), комбикормовый завод, свинокомплексы (305 тыс. голов едино- временного содержания), собственные животноводческие фермы и молочное производство (ТМ «Лузинская крыночка»), мясопереработка (220 наименований мясной продукции под брендами «Омский бекон» и «Ясная горка»), транспортная и тепловая компании.

Юрий Васильев: «По определению, ни один человек на производстве не заточен делать брак»

В Екатеринбурге на прошлой неделе завершился XV ежегодный Фестиваль качества. Единственным участником из нашего региона был производственный комплекс «Омский бекон». Это масштабное событие стало поводом для разговора с директором по качеству крупнейшего в регионе агропромышленного предприятия Юрием Васильевым, рассказавшим «ДО», почему компании важно иметь собственную стратегию качества, может ли оно приносить прибыль и чем замотивировать работника на результат.

Юрий Васильев: «По определению, ни один человек на производстве не заточен делать брак»

Александр Румянцев

Юрий Алексеевич, в последнее время много говорится о качестве продукции, ее экологичности, безопасности. Это стало уже неким трендом среди производителя. Но компания ведь в принципе должна производить продукцию, соответ-ствующую всем требованиям и стандартам. Почему вдруг качество стало чуть ли не главным конкурентным преимуществом компаний?

— Во-первых, у потребителя появился выбор. В свое время мы мечтали о такой длинной полке, оглядываясь на Запад, где в магазинах присутствовал огромный ассортимент колбас. Зайдите сейчас в любой магазин и вы увидите — мы живем на Западе. Потребитель тратит немалые средства на колбасную продукцию, и он хочет за свои деньги получить качество. Это понятие широкое, и, действительно, о нем говорят многие. Вот с вашей позиции: что такое качество? Как вы его оцениваете?

Наверное, качество должно ассоциироваться как минимум с натуральностью, надежностью...

— На самом деле, все, что вы назвали, — требования потребителя, а соответствие этим требованиям и есть качество. Пытаясь понять, что ему необходимо, мы начинаем строить систему качества. Часто спрашивают: а была ли в советское время система качества? Занимались ли ей? Конечно, многие элементы существовали и ранее, но вот как система управление качеством появилась у нас сравнительно недавно, в конце 2000-х, с появлением стандартов ISO.

И как же можно управлять качеством?

— Чтобы управлять качеством, нужно спросить потребителя: а что хочет он? Понять требования, далее спроектировать продукт, заложить в него правильные ингредиенты, организовать процесс производства, причем производства современного. Но на этом работа не окончена. Мы должны обеспечить сохранность продукции, причем не только на нашем складе, но и в рознице. Все вроде бы просто, но весь фокус в деталях. Как зафиксировать требования, как обеспечить их регулярное выполнение? Это большая и кропотливая работа всего коллектива. Меня часто спрашивают: есть ли на предприятии, где нет сертифицированной системы качества, как таковая система качества? Если их продукт покупается, он любим, значит, есть. Просто руководители, которые там работают, построили ее интуитивно, такое бывает. Стандарты качества позволяют строить системы более эффективно, потому что в них заложен опыт сотен тысяч успешных компаний всего мира.

Возможно, она им не нужна?

— Много предприятий не имеет сертификатов ISO, но имеют отлаженную систему качества. Получение сертификата ведь не является главной целью. В первую очередь он дает возможность подтвердить качество твоей продукции независимой третьей стороной — органом сертификации. Он выступает своего рода зеркалом, в которое ты можешь посмотреть со стороны и узнать, каков ты на самом деле. Вторая сторона — наш главный оценщик — потребитель и наши клиенты. Допустим, те же федеральные сети. Когда они видят наш сертификат качества, то представляют, какие условия созданы на предприятии и понимают — ему можно действительно доверять.

Для производителей мясной продукции нет обязательной сертификации. Много ли тех, кто решает это сделать добровольно?

— Вся сертификация по системе ISO добровольная, производитель сам выбирает, каким путем идти. Российских компаний, решившихся пройти сертификацию, немного. Но в последнее время мы показываем неплохие темпы прироста. Лидер в этом вопросе Китай. По статистике, из всех выданных сертификатов, которых в мире насчитывается около полутора миллионов, 30% приходится на компании из Поднебесной. Хотя у них и предприятий больше. Я считаю, что для современного предприятия наличие системы качества — это уже не дань моде, а обычная деловая норма.

Еще с советских времен все привыкли к ГОСТам, считая этот стандарт чуть ли не гарантией качества.

— В нашем случае ГОСТ — это стандарт на продукт. Он до сих пор действует на некоторые позиции товара. Но есть еще и другие, устанавливающие требования к продукции. Например, технические условия, так называемые ТУ. Кто-то наверняка полагает, что ГОСТ — это государственный стандарт, а к использованию ТУ прибегают компании, которым есть что скрывать. Ничего подобного. На самом деле государство позаботилось о своих гражданах. Технические условия также регистрируются, и для их создания любой компании предстоит масштабная работа. На разработку и утверждение тратится от двух до шести месяцев. Более того, мы движемся вперед и хочется изготавливать новые продукты на современном оборудовании. Но старые ГОСТы этого не предусматривают. По большому счету нет разницы, произведен продукт по ГОСТу или ТУ, важен производитель, вложивший или нет в него свою душу.

Для современного предприятия наличие системы качества — это уже не дань моде, а обычная деловая норма.

В структуре производственного комплекса «Омский бекон» семь предприятий. В их числе и растениеводческое хозяйство, и комбикормовый завод, свинокомплексы, молочное производство, мясопереработка. Система качества внедрена на каждом?

— Как-то на одном из совещаний наши специалисты по зерну задали мне вопрос: «Как же мы можем повлиять на конечный продукт? Где мы, а где колбаса». Но мы выстроили цепочку «от поля до прилавка» таким образом, чтобы те пестициды, которые, возможно, могут попасть в зерно на поле, не попали в произведенную колбасу.

В свое время наше предприятие одним из первых внедрило систему управления качеством в мясной отрасли. Сегодня мы проводим полную актуализацию этой системы по всей цепочке производственного комплекса «Омский бекон».

Окупаемость важна для любого бизнеса. Какие дивиденды может принести внедрение системы качества и когда их ожидать?

— Главные дивиденды мы получаем от верности покупателей нашей продукции. Конечно, создание эффективной системы управления качеством достаточно затратно, но, как мы уже говорили ранее, покупатель сегодня приходит в магазин за качеством, поэтому эти вложения окупаются с лихвой увеличением объема продаж. Есть и прямые показатели, например, доля брака, претензии потребителей. Если они снижаются, система работает эффективно. Наверное, самое главное для компании — это стабильное развитие. Имея систему качества как фундамент, компания на долгие годы обеспечивает себе устойчивый рост.

Важный фактор, который предсказать не может даже самый талант-ливый управленец, — человечес-кий. «Омский бекон» — крупнейшее предприятие, где работает более пяти тысяч сотрудников. Как каждого замотивировать, заинтересовать, проконтролировать в конце концов?

— Когда я слышу от руководителя жалобы и обвинения сотрудника, сделавшего брак, на мой взгляд, это свидетельство его «незрелости» как управленца. «Зрелый» руководитель, наоборот, спросит с себя: а что я не так сделал? По определению, исходя из своего опыта, ни один человек на производстве не заточен делать брак. Человек всегда стремится быть успешным. К примеру, возьмем грузчика. Да, у него не самая высокооплачиваемая профессия. Руководителю ждать от него того, что он сознательно сделает брак? Наверное, это неправильно. Работнику нужно создать такие условия, при которых он будет понимать, как и что делать, у него будут необходимые ресурсы. Важно определить правила игры, и задача нашей службы качества и состоит в их разработке и внедрении. Непросто убедить человека в том, что работу, которую он выполнял очень много лет, сегодня предстоит делать по-иному. Лишь вовлеченность в процесс, правильная постановка задач способны заставить даже опытного сотрудника переосмыслить свою деятельность, перестроиться. В идеале, система заработает тогда, когда на вопрос — что такое система качества и какую роль в ней занимаете вы, пусть не слово в слово, но с одним смыслом ответят и директор, и грузчик.

Когда верстался номер

Пришли хорошие новости из Екатеринбурга, где были подведены итоги конкурса «Гарантия качества». Из семи представленых образцов продукции ТМ «Омский Бекон» шесть удостоены дипломов I и II степени.

Информационная поддержка

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 8 (111) 1 марта

Добавить комментарий
Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

Любовный четырехугольник: рецензия на «Канкун»

28 октября на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Канкун» по пьесе современного испанского драматурга Жорди Гальсерана.

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»Видео

Анатолий Пахаленко, Nytt Land: «Многим музыкантам хватает выступлений в омских клубах. Надо завязывать с этим»

О фолке, самодельных инструментах, плохих и хороших организаторах, а также гастролях по Европе — в нашем интервью.