Класс

Класс

29 марта 2016 13.43Культура

Семейные ценности по-французски

Рецензия на спектакль Руслана Шапорина «Две дамочки в сторону севера».

Семейные ценности по-французски

Фото: vk.com/damochki_tuz

Спектакль по пьесе французского драматурга Пьера Нотта «Две дамочки в сторону севера» ориентирован, казалось бы, на таких же уже давно повзрослевших дамочек. На самом деле постановка рассказывает подрастающему поколению о ценности семейных уз.

«С тем, что было, кладут в могилу — в следующем акте похоронят, и все разойдутся по постелькам (…) А назавтра начнут все сначала», — на первых минутах произносит героиня комедийного на первый взгляд спектакля, поставленного Русланом Шапориным в омском ТЮЗе. И тут же ей и ее сестре приходится столкнуться с собственным горем.

Автор пьесы — французский драматург Пьер Нотт — соединяет традиции авантюрного романа с традиционным символическим значением дороги — поиском жизненного пути. Героини — сестры Аннетта (Татьяна Лизунова) и Бердадетта (Марина Журило) — уже немолоды. В пьесе им 60 и 55 лет. В спектакле возраст не обозначается, но сестры явно перешагнули бальзаковский возраст. Однако смерть мамы застает их врасплох. Желание воссоединить умерших родителей толкает героинь в путь к могиле похороненного 25 лет назад отца. Путешествие для них — это и переоценка ценностей, и возможность попробовать жить иначе, и способ вернуться к корням.

Режиссер Руслан Шапорин не забывает ни о плутовстве пьесы, ни о специфичности французско-итальянского юмора, сосредотачивая при этом внимание зрителя на традиционном хронотопе дороги — течении времени. На сцене героинь окружают фонарные столбы, дорожные указатели, за плечами у них котомки, а голос за сценой лениво отсчитывает дни: то горько выдыхая дым, то позвякивая стаканом о подстаканник — тамбур, дорожное кафе, линии и кресты. Еще один непрекращающийся мотив навязчивых повторяющихся действий — скука, неспособность вырваться за этот круг. Смерть матери хоть и была предсказуема, но именно она толкает их выкарабкаться из круга хотя бы ненадолго, вести себя, как маленькие дети, оказавшиеся без присмотра, найти самих себя. В путь они пускаются с азартом: «Так иногда бывает — навязчивая идея внедряется тебе в башку, как гвоздь в дерево, поди знай почему (это произошло вчера утром, воскресным утром) — надо, мол, отправиться на поиски отцовской могилы».

Дорога — традиционное место сплетения судеб, случайных встреч и философских рассуждений. Все, кто встречаются им в пути, позволяют зрителям узнать героинь лучше, за разговорами о жизни, мечтах и сожалениях.

На протяжении приключения они осознают свой возраст: «Ты знала, даже и не говори, что не знала, прекрасно знала, что эта старуха вон там, в зеркале, это я». Признаются себе в том, что не на всё хватало смелости: «Чего бы мне хотелось, так это один раз или два раза пройтись по тротуару с высоко поднятой головой, в узком платье и без трусов, как шлюха», - и в том, что много чего уже никогда не сделают: «Я не сумела даже повезти ее в Венецию». А самое главное – как много значат друг для друга – одинокие, немолодые, с давно похороненным отцом и только что похоронившие мать.

Они настолько близки, что чувствуют эмоции друг друга даже не с полуслова, а с полувзгляда. Так они мастерски, не сговариваясь, изображают приступы на допросе у следователя, ищут в себе черты матери, рассказывают друг о друге всю подноготную. Диалоги повторяются, споры и склоки возникают по одним и тем же причинам и раз за разом заканчиваются объятиями или просто словами «скажи мне что-нибудь хорошее».

С матерью сестры тоже были близки настолько, что без труда могут соревноваться в том, кто больше назовет «мужчин еежизни, абсолютно всех мужчин» — актеров и певцов. Хотя вообще-то «мужчина в ее жизни был только один. Единственный мужчина в жизни. Единственный, кого она любила, которого могла бы любить, и не любила никого, кроме него, был наш папа, отец, он был единственным мужчиной, которого она когда-либо любила, это был папа, наш папа, и никто другой, один мужчина, только один любимый, на все времена, это был, и есть он, отец».

Их путешествие кажется бессмысленным и безрассудным — угнать автобус, положить руки на ягодицы молодого парня… Но эта дорога помогает утвердиться на своем жизненном пути и еще раз осознать: «Несмотря ни на что, нет никого, ничего и, более того, нигде на свете, что когда-нибудь смогло бы нас разлучить, отделить друг от друга».

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.