Класс

Класс

29 марта 2016 13.43Культура

Семейные ценности по-французски

Рецензия на спектакль Руслана Шапорина «Две дамочки в сторону севера».

Семейные ценности по-французски

Фото: vk.com/damochki_tuz

Спектакль по пьесе французского драматурга Пьера Нотта «Две дамочки в сторону севера» ориентирован, казалось бы, на таких же уже давно повзрослевших дамочек. На самом деле постановка рассказывает подрастающему поколению о ценности семейных уз.

«С тем, что было, кладут в могилу — в следующем акте похоронят, и все разойдутся по постелькам (…) А назавтра начнут все сначала», — на первых минутах произносит героиня комедийного на первый взгляд спектакля, поставленного Русланом Шапориным в омском ТЮЗе. И тут же ей и ее сестре приходится столкнуться с собственным горем.

Автор пьесы — французский драматург Пьер Нотт — соединяет традиции авантюрного романа с традиционным символическим значением дороги — поиском жизненного пути. Героини — сестры Аннетта (Татьяна Лизунова) и Бердадетта (Марина Журило) — уже немолоды. В пьесе им 60 и 55 лет. В спектакле возраст не обозначается, но сестры явно перешагнули бальзаковский возраст. Однако смерть мамы застает их врасплох. Желание воссоединить умерших родителей толкает героинь в путь к могиле похороненного 25 лет назад отца. Путешествие для них — это и переоценка ценностей, и возможность попробовать жить иначе, и способ вернуться к корням.

Режиссер Руслан Шапорин не забывает ни о плутовстве пьесы, ни о специфичности французско-итальянского юмора, сосредотачивая при этом внимание зрителя на традиционном хронотопе дороги — течении времени. На сцене героинь окружают фонарные столбы, дорожные указатели, за плечами у них котомки, а голос за сценой лениво отсчитывает дни: то горько выдыхая дым, то позвякивая стаканом о подстаканник — тамбур, дорожное кафе, линии и кресты. Еще один непрекращающийся мотив навязчивых повторяющихся действий — скука, неспособность вырваться за этот круг. Смерть матери хоть и была предсказуема, но именно она толкает их выкарабкаться из круга хотя бы ненадолго, вести себя, как маленькие дети, оказавшиеся без присмотра, найти самих себя. В путь они пускаются с азартом: «Так иногда бывает — навязчивая идея внедряется тебе в башку, как гвоздь в дерево, поди знай почему (это произошло вчера утром, воскресным утром) — надо, мол, отправиться на поиски отцовской могилы».

Дорога — традиционное место сплетения судеб, случайных встреч и философских рассуждений. Все, кто встречаются им в пути, позволяют зрителям узнать героинь лучше, за разговорами о жизни, мечтах и сожалениях.

На протяжении приключения они осознают свой возраст: «Ты знала, даже и не говори, что не знала, прекрасно знала, что эта старуха вон там, в зеркале, это я». Признаются себе в том, что не на всё хватало смелости: «Чего бы мне хотелось, так это один раз или два раза пройтись по тротуару с высоко поднятой головой, в узком платье и без трусов, как шлюха», - и в том, что много чего уже никогда не сделают: «Я не сумела даже повезти ее в Венецию». А самое главное – как много значат друг для друга – одинокие, немолодые, с давно похороненным отцом и только что похоронившие мать.

Они настолько близки, что чувствуют эмоции друг друга даже не с полуслова, а с полувзгляда. Так они мастерски, не сговариваясь, изображают приступы на допросе у следователя, ищут в себе черты матери, рассказывают друг о друге всю подноготную. Диалоги повторяются, споры и склоки возникают по одним и тем же причинам и раз за разом заканчиваются объятиями или просто словами «скажи мне что-нибудь хорошее».

С матерью сестры тоже были близки настолько, что без труда могут соревноваться в том, кто больше назовет «мужчин еежизни, абсолютно всех мужчин» — актеров и певцов. Хотя вообще-то «мужчина в ее жизни был только один. Единственный мужчина в жизни. Единственный, кого она любила, которого могла бы любить, и не любила никого, кроме него, был наш папа, отец, он был единственным мужчиной, которого она когда-либо любила, это был папа, наш папа, и никто другой, один мужчина, только один любимый, на все времена, это был, и есть он, отец».

Их путешествие кажется бессмысленным и безрассудным — угнать автобус, положить руки на ягодицы молодого парня… Но эта дорога помогает утвердиться на своем жизненном пути и еще раз осознать: «Несмотря ни на что, нет никого, ничего и, более того, нигде на свете, что когда-нибудь смогло бы нас разлучить, отделить друг от друга».

Добавить комментарий
Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Евгений Лисенков, музыкант: «Не играю на гитаре принципиально. Не хочу быть героем подъездов»

Об омском зрителе, сутках, в которых нет места восьмичасовому сну, и о мечте — в нашем интервью с человеком-оркестром.

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской?

Что омичи могут увидеть в «Старине Сибирской?

Репортаж о посещении музея-заповедника.

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

Айболит родом из Питера: премьера для маленьких омичей

В «Пятом театре» показали спектакль по мотивам сказки Корнея Чуковского.

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.

Омская золушка: Эпизод IV

Омская золушка: Эпизод IV

В «Арлекине» состоялась премьера спектакля для детей.