Класс

Класс

29 марта 2016 13.43Культура

Семейные ценности по-французски

Рецензия на спектакль Руслана Шапорина «Две дамочки в сторону севера».

Семейные ценности по-французски

Фото: vk.com/damochki_tuz

Спектакль по пьесе французского драматурга Пьера Нотта «Две дамочки в сторону севера» ориентирован, казалось бы, на таких же уже давно повзрослевших дамочек. На самом деле постановка рассказывает подрастающему поколению о ценности семейных уз.

«С тем, что было, кладут в могилу — в следующем акте похоронят, и все разойдутся по постелькам (…) А назавтра начнут все сначала», — на первых минутах произносит героиня комедийного на первый взгляд спектакля, поставленного Русланом Шапориным в омском ТЮЗе. И тут же ей и ее сестре приходится столкнуться с собственным горем.

Автор пьесы — французский драматург Пьер Нотт — соединяет традиции авантюрного романа с традиционным символическим значением дороги — поиском жизненного пути. Героини — сестры Аннетта (Татьяна Лизунова) и Бердадетта (Марина Журило) — уже немолоды. В пьесе им 60 и 55 лет. В спектакле возраст не обозначается, но сестры явно перешагнули бальзаковский возраст. Однако смерть мамы застает их врасплох. Желание воссоединить умерших родителей толкает героинь в путь к могиле похороненного 25 лет назад отца. Путешествие для них — это и переоценка ценностей, и возможность попробовать жить иначе, и способ вернуться к корням.

Режиссер Руслан Шапорин не забывает ни о плутовстве пьесы, ни о специфичности французско-итальянского юмора, сосредотачивая при этом внимание зрителя на традиционном хронотопе дороги — течении времени. На сцене героинь окружают фонарные столбы, дорожные указатели, за плечами у них котомки, а голос за сценой лениво отсчитывает дни: то горько выдыхая дым, то позвякивая стаканом о подстаканник — тамбур, дорожное кафе, линии и кресты. Еще один непрекращающийся мотив навязчивых повторяющихся действий — скука, неспособность вырваться за этот круг. Смерть матери хоть и была предсказуема, но именно она толкает их выкарабкаться из круга хотя бы ненадолго, вести себя, как маленькие дети, оказавшиеся без присмотра, найти самих себя. В путь они пускаются с азартом: «Так иногда бывает — навязчивая идея внедряется тебе в башку, как гвоздь в дерево, поди знай почему (это произошло вчера утром, воскресным утром) — надо, мол, отправиться на поиски отцовской могилы».

Дорога — традиционное место сплетения судеб, случайных встреч и философских рассуждений. Все, кто встречаются им в пути, позволяют зрителям узнать героинь лучше, за разговорами о жизни, мечтах и сожалениях.

На протяжении приключения они осознают свой возраст: «Ты знала, даже и не говори, что не знала, прекрасно знала, что эта старуха вон там, в зеркале, это я». Признаются себе в том, что не на всё хватало смелости: «Чего бы мне хотелось, так это один раз или два раза пройтись по тротуару с высоко поднятой головой, в узком платье и без трусов, как шлюха», - и в том, что много чего уже никогда не сделают: «Я не сумела даже повезти ее в Венецию». А самое главное – как много значат друг для друга – одинокие, немолодые, с давно похороненным отцом и только что похоронившие мать.

Они настолько близки, что чувствуют эмоции друг друга даже не с полуслова, а с полувзгляда. Так они мастерски, не сговариваясь, изображают приступы на допросе у следователя, ищут в себе черты матери, рассказывают друг о друге всю подноготную. Диалоги повторяются, споры и склоки возникают по одним и тем же причинам и раз за разом заканчиваются объятиями или просто словами «скажи мне что-нибудь хорошее».

С матерью сестры тоже были близки настолько, что без труда могут соревноваться в том, кто больше назовет «мужчин еежизни, абсолютно всех мужчин» — актеров и певцов. Хотя вообще-то «мужчина в ее жизни был только один. Единственный мужчина в жизни. Единственный, кого она любила, которого могла бы любить, и не любила никого, кроме него, был наш папа, отец, он был единственным мужчиной, которого она когда-либо любила, это был папа, наш папа, и никто другой, один мужчина, только один любимый, на все времена, это был, и есть он, отец».

Их путешествие кажется бессмысленным и безрассудным — угнать автобус, положить руки на ягодицы молодого парня… Но эта дорога помогает утвердиться на своем жизненном пути и еще раз осознать: «Несмотря ни на что, нет никого, ничего и, более того, нигде на свете, что когда-нибудь смогло бы нас разлучить, отделить друг от друга».

Добавить комментарий
Во славу антихайпа: Гнойный в ОмскеВидео

Во славу антихайпа: Гнойный в Омске

Репортаж с первого концерта Славы Машнова в Омске. Публику послал, хорька приласкал, очки не снял.

Преображение 2.0: симфония красоты

Преображение 2.0: симфония красоты

О тенденциях сезона осень-зима'17-18 в косметологии, стрижках, окрашивании, маникюре и визаже. Много важных советов и результат налицо — от специалистов студии «Монро» и мобильной имидж-студии ...

Шедевры Эрмитажа в Омске

Шедевры Эрмитажа в Омске

Рассказываем, какие предметы можно увидеть на выставке в музее им. Врубеля.

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Преображение 2.0: как реанимировать кожу за час

Как Николай Рябов и Ольга Алексеева в гости к «Мадам Ву» ходили. О пилингах, масках и чудесах.

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»Видео

Что покажут и расскажут омичам в парке «Россия — моя история»

«Новый Омск» приводит любопытные экспонаты и мифы, которые в музее стремятся развенчать.

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Владимир Котляров, «Порнофильмы»: «Цой мотивировал, я тоже стараюсь это делать. А Бродский ныл»

Фронтмен панк-группы рассказал «Классу» о классиках и их местах на корабле современности, протестах против системы и экстремизме.

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Преображение 2.0: как Ольга Алексеева и Николай Рябов от рук отбивались

Впечатляющие результаты героев, выдержавших одну из самых эффективных процедур текущего сезона.

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Как за 15 минут сделать зубы белее?

Об улыбках Николая Рябова и Ольги Алексеевой — со всех сторон.

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Какими судьбами: Степан Бонковский приехал в семью «Народного героя» Антона Кудрявцева

Депутат поздравил самую известную в Омске многодетную семью с прибавлением. Месяц назад у Антона и Людмилы Кудрявцевых родился десятый ребенок.

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»Видео

Гуша Катушкин, музыкант: «Я — бабушка, продающая пирожки. Представитель очень малого шоу-бизнеса»

Автор и исполнитель вирусных хитов приехал в Омск и в преддверии концерта провел неформальную встречу.

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Стать звездой: советы от кастинг-директора для тех, кто желает оказаться по ту сторону экрана

Экс-омичка Елизавета Николаева провела мастер-класс в родном городе.

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Тест: что вы знаете о революции 1917 года

Ура, товарищи! Свершилось! Сегодня отмечается 100 лет со дня Великой Октябрьской революции. Еще 30 лет назад в нашей стране любой от мала до велика знал о тех событиях практически все. «Новый Омск» ...

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

Не на «Жизнь», а на смерть, или Примерит ли Омск «Золотую маску» в двенадцатый раз?

В 2018 году за престижную премию поборется спектакль «Жизнь» театра драмы. Наудачу вспоминаем всех обладателей «Золотой маски» в Омске.

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Артем Шаров, фронтмен GoodTimes: «И как мы только ни выступали: и в трусах, и без трусов, и по потолку лазали»

Об отношениях в группе, новых клипах, фанатах и лифчиках на сцене — в нашем интервью с вокалистом эпатажной костромской группы.