Класс

Класс

29 марта 2016 13.43Культура

Семейные ценности по-французски

Рецензия на спектакль Руслана Шапорина «Две дамочки в сторону севера».

Семейные ценности по-французски

Фото: vk.com/damochki_tuz

Спектакль по пьесе французского драматурга Пьера Нотта «Две дамочки в сторону севера» ориентирован, казалось бы, на таких же уже давно повзрослевших дамочек. На самом деле постановка рассказывает подрастающему поколению о ценности семейных уз.

«С тем, что было, кладут в могилу — в следующем акте похоронят, и все разойдутся по постелькам (…) А назавтра начнут все сначала», — на первых минутах произносит героиня комедийного на первый взгляд спектакля, поставленного Русланом Шапориным в омском ТЮЗе. И тут же ей и ее сестре приходится столкнуться с собственным горем.

Автор пьесы — французский драматург Пьер Нотт — соединяет традиции авантюрного романа с традиционным символическим значением дороги — поиском жизненного пути. Героини — сестры Аннетта (Татьяна Лизунова) и Бердадетта (Марина Журило) — уже немолоды. В пьесе им 60 и 55 лет. В спектакле возраст не обозначается, но сестры явно перешагнули бальзаковский возраст. Однако смерть мамы застает их врасплох. Желание воссоединить умерших родителей толкает героинь в путь к могиле похороненного 25 лет назад отца. Путешествие для них — это и переоценка ценностей, и возможность попробовать жить иначе, и способ вернуться к корням.

Режиссер Руслан Шапорин не забывает ни о плутовстве пьесы, ни о специфичности французско-итальянского юмора, сосредотачивая при этом внимание зрителя на традиционном хронотопе дороги — течении времени. На сцене героинь окружают фонарные столбы, дорожные указатели, за плечами у них котомки, а голос за сценой лениво отсчитывает дни: то горько выдыхая дым, то позвякивая стаканом о подстаканник — тамбур, дорожное кафе, линии и кресты. Еще один непрекращающийся мотив навязчивых повторяющихся действий — скука, неспособность вырваться за этот круг. Смерть матери хоть и была предсказуема, но именно она толкает их выкарабкаться из круга хотя бы ненадолго, вести себя, как маленькие дети, оказавшиеся без присмотра, найти самих себя. В путь они пускаются с азартом: «Так иногда бывает — навязчивая идея внедряется тебе в башку, как гвоздь в дерево, поди знай почему (это произошло вчера утром, воскресным утром) — надо, мол, отправиться на поиски отцовской могилы».

Дорога — традиционное место сплетения судеб, случайных встреч и философских рассуждений. Все, кто встречаются им в пути, позволяют зрителям узнать героинь лучше, за разговорами о жизни, мечтах и сожалениях.

На протяжении приключения они осознают свой возраст: «Ты знала, даже и не говори, что не знала, прекрасно знала, что эта старуха вон там, в зеркале, это я». Признаются себе в том, что не на всё хватало смелости: «Чего бы мне хотелось, так это один раз или два раза пройтись по тротуару с высоко поднятой головой, в узком платье и без трусов, как шлюха», - и в том, что много чего уже никогда не сделают: «Я не сумела даже повезти ее в Венецию». А самое главное – как много значат друг для друга – одинокие, немолодые, с давно похороненным отцом и только что похоронившие мать.

Они настолько близки, что чувствуют эмоции друг друга даже не с полуслова, а с полувзгляда. Так они мастерски, не сговариваясь, изображают приступы на допросе у следователя, ищут в себе черты матери, рассказывают друг о друге всю подноготную. Диалоги повторяются, споры и склоки возникают по одним и тем же причинам и раз за разом заканчиваются объятиями или просто словами «скажи мне что-нибудь хорошее».

С матерью сестры тоже были близки настолько, что без труда могут соревноваться в том, кто больше назовет «мужчин еежизни, абсолютно всех мужчин» — актеров и певцов. Хотя вообще-то «мужчина в ее жизни был только один. Единственный мужчина в жизни. Единственный, кого она любила, которого могла бы любить, и не любила никого, кроме него, был наш папа, отец, он был единственным мужчиной, которого она когда-либо любила, это был папа, наш папа, и никто другой, один мужчина, только один любимый, на все времена, это был, и есть он, отец».

Их путешествие кажется бессмысленным и безрассудным — угнать автобус, положить руки на ягодицы молодого парня… Но эта дорога помогает утвердиться на своем жизненном пути и еще раз осознать: «Несмотря ни на что, нет никого, ничего и, более того, нигде на свете, что когда-нибудь смогло бы нас разлучить, отделить друг от друга».

Добавить комментарий
В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В Омске еще больше детей стали лечить с помощью животных

В нашем городе открылся второй центр зоотерапии.

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

Must see: 10 фильмов омского фестиваля «Движение», обязательных к просмотру

25 апреля в Омске стартует долгожданный V Национальный кинофестиваль дебютов «Движение». В пятидневном киномарафоне участвуют 32 фильма, которые может увидеть любой желающий. «Класс» выбрал ...

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Макс Тесли, группа «Щенки»: «Где деньги — туда и пойдем. Как псы. На запах»

Стихийно-контрастный коллектив группы «Щенки» рассказал «Классу» об однообразии российских городов, перспективах развития группы и таком разном слушателе своего творчества.

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-классФото

Geely Emgrand GT: билет в бизнес-класс

Дебютное выступление в шоу-румах одного из самых современных «китайцев» случилось при полном аншлаге. Крупные порталы еженедельно публиковали новости о флагманском седане четвертого поколения, ...

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Траектория «Движения»: 5 дней, 32 фильма, 3 мастер-класса

Интерактивный путеводитель по показам и встречам Пятого кинофестиваля дебютов «Движение».

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

Владимир Золотарь о критике «Матильды»: «Времена жесткой цензуры возвращаются, если уже не вернулись»

В социальных сетях разгорается виртуальный спор между поборниками нравственности и защитниками свободы волеизъявлений.

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

ВЕС_ИМЕЕМ: Это Спарта!

О незолотой середине, набитых шишках и волшебных пенделях.

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Шоу тайм, дорогие мои: сумасшедший Френки в Омске

Вадим Демчог, «Арлекиниада», луч света и три часа легендарных текстов.

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Покажи мне свой кулич: Инстапасха в Омске

Инстаобзор праздничных столов известных омичей.

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбомФото

«Пуля» выстрелила: «Курара» презентовала омичам новый альбом

Группа из Екатеринбурга приехала в Омск с седьмым по счету альбомом. О гопниках, властных крысах, провинциальных проститутках и кровососущих кальяны тварях — в одной «Пуле».

Приключения злополучного чемоданчика

Приключения злополучного чемоданчика

В «Лицейском театре» состоялась премьера спектакля «Смешные деньги».

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

Нападающий омского «Авангарда» Николай Лемтюгов: «Если бы не хоккей — стал бы военным»

«Ястреб» подвел итоги сезона, рассказал о своей жене и признался, что готов остаться жить в нашем городе.

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Движение» лучших: 10 самых востребованных актеров омского кинофестиваля

«Класс» оценил рейтинги фильмов, упоминания имен в местной и зарубежной прессе, а также интерес россиян к актерам, что успели пройтись по красной дорожке в Омске.

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Займемся рок-н-роллом: стал бы ты королем?

Проверь, насколько ты похож на Элвиса Пресли.

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Из Омска в космос: промышленность, несущая к звездам

Омские производства, что помогают космическим кораблям бороздить просторы Вселенной.