Класс

Класс

29 марта 2016 13.43Культура

Семейные ценности по-французски

Рецензия на спектакль Руслана Шапорина «Две дамочки в сторону севера».

Семейные ценности по-французски

Фото: vk.com/damochki_tuz

Спектакль по пьесе французского драматурга Пьера Нотта «Две дамочки в сторону севера» ориентирован, казалось бы, на таких же уже давно повзрослевших дамочек. На самом деле постановка рассказывает подрастающему поколению о ценности семейных уз.

«С тем, что было, кладут в могилу — в следующем акте похоронят, и все разойдутся по постелькам (…) А назавтра начнут все сначала», — на первых минутах произносит героиня комедийного на первый взгляд спектакля, поставленного Русланом Шапориным в омском ТЮЗе. И тут же ей и ее сестре приходится столкнуться с собственным горем.

Автор пьесы — французский драматург Пьер Нотт — соединяет традиции авантюрного романа с традиционным символическим значением дороги — поиском жизненного пути. Героини — сестры Аннетта (Татьяна Лизунова) и Бердадетта (Марина Журило) — уже немолоды. В пьесе им 60 и 55 лет. В спектакле возраст не обозначается, но сестры явно перешагнули бальзаковский возраст. Однако смерть мамы застает их врасплох. Желание воссоединить умерших родителей толкает героинь в путь к могиле похороненного 25 лет назад отца. Путешествие для них — это и переоценка ценностей, и возможность попробовать жить иначе, и способ вернуться к корням.

Режиссер Руслан Шапорин не забывает ни о плутовстве пьесы, ни о специфичности французско-итальянского юмора, сосредотачивая при этом внимание зрителя на традиционном хронотопе дороги — течении времени. На сцене героинь окружают фонарные столбы, дорожные указатели, за плечами у них котомки, а голос за сценой лениво отсчитывает дни: то горько выдыхая дым, то позвякивая стаканом о подстаканник — тамбур, дорожное кафе, линии и кресты. Еще один непрекращающийся мотив навязчивых повторяющихся действий — скука, неспособность вырваться за этот круг. Смерть матери хоть и была предсказуема, но именно она толкает их выкарабкаться из круга хотя бы ненадолго, вести себя, как маленькие дети, оказавшиеся без присмотра, найти самих себя. В путь они пускаются с азартом: «Так иногда бывает — навязчивая идея внедряется тебе в башку, как гвоздь в дерево, поди знай почему (это произошло вчера утром, воскресным утром) — надо, мол, отправиться на поиски отцовской могилы».

Дорога — традиционное место сплетения судеб, случайных встреч и философских рассуждений. Все, кто встречаются им в пути, позволяют зрителям узнать героинь лучше, за разговорами о жизни, мечтах и сожалениях.

На протяжении приключения они осознают свой возраст: «Ты знала, даже и не говори, что не знала, прекрасно знала, что эта старуха вон там, в зеркале, это я». Признаются себе в том, что не на всё хватало смелости: «Чего бы мне хотелось, так это один раз или два раза пройтись по тротуару с высоко поднятой головой, в узком платье и без трусов, как шлюха», - и в том, что много чего уже никогда не сделают: «Я не сумела даже повезти ее в Венецию». А самое главное – как много значат друг для друга – одинокие, немолодые, с давно похороненным отцом и только что похоронившие мать.

Они настолько близки, что чувствуют эмоции друг друга даже не с полуслова, а с полувзгляда. Так они мастерски, не сговариваясь, изображают приступы на допросе у следователя, ищут в себе черты матери, рассказывают друг о друге всю подноготную. Диалоги повторяются, споры и склоки возникают по одним и тем же причинам и раз за разом заканчиваются объятиями или просто словами «скажи мне что-нибудь хорошее».

С матерью сестры тоже были близки настолько, что без труда могут соревноваться в том, кто больше назовет «мужчин еежизни, абсолютно всех мужчин» — актеров и певцов. Хотя вообще-то «мужчина в ее жизни был только один. Единственный мужчина в жизни. Единственный, кого она любила, которого могла бы любить, и не любила никого, кроме него, был наш папа, отец, он был единственным мужчиной, которого она когда-либо любила, это был папа, наш папа, и никто другой, один мужчина, только один любимый, на все времена, это был, и есть он, отец».

Их путешествие кажется бессмысленным и безрассудным — угнать автобус, положить руки на ягодицы молодого парня… Но эта дорога помогает утвердиться на своем жизненном пути и еще раз осознать: «Несмотря ни на что, нет никого, ничего и, более того, нигде на свете, что когда-нибудь смогло бы нас разлучить, отделить друг от друга».

Добавить комментарий
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Тест для автолюбителей, велосипедистов и пешеходов, крайне недолюбливающих друг друга.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».