Дорогие дороги: как возместить ущерб от ям

«Класс» разработал руководство к действию, как заставить заплатить тех, кто ответственен за разбитые дороги и убытки автомобилистов.

Дорогие дороги: как возместить ущерб от ям

Александр Румянцев

Ежегодно асфальт в нашем городе «тает». И каждую весну омичи произносят фразу: «Такое я вижу впервые!»

Немного Омских дорог вам в ленту!)) #дорога #налодкебыстрее #форумсообщество

Видео опубликовано Дмитрий Чугунов (@4ugunov) Мар 29 2016 в 8:32 PDT

 

Сергей КовальСергей Коваль,руководитель СТО «Свой сервис»Ежедневно мы принимаем не менее десяти клиентов с различными повреждениями автомобиля по причине аварийного состояния дорог. И это не всегда пробитая резина и погнутые диски. Очень часто последствия попадания в яму на дороге более серьезные. Это оторванные и деформированные бамперы, разрушение элементов ходовой части и даже деформация кузова. Однажды эвакуатор привез клиента, который на скорости 60 км/ч попал в яму под водой,в итоге от гидроудара сильно пострадал двигатель. Такого ужасного состояния дорог нет нигде. Совсем недавно мы вернулись из Тобольска и Тюмени. По сравнению с нашим городом там дорожное покрытие европейского уровня.

На других СТО такую гнетущую статистику подтвердили. Например, в «Автодиагностическом центре» на Лукашевича, предельно близком к одной из самых опасных дорог, рассказали, что с пробитыми колесами к ним обращаются также около десяти автолюбителей в сутки. В прошлом сезоне их было меньше, в среднем — семь. А теперь давайте посчитаем. В Омске около 1000 станций техомсотра. И каждые 24 часа в них заезжают по десять машин, пострадавших от выбоин на дорогах.

В региональной ГИБДД ссылаются на тяжелую зиму. Так, если в холодное время года несколько раз наступала оттепель, весной полотно будет в более плачевном состоянии. Но важную роль играет и содержание дорог. Как пояснили «Классу» в ведомстве, точное количество вызовов из-за пробитых колес узнать нельзя. Такие обращения всегда оформляются как ДТП с материальным ущербом. По этой же причине не удастся сравнить ущерб автомобилистов от года к году.

После множества вопросов от журналистов сотрудники отдела пропаганды собрали информацию по пробитым колесам за конкретный день. Так, 28 марта зарегистрировано 17 вызовов. Это достаточно много, считают в ведомстве, ведь большинство автомобилистов предпочитают поставить запаску и ехать дальше, а не оформлять ДТП.

В Госавтоинспекции, как и в мэрии, по-прежнему призывают водителей ездить медленнее и аккуратнее, ведь под водой могут скрываться ямы. А среди тех, кто получает повреждения из-за плохих дорог, немало лихачей.

В июне 2013 года генпрокуратура России официально разрешила подавать в суд на дорожников. «Класс», в очередной раз посетовав на омские дороги, решил разобраться, как наказать тех, кто ответственен за пробитые шины и убитую ходовку.

Чтобы расставить все хвостики над «й», «Класс» обратился к руководителю юридического отдела «Единого правового центра» и учредителю проекта «Юрист ПРО» Андрею Дудко. Такие дела специалист уже вел. По его словам, решения в суде выносят в большинстве случаев в пользу заявителя.

Предельно допустимый размер ямы определен. Какая выбоина не по ГОСТу?

Андрей ДудкоАндрей Дудко,руководитель юридического отдела «Единого правового центра», учредителю проекта «Юрист ПРО»Согласно п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок и выбоин не должны превышать по длине 15 см, ширине 60 см, глубине 5 см. Поэтому, если хотя бы по одному параметру яма превышает допустимый размер, то закон на вашей стороне. Если вы пробили шину, не расстраивайтесь и приберегите свой праведный гнев для дальнейших разбирательств. А вот если яма «соответствует» ГОСТу, то возместить причиненный вред, скорее всего, не получится. Если ваше транспортное средство получило повреждения по вине дорожных служб, сравните ожидаемые трудозатраты на оформление ДТП, прохождение независимой экспертизы и суд с предполагаемым размером компенсации и оцените для себя, будут ли эти они оправданными. Экспертизу потребуется проходить за свой счет, но если суд признает дорожную службу виновной, то судебные издержки будут возмещены.

Как вести себя на месте ДТП?

— Если вы приняли решение судиться с дорожниками, то нужно собрать максимум доказательств случившегося и дать правильные объяснения своим действиям. Помните, что ответчик в суде будет искать зацепки для того, чтобы оспорить ваши доводы. Действуйте согласно ПДД, сообщите о случившемся в полицию, получите контакты свидетелей, их наличие лучше задокументировать при оформлении ДТП, сделайте несколько фотографий с разных ракурсов, при этом желательно, чтобы на одном снимке были видны яма, ваше транспортное средство и какой-нибудь ориентир на местности: табличка с названием улицы и номером дома или дорожный знак. Не удаляйте фотографии до суда, так как может быть назначена экспертиза, и их потребуется предоставить на исходном носителе.

Пока едет полиция, осмотрите все повреждения — их нужно как можно подробнее перечислить в справке о ДТП. Но если что-то не заметите или забудете — не страшно. При проведении независимой экспертизы оценщик составит акт, в котором должна быть следующая фраза: «Все указанные в акте осмотра повреждения по характеру и расположению имеют отношение к одному событию».

Что должен обязательно зафиксировать сотрудник ГИБДД?

— Сотрудник полиции должен отразить в документах точное местонахождение ямы, размеры, ее местонахождение в центральной части дороги, а также отсутствие ограждений и предупреждающих знаков вопреки требованию п.4.4.1 ГОСТ Р 50597-93. Также обратите внимание на наличие или отсутствие дорожной разметки.

Есть лазейка, которой любят пользоваться дорожники: согласно п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 сроки ликвидации повреждений дорожного покрытия составляют от 5 до 10 суток (в зависимости от типа дороги). На суде они будут говорить, что устранили яму вовремя и ГОСТ не нарушен.

Также сотрудники ГИБДД должны вызвать на место ДТП представителя дорожной службы для совместного осмотра согласно «Правилам учёта и анализа дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации» (утверждены Федеральной дорожной службой РФ 29.05.1998 во исполнение постановления Правительства от 25.06.1996 № 647), а также привлечь их к ответственности по ст.12.34 КоАП РФ.

Желательно, чтобы сотрудник полиции сделал фотографии, а в документах указал, на какой фотоаппарат были сделаны снимки.

А что касается морального вреда...

— Если вы претендуете на возмещение морального вреда, нужно вызывать скорую помощь на место ДТП и сразу фиксировать все повреждения. Я, например, получил медицинскую справку о том, что в результате ДТП начал испытывать страх езды на мотоцикле, но сделал это только через три дня, поэтому не удалось доказать прямую причинно-следственную связь с ДТП.

И вот мы уехали с места ДТП, что дальше?

— На следующий день после этой аварии едем в ГИБДД за документами. Там выдадут копию справки о ДТП, копию определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (в отношении пострадавшего, т. к. он не виновен в ДТП), копию акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения.

Получив документы, нужно выяснить, какая организация является владельцем этого участка дороги. Подавать в суд нужно будет именно на владельца — это более надежный способ. До их контрактов с подрядчиками нам никакого дела нет, в суде они сами подадут ходатайство о привлечении нужного соответчика.

Независимая экспертиза — это необходимый пункт?

— Она нужна для оценки нанесенного ущерба. Необходимо провести независимую экспертизу в уполномоченной на это организации. О ней необходимо заранее уведомить организацию-ответчика, в противном случае суд может назначить повторную экспертизу. Если процедура будет проводиться в том же регионе, где находится ответчик, то телеграмму нужно отправлять минимум за три дня. Экспертиза должна проходить строго в то время и в том месте, которые были указаны в телеграмме.

Также при проведении экспертизы можно отдельно рассчитать УТС (утрату товарной стоимости) и тоже включить её в исковое заявление. Верховный Суд РФ в своём решении № ГКПИ07-658 от 24 июля 2007 среди прочего установил, что «…утрата товарной стоимости транспортного средства, влекущая уменьшение его действительной (рыночной) стоимости вследствие снижения потребительских свойств, относится к реальному ущербу…» и на это решение можно сослаться в суде.

Спор ведь можно урегулировать и мирно...

Перед подачей судебного иска мы должны попытаться урегулировать спор в досудебном порядке. Для этого составляем претензию (форма) и передаем ее владельцу дороги заказным письмом с уведомлением и описью вложения или же привозим непосредственно в офис и получаем у секретаря отметку о принятии на втором экземпляре документа. По истечении 30 дней или раньше — при получении письменного отказа — можно подавать исковое заявление в суд.

Какую сумму можно затребовать?

— Цена иска определяется как сумма всех требований, имеющих денежное выражение, за исключением морального вреда и судебных расходов. В цену иска можно включить расходы на эвакуацию, расходы на проведение независимой экспертизы, стоимость восстановительного ремонта, утрату товарной стоимости, почтовые расходы и так далее.

Все суммы должны быть подтверждены чеками или иными документами. Моральный вред и судебные расходы (госпошлина, услуги представителя) не входят в цену иска и указываются в заявлении как отдельные требования.

Госпошлина рассчитывается в процентном соотношении от цены иска и к ней прибавляется фиксированная сумма за моральный вред.

Сколько в среднем будут стоить услуги юриста?

— Ценовой сегмент всегда разный, однако в среднем услуги юриста по Омской области по данной категории дел оцениваются в 12000 рублей. По решению суда все судебные издержки возмещает ответчик.

Каковы шансы выиграть дело?

— При соблюдении порядка описанного выше шансы выиграть дело сводятся к 99%.

Что подводит тех, кто проигрывает?

— Неполная доказательственная база. А также отсутствие юридической грамотности. Однако я в данном случае придерживаюсь следующего мнения: вы когда-нибудь стригли себя сами? Возможно, да, но что из этого получилось? Мы провели мини-опрос среди 25 профессиональных парикмахеров с опытом работы более 12 лет. И действительно! Каждый пробовал себя подстричь, но с тех пор он обращается к профессионалам!

Большинство граждан пытаются сами вести защиту своих прав. А к чему это приводит, думаю, вы догадались.

Сколько в среднем отсуживали ваши клиенты?

— От 20 до 180 тысяч рублей.

Теги: Дороги

Добавить комментарий
Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)Инфографика

Идем на взлет: летнее расписание омского аэропорта (карта)

Этим летом и осенью омичам будут доступны прямые рейсы в 27 российских и зарубежных городов.

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Омский «Авангард» больше не топ-клуб

Наш колумнист подводит итоги выступления «ястребов» в сезоне.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.