Деловой Омск

Деловой Омск

07 апреля 2016 10.00Спецпроекты

Почему торговля уходит в онлайн: тенденции на рынке

Рынок электронной торговли в России в 2016 году стремительно идет в гору. Россияне научились пользоваться преимуществами онлайн-покупок, а предприниматели все активнее открывают интернет-магазины разнообразной тематики.

Почему торговля уходит в онлайн: тенденции на рынке

Фото: Сергей Коньков

Аналитическое агентство Data Insight в своем исследовании представило многообещающую статистику. Так, в январе 2016 года рост среднесуточного количества интернет-заказов у крупных российских интернет-магазинов составил 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в феврале — 14%. И это при том, что за весь 2015 год количество заказов интернет-ритейлеров в России выросло только на 8%. По данным аналитиков, за первый месяц примерно 75% интернет-ритейлеров смогли увеличить свои продажи год к году, в феврале — около 67%, причем около трети из них — в 1,5 раза.

Тренд отметили все

Как рассказал «ДО» один из основателей агентства Data Insight Борис Овчинников, рост, хоть и не такой активный, отмечался и в прошлом году.

«В начале 2016 года этот рост ускорился. Совпали несколько факторов: во-первых, эффект низкой базы. В январе-феврале 2015 года продажи ритейлеров, в том числе в онлайне, были ниже обычного. Во-вторых, в первые месяцы 2016-го по всему потребительскому рынку заметно некоторое оживление — об этом говорят не только онлайновые, но и офлайновые ритейлеры. То ли покупатели устали ждать улучшения ситуации и начали тратить деньги здесь и сейчас, то ли реальная динамика доходов населения за счет увеличения доли серой экономики лучше той, что показывает официальная статистика. В-третьих, по мере накопления опыта пользования интернетом, покупок и платежей в Сети, люди увеличивают и будут увеличивать долю покупок, совершаемых в онлайне», — уверен руководитель Data Insight.

В пресс-службе «М.Видео» подтвердили статистику аналитиков: по итогам первых двух месяцев рост онлайн-продаж компании составил 35% год к году.

«Средний чек отдельных категорий, таких как телевизоры, холодильники, ноутбуки, смартфоны, растет. Правда, это удорожание нивелируется бурным развитием продаж в других товарных категориях — товары для укладки волос, планшеты, пылесосы, малая бытовая техника для кухни», — рассказали в компании.

В «Связном» подчеркнули, что самая значимая динамика продаж гаджетов наблюдалась в январе 2016 года. В то же время изменился набор самых популярных товаров — в первый месяц года россияне больше приобретали гаджетов и аксессуаров из бюджетных сегментов, а в качестве подарков на праздники крупную технику заменили более доступными «умными» аксессуарами. Выросла доля кредитных покупок. На это повлияло и сокращение реальных доходов клиентов, и активное продвижение программ рассрочки крупными ритейлерами. Год назад программы кредитования были фактически заморожены.

Директор управления интернет-коммерцией и корпоративными продажами «Евросети» Илья Адамский рассказывает, что в январе-феврале 2016 года прирост интернет-магазина компании составил около 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как следствие — выросла доля онлайн-сегмента в общих продажах компании.

«Мы уверены, что в данном случае это не тренд рынка, а наша заслуга в результате проведенной качественной работы. При этом в целом по рынку у российских интернет-магазинов выражен тренд на снижение», — уверяет топ-менеджер.

Причины в экономности

Директор экспертно-аналитического центра при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Николай Калмыков уверен, что растущий спрос на онлайн-торговлю связан с изменяющимся потребительским поведением населения.

«Население более продуманно совершает покупки. Приобретение товаров через интернет-магазины позволяет людям взвешенно подходить к своим тратам, преодолевать эффект случайной покупки, а главное — более тщательно сравнивать товары по стоимости», — говорит Калмыков.

Руководитель службы маркетинга «Яндекс.Маркета» Александр Феоктистов подтверждает мнение, что россияне идут в онлайн за низкими ценами.

«Покупатели сегодня больше стремятся экономить, чем раньше, а с интернет-магазинами это проще сделать. Можно быстро найти товар, сравнить цены и выбрать оптимальный вариант. Нужно учитывать, что цены выросли и стоимость товара из более дешевого сегмента сейчас сопоставима с ценами на более дорогие товары год назад», — говорит руководитель службы маркетинга «Яндекс.Маркета».

Говоря о причинах активного ухода покупок в онлайн, Илья Адамский объясняет, что на рынке сложились две противоречивые тенденции.

«С одной стороны, все большему количеству людей удобнее использовать интернет. С другой — люди в Сети покупают реже, они предпочитают дорогие покупки. Какой из этих трендов будет побеждать, предугадать сложно», — говорит Адамский.

В январе, феврале и начале марта в «Евросети» наблюдали рост заказов по схеме «посмотреть в интернете — забрать в салоне». Очевидно, что салон является так называемым «промежуточным звеном» для клиентов. Они уже понимают, что для них удобнее собрать информацию о товаре в Сети, а заплатить за него на «настоящей» кассе.

Борис Овчинников рассказывает, что в рамках специального совместного исследования с PayPal выяснилось, что покупателей в электронной коммерции привлекают в первую очередь не цены и возможность выбора, а экономия времени.

Говоря о тенденциях рынка онлайн-торговли, аналитик Re:Sale Expert Павел Горбов отмечает, что многие предприниматели сами целенаправленно переводят торговлю в Сеть. Часто таким образом они реагируют на кризис.

«Сейчас взят курс на развитие онлайн-торговли, общенациональных торговых площадок. Рынок будет «прирастать Сибирью». Компании из Москвы и Питера будут продолжать развиваться, в частности через выход в регионы. Региональный рынок практически не охвачен, кто сделает ставку на него, тот и выиграет», — уверен эксперт.

Позитивный прогноз

Борис Овчинников осторожно подходит к прогнозу ситуации на рынке e-commerce, потому что трудно прогнозировать курс доллара и, соответственно, его влияние на цены и на покупательское поведение.

«Наиболее вероятный сценарий заключается в том, что продолжится рост рынка внутрироссийского e-commerce — в основном за счет накопления опыта пользователей. Станет более заметным вынужденное желание покупателей сильнее экономить. Несмотря на рост цен, средний чек расти если и будет, то очень слабо: потребители будут активно переключаться на более дешевые аналоги и сокращать количество товаров, покупаемых за раз», — уверен аналитик.

В «Евросети» утверждают, что, несмотря на неплохие результаты января-февраля, март негативно отразится на общих результатах квартала. Продажи после гендерных праздников демонстрируют низкий потребительский интерес.

«В целом рынок в 2016 году останется на уровне 2015 года», — уверен Илья Адамский.

В компании Re:Sale Expert, наоборот, прогнозируют оптимистичный сценарий: ожидают роста рынка интернет-торговли в 2016 году на 25-30%, а до 2018 года — сразу на 120%.

Кстати

В компании Re:Sale Expert проанализировали продажи готового бизнеса в сфере интернет-торговли. По итогам 2015 года выяснилось, что на продажу выставлено около 2,5 тысяч бизнес проектов. В среднем на протяжении года готовый бизнес в этой области продавался темпами 200 штук в месяц. Предложение превышало спрос на 45%. Стоимость готового онлайн-бизнеса в 2015 году начиналась от 400 тыс. руб. и доходила до 10 млн руб. Среди причин продажи бизнеса изменений за год не произошло, в большинстве случаев (порядка 50%) магазины укрупняются либо их владельцы находят другую, более интересную для себя нишу.

Комментарии

Рем ГидоГидо Рем,генеральный директор Media Markt в РоссииМы действительно наблюдаем увеличение количества онлайн-заказов, что связано с повышенной волатильностью на валютных рынках. Рынок электронной коммерции — один из немногих сегментов, который демонстрирует рост в сегодняшней «новой реальности». Многие интернет-площадки могут предложить покупателям более привлекательные цены. Что же касается среднего чека в рублях, то он в последние месяцы практически не изменился. Это говорит о том, что покупатели в целом ориентированы на поиск более дешевых товаров. Высокий спрос по-прежнему сохраняется на крупную и мелкую бытовую технику, смартфоны и ноутбуки. Наиболее заметным стало падение спроса на телевизоры и планшеты.
Перов АлексейАлексей Перов,начальник отдела развития карточных продуктов и сервисов ДБО департамента розничных продуктов Абсолют БанкаДоля интернет-торговли в ВВП к концу 2015 года достигла уже 2,2%. Заметно это и в банковской сфере. Прирост интернет-платежей в банке составляет 5-7% в год. Доля использования банковских карт в качестве платежного инструмента также растет и уже составляет в среднем 50-60% по рынку. Есть все основания полагать, что интерес как населения, так и предпринимателей к электронной коммерции в ближайшие годы будет расти.
Лисицкий ДмитрийДмитрий Лисицкий,генеральный директор международного центра интернет-торговли AllBizМировой рынок электронной коммерции растет каждый год минимум на 10%. Казалось бы, при практически стопроцентном проникновении интернета, рост e-commerce должен прекратиться или хотя бы замедлиться. Но из года в год цифры не сильно меняются. Одним из основных трендов в электронной коммерции сегодня можно смело назвать мобильность. При этом мы не верим в то, что торговля полностью перейдет в онлайн, но доля e-commerce уже внушительная, а рост экспоненциальный. Особенное развитие электронных продаж можно ждать в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 13 (116) 5 апреля

Добавить комментарий
Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Симфония рока: программа третьего музыкального опен-эйра от филармонии

Каким будет первосентябрьский рок-фестиваль — в нашем материале.

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)Фото

Омский предприниматель Виктор Шкуренко женил сына (ФОТО)

Звездным гостем свадьбы старшего ребенка в семье известного ритейлера стал актер сериала «Реальные пацаны».

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Омские пенсионерки стали серебряными волонтерами

Они помогают при проведении значимых мероприятий по всей стране

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Ведущий шоу «Напролом» Тимофей Баженов: «Я едва не погиб на съемках»

Телеведущий рассказал о своей новой программе.

«Сезон бабочек» в Омске

«Сезон бабочек» в Омске

Премьера по новелле японской писательницы. 

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

Новичок омского «Авангарда» Дмитрий Кугрышев: «Федор Смолов будет болеть за нашу команду»

«Ястреб» рассказал о своем переходе и о дружбе с известным футболистом.

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Игрушечное путешествие: знаковая премьера в омском «Арлекине»

Спустя четыре года в репертуар театра вернулся спектакль о куклах разных стран.

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Алексей Матвеев, замдиректора Музея имени Врубеля: «Для успешной работы важен грамотный выставочный план и способности конкретных кураторов»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

Заклятие «Заклятия»: рецензия на фильм ужасов «Проклятие Аннабель: Зарождение зла»

«Класс» побывал на премьере фильма, с истории которого начинался знаменитый хоррор «Заклятие» и теперь точно знает, почему опасно держать связь с умершими.

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптурыФото

А ты танцуй, Любочка, танцуй: в Омске ожили скульптуры

Оригинальный подарок ко Дню рождения города — премьеру постановки с участием Омского хора — преподнесла омская филармония.

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

Шаг в новый век: куда пойти в 301-й день рождения Омска

От марафона до Бабкиной, от реконструкторов до гончаров. Подборка для тех, кто хочет успеть везде, не прибегая к клонированию.

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Екатерина Лущ, начальник комплекса концертных залов филармонии: «Старые технологии перестают работать. Не только в культуре и не только в Омске»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать региональные театры и музеи на плаву.

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Секс, наркотики и обналичка: 10 громких уголовных дел с участниками «Дома-2»

Преступления и наказания героев бесконечного телешоу о построении отношений.