Новый Омск

22 апреля 2016 13.48Интервью

Юрий Перминов: «Ернический тон публикаций не лучше скачек «бешеных писек» в храме Христа Спасителя»

Главный редактор альманаха «Тобольск и вся Сибирь» Юрий Перминов назвал освещение омскими СМИ работ по восстановлению Воскресенского собора «злым духом пошлости и цинизма».

Юрий Перминов: «Ернический тон публикаций не лучше скачек «бешеных писек» в храме Христа Спасителя»

Дорога от храма — путь в никуда

Событие, по Далю, «событность кого с кем, чего с чем, пребывание вместе и в одно время», а в более современной трактовке – возникновение специфического набора обстоятельств, при которых происходит явление.

Если следовать этим определениям буквально, то событием может считаться всё — от «совместного распития спиртных напитков», закончившегося поножовщиной, до заведения уголовного дела на очередного, внезапно выявленного казнокрада. Причем так называемые информагентства преподносят эти «события» сухим, как прошлогодняя коровья лепёшка, языком полицейских протоколов, но так, что и не поймёшь: сочувствуют, негодуют, осуждают? Словно речь идёт о вещах настолько обыденных, что именно они и являются определяющими течение жизни. Больше разнообразия и эмоциональности — в описании одежд, пересказе околополитических сплетен, заказном «мочилове» или таком же раболепствовании.

«Развлекательно-рекламная спешка вызвала из преисподней злой дух пошлости и цинизма»

Информационный треск стал безгранично-скоростным и бездумным, развлекательно-рекламная спешка вызвала из преисподней злой дух пошлости и цинизма. И когда речь заходит о действительно событии (здесь говорю о свершающейся на наших глазах истории восстановления Воскресенского собора), эти же самые агентства врубают свои информационные брандспойты в режиме тотально-ироничной диспепсии, выливая помои на все, что выпестовано, выстрадано, на все, что славит историю, мораль, традиции. Тут и снобистский тон, и нахальное ерничанье, и вульгарно-развязный молодежно-блатной сленг, гибрид ОмГУ и подворотни.

Впрочем, в случае с нашими, доморощенными СМИ (речь не обо всех, конечно), наверное, все куда проще, и в который раз поражаешься прозорливости Киплинга, препарировавшего суть бандерлогов, коих ныне зачем-то обучили говорить, худо-бедно сочинять и выпустили из местечковых клеток на информационные луга. Собственно, по своим «внутренним запросам» они и определяют, какие и где должны быть расставлены акценты, причем «типа юмор», сарказм, «ложка дегтя» должны присутствовать обязательно: «Омские ВИПы одухотворились» (подзаголовок, обнаруженный мной на одном из омских сайтов), «…жуткие грязные лужи по всему периметру объекта портили всю картину». «…Полежаев, прежде чем заложить первый кирпич, с благоговением, как бы на публику, прикоснулся к остаткам старинной кладки», «…Вижевитова по мосткам на высоких каблуках быстро прошагала в сторону VIP-кладки», «…сенатор Голушко, большой любитель быть в центре любого события, на этот раз вел себя непривычно скромно и даже не пытался затмить Полежаева, позволяя главе попечительского совета Воскресенского собора вновь почувствовать себя первым».

И так далее, и тому подобное. Суть происшедшего только в этом. Не событие — карикатура на него. О самом соборе — походя. О духовно-нравственном, культурном значении его возвращения Омску — ничего.

«Полежаев или Голушко не в кабак пришли друг к другу на именины»

Деградация журналистики — прежде всего даже не в упадке грамотности, в смысле правописания, а в недоосмысливании темы, языка. Да, можно было бы сделать скидку на некую, как сказал герой Фрунзика Мкртчяна из комедии «Мимино», «очень сильную личную неприязнь» тех или иных СМИ, да и определённой части омичей к Полежаеву или Голушко, но, уважаемые, они не в кабак пришли друг к другу на именины. На земле нет творения, равного православному храму, в котором столь гармонично и цельно было бы отражено единство Веры и культуры, человеческого верования и представления о красоте земной и небесной, а Воскресенский собор — один из старейших храмов Сибири, первый каменный собор в Омске, выдающееся творение храмовой культуры — святыня, если хотите, всеправославная. Здесь крестили Михаила Врубеля и Дмитрия Карбышева. Это войсковой храм, отсюда ушел сражаться на Бородино Ширванский полк. Стараниями настоятеля собора о. Стефана Знаменского (канонизирован Русской православной церковью в лике праведных) здесь была создана одна из лучших в Сибири духовных библиотек…

Не так-то и много памятных мест, связанных с именем Достоевского: квартира на Божедомке в Москве, где прошли детские годы писателя, дом в Старой Русе, дом в Семипалатинске, квартира в Кузнечном переулке (Санкт-Петербург), но именно в Омске произошло «перерождение убеждений» Ф. М. Достоевского. «Идеал народа — Христос», — вот главный пункт убеждений великого писателя после отбытия каторги, и сегодня весь мир чтит того Достоевского, каким он стал, пройдя не только через её ужасы, но и отстояв службы в душеспасительных молитвах в омском храме Воскресения Христова… Только одно это позволяет мне считать любые разговоры о «ненужности» его восстановления кощунственными, а ёрнический тон некоторых публикаций, по моему убеждению, ничем не лучше небезызвестных скачек «бешеных писек» в храме Христа Спасителя.

«Те, кто «не против, но...», пусть либо крестики снимут, либо трусы наденут»

Да, мне претят истерические площадные вопли о безумной любви к России, кои, по моему разумению, ни в чем не превосходят по значимости наколку на груди уголовника «Не забуду мать родную». Из этой же «оперы» — чиновные, журналистские и прочие признания в любви к родному городу. Да, привык я, грешный, большую часть жизни (на сегодняшний день) проживший в советские времена, не обходиться без храма лишь в Пасху и в иные важные дни. Но хотелось бы мне, такому хладно верующему человеку, все-таки видеть свой город имеющим свой неповторимый облик, а он не возможен без восстановления всех наследных святынь, разоренных и поруганных не внешним врагом, а нутряным богоборческим тлением.

Или продолжается оное? Тогда и те, кто «не против, но...», пусть либо крестики снимут, либо трусы наденут. И разговоры о том, что лучше бы эти деньги потратить на дороги (придумали подловатый вопрос: «Не лучше ли вначале построить дорогу к храму?»), на что-то еще, все из той же «стихии людской пошлости» (М. Цветаева). Во-первых, дорога к храму пролагается в душе человека, а русскую душу Достоевский назвал «всечеловечной и всесоединяющей», он писал: «есть у нас повсеместное честное и светлое ожидание добра… желание общего дела и общего блага… у нас прежде всего вера в идею, идеал, а личные, земные блага лишь потом». Так что «дорога к храму» никакого отношения к дорожно-строительным работам не имеет. Во-вторых, если храм не построить, лучше дороги Омска не станут. И, кстати, когда вблизи жилищ «радетелей» появляются не храмы, а шумные питейные заведения, то это не мешает им и детей, и собак выгуливать. Как не мешают им скабрезные надписи в собственных подъездах.

Так что, образно говоря, лучше: купить миро и умастить Христовы ноги или раздать нищим эти деньги? Если применять только внешние правила и регламентацию, не воспитывать человека, то однажды, по слову Достоевского, станет «всё позволено».

Ну а те, кому не по нраву Полежаев, кому неприятен Голушко, у кого вызывают отторжение «высокие каблуки Вижевитовой», пусть не комплексуют, а создают, к примеру, инициативную группу, фонд, общественную организацию (у нас всевозможных ратников, только и думающих о благе города, хватает) etc. по восстановлению, к примеру, Свято-Ильинского собора. Если кто забыл, напомню: в уже далеком 1993 году, побывав в Омске, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II благословил строительство Ачаирского крестового монастыря и возрождение одного из старейших соборов нашего города — Свято-Ильинского, построенного в 1789 году и снесенного в 1936 году. А сопровождал тогда Алексия II нынешний патриарх Кирилл, возглавлявший в то время отдел внешних связей Московской патриархии. Ачаирский монастырь был восстановлен, восстановлен и Успенский кафедральный собор — на месте сквера, круглосуточно издававшего запахи пивной мочи…

«Вообще дорог, в нынешнем понимании, не было. Рассматриваю фотографию начала XX века: Атаманская улица, повозка, застрявшая в грязи»

А что, дороги до того, как начали сносить омские храмы, намного лучше были? Вообще дорог, в нынешнем понимании, не было. Рассматриваю фотографию начала XX века: Атаманская улица, повозка, застрявшая в грязи, а в некотором отдалении (на снимке не видно, но не в этом суть) Свято-Ильинский собор…

Но совсем о другой грязи, мешающей жить, о ее преодолении говорил ушедший от нас недавно Валентин Григорьевич Распутин: «В грязном мире, который представляет из себя сегодня Россия, сохранить в чистоте и святости нашу веру чрезвычайно трудно. Нет такого монастыря, нет такого заповедника, где бы можно было отгородиться от «мира». Но у русского человека не остается больше другой опоры, возле которой он мог бы укрепиться духом и очиститься от скверны, кроме православия. Все остальное у него отняли или он промотал. Не дай Бог сдать это последнее. Помните, у Василия Шукшина: «Народ весь разобрался». Но тогда он еще не «разобрался». У Шукшина это было предчувствие возможного, а теперь убери или даже ослабь духовную связующую силу — и все, больше связаться нечем».

Вот и тонет в пузырящейся бездонности информационной урины все, что было дорого и свято для русского человека. Во многом изменился и смысл главнейших социальных и нравственных понятий. И на улицах наших городов мы видим безликие «скульптуры» безымянных свиней или вылезающих из преисподней сантехников, то есть некую аппликацию к жизни, а не саму жизнь, не историческую память нашу…

А вообще фраза о дороге, ведущей к храму, — из фильма Т. Абуладзе «Покаяние» (1984), и звучит она следующим образом: «Дорога, ведущая не к храму, никому не нужна». Человек должен построить в себе маленький храм, оживить в себе святыни. Тогда он не будет делать вреда ни себе, ни другим людям, тогда его жизнь станет светлее. Много светлых людей — светлое общество. Только так, вложив в постройку храма сначала своего, потом общего — свой кирпичик, можно построить ту жизнь, то лучшее будущее, которое и является конечной целью. Дорога, идущая от храма, ведет нас в никуда.

«И наполнятся сердца православной силой — силой веры, надежды и любви»

Прошлое не позади, а внутри нас. Думаю, это хорошо понимали обремененные большими полномочиями люди, пришедшие положить свой кирпич в стену Воскресенского собора, искренне радуясь своему благородному поступку, и, надеюсь, отдача на благое дело вызвало у них глубокое и радостное чувство. Вот как к ним ни относись. Каждый омич мог туда прийти и сделать то же самое. Для многих, вероятно, это стало бы катарсисом — очищением от греховных наслоений прежней жизни.

Искренне верю, что 8 августа 2016 года омичи услышат, наконец, лучистый хрустальный звон колоколов храма, поющих здравицу, и ангелы будут вторить им «Отче наш». И наполнятся сердца православной силой — силой веры, надежды и любви. Пока мы молимся, Земля жива.

Да, конечно, до полного восстановления храма в его былом благолепии и церковном убранстве пройдет немало времени. А вот сколько времени требуется для полного восстановления поврежденной души нашего народа?..

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 10):

Скарлатина
Вот удивительно, я помню этого человека по Омску, работающего в антиполежаевских изданиях, в старннопатриотических, которые тайно поддерживал монеткой Голушко, будучи замом у Полежаева. Молодых журналистов оплевать несложно, вернись в омск, да научи их уму-разуму.
25 апреля, 09:52 | Ответить
киви
Какая высокопарная чушь. СМИ могут как угодно подавать любое событие, не всегда я в восторге от их статей, но народ не проведешь. Комментарии на 80 процентов негативные. И никакой юродствующий перминов не изменит этого.
23 апреля, 19:35 | Ответить
ёёё
Жуть с пафосом христанутости.
22 апреля, 23:56 | Ответить
Олег
Молодец, Юра. Хоть слог черезчур пафосный, но малограмотную шантрапу из интернет- помоек приложил хорошо
22 апреля, 18:00 | Ответить
Прохорский
Есть тут, без сомнения, диссонанс. Интернет шантрапу он обругал как земеля из подвортни. Думаю, эффективно. Но вот не возглавил ли в этот момент он эту самую толпу? Есть ощущение, что возглавил.
22 апреля, 18:04 | Ответить
ослепленный писателем
кровь из глаз
22 апреля, 17:24 | Ответить
Миша
Феерический.... простите на вашем сайте нельзя материться
22 апреля, 16:39 | Ответить
гг
Педя, какой стал культурный
22 апреля, 18:00 | Ответить
Эк-коллега
Юрочка, я тебя не узнаю, кто тебя зарядил такой белибердистикой?
22 апреля, 15:59 | Ответить
Евгения
Это лучшее, что было прочитано мной на интернет-страницах омских СМИ. Всё в точку.
22 апреля, 15:47 | Ответить
Григорий Вевер, музыкант: «Хочу продолжить аранжировать рок для симфонических оркестров. Так хиты звучат богаче и глубже»

Григорий Вевер, музыкант: «Хочу продолжить аранжировать рок для симфонических оркестров. Так хиты звучат богаче и глубже»

О профессиональном уровне оркестров в России, гастролях по миру, и о нелегкой жизни музыкантов — в нашем интервью с человеком, который успевает все.

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Тест для автолюбителей, велосипедистов и пешеходов, крайне недолюбливающих друг друга.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»