Деловой Омск

Деловой Омск

29 апреля 2016 07.00

Константин Аверин: «Государство раздувает себестоимость моей продукции, а не снижает ее»

Редакция «ДО» запускает серию материалов под рубрикой «Госмаразм». Здесь мы будем публиковать реальные истории предпринимателей, столкнувшихся с багами бюрократической машины, которые годами портят кровь бизнесу и обществу. Сегодня гость нашей рубрики — учредитель ООО «Теплолайв» Константин Аверин, который предлагает совершенствовать систему госзакупок.

Константин Аверин: «Государство раздувает себестоимость моей продукции, а не снижает ее»

Александр Румянцев

За год работы с системой госзакупок я, как рыбак, оброс профессиональными байками, которыми хочу поделиться с вами. Все эти истории демонстрируют неполноценность системы закупок, об успехах которой отчитываются чиновники.

Кейс №1

Не так давно моя компания выиграла аукцион на поставку насосов. Рентабельность была сногсшибательная — более 120%. Казалось бы, это невозможно, ведь суть закупок — в снижении наценки. На деле же все обстоит иначе. На данный конкурс изначально было подано три заявки. Две из них были отклонены, так как не отвечали каким-то формальным условиям. Третья — моя. Я готов был «опуститься» в цене до 47 тыс. рублей, но, благодаря так удачно сложившимся обстоятельствам, «забрал» заявку за 94 тыс. И, заметьте, просто потому, что оказался единственным участником. Теперь Хохольская больница Воронежской области получит насосы на 47 тыс. дороже, чем могла бы. И все в рамках закона.

Кейс №2

Росреестр организовал конкурс на поставку насосов с начальной ценой в 498 тыс. рублей. Победила же заявка с ценой 395 рублей! Да, именно РУБЛЕЙ. Просто при ее оформлении сработал «человеческий фактор». В конкурсной документации участник забыл написать слово «тысяч» и был за это безжалостно наказан. Его признали победителем. Теперь у несчастных счастливцев стоит дилемма: или поставить оборудование за 395 рублей и понести колоссальный убыток, или попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Выбор, скажем прямо, незавидный. При этом, отметим, что в данной котировочной заявке сумма предложения, написанная цифрами, была указана верно, но в сумме, указанной прописью, отсутствовало слово «тысяч». Я позвонил организаторам торгов с вопросом: «Вы и вправду будете требовать с людей выполнения этого немыслимого контракта?» На что получил уверенный ответ: «А вы знаете ФЗ № 44? Конечно, будем!» Хотя ведь и дураку ясно, что тут явная ошибка и можно было бы отклонить эту заявку из-за некорректности заполнения. Но нет. «Если доктор сказал — в морг, значит, в морг».

Считаю свободу предпринимательства важнейшим экономическим и общественно значимым вопросом. Именно вот этим — свободой предпринимательства, расширением этой свободы предпринимательства — мы должны ответить на все ограничения, которые нам пытаются создать», — Владимир Путин, президент России.

Глухой телефон

Эти истории, конечно, скорее исключения из правила. Чаще страдают специалисты, которые готовят эти заявки к размещению на площадке. Ведь, согласитесь, невозможно быть специалистом во всем. Как один человек может разбираться на уровне экспертного покупателя, к примеру, и в капусте, и в насосах, и в постельном белье? Вот и получается, что начинают запрашивать такое, что волосы на голове прекращают шевелиться. Ведь по 44-ФЗ заказчик не может ограничивать круг приобретаемой продукции и должен указывать требуемые характеристики, но никак не конкретное изделие. Отсюда и кавардак. Представьте, приходит некий сантехник районной больницы к бухгалтеру, которая занимается закупками. И просит ее заказать насос, потому что старый уже дышит на ладан. Бухгалтер, мастер своего дела и полный профан в технических вопросах, ищет накладную на тот насос, который брали в прошлый раз. Затем ищет описание насоса в интернете. И по информации, что нашлась в Сети, описывает для конкурсной документации этот насос без наименования. Помните игру «Глухой телефон»? Вот это она самая. Только играют в нее взрослые, а правила описаны в федеральном законе.

Правильнее было бы, конечно, не описывать насос, который у них эксплуатируется, а описать требуемые параметры. Сказать, например, что надо качать горячую воду, а не холодную. И что для больницы этой горячей воды нужно столько-то кубометров в час, а напор нужен, к примеру, 40 метров водяного столба. Но этому бухгалтеров не учат (и правильно делают). Поэтому и получается в результате сложнейшая шарада. Бухгалтер описала (как смогла) тот насос, который у них уже стоит. Я, видя это описание, начинаю гадать, что им надо или хотя бы какой насос они загадали, или хотя бы с какого сайта «сдернули» описание? Хорошо еще, если мне повезет и я решу задачу правильно.

А вдруг нет? А вдруг продам тот, что подходит под описание, сделанное дилетантом, но не тот, что им действительно нужен? Закон на моей стороне, а страдают бедолага-специалист и посетители больницы.

Кейс №3

Однажды был запрос на большой насос. В описании все вроде бы понятно, но в графе «мощность» стояла приписка: «Не менее … ватт». А мой насос, как назло, энергоэффективный и потребляет энергии в два раза меньше! К тому же отличная цена и соответствует параметрам заказчика. Решил рассказать ему, что на моем оборудовании можно экономить. Пишу запрос: поясните, мол, могу ли предложить вам насос, превосходящий по эксплуатационным характеристикам запрашиваемый? Организатор конкурса принимает поистине соломоново решение — убирает из описания такое понятие, как «мощность»… и вводит понятие «сила тока». А из школьного курса физики все мы знаем, что сила тока и мощность прямо пропорциональны друг другу (согласно закону Ома). В общем, опять конфуз получился. Отклонили мою энергоэффективную заявку по формальному признаку. Больше надо им силы тока!

Я уверен, что затраты государства можно сократить на закупках еще на 20-30%. Если торги организовывать правильно. Задумайтесь, что нужно учесть, чтобы сформировать цену:

1. Стоимость доставки. Все поставщики сегодня дают условие поставки до склада заказчика. А в момент подачи заявки я не могу точно предсказать ее стоимость, поэтому и закладываю ее в цену с запасом, страхуюсь.

2. Риски по несвоевременному исполнению обязательств со стороны заказчика. Работая с муниципалитетами, я часто с этим сталкиваюсь, поэтому закладываю риски в цену. Я же коммерсант — деньги должны работать.

3. Обеспечительный платеж, якобы гарантирующий исполнение мною обязательств. Это опять же деньги, изъятые из кармана и положенные на полку. А лежать они просто так не могут, я учитываю и это в цене.

4. Оторванность от реальности заказчиков или, может быть, их коррумпированность. Некоторые настойчиво пишут неадекватные сроки поставки насоса, к примеру, дней десять. А насос здоровенный, почти как дом. И просто так он без дела не лежит, ну если только его под конкретный тендер кто-нибудь не готовит. Его сделать надо, через полмира привезти — все это за 10 дней успеть невозможно. Смотрю я на такой срок, и неприятно мне становится от мысли, что в стране коррупция и что тендер этот явно под кого-то написан. Конечно же, я порчу коррупционерам «малину» и подаю заявку на этот тендер, заведомо заложив в стоимость вероятные штрафы за срыв мною сроков поставки.

5. Неадекватный список документации, необходимый организатору конкурса при подаче заявки. Тут тебе и отчетность поквартально за последние три года, и выписки из налоговой об отсутствии долгов, и куча справок установленных форм и заверенных по всей строгости. На подготовку такого пакета уходит день работы специалиста. И это при условии, что все оригиналы с синими печатями уже есть и не нужно бегать по налоговым инспекциям и банкам, дабы взять актуальную выписку или справку. А ведь время работы этого специалиста тоже стоит денег и тоже ложится на себестоимость. Почему-то у меня не требуют эти справки коммерческие структуры и живут как-то.

Поэтому и получается, что государство платит за все мои риски, связанные с нерасторопностью государства, за все затраты, искусственно созданные бюрократической машиной, за проценты по моим банковским кредитам — за все! Иными словами, государство раздувает себестоимость моей продукции, а не снижает ее.

Как говорится, критикуя — предлагай! А я и предлагаю.

1. За аккредитацию участника торгов может отвечать торговая площадка. Тогда я должен буду, к примеру, лишь раз в год собирать необходимые справки и предоставлять их на площадку, а не каждый раз, когда найдется какой-нибудь «талантливый» заказчик.

2. Доставку товара необходимо сделать за счет покупателя, тогда они будут платить той же транспортной компании, что и я, но по факту оказания услуги. Что будет явно ниже, чем заложу я со всеми своими перестраховками.

3. Отмена обеспечения со стороны поставщика снизит мои финансовые вложения, необходимые для исполнения заказа, а следовательно, и цену продукции. То же самое относится и к финансовой дисциплине покупателей.

P.S.

Пока писал статью, узнал, что насосы за 395 рублей все же будут поставлены Росреестру. Неудачливый победитель тендера решил, что ему лучше отдать деньги, нежели вылететь из процедуры госзакупок. Печальный и яркий пример столкновения предпринимателя и бюрократической машины…

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 16 (117) 26 апреля

Добавить комментарий

Комментарии пользователей (всего 4):

АлексейБ
Все верно Константин говорит. Дырок много в системе закупок. И работает до смешного, когда госучреждение просто хочет получить нормальную услугу, поэтому сначала идут торги за цену единицы, а потом этими единицами выбирается стартовая цена. В итоге куча формальной движухи, куча документов, но по факту - все равно есть рыночная цена, по которой будет вестись работа, просто она распиывается по другому.
03 мая, 02:06 | Ответить
Гос
Над этим законом работали много лет выдающиеся эксперты. Вы предлагаете сейчас все отменить и переделать, только потому что у вас есть пару баек, когда система сработала не оптимально для вас?
29 апреля, 13:55 | Ответить
Рассерженный омич
Сразу узнается чиновник. "Выдающиеся эксперты" "оптимально для вас". Да таких баек, как вы выразились, по России сотни миллионов. И каждая у кого-нибудь как заноза в ж...
29 апреля, 15:43 | Ответить
не чиновник
просто Аверин - дружбан главного редактора, вот про эти конкретные случаи и написали
30 апреля, 01:57 | Ответить
В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона

В авангарде страстей: топ-10 событий омского хоккейного сезона '16-17

Пока четыре клуба КХЛ продолжают битву за Кубок Гагарина, «Класс» решил вспомнить, какими новостями и слухами веяло в информпространстве хоккейного Омска.

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Куда #НеВзяли омских ВИПов

Куда #НеВзяли омских ВИПов

В связи с популярностью флешмоба #меняневзяли, «Класс» узнал, какие дороги не открылись перед известными омичами.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.