Деловой Омск

Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Деловой Омск

30 апреля 2016 10.00

Кабаненко Вадим Анатольевич родился 20 марта 1967 года. В 1991 году окончил механико-технологический факультет Омского политехнического института. С 1991 по 1994 годы и с 1995 по 1997 годы работал на Омском моторостроительном объединении им. П. И. Баранова в должности заместителя начальника финансового отдела. В 1993 году окончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт по специальности «экономика и управление производством». С 1994 по 1995 годы работал начальником отдела корреспондентских отношений Сибирского международного инвестиционного банка. С 1997 по 1998 годы работал заместителем директора по экономике на ДУП «Завод коробок передач». С 1998 по 2003 годы работал директором НП «Западно-Сибирский центр инвестиций» В 2003 году окончил юридический факультет Сибирской академии государственной службы. С 2003 года замещал должность заместителя председателя экономического комитета Омской области. После реорганизации экономического комитета Омской области замещал должность заместителя руководителя департамента экономического развития и прогнозирования министерства экономики Омской области. С 2005 по 2007 годы работал исполнительным директором Регионального объединения работодателей Омской области. С 14 июня 2007 года по 6 августа 2015 года — заместитель руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области. С 7 августа 2015 года по 26 августа 2015 года исполнял обязанности руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области. 27 августа 2015 года приказом ФАС России назначен руководителем управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области.

Вадим Кабаненко: «Зачем Деду Морозу плетка и наколка? Сказка должна оставаться сказкой»

В преддверии начала работы в Омске Большого Сибирского конгресса участников госзаказа глава омского УФАС Вадим Кабаненко рассказал «ДО», как следует бороться с недобросовестными участниками госзаказа и почему он не согласен с тем, что его ведомство считают слишком консервативным во взглядах.

Александр Румянцев

Вадим Анатольевич, ваше ведомство нередко упрекают в том, что оно слишком уж «возбуждается» на провокационную рекламу. Некоторые случаи, когда экспертный совет при омском УФАС признал какие-то образы оскорбительными, откровенно веселят «прогрессивную» общественность.

— Конечно, в решениях экспертного совета по рекламе присутствует определенный субъективизм. Однако, вопросы, которые мы выносим на рассмотрение этого совета, не рождаются в нашем воспаленном сознании. Мы реагируем на обращения граждан, которые по каким-то причинам считают некоторые рекламные образы оскорбительными. Причем жалобы пишут не конкуренты рекламируемой компании, а реальные люди — обеспокоенные родители, общественные или религиозные организации. Если, опираясь на мнение экспертного совета, мы признаем рекламу ненадлежащей, то у предпринимателя всегда есть право не согласиться с нашей точкой зрения и обжаловать наши решения в суде.

Бизнес активно пользуется этой возможностью?

— Я бы так не сказал. Например, в прошлом году мы вынесли 98 решений о ненадлежащей рекламе, выдали 68 предписаний. При этом обжалованы были только три решения, из которых суд принял сторону предпринимателя лишь в одном случае.

Мы не такие консервативные, как многие думают, и не зажимаем бизнес. Пожалуйста, креативьте, сколько вам нужно.

В экспертный совет по рекламе, кстати, входят и сами предприниматели, многие из них известны как прогрессивные и современные люди. Тем более странно узнавать, что они могут всерьез рассуждать об аморальности облика Деда Мороза, поводья в руках которого якобы похожи на плетку.

— Именно эту рекламу экспертный совет, кстати, признал надлежащей. Ну а вообще, если кто-то считает, что мы подобрали не тех экспертов, пожалуйста, предлагайте свои кандидатуры. Что касается креатива с Дедом Морозом, то первый прецедент с его образом произошел пару лет назад, когда «Омские кабельные сети» разместили на городских автобусах свою рекламу. В ней был дедушка, пальцы которого украшала наколка с цифрами наступающего года. Вы не представляете, как были возмущены граждане! Ведь наколка на пальцах в нашем сознании ассоциируется с людьми, которые прошли места не столь отдаленные.

Может, дедушка когда-то отсидел, а теперь встал на путь исправления.

— Ну это неправильно (Улыбается.). Дед Мороз — это же святой образ. В следующий раз кто-то так нарядит Снегурочку, что дети будут плакать от ужаса. Зачем эти Деды Морозы с наколками, плетками, сигаретами? Сказка должна оставаться сказкой.

Из недавнего еще запомнились ваши претензии к рекламе обувного магазина StepClub, в которой ваших экспертов смутило наличие обнаженных женских ног.

— Они сейчас, кстати, обжалуют наше решение. И там не совсем ноги.

А что?

— В этой рекламе женщина повернута несколько обратным порядком.

Спиной?

— Да, спиной. Для меня как мужчины это совершенно не оскорбительно. Но инициаторами жалобы выступили женщины, которые заявили, что в такую позицию ставить женщину не нужно. К тому же данные щиты находились у школы.

В общем, на мой взгляд, нельзя говорить, что мы все такие насквозь консервативные и зажимаем бизнес. Да ни в коей мере. Пожалуйста, креативьте, сколько вам нужно.

Пару лет назад телеканал «Пятница» пытался креативить со своими слоганами, но омское УФАС запретило им «женица», «хохотаца» и «радоваца».

— Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» предусматривает, что в рек-ламе подлежит обязательному использованию государственный язык Российской Федерации, а при использовании русского языка как государственного не допускается использование слов и выражений, не соответствующих нормам современного русского литературного языка.

В последнее время наши граждане не отличаются грамотностью. А подобные слоганы настолько сильно оседают в наших головах, что мы начинаем думать, что это верное написание слов. Многие люди ведь безоговорочно доверяют тому, что льется с голубых экранов и изображается на рекламных щитах. Так что за чистоту языка нужно бороться. Телеканал «Пятница», кстати, не стал обжаловать наше решение, а просто демонтировал свою рекламу.

У маркетологов «Пятницы» вряд ли был вероломный план по снижению грамотности населения, они лишь рассчитывали привлечь внимание к телеканалу этим намеренным искажением слов. В этом, возможно, и есть недостаток «Закона о рекламе», который был принят десять лет назад, и хоть ежегодно в него вносятся поправки, есть ощущение, что он не учитывает современных веяний и хотя бы такого понятия, как креатив.

— У нас есть Госдума, которая как раз уполномочена менять законодательство. Пожалуйста, если кому-то кажется, что закон о рекламе недостаточно современен, обращайтесь в структуры, которые обладают законодательной инициативой. Мы орган контролирующий и такими полномочиями не обладаем.

Кстати, о Госдуме. Сейчас проходят праймериз «Единой России», и некоторые участники выступают с идеей законодательно изменить систему госзаказов, при которой победителем конкурсов признается участник, предложивший самую низкую цену. Кандидаты говорят, что дороги ремонтируют подрядчики, которые просят меньше всех денег, но не способны качественно провести работу. Насколько реализуема эта идея?

— Депутаты вполне могут внести в Госдуму закон, который бы преду-сматривал меры по борьбе с демпингом на госзаказах. Впрочем, и действующий 44-ФЗ вполне работоспособен, если его исполнять должным образом. Что касается контроля за подрядчиками, которые делают некачественный ремонт, то не следует забывать о госприемке выполненных работ. Работу именно в части приемки, на мой взгляд, следует усилить. Ну а если подрядчик в должной мере не исполнил свои обязательства, то заказчик может обратиться к нам с просьбой включить его в реестр недобросовестных поставщиков.

Компании из каких сфер преобладают в этом реестре?

— По итогам 2015 года в него включено 148 компаний. По отраслям «лидируют» поставщики медоборудования и лекарственных препаратов, продуктов питания, есть строительные фирмы.

Насколько часто вы вынуждены приостанавливать аукционы по причине каких-либо нарушений?

— В 2015 году было рассмотрено 484 жалобы, 218 из них признаны обоснованными, выдано 232 предписания. За первый квартал этого года рассмотрено 57 жалоб, 27 признаны обоснованными.

В прошлом году начались судебные тяжбы между вашим ведомством и «Газпромнефть-Региональными продажами». Вы признали, что эта компания установила монопольно высокие цены, она же оспаривала это решение. Чем завершился процесс?

— УФАС выиграло первую инстанцию. Решение Арбитражного суда — мы совершенно правомерно вынесли решение о том, что компания злоупотребила своим доминирующим положением. Как мы понимаем, «Газпромнефть-Региональные продажи» готовится подать апелляцию, так что нам предстоит пройти еще и ее. Но пока победа за нами.

Что дает эта победа?

— Она признает законность нашего решения и предписания, в котором указывалось, что «Газпромнефть-Региональные продажи» должна устанавливать справедливые по отношению к потребителям цены.

Помнится, в своем первом интервью «Коммерческим вестям» вы говорили, что, судя по ценовой политике «Газпромнефти», эта компания не очень хорошо относится к жителям Омского региона.

— Да, возможно, это утверждение было несколько жестким. Но оно основано не на моем субъективном отношении к компании, а исключительно на анализе цифр. Мы изучили, сколько стоит бензин во всех регионах присутствия «Газпромнефти», и увидели, что даже несмотря на наши преимущественные условия (на территории региона находится нефтезавод, а значит, отсутствует необходимость в тратах на транспортную доставку), стоимость топлива в Омской области сопоставима с ценой в соседних областях, при этом уровень прибыли в Омской области устанавливался значительно выше, чем в других регионах.

С точки зрения неискушенного в экономических и политических вопросах потребителя, ситуация действительно выглядит странной — на территории Омска находится нефтезавод, но бензин при этом у нас один из самых дорогих в России.

— Мнение о том, что мы находимся в приоритетном положении, так как у нас работает нефтезавод, действительно широко распространено. Однако если разобраться в вопросе, то станет ясно, что наш ОНПЗ исключен из цепочки образования цен на бензин. Это предприятие входит в вертикальную интегрированную структуру, работает на процессинге. Сырье, поступающее на нефтезавод в виде нефти, ему не принадлежит, его собственник — компания «Газпромнефть», только она имеет право распоряжаться бензином, который производит НПЗ.

И пытаться выстроить диалог с НПЗ бесполезно?

— Да. Это не их ценовая политика, не они демонстрируют плохое отношение к омичам, их нельзя обвинить в том, что они устанавливают монопольно высокую цену на данный продукт. Они лишь являются заводом, который перерабатывает нефтепродукты.

Вы выдаете «Газпромнефти» предписания, привлекаете к административным штрафам за необоснованное повышение цен. Но через неделю после этого стоимость бензина вновь повышается. В чем результативность наказания?

— Если говорить о действенности наказания, то нужно помнить, что «Газпром-нефть» является крупной, уважаемой компанией, акции которой торгуются на биржах. Когда организации такого уровня привлекаются к административной ответственности, они несут репутационные риски. Поэтому наши решения очень болезненны для «Газпромнефти». Еще бытует мнение, что они «отбивают» выписанный им штраф очередным повышением цен на бензин. Это не соответствует действительности. Если мы видим, что после нашего предписания опять следует нарушение, мы возбуждаем новое дело, вновь будем привлекать к административной ответственности, и компании вновь будет нанесен репутационный ущерб.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 16 (117) 26 апреля

Самое актуальное в рубрике: Закон

Больше интересного в жанре: Интервью

Добавить комментарий