Деловой Омск

Деловой Омск

12 мая 2016 08.00Статьи

Изобретателем формата магазинов, в которых все продается по одной цене, считают Фрэнка Вулворта. В 1877 году 25-летний Вулворт, работавший в нью-йоркском магазине Augsbury and Moore Dry Goods Store, придумал разложить залежавшиеся товары на столе с табличкой «все по 5 центов». Распродажа оказалась популярной и у покупателей, и у поставщиков магазина. В 1878 году Вулворт открыл магазин товаров по одной цене — Woolworth’s Great Five Cent Store в Ютике, штат Нью-Йорк. Крупнейшая в мире сеть формата Fix Price — Dollar Tree — была основана в США в 1986 году. Все товары в ней продаются за доллар. Сейчас сеть включает свыше пяти тысяч магазинов в США и Канаде. Другие крупные сети — японская Daiso (2,8 тыс. магазинов в Японии и 860 в других странах), канадская Dollarama (900 магазинов) и британская Poundland (больше 500 магазинов).

Тенденции на рынке: кто круче — традиционный ритейл или магазины с фиксированными ценами

Федеральные сети «жестких дискаунтеров» активно осваивают омский рынок, при этом местные игроки признаются, что пока не могут конкурировать в таком формате.

Тенденции на рынке: кто круче — традиционный ритейл или магазины с фиксированными ценами

Александр Румянцев

За последний год в Омске начали активно развиваться сети дисконтных супермаркетов, которые предлагают товары по фиксированной цене. Самый крупный отечественный игрок этого рынка, московская компания Fix Price, за это время открыла в городе 18 своих магазинов. Еще несколько появилось в областных центрах. Позже с похожим форматом на рынок зашла новосибирская сеть «Охапка», которая на сегодняшний день открыла 12 магазинов. Причем, судя по планам обоих игроков, останавливаться на достигнутом они не намерены.

Московская сеть довольно основательно взялась за сибирский регион. Еще в 2014 году Fix Price заказал девелоперской компании PNK Group большой склад в Новосибирске. Объем инвестиций в строительство складского комплекса, по оценкам экспертов, составил около 1 млрд руб. без учета НДС.

«Размещение здесь столь крупного склада позволит компании Fix Price расширить и укрепить логистическую инфраструктуру сети, обеспечив хороший доступ к находящемуся в непосредственной близости Новосибирску и крупнейшим городам региона», — объясняет столь крупные вложения консалтинговая компания Knight Frank.

С франшизой за границу

Fix Price — крупнейшая в России сеть магазинов фиксированных цен, большая часть товаров сейчас стоит 51 руб. Первые магазины были открыты в 2007 году. Основные акционеры компании — сооснователи сети «Копейка» Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. В числе акционеров также инвестиционный фонд Quadro Capital, небольшие доли есть у десяти топ-менеджеров сети, в том числе у гендиректора Дмитрия Кирсанова. Выручка сети в 2015 году, по данным компании, составила 61,2 млрд руб. Сеть два года подряд входит в рейтинг РБК «50 самых быстрорастущих компаний».

Fix Price сейчас насчитывает 2097 магазинов. Из них около 400 работают по франчайзингу. Операционная компания сети — «Бэст Прайс» — всегда получает 25% в капитале компании-франчайзи.

С большей частью региональных партнеров (примерно три четверти магазинов) «Бэст Прайс» также договаривается о праве выкупа у них магазина через три года по определенной формуле цены, которая не раскрывается.

Паушальный взнос (единоразовый платеж владельцу франшизы при ее покупке), по данным компании, при такой схеме составляет 300 тыс. руб., роялти — 3-4% от оборота. Открытие одного магазина со средней торговой площадью 200-300 кв. м стоит около 5 млн руб., срок окупаемости — меньше года.

Существует и вторая схема работы с партнерами, при которой головная компания не выкупает партнерские точки. В таком случае размер паушального взноса и роялти несколько выше. Сейчас именно по этой схеме открываются магазины в регионах, в которых в ближайшие пять лет Fix Price не собирается развиваться самостоятельно, например, на Дальнем Востоке.

Помимо российских регионов, компания взялась и за освоение зарубежного рынка. Первые магазины появятся в соседнем Казахстане, а также в Грузии. Всего в 2016 году Fix Price планирует открыть около 300 магазинов и в ближайшие годы запускать по 300-500 точек. Потенциал развития в России для себя сеть оценивает в 5 тыс. магазинов.

Формат не малого бизнеса

Серьезных конкурентов у Fix Price пока нет. В 2014 году создатель KupiVip Оскар Хартманн с партнерами стал развивать аналогичную по формату сеть «Заодно». В 2015 году долю этой компании приобрел президент «Интерроса» Владимир Потанин. По оценке РБК, принадлежащая Потанину кипрская компания приобрела около 38% единственного владельца сети, офшора Za Odno Ltd. В прошлом году компания «Заодно» открывала от 10 новых магазинов в месяц в городах с населением не менее 50 тыс. жителей. Также в 2015 году несколько магазинов фиксированных цен под брендом Fan Price открыл основатель «Пятерочки» Андрей Рогачев. Однако нестабильность курса рубля привела к тому, что компания отказалась от формата фиксированных цен.

В 2015 году в городах России открылись и первые магазины немецкой сети Euroshop. Euroshop — одна из ведущих европейских сетей магазинов фиксированных цен (все товары cтоят там по 1 евро), под управлением которой находятся 225 магазинов в Германии.

Новосибирская сеть пока представлена не так широко. На данный момент «Охапка» насчитывает более 60 магазинов.

В Омске, как и в большей части России, такой формат долгое время был представлен лишь уличными палатками. Поз-же некоторые предприниматели попытались вывести его на уровень хотя бы скромного стрит-ритейла, однако заработать на штучных магазинах такого формата довольно непросто.

«Для открытия магазина на небольшой площади не требуется больших вложений. Себестоимость товаров, представленных в них, довольно низкая, но чтобы окупить аренду, поток покупателей должен быть постоянным. Мы открывали магазин с товарами по 30, 60 и 80 руб-лей перед новогодними праздниками, вложения окупились в тройном размере, а затем спрос начал падать. Так мы поняли, что постоянным этот бизнес не станет. Чтобы уйти от «палаток», нужно либо арендовать дорогую площадь в торговых комплексах, либо развивать сетевой бизнес, что под силу, скорее, крупным фирмам, чем малому бизнесу», — рассказывает предприниматель Анна Прохорова, пробовавшая работать в таком формате.

Омск против тренда

В условиях кризиса формат, развиваемый «Охапкой» и Fix Price, выглядит довольно выигрышным. По мнению аналитика по недвижимости Вячеслава Демидова, ритейлерам приходится разрываться между необходимостью давать сезонные и внесезонные скидки, чтобы сохранить лояльность покупателей, и стремлением хоть как-то заработать.

Подобный формат как раз успешно разрешает эту дилемму. Установив единую цену, магазин может хорошо заработать на некоторых переоцененных товарах и при этом без ущерба предоставить хорошую скидку на другие позиции.

Региональный директор по торговой недвижимости «Colliers International Россия» Анна Никандрова в беседе с «Ведомостями» однажды отмечала, что торговые центры районного и микрорайонного формата уже давно идут по пути «демократизации ассортимента». Активным арендатором небольших магазинов становится в том числе и Fix Price. При этом, по ее мнению, до появления «жестких дискаунтеров» в ТРЦ в центре Москвы еще далеко. А вот в масштабах Омска сеть, напротив, получила возможность развиваться не только в спальных районах, но и в центре. На Красном Пути сегодня можно заметить два магазина компании, один из которых разместился в сменившей формат «Планете высокой моды». А сибирская «Охапка», к примеру, арендует одну из площадей в ТК «Голубой огонек».

По мнению Елены Завьяловой, также развивавшей в Омске аналогичные магазины фиксированных цен, конкурентами крупных омских и федеральных сетей такие дисконты, скорее всего, не станут.

«В основном подобные магазины оттягивают покупателей у небольших рынков и магазинов у дома. Причем их преимущес-твом являются, скорее, дешевые непродовольственные товары: бытовая химия, посуда, канцелярия. Продуктовая линейка конкурировать с ассортиментом обычных супермаркетов и гипермаркетов сможет едва ли», — считает она.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (121) 10 мая

Добавить комментарий
Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Почти чеховская история: в «Галерке» прошла премьера спектакля «В поисках радости»

Ее поставил главный режиссер и художественный руководитель театра Владимир Витько.

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Арсений Попов, актер шоу «Импровизация»: «Уезжать из Омска было тяжело. Но иначе вы бы не брали у меня интервью»

Участник популярного шоу на ТНТ рассказал «Классу» об омской театральной школе, хейтерах и шутках под разрядом тока.

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»Фото

Оля Слово, основатель школы стилистов Self Made Studio: «Мода современна — стиль вечен»

Оля побывала в Омске в рамках образовательного проекта GTOUR-2017 и рассказала, как создала школу стилистов и персональных шоперов, а затем запустила альтернативное печатное издание о моде и культуре.

Вес_имеем: Дневники худеющих

Вес_имеем: Дневники худеющих

О мотивации, правильных привычках и о том, каково это — ходить в гости к Шлеменко по утрам.

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Георгий Яшин, создатель бренда Ziq & Yoni и первой сникер-химчистки: «Мы не хотели работать на дядь, мы сами стали дядями»

Москвич без высшего образования, но с двумя работающими бизнес-проектами рассказал, как искать, находить и реализовывать идеи для организации и раскрутки своего дела.

Тест:  Вы гопник или нет?

Тест: Вы гопник или нет?

Приближается весна, которая выведет на улицы Омска не только женщин в миниюбках и любителей субботников, но и истосковавшихся за зиму по свежему воздуху представителей гоп-культуры.

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

Бикини по весне: в Омске прошел кубок по бодибилдингу и фитнесу

18 марта в «Химике» состоялись соревнования по бодибилдингу, бодифитнесу, фитнесу и фитнес-бикини. Жители Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Тюмени, Красноярска выступили в 13 номинациях, а ...

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

«Обрехтить» Ремарка: «Три товарища» на омской сцене

В омском драмтеатре состоялась премьера спектакля по культовому произведению Эриха Марии Ремарка.

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Из Америки в Омск: Велоtrip 19 века

Какой увидел Сибирь путешественник Томас Ален.

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

Омские реликвии: 10 самых дорогих коллекционных вещей на продажу

«Класс» узнал, что и за какие деньги выставляют местные коллекционеры.

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

Кристина Соловьева, модельер: «Магазин одежды для кукол имел оглушительный успех»

О коллекционных моделях, модных коллекциях и хобби, переросшем в бизнес - в нашем интервью.

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

#ВЕС_ИМЕЕМ: Grandиозный Fitness

Кирилл Хариби, Сюзанна Егиян и Евгений Долганев на пути к идеальному телу.

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Регина Тодоренко, «Орел и Решка»: «Вижу своего парня трижды в месяц»

Ведущая и путешественница рассказала «Классу», чему удивляться, когда объездил целый мир.

Похудение под прицелом

Похудение под прицелом

Жизнь замечательных людей, или Каково худеть под пристальными взорами любопытствующих. Часть первая.

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Евгения Деник, автор проекта WEDDING FAST DATING: «Мы приглашаем на свидания уже помолвленные пары»

Об уникальном для Омска мероприятии «Классу» рассказали свадебный организатор Евгения Деник и ведущий Алексей Куликов.