Деловой Омск

Деловой Омск

12 мая 2016 08.00Статьи

Изобретателем формата магазинов, в которых все продается по одной цене, считают Фрэнка Вулворта. В 1877 году 25-летний Вулворт, работавший в нью-йоркском магазине Augsbury and Moore Dry Goods Store, придумал разложить залежавшиеся товары на столе с табличкой «все по 5 центов». Распродажа оказалась популярной и у покупателей, и у поставщиков магазина. В 1878 году Вулворт открыл магазин товаров по одной цене — Woolworth’s Great Five Cent Store в Ютике, штат Нью-Йорк. Крупнейшая в мире сеть формата Fix Price — Dollar Tree — была основана в США в 1986 году. Все товары в ней продаются за доллар. Сейчас сеть включает свыше пяти тысяч магазинов в США и Канаде. Другие крупные сети — японская Daiso (2,8 тыс. магазинов в Японии и 860 в других странах), канадская Dollarama (900 магазинов) и британская Poundland (больше 500 магазинов).

Тенденции на рынке: кто круче — традиционный ритейл или магазины с фиксированными ценами

Федеральные сети «жестких дискаунтеров» активно осваивают омский рынок, при этом местные игроки признаются, что пока не могут конкурировать в таком формате.

Тенденции на рынке: кто круче — традиционный ритейл или магазины с фиксированными ценами

Александр Румянцев

За последний год в Омске начали активно развиваться сети дисконтных супермаркетов, которые предлагают товары по фиксированной цене. Самый крупный отечественный игрок этого рынка, московская компания Fix Price, за это время открыла в городе 18 своих магазинов. Еще несколько появилось в областных центрах. Позже с похожим форматом на рынок зашла новосибирская сеть «Охапка», которая на сегодняшний день открыла 12 магазинов. Причем, судя по планам обоих игроков, останавливаться на достигнутом они не намерены.

Московская сеть довольно основательно взялась за сибирский регион. Еще в 2014 году Fix Price заказал девелоперской компании PNK Group большой склад в Новосибирске. Объем инвестиций в строительство складского комплекса, по оценкам экспертов, составил около 1 млрд руб. без учета НДС.

«Размещение здесь столь крупного склада позволит компании Fix Price расширить и укрепить логистическую инфраструктуру сети, обеспечив хороший доступ к находящемуся в непосредственной близости Новосибирску и крупнейшим городам региона», — объясняет столь крупные вложения консалтинговая компания Knight Frank.

С франшизой за границу

Fix Price — крупнейшая в России сеть магазинов фиксированных цен, большая часть товаров сейчас стоит 51 руб. Первые магазины были открыты в 2007 году. Основные акционеры компании — сооснователи сети «Копейка» Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. В числе акционеров также инвестиционный фонд Quadro Capital, небольшие доли есть у десяти топ-менеджеров сети, в том числе у гендиректора Дмитрия Кирсанова. Выручка сети в 2015 году, по данным компании, составила 61,2 млрд руб. Сеть два года подряд входит в рейтинг РБК «50 самых быстрорастущих компаний».

Fix Price сейчас насчитывает 2097 магазинов. Из них около 400 работают по франчайзингу. Операционная компания сети — «Бэст Прайс» — всегда получает 25% в капитале компании-франчайзи.

С большей частью региональных партнеров (примерно три четверти магазинов) «Бэст Прайс» также договаривается о праве выкупа у них магазина через три года по определенной формуле цены, которая не раскрывается.

Паушальный взнос (единоразовый платеж владельцу франшизы при ее покупке), по данным компании, при такой схеме составляет 300 тыс. руб., роялти — 3-4% от оборота. Открытие одного магазина со средней торговой площадью 200-300 кв. м стоит около 5 млн руб., срок окупаемости — меньше года.

Существует и вторая схема работы с партнерами, при которой головная компания не выкупает партнерские точки. В таком случае размер паушального взноса и роялти несколько выше. Сейчас именно по этой схеме открываются магазины в регионах, в которых в ближайшие пять лет Fix Price не собирается развиваться самостоятельно, например, на Дальнем Востоке.

Помимо российских регионов, компания взялась и за освоение зарубежного рынка. Первые магазины появятся в соседнем Казахстане, а также в Грузии. Всего в 2016 году Fix Price планирует открыть около 300 магазинов и в ближайшие годы запускать по 300-500 точек. Потенциал развития в России для себя сеть оценивает в 5 тыс. магазинов.

Формат не малого бизнеса

Серьезных конкурентов у Fix Price пока нет. В 2014 году создатель KupiVip Оскар Хартманн с партнерами стал развивать аналогичную по формату сеть «Заодно». В 2015 году долю этой компании приобрел президент «Интерроса» Владимир Потанин. По оценке РБК, принадлежащая Потанину кипрская компания приобрела около 38% единственного владельца сети, офшора Za Odno Ltd. В прошлом году компания «Заодно» открывала от 10 новых магазинов в месяц в городах с населением не менее 50 тыс. жителей. Также в 2015 году несколько магазинов фиксированных цен под брендом Fan Price открыл основатель «Пятерочки» Андрей Рогачев. Однако нестабильность курса рубля привела к тому, что компания отказалась от формата фиксированных цен.

В 2015 году в городах России открылись и первые магазины немецкой сети Euroshop. Euroshop — одна из ведущих европейских сетей магазинов фиксированных цен (все товары cтоят там по 1 евро), под управлением которой находятся 225 магазинов в Германии.

Новосибирская сеть пока представлена не так широко. На данный момент «Охапка» насчитывает более 60 магазинов.

В Омске, как и в большей части России, такой формат долгое время был представлен лишь уличными палатками. Поз-же некоторые предприниматели попытались вывести его на уровень хотя бы скромного стрит-ритейла, однако заработать на штучных магазинах такого формата довольно непросто.

«Для открытия магазина на небольшой площади не требуется больших вложений. Себестоимость товаров, представленных в них, довольно низкая, но чтобы окупить аренду, поток покупателей должен быть постоянным. Мы открывали магазин с товарами по 30, 60 и 80 руб-лей перед новогодними праздниками, вложения окупились в тройном размере, а затем спрос начал падать. Так мы поняли, что постоянным этот бизнес не станет. Чтобы уйти от «палаток», нужно либо арендовать дорогую площадь в торговых комплексах, либо развивать сетевой бизнес, что под силу, скорее, крупным фирмам, чем малому бизнесу», — рассказывает предприниматель Анна Прохорова, пробовавшая работать в таком формате.

Омск против тренда

В условиях кризиса формат, развиваемый «Охапкой» и Fix Price, выглядит довольно выигрышным. По мнению аналитика по недвижимости Вячеслава Демидова, ритейлерам приходится разрываться между необходимостью давать сезонные и внесезонные скидки, чтобы сохранить лояльность покупателей, и стремлением хоть как-то заработать.

Подобный формат как раз успешно разрешает эту дилемму. Установив единую цену, магазин может хорошо заработать на некоторых переоцененных товарах и при этом без ущерба предоставить хорошую скидку на другие позиции.

Региональный директор по торговой недвижимости «Colliers International Россия» Анна Никандрова в беседе с «Ведомостями» однажды отмечала, что торговые центры районного и микрорайонного формата уже давно идут по пути «демократизации ассортимента». Активным арендатором небольших магазинов становится в том числе и Fix Price. При этом, по ее мнению, до появления «жестких дискаунтеров» в ТРЦ в центре Москвы еще далеко. А вот в масштабах Омска сеть, напротив, получила возможность развиваться не только в спальных районах, но и в центре. На Красном Пути сегодня можно заметить два магазина компании, один из которых разместился в сменившей формат «Планете высокой моды». А сибирская «Охапка», к примеру, арендует одну из площадей в ТК «Голубой огонек».

По мнению Елены Завьяловой, также развивавшей в Омске аналогичные магазины фиксированных цен, конкурентами крупных омских и федеральных сетей такие дисконты, скорее всего, не станут.

«В основном подобные магазины оттягивают покупателей у небольших рынков и магазинов у дома. Причем их преимущес-твом являются, скорее, дешевые непродовольственные товары: бытовая химия, посуда, канцелярия. Продуктовая линейка конкурировать с ассортиментом обычных супермаркетов и гипермаркетов сможет едва ли», — считает она.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (121) 10 мая

Добавить комментарий
6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

6 дней, 19 театров, 14 стран: В Омске открыт V фестиваль «В гостях у Арлекина»

Театры из из России и Беларуси, Армении и Болгарии, Ирана и Израиля,, Казахстана, Китая, Польши, Словении, Финляндии, Франции и Японии прибыли в Омск. Фестиваль открылся традиционным шествием.

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Андрей Заберти, «Свидание»: «Пометьте, у гитариста девушки нет. А этим туром еще и денежек заработаем...»

Трогательная, романтичная молодая группа «Свидание» рассказала «Классу» о повзрослевшей публике, стихах Макгрегора и глупостях.

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Нелюбовный треугольник: велотур по ПДД

Тест для автолюбителей, велосипедистов и пешеходов, крайне недолюбливающих друг друга.

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Преображение: на сколько Андрей Маслов и Марина Хариби похудели за десять дней?

Рассказываем, как ставились личные рекорды: главный врач не зря гарантировал результат.

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

Алексей Степочкин-Тищенков: «Вожатые омской школы получают до 24 тысяч в месяц»

О мире детей и вожатых, саморазвитии и немного о деньгах — в нашем интервью с создателем школы вожатых в Омске.

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

Двадцать дорог: первый экскурсионный флешмоб в Омске

24 сентября в Омске пройдет экскурсионный флешмоб, в рамках которого омичи смогут посетить более двадцати экскурсий. Все они будут бесплатные.

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)Инфографика

Омичи будут отдыхать треть следующего года (КАЛЕНДАРЬ)

Из 365 дней 118 будут выходными, в том числе 27 — праздничными.

Красота без жертвФото

Красота без жертв

Участники проекта «За подарками» отправились исследовать салон красоты «Нимфа».

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить другихИнфографика

Энтеровирусная инфекция в Омске: как не заболеть и не заразить других

«Новый Омск» приводит рекомендации министра здравоохранения, врача и специалиста Роспотребнадзора.

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Начало по-французски в омском ТЮЗе

Новый сезон театр откроет премьерой спектакля по мотивам пьесы Жана Батиста Мольера.

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Преображение: Марина Хариби и Андрей Маслов на пути к идеалу

Один месяц, два героя, четыре этапа, один победитель. Вашему вниманию — очередной преобразующий проект «Нового Омска». Поехали!

Тысячи омичей вместе с LВидео

Тысячи омичей вместе с L'ONE танцевали локтями под первым снегом (ВИДЕО)

Несмотря на дождь и, по сообщениям очевидцев, даже снег, — омичи дождались артиста и отстояли концерт. Как это было — в нашей подборке.

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

Говорит и показывает: на три дня омские улицы станут площадкой для арт-экспериментов

С 8 по 10 сентября в рамках фестиваля современного искусства «Экспериментальные выходные» омичей приглашают на программы «Смотри!», «Говори!» и «Слушай!»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Александр Могилев, хореограф: «Мы оторвали у «запорожца» аккумулятор, раскидали ДВП у кинотеатра и стали танцевать на шапку»

Топовый хореограф России рассказал «Классу» о столичных провинциалах и закулисье шоу «Танцы».