Деловой Омск

Деловой Омск

12 мая 2016 08.00Статьи

Изобретателем формата магазинов, в которых все продается по одной цене, считают Фрэнка Вулворта. В 1877 году 25-летний Вулворт, работавший в нью-йоркском магазине Augsbury and Moore Dry Goods Store, придумал разложить залежавшиеся товары на столе с табличкой «все по 5 центов». Распродажа оказалась популярной и у покупателей, и у поставщиков магазина. В 1878 году Вулворт открыл магазин товаров по одной цене — Woolworth’s Great Five Cent Store в Ютике, штат Нью-Йорк. Крупнейшая в мире сеть формата Fix Price — Dollar Tree — была основана в США в 1986 году. Все товары в ней продаются за доллар. Сейчас сеть включает свыше пяти тысяч магазинов в США и Канаде. Другие крупные сети — японская Daiso (2,8 тыс. магазинов в Японии и 860 в других странах), канадская Dollarama (900 магазинов) и британская Poundland (больше 500 магазинов).

Тенденции на рынке: кто круче — традиционный ритейл или магазины с фиксированными ценами

Федеральные сети «жестких дискаунтеров» активно осваивают омский рынок, при этом местные игроки признаются, что пока не могут конкурировать в таком формате.

Тенденции на рынке: кто круче — традиционный ритейл или магазины с фиксированными ценами

Александр Румянцев

За последний год в Омске начали активно развиваться сети дисконтных супермаркетов, которые предлагают товары по фиксированной цене. Самый крупный отечественный игрок этого рынка, московская компания Fix Price, за это время открыла в городе 18 своих магазинов. Еще несколько появилось в областных центрах. Позже с похожим форматом на рынок зашла новосибирская сеть «Охапка», которая на сегодняшний день открыла 12 магазинов. Причем, судя по планам обоих игроков, останавливаться на достигнутом они не намерены.

Московская сеть довольно основательно взялась за сибирский регион. Еще в 2014 году Fix Price заказал девелоперской компании PNK Group большой склад в Новосибирске. Объем инвестиций в строительство складского комплекса, по оценкам экспертов, составил около 1 млрд руб. без учета НДС.

«Размещение здесь столь крупного склада позволит компании Fix Price расширить и укрепить логистическую инфраструктуру сети, обеспечив хороший доступ к находящемуся в непосредственной близости Новосибирску и крупнейшим городам региона», — объясняет столь крупные вложения консалтинговая компания Knight Frank.

С франшизой за границу

Fix Price — крупнейшая в России сеть магазинов фиксированных цен, большая часть товаров сейчас стоит 51 руб. Первые магазины были открыты в 2007 году. Основные акционеры компании — сооснователи сети «Копейка» Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. В числе акционеров также инвестиционный фонд Quadro Capital, небольшие доли есть у десяти топ-менеджеров сети, в том числе у гендиректора Дмитрия Кирсанова. Выручка сети в 2015 году, по данным компании, составила 61,2 млрд руб. Сеть два года подряд входит в рейтинг РБК «50 самых быстрорастущих компаний».

Fix Price сейчас насчитывает 2097 магазинов. Из них около 400 работают по франчайзингу. Операционная компания сети — «Бэст Прайс» — всегда получает 25% в капитале компании-франчайзи.

С большей частью региональных партнеров (примерно три четверти магазинов) «Бэст Прайс» также договаривается о праве выкупа у них магазина через три года по определенной формуле цены, которая не раскрывается.

Паушальный взнос (единоразовый платеж владельцу франшизы при ее покупке), по данным компании, при такой схеме составляет 300 тыс. руб., роялти — 3-4% от оборота. Открытие одного магазина со средней торговой площадью 200-300 кв. м стоит около 5 млн руб., срок окупаемости — меньше года.

Существует и вторая схема работы с партнерами, при которой головная компания не выкупает партнерские точки. В таком случае размер паушального взноса и роялти несколько выше. Сейчас именно по этой схеме открываются магазины в регионах, в которых в ближайшие пять лет Fix Price не собирается развиваться самостоятельно, например, на Дальнем Востоке.

Помимо российских регионов, компания взялась и за освоение зарубежного рынка. Первые магазины появятся в соседнем Казахстане, а также в Грузии. Всего в 2016 году Fix Price планирует открыть около 300 магазинов и в ближайшие годы запускать по 300-500 точек. Потенциал развития в России для себя сеть оценивает в 5 тыс. магазинов.

Формат не малого бизнеса

Серьезных конкурентов у Fix Price пока нет. В 2014 году создатель KupiVip Оскар Хартманн с партнерами стал развивать аналогичную по формату сеть «Заодно». В 2015 году долю этой компании приобрел президент «Интерроса» Владимир Потанин. По оценке РБК, принадлежащая Потанину кипрская компания приобрела около 38% единственного владельца сети, офшора Za Odno Ltd. В прошлом году компания «Заодно» открывала от 10 новых магазинов в месяц в городах с населением не менее 50 тыс. жителей. Также в 2015 году несколько магазинов фиксированных цен под брендом Fan Price открыл основатель «Пятерочки» Андрей Рогачев. Однако нестабильность курса рубля привела к тому, что компания отказалась от формата фиксированных цен.

В 2015 году в городах России открылись и первые магазины немецкой сети Euroshop. Euroshop — одна из ведущих европейских сетей магазинов фиксированных цен (все товары cтоят там по 1 евро), под управлением которой находятся 225 магазинов в Германии.

Новосибирская сеть пока представлена не так широко. На данный момент «Охапка» насчитывает более 60 магазинов.

В Омске, как и в большей части России, такой формат долгое время был представлен лишь уличными палатками. Поз-же некоторые предприниматели попытались вывести его на уровень хотя бы скромного стрит-ритейла, однако заработать на штучных магазинах такого формата довольно непросто.

«Для открытия магазина на небольшой площади не требуется больших вложений. Себестоимость товаров, представленных в них, довольно низкая, но чтобы окупить аренду, поток покупателей должен быть постоянным. Мы открывали магазин с товарами по 30, 60 и 80 руб-лей перед новогодними праздниками, вложения окупились в тройном размере, а затем спрос начал падать. Так мы поняли, что постоянным этот бизнес не станет. Чтобы уйти от «палаток», нужно либо арендовать дорогую площадь в торговых комплексах, либо развивать сетевой бизнес, что под силу, скорее, крупным фирмам, чем малому бизнесу», — рассказывает предприниматель Анна Прохорова, пробовавшая работать в таком формате.

Омск против тренда

В условиях кризиса формат, развиваемый «Охапкой» и Fix Price, выглядит довольно выигрышным. По мнению аналитика по недвижимости Вячеслава Демидова, ритейлерам приходится разрываться между необходимостью давать сезонные и внесезонные скидки, чтобы сохранить лояльность покупателей, и стремлением хоть как-то заработать.

Подобный формат как раз успешно разрешает эту дилемму. Установив единую цену, магазин может хорошо заработать на некоторых переоцененных товарах и при этом без ущерба предоставить хорошую скидку на другие позиции.

Региональный директор по торговой недвижимости «Colliers International Россия» Анна Никандрова в беседе с «Ведомостями» однажды отмечала, что торговые центры районного и микрорайонного формата уже давно идут по пути «демократизации ассортимента». Активным арендатором небольших магазинов становится в том числе и Fix Price. При этом, по ее мнению, до появления «жестких дискаунтеров» в ТРЦ в центре Москвы еще далеко. А вот в масштабах Омска сеть, напротив, получила возможность развиваться не только в спальных районах, но и в центре. На Красном Пути сегодня можно заметить два магазина компании, один из которых разместился в сменившей формат «Планете высокой моды». А сибирская «Охапка», к примеру, арендует одну из площадей в ТК «Голубой огонек».

По мнению Елены Завьяловой, также развивавшей в Омске аналогичные магазины фиксированных цен, конкурентами крупных омских и федеральных сетей такие дисконты, скорее всего, не станут.

«В основном подобные магазины оттягивают покупателей у небольших рынков и магазинов у дома. Причем их преимущес-твом являются, скорее, дешевые непродовольственные товары: бытовая химия, посуда, канцелярия. Продуктовая линейка конкурировать с ассортиментом обычных супермаркетов и гипермаркетов сможет едва ли», — считает она.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (121) 10 мая

Добавить комментарий
Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Екатерина Солуня, певица: «Оперу ни на что не променяю. Там все вживую и по-настоящему!»

Восходящая звезда родом из Омска, студентка Гнесинки, оперная певица рассказала «Классу» о первых шагах на пути к успеху.

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Михаил Мальцев, директор омского ТЮЗа: «Мы зарабатываем. Но на самообеспечении культура не выживет»

Молодые, перспективные омские культличности — о том, как прививать и умножать культурные коды, а также удерживать муниципальные театры и музеи на плаву.

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

Секс, смерть или попойка: тест на знание «Игры престолов»

В свет вышла первая серия седьмого сезона легендарного сериала «Игра престолов». «Новый Омск» проанализировал все предыдущие сезоны и узнал, как часто здесь убивали, занимались сексом и ...

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Хороводы муз в омской «Пушкинке»

Продолжаем серию публикаций о главной библиотеке региона.

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Проверено на себе: омская экскурсия по следам Колчака

Рассказываем, что на ней можно увидеть интересного.

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Мгновение — финиш: воскресные скачки на омском ипподроме

Кони, люди, ставки и пыль столбом — в нашем репортаже.

Как омский Шторм в автошколу пошел

Как омский Шторм в автошколу пошел

Александр Шлеменко прошел весь процесс обучения, а «Новый Омск» заснял брутального бойца за рулем.

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Три колеса, пуд соли и тонны силы воли

Как известно, для человека нет ничего невозможного. Недавно посетивший Омск путешественник с ограниченными возможностями здоровья Алексей Костюченко — тому подтверждение.

Тест: Какой из вас Двораковский?

Тест: Какой из вас Двораковский?

Ровно пять лет назад Вячеслав Двораковский официально вступил в должность мэра. За это время омичи так преуспели в его критике и дали ему столько советов, что им впору уже самим сесть в его кресло и показать всем, ...

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Есть или не есть: в Омске прошел второй VegFest

Только вегетарианская еда, спортивные мероприятия, йога, танцы, полезные лектории.

Омская золушка: Эпизод IV

Омская золушка: Эпизод IV

В «Арлекине» состоялась премьера спектакля для детей.

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

«Иллюзии» Вырыпаева: эскизный показ в омском Лицейском театре

Войдет ли работа Евгении Мальгавко в репертуар нового сезона, решали в минувшую среду.

СЕМЬ и больше Я: 10 самых плодовитых омских семей

СЕМЬ и больше Я: 10 самых плодовитых омских семей

Ко Дню Петра и Февронии «Класс» нашел десять многодетных семей, которые не понаслышке знают, что такое любовь и верность.

Омский десант добра высадился в Большеречье

Омский десант добра высадился в Большеречье

Рассказываем, как и кому помогли волонтеры.