Деловой Омск

Деловой Омск

12 мая 2016 08.00Статьи

Изобретателем формата магазинов, в которых все продается по одной цене, считают Фрэнка Вулворта. В 1877 году 25-летний Вулворт, работавший в нью-йоркском магазине Augsbury and Moore Dry Goods Store, придумал разложить залежавшиеся товары на столе с табличкой «все по 5 центов». Распродажа оказалась популярной и у покупателей, и у поставщиков магазина. В 1878 году Вулворт открыл магазин товаров по одной цене — Woolworth’s Great Five Cent Store в Ютике, штат Нью-Йорк. Крупнейшая в мире сеть формата Fix Price — Dollar Tree — была основана в США в 1986 году. Все товары в ней продаются за доллар. Сейчас сеть включает свыше пяти тысяч магазинов в США и Канаде. Другие крупные сети — японская Daiso (2,8 тыс. магазинов в Японии и 860 в других странах), канадская Dollarama (900 магазинов) и британская Poundland (больше 500 магазинов).

Тенденции на рынке: кто круче — традиционный ритейл или магазины с фиксированными ценами

Федеральные сети «жестких дискаунтеров» активно осваивают омский рынок, при этом местные игроки признаются, что пока не могут конкурировать в таком формате.

Тенденции на рынке: кто круче — традиционный ритейл или магазины с фиксированными ценами

Александр Румянцев

За последний год в Омске начали активно развиваться сети дисконтных супермаркетов, которые предлагают товары по фиксированной цене. Самый крупный отечественный игрок этого рынка, московская компания Fix Price, за это время открыла в городе 18 своих магазинов. Еще несколько появилось в областных центрах. Позже с похожим форматом на рынок зашла новосибирская сеть «Охапка», которая на сегодняшний день открыла 12 магазинов. Причем, судя по планам обоих игроков, останавливаться на достигнутом они не намерены.

Московская сеть довольно основательно взялась за сибирский регион. Еще в 2014 году Fix Price заказал девелоперской компании PNK Group большой склад в Новосибирске. Объем инвестиций в строительство складского комплекса, по оценкам экспертов, составил около 1 млрд руб. без учета НДС.

«Размещение здесь столь крупного склада позволит компании Fix Price расширить и укрепить логистическую инфраструктуру сети, обеспечив хороший доступ к находящемуся в непосредственной близости Новосибирску и крупнейшим городам региона», — объясняет столь крупные вложения консалтинговая компания Knight Frank.

С франшизой за границу

Fix Price — крупнейшая в России сеть магазинов фиксированных цен, большая часть товаров сейчас стоит 51 руб. Первые магазины были открыты в 2007 году. Основные акционеры компании — сооснователи сети «Копейка» Сергей Ломакин и Артем Хачатрян. В числе акционеров также инвестиционный фонд Quadro Capital, небольшие доли есть у десяти топ-менеджеров сети, в том числе у гендиректора Дмитрия Кирсанова. Выручка сети в 2015 году, по данным компании, составила 61,2 млрд руб. Сеть два года подряд входит в рейтинг РБК «50 самых быстрорастущих компаний».

Fix Price сейчас насчитывает 2097 магазинов. Из них около 400 работают по франчайзингу. Операционная компания сети — «Бэст Прайс» — всегда получает 25% в капитале компании-франчайзи.

С большей частью региональных партнеров (примерно три четверти магазинов) «Бэст Прайс» также договаривается о праве выкупа у них магазина через три года по определенной формуле цены, которая не раскрывается.

Паушальный взнос (единоразовый платеж владельцу франшизы при ее покупке), по данным компании, при такой схеме составляет 300 тыс. руб., роялти — 3-4% от оборота. Открытие одного магазина со средней торговой площадью 200-300 кв. м стоит около 5 млн руб., срок окупаемости — меньше года.

Существует и вторая схема работы с партнерами, при которой головная компания не выкупает партнерские точки. В таком случае размер паушального взноса и роялти несколько выше. Сейчас именно по этой схеме открываются магазины в регионах, в которых в ближайшие пять лет Fix Price не собирается развиваться самостоятельно, например, на Дальнем Востоке.

Помимо российских регионов, компания взялась и за освоение зарубежного рынка. Первые магазины появятся в соседнем Казахстане, а также в Грузии. Всего в 2016 году Fix Price планирует открыть около 300 магазинов и в ближайшие годы запускать по 300-500 точек. Потенциал развития в России для себя сеть оценивает в 5 тыс. магазинов.

Формат не малого бизнеса

Серьезных конкурентов у Fix Price пока нет. В 2014 году создатель KupiVip Оскар Хартманн с партнерами стал развивать аналогичную по формату сеть «Заодно». В 2015 году долю этой компании приобрел президент «Интерроса» Владимир Потанин. По оценке РБК, принадлежащая Потанину кипрская компания приобрела около 38% единственного владельца сети, офшора Za Odno Ltd. В прошлом году компания «Заодно» открывала от 10 новых магазинов в месяц в городах с населением не менее 50 тыс. жителей. Также в 2015 году несколько магазинов фиксированных цен под брендом Fan Price открыл основатель «Пятерочки» Андрей Рогачев. Однако нестабильность курса рубля привела к тому, что компания отказалась от формата фиксированных цен.

В 2015 году в городах России открылись и первые магазины немецкой сети Euroshop. Euroshop — одна из ведущих европейских сетей магазинов фиксированных цен (все товары cтоят там по 1 евро), под управлением которой находятся 225 магазинов в Германии.

Новосибирская сеть пока представлена не так широко. На данный момент «Охапка» насчитывает более 60 магазинов.

В Омске, как и в большей части России, такой формат долгое время был представлен лишь уличными палатками. Поз-же некоторые предприниматели попытались вывести его на уровень хотя бы скромного стрит-ритейла, однако заработать на штучных магазинах такого формата довольно непросто.

«Для открытия магазина на небольшой площади не требуется больших вложений. Себестоимость товаров, представленных в них, довольно низкая, но чтобы окупить аренду, поток покупателей должен быть постоянным. Мы открывали магазин с товарами по 30, 60 и 80 руб-лей перед новогодними праздниками, вложения окупились в тройном размере, а затем спрос начал падать. Так мы поняли, что постоянным этот бизнес не станет. Чтобы уйти от «палаток», нужно либо арендовать дорогую площадь в торговых комплексах, либо развивать сетевой бизнес, что под силу, скорее, крупным фирмам, чем малому бизнесу», — рассказывает предприниматель Анна Прохорова, пробовавшая работать в таком формате.

Омск против тренда

В условиях кризиса формат, развиваемый «Охапкой» и Fix Price, выглядит довольно выигрышным. По мнению аналитика по недвижимости Вячеслава Демидова, ритейлерам приходится разрываться между необходимостью давать сезонные и внесезонные скидки, чтобы сохранить лояльность покупателей, и стремлением хоть как-то заработать.

Подобный формат как раз успешно разрешает эту дилемму. Установив единую цену, магазин может хорошо заработать на некоторых переоцененных товарах и при этом без ущерба предоставить хорошую скидку на другие позиции.

Региональный директор по торговой недвижимости «Colliers International Россия» Анна Никандрова в беседе с «Ведомостями» однажды отмечала, что торговые центры районного и микрорайонного формата уже давно идут по пути «демократизации ассортимента». Активным арендатором небольших магазинов становится в том числе и Fix Price. При этом, по ее мнению, до появления «жестких дискаунтеров» в ТРЦ в центре Москвы еще далеко. А вот в масштабах Омска сеть, напротив, получила возможность развиваться не только в спальных районах, но и в центре. На Красном Пути сегодня можно заметить два магазина компании, один из которых разместился в сменившей формат «Планете высокой моды». А сибирская «Охапка», к примеру, арендует одну из площадей в ТК «Голубой огонек».

По мнению Елены Завьяловой, также развивавшей в Омске аналогичные магазины фиксированных цен, конкурентами крупных омских и федеральных сетей такие дисконты, скорее всего, не станут.

«В основном подобные магазины оттягивают покупателей у небольших рынков и магазинов у дома. Причем их преимущес-твом являются, скорее, дешевые непродовольственные товары: бытовая химия, посуда, канцелярия. Продуктовая линейка конкурировать с ассортиментом обычных супермаркетов и гипермаркетов сможет едва ли», — считает она.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 18 (121) 10 мая

Добавить комментарий
Омская станица Генераловка: пчелиный релакс, пастораль с русскими борзыми и банный лайфхак от атаманаВидео

Омская станица Генераловка: пчелиный релакс, пастораль с русскими борзыми и банный лайфхак от атамана

Настоящий атаман рассказал «Новому Омску», сколько веников брать в парилку, а пчеловод объяснил, от чего у полезного насекомого портится настроение.

Инстаграм-подборка: как омские 11-классники отметили выпускной

Инстаграм-подборка: как омские 11-классники отметили выпускной

Вчера, 23 июня, состоялся общегородской выпускной вечер на Иртышской набережной. Как это было, смотрите инстаграм-подборке «Нового Омска».

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камерВидео

Вручение ОмСКАРа: топ-10 нелепых случаев, попавших в объективы омских камер

«Класс» выбрал самые курьезные видео последнего года, герои которых и не подозревали, что прославятся на весь честной интернет.

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Шикарный маршрут для медового месяца, мальчишник в Турции и самолет для молодоженов

Гости «Нового Омска» узнали главное о свадебных путешествиях.

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

Школа и журналистика: сбрось кумира с корабля современности

В прошлом выпуске проекта мы определились с редактором школьного журнала «ДВИЖ», и наконец настал момент представить всю детскую редакцию на суд читателя.

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Тест: а вы бы смогли работать в «Новом Омске»?

Нашему сайту уже два года. Мы много времени проводим на рабочем месте и, в принципе, считаем его достаточно удобным, а работу — интересной. Но что бы сказали вы, оказавшись на нашем месте?Пройдите тест и ...

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

НеГородской Пикник: 12 часов, пять площадок, десятки участников и тысячи омичей

24 июня в парке на Королева состоится пикник-2017. Музыкальные выступления, мастер-классы, лекции, конкурсы, ярмарка и другие активности под отрытым небом.

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

Эмоциональная редакция: набор гифок и стикеров от «Нового Омска»

В честь двухлетия мы вновь решили рассказать, какой он «Новый Омск» в лицах.

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляскиВидео

Калачинск-тур: лук и тимбилдинг, кукла-сваха и песни-пляски

«Новый Омск» показывает колорит нового тура на коубах.

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Как «Новый Омск» уходил от новостей и пришел к свободе (ВИДЕО)

Наш сайт официально изменил слоган. На смену ударному стахановскому лозунгу «Что ни день, то новости» пришел почти философский «Сайт для свободных людей».

Где лучше, чем у бабушки?Инфографика

Где лучше, чем у бабушки?

Куда отдать ребенка, пока детский сад на каникулах.

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Омских волонтеров кормит принцесса-кулинар из рода арабского шейха

Наргиз Хакимова рассказала, почему решила стать участником акции «Десант добра».

В омской Пушкинке есть Ельцинка

В омской Пушкинке есть Ельцинка

Продолжаем рассказывать о сокровищах областной библиотеки

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

В цвет: в Омске состоялось масштабное гранд-дефиле арт-резиденции

300 чашек кофе в день показа, 150 луков на сцене и втрое больше в зале, именитые гости и достойные работы участников — все это красивейшее гранд-дефиле, прошедшее в Омске в минувшие выходные. 

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Тест: Угадай по фото — митинг за власть или против?

Вчера по всей России прокатилась волна проправительственных и оппозиционных акций. Как не запутаться в этом мире транспарантов, лозунгов и флагов и не оказаться по ошибке в толпе тех, чьи идеи не совсем ...