Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

08 июня 2016 11.41

Генеральская линия: чем запомнится эпоха Томчака

Ху из генерал-лейтенант полиции Юрий Томчак: человек, который дал, наконец, омскому бизнесу свободно вздохнуть, ярый борец с коррупцией во власти или апологет полицейского бюрократизма?

Вадим Харламов

 

В прошлый четверг президент Владимир Путин освободил Юрия Томчака и еще ряд его региональных коллег от занимаемых должностей. О такой возможности СМИ писали не раз, высказывая все более и более оригинальные причины для отставки. «ДО» же углубился в историю и попытался узнать у омских экспертов из власти, бизнеса, полиции и других силовых органов, чем запомнится эпоха Том-чака и чем она отличается от периода Виктора Камерцеля.

Томчак и бизнес: «Он не ломал жизни через колено»

Большинство опрошенных «ДО» омских предпринимателей высказались о Том-чаке почти единогласно положительно. «Лично мы не знакомы, но ничего плохого сказать не могу. Не слышал порочащих разговоров о нем. Да их и просто нет. А про его предшественника были такие рассказы, с фамилиями и фактами. Даже если слухи о паленой водке имеют основу, то важно другое — он у людей бизнес не отнимал и чужие жизни через колено не ломал», — рассказал «ДО» один из собеседников в бизнес-среде.

Впрочем, источники в ведомстве объясняют такое отношение к бизнесу не благородством Томчака, а тем, что приезжий генерал не имел в регионе поддержки у различных групп элиты. «Кошмарить бизнес и не пытались, а вдруг не на того нарвешься. Так, по мелочи подкашмаривали»...

Томчак и силовики: «У прокуратуры могли быть претензии в части невыполнения плана «по посадкам»

В целом, как отмечают рядовые сотрудники прокуратуры, полиции, следственного комитета, ФСБ и суда, отношения у «генералов» (руководителей ведомств) были хоть и служебные, но хорошие. На официальных мероприятиях они нередко держались вместе. Особого противостояния не было и на ведомственном уровне — локтями слишком активно не пихались. По словам одного из источников, у прокуратуры, пожалуй, могли быть претензии к сотрудникам УМВД, что для выполнения «плана по посадкам» стоит трудиться поактивнее, но это никогда не выходило за пределы ведомств. Говорят, что силовиков консолидировал известный «банный скандал», когда экс-первый замгубернатора Юрий Гамбург, не проработав и года в этой должности, решил «подмять» под правительство силовой блок. В редакции СМИ по электронной почте были разосланы интимные видео с участием человека, похожего на главу облсуда Владимира Яркового, ожидавшего в тот период переназначения. В прессе писали, что за этим стоит как раз господин Гамбург.

Томчак и областная администрация: «У Полежаева был Третьяков, который умел выстраивать отношения с силовиками»

Отношения между УМВД, другими силовиками и областным правительством после истории с Гамбургом стали напряженными. Источники рассказывают, что губернатор Виктор Назаров предпринимал попытки как-то наладить связь с силовиками, встретиться за накрытым столом в праздник, поговорить, но те ставили условие — только без Гамбурга.

После же его ареста и уголовных дел на других членов правительства отношения, как утверждают, свелись к чистому формализму.

По словам члена совета директоров «ИТ Банка» Владимира Волкова, у Леонида Полежаева был сильный первый зам — Валентин Третьяков, который, когда надо, умел сплотить силовиков за одним столом. А когда надо — и пустить меж ними легкий разлад, дабы они «не сдружились против губернатора». У Назарова такого зама нет, учитывая, что часть его команды арес-тована. «В свое время газета «Омская правда» Полежаева могла написать, что «прокуратура является надежным звеном в цепи губернатора». «Омская правда» Назарова этого же написать не может», — говорит Волков.

Томчак глазами рядовых сотрудников

Назначение начальником регионального УМВД Юрия Томчака многие рядовые сотрудники тогда еще милиции восприняли с воодушевлением. Кажется, их тосты «за хорошего начальника» 10 ноября 2010-го были каким-то неведомым образом услышаны в Москве (новое руководство в Омске появилось аккурат после Дня милиции). Оно и понятно — слишком устали от долгого «правления» Виктора Камерцеля. И даже сочувственно относились к новому руководителю. Как ни крути, омский пост — понижение в должности. Своего рода ссылка в Сибирь, ведь в Кабардино-Балкарии он все-таки имел министерский статус.

Надеялись на перемены к лучшему, как с губернатором Виктором Назаровым. И политичес-кая, и бизнес-элита, да и простые омичи радовались свежей крови в региональном правительстве, возлагали надежды, строили планы. А на деле... История с Томчаком в чем-то похожа, правда, если сейчас Назарова критикуют порой и его сторонники, генерала защищают до последнего, называя первой и главной его стратегической ошибкой — кадровую. Заместителей он оставил прежних, занимавших посты еще при бывшем главе.

«Томчак — человечище. Это еще удивительно, что он продержался столько времени. В конечном счете кадровая политика его же и потопила. Взять того же полковника Клевакина, например. Говорят, сами следователи, ведущие расследование его уголовного дела, были шокированы оправдательным приговором офицеру. И его наглостью — он вроде как пытается восстановиться в должности. Нам, естественно, не ведомо, почему он не привел с собой свою команду замов, но обновив «верхушку», все могло быть иначе», — считают сотрудники полиции.

Хотя именно при руководстве Томчака из милиции ушли грамотные специалисты — не смогли пройти переаттестацию, чтобы гордо именоваться полицейскими. Но, как замечают сотрудники, вины генерала в этом нет. Все решалось в кабинетах кадровиков, а он только-только влился в стройные ряды омских сотрудников правопорядка.

Еще говорят, что руководство областного УМВД регулярно объезжало все отделы, чего за Виктором Яковлевичем замечено не было. Генерала называют настоящим боевым офицером, грамотным и уравновешенным. Он, в отличие от Камерцеля, людьми направо и налево не разбрасывался. В общем, не рубил с плеча.

Между тем есть и другие мнения — эпоху Томчака называют застоем, временем «блатных» в кабинетах на улице Ленина, 2, заявляя: при Камерцеле порядка было больше. Вспоминают показательный случай, как большинство руководителей подразделений выступали против своего коллеги, приближенного к генералу, от которого взвыли его подчиненные. На него даже жалобы коллективные писали, искали защиты у «самого главного». Но Томчак был непреклонен и занимать сторону большинства не захотел.

«С приходом Томчака произошел крен в сторону формализма. Реальная работа сменилась бумажками. Бесконечные совещания — это конек Томчака. Когда он только собирался переводиться из Кабарды, нам уже писали из этого региона рядовые сотрудники, мол, готовьтесь, вешайтесь, будете совещаться по пять раз в неделю, по три раза в день. Так и произошло», — неофициально рассказали «ДО» офицеры УМВД. «Томчак — мастер поговорить и грамотно соблюсти протокол, — продолжает наш собеседник. — Чтобы потом отчитаться: мы посовещались, приняли коллегиальное решение, в котором указаны ответственные лица, определены сроки исполнения, выставлены контрольные карточки… И так далее. Подходит срок, штаб звонит, предупреждают, что пора доложить рапорт.

В итоге сотрудники, которые должны были реальным делом заниматься, только отчеты строчили. Из-за этой писанины они ничего не успевали сделать. Проведут одно оперативное мероприятие, а потом 10 отчетов им закрывают… Доходило до абсурда — обычный рапорт писался по следующему шаблону: в рамках исполнения директивы УВД номер такой-то, приказа УМВД России по Омской области номер такой-то, решения совещания номер такой-то… На полстраницы была только фабула. А все эти приказы — они дублирующие».

Отставка Юрия Иосифовича, кстати, не стала неожиданностью для омских полицейских. Причем предвестником этого события наши источники называют как раз поведение некоторых «особо приближенных», спешно ушедших в отпуск (с последующим увольнением) еще в конце зимы.

«То, что Томчака должны снять, было ясно. Потому что его люди — Александр Карасев (начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции полиции) и Вячеслав Крючков (замначальника полиции УМВД по оперативной работе) — уже ушли. Крючков возглавлял райотдел Кабардино-Балканс-кой республики, где было сосредоточено наибольшее количество нелегальных спиртзаводов. Отсюда и разговоры, что он привел за собой этот караван с владикавказской водкой. Раньше в Омске была только казахская нелегалка», — рассказал источник «ДО».

Честь без мундира

Через два месяца после назначения Томчак пригласил журналистов на свою пресс-конференцию. Для представителей СМИ это было необычное событие, ведь даже самые опытные журналисты не могли вспомнить, встречался ли когда-нибудь с ними бывший начальник регионального УВД Виктор Камерцель.

На пресс-конференцию Томчак пришел в штатском (впоследствии он неоднократно надевал на публичные мероприятия не мундир, а обычный пиджак), был милым, приветливым, но сдержанным и корректным. Так, на главный вопрос того «военного периода» — за кого он: за Леонида Полежаева или за Виктора Шрейдера — он дипломатично попросил не втягивать его в эту историю прям с корабля.

Впрочем, впоследствии Томчак не практиковал масштабные встречи со СМИ, но не отказывался дать комментарий, когда его ловили где-нибудь в Заксобрании.

В общении с журналистами Юрий Иосифович был сдержан, доброжелателен, но не заигрывал с ними. За исключением одного случая — когда он позволил симпатичной корреспондентке «Бизнес-курса» сделать с ним селфи. На фото Томчак вышел с кокетливой улыбкой.

В период его руководства региональная полиция «вышла» в соцсети и даже объявила немыслимый в эпоху Камерцеля конкурс на лучший снимок с представителем регионального УВД.

Боевое окружение

На 2011-2016 годы пришелся пик скандалов с участием ближайшего окружения Юрия Томчака — руководителей регионального УВД. Его зам Ринат Нургалиев был пойман пьяным за рулем автомобиля, долго сопротивлялся, крепко выражался и угрожал своим обидчикам. Томчаку пришлось подписывать приказ о его увольнении.

Начальника УГИБДД по региону Сергея Дмитриевского уличили якобы в использовании служебных денег — всего 16 тысяч рублей — для заправки семейного авто, осудили и отправили в отставку. Эта история еще долго длилась в судах.

Отличился и замначальника городской полиции Виктор Галкин, который решил повоевать с «зомби». Полицейский пытался разогнать несанкционированный парад восставших мерт-вецов, угрожал расправой его организаторам, за что получил понижение в должности.

Полковник полиции Сергей Клевакин проходил по уголовному делу о получении взятки в 4 млн рублей, но был оправдан (впрочем, на днях оправдательный приговор отменили).

В СИЗО дожидается вердикта судьи экс-начальница Центра финансового обеспечения регионального УМВД Ирина Старовикова, обвиняемая в получении взятки.

Экс-начальник ДПС по Омску Вадим Прусс получил три года колонии за то, что помогал знакомым избежать наказания за нарушение ПДД.

Тень на погонах

В период руководства Томчака омской полиции неоднократно приписывали крышевание каких-либо рынков. В 2013 году в СМИ активно обсуждался приказ Томчака о расформировании отделения по борьбе с производителями и продавцами нелегального алкоголя. Учитывая то, что громкие истории с бутлегерами сотрясали страницы местных СМИ систематично и как раз накануне была задержана крупная партия кабардино-балкарской водки, многие расценили это решение как попытку полиции легализовать серый алкогольный рынок.

В 2015 году в деле взаимодействия бизнеса и полиции появился новый эпизод. Руководство УВД заподозрили в лоббировании интересов новой организации «Грант», которая была создана ГИБДД в пику аварийным комиссарам.

Позже стало известно, что отдельные полицейские наладили схему передачи оперативной информации об умерших ритуальщикам. Последние таким образом получали клиентов, а сотрудники УВД — небольшое вознаграждение.

Томчак в цифрах

Официально Юрий Иосифович приступил к службе с 15 ноября 2010 года. По итогам года областной тогда еще милицией было зарегистрировано свыше 33,3 тыс. преступлений. Этот показатель оказался ниже предыдущего на 13,7%. Фактичес-ки эти результаты стоит отнес-ти к заслугам начальника УВД Виктора Камерцеля (ушел в отставку с октября 2010 года), который оказался под нещадной критикой губернатора Леонида Полежаева.

Лишь с 2011 года, когда президент Дмитрий Медведев начал свою реформу МВД, статистику о состоянии преступности в Омской области можно заносить в актив Томчака. В этот год количество зарегистрированных преступлений снизилось еще на 10,5%. В дальнейшем этот показатель держался приблизительно на уровне 30 тыс., лишь в прошлом году цифры, наоборот, показали рост на 6%. В целом Омская область среди других субъектов всегда находилась в начале третьего десятка.

По количеству «выявленных лиц, совершивших преступления» Омская область в последние годы уверенно занимает 21-22 места среди других регионов. Ежегодно выявляются свыше 15 тыс. человек, причастных к преступлениям.

Хуже дела обстояли с общим количеством нераскрытых преступлений. Хотя, по отчетам Юрия Томчака, раскрываемость (свыше 60%) превышала среднероссийскую и сибирскую статистики. По данным «Портала правовой статистики», в Омской области ежегодно раскрывали около 10 тыс. преступлений.

Комментарии

Волков Владимир,председатель совета директоров ОАО АКБ «ИТ Банк»Ротация силовиков по «вахтовому методу» — это правильная система. Главы ведомств в этом случае не успевают «сливаться» с местными элитами и вредить одним бизнесменам в интересах других. Томчаку удалось быть равноудаленным от всех омс- ких групп влияния, поэтому мы не знаем историй давления на бизнес. Люди уже привыкли к этому. Кто придет на место Томчака — не понятно. Продолжит ли новый глава УМВД по Омской области эту же политику? Предприниматели сейчас находятся в ситуации неоп-ределенности. А это всегда вредно для бизнеса.
Денисенко Олег,депутат Госдумы от Омской области

При Томчаке работа регионального УМВД стала более результативной с профессиональной точки зрения. А инициаторами различных скандалов, информационных вбросов против него могли выступать те люди, которые пострадали от правильных действий силовых структур. К этому тоже надо относиться спокойно. Нужно говорить о более высоких показателях в сфере того же общественного порядка, раскрываемости преступлений.

Мне период руководства Томчака более симпатичен, чем то время, когда областным УВД руководил Камерцель. Он более профессиональный. Мне как депутату Госдумы было достаточно комфортно взаимодействовать с Томчаком. Конечно, были определенные шероховатости в период губернаторской кампании 2015 года. Иногда по депутатским запросам не слишком оперативно предоставляли информацию, иногда она была неполной. Но это были текущие вопросы.

Хабаров Андрей,адвокат                                                

Считаю возможным оценивать период руководства Томчака, исходя из своего опыта защиты ряда руководителей УМВД, подпавших под уголовную ответственность. Это, прежде всего, дело начальника УГИБДД УМВД по Омской области Сергея Дмитриевского, а также уголовные дела нескольких руководителей среднего звена УЭБ и ПК УМВД России, которые были прекращены на следствии и не дошли до суда.

Использование для устранения неугодных руководящих сотрудников УМВД рычагов уголовной юстиции стало в этот период обычным делом. Занимались организацией уголовного преследования заместители генерала, использовавшие в этих целях возможности и службы УМВД (например, УСБ). Исключаю, что он об этом ничего не знал.

Примечательно то, что те заместители Томчака, которые отвечали за проведение операций по наработке материалов для привлечения неугодных сотрудников к уголовной ответственности, сами через некоторое время стали субъектами уголовного преследования. Таким образом, при Томчаке сформировалась система устранения неугодных сотрудников при помощи уголовной репрессии. Но созданная система, как Минотавр, в конечном итоге «пожрала» своих создателей. Ведь к концу периода руководства генерала у него практически не осталось заместителей, не привлеченных к уголовной ответственности, а сам он, как говорят, получал два неполных служебных несоответствия именно в связи с этими обстоятельствами. Следовательно, это отразилось и на его карьере.

Радул Владимир,бывший руководитель аппарата губернатора Омской области

После назначения Юрия Иосифовича главой УМВД по Омской области управление системой кардинально изменилось. Имидж полиции заметно улучшился. Ведомство стало более демократичным, открытым, а его работа более гласной и прозрачной. Я не припомню каких-то скандалов, связанных с «зажиманием» бизнеса, захватом бизнеса.

Сама деятельность полиции, в частности, в отношении тех же органов власти, дала свои результаты. Посыл президента о борьбе с коррупцией Юрий Иосифович Томчак услышал.

Чем можно объяснить многочисленные уголовные дела против министров? Уж точно не ухудшением отношений между силовиками и исполнительной властью. Просто-напросто не было плотного взаимодействия между УМВД и правительством региона. В мою бытность главой аппарата губернатора при назначении любого члена правительства всегда направлялся запрос в силовые органы. В данном случае такая практика не работала. Этим и объясняется тот факт, что через некоторое время после назначения на отдельных министров заводились уголовные дела. То есть не было взаимодействия и обмена информацией на этапе, когда решались кадровые вопросы. В этом, конечно, большое упущение.

Компанейщиков Владимир,заместитель председателя правительства Омской области

Мы не занимали какой-либо позиции относительно назначений и отставок в силовом блоке. Это компетенция федералов, президента. Не могу даже предположить, с чем может быть связана отставка Томчака.

Исходя из моих ощущений (мы пересекались с Юрием Иосифовичем по рабочим вопросам), могу сказать, что он очень мудрый и интересный человек. Все вопросы, которые у нас возникали, мы всегда решали конструктивно.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 22 (125) 7 июня

Самое актуальное в рубрике: Политика

Больше интересного в жанре: Статьи

Добавить комментарий