Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Россия, Омск, ул. Некрасова, 3, 5 этаж Новый Омск

09 июня 2016 06.55

Развитие или жизнь: на что бизнес тратит кредиты

Несмотря на жалобы на недоступность банковского финансирования, бизнес продолжает кредитоваться, хоть и не так активно, как несколько лет назад. Как правило, деньги сейчас берут для пополнения оборотных средств. Инвестиционное кредитование встало в режим ожидания.

Фото: Сергей Коньков

Классические кредиты пока пользуются большей популярностью у бизнеса. Однако, как замечают банкиры, омские предприниматели вполне успешно начинают их замещать лизингом, факторингом и овердрафтом. Активно кредитуется сфера торговли и услуг.

Портфели прирастают

Сложившаяся на рынке ситуация с банковским кредитованием не дает повода для оптимизма банкирам. Объем кредитов, выданных малому и среднему бизнесу в начале этого года, сократился почти на 3%. Сейчас он составляет 675 млрд руб-лей. По данным МСП Банка, доля просроченной задолженности продолжает рас-ти и достигла отметки в 14,8%. Впрочем, согласно данным Центробанка, процентные ставки на рынке кредитования МСП плавно снижаются. Если процент по кредиту, взятому на срок свыше 1 года, в начале 2015 года составлял 18,2, то к февралю 2016-го — уже 16,1%.

Как отметил «ДО» управляющий операционным офисом Абсолют Банка в Омске Дмитрий Ильченко, ни о какой агрессивной политике наращивания портфелей корпоративных кредитов речи идти не может. Главной задачей для большинства банков становится сохранение показателей прошлого года.

«К примеру, Абсолют Банк относительно конца 2015 года демонстрирует пусть небольшой, но все-таки рост. Кроме того, во втором полугодии мы ожидаем более значительного увеличения выдачи корпоративных кредитов — примерно на треть по отношению к показателям 2015 года. Достичь этой цели мы планируем за счет активной работы с действующими клиентами и, конечно же, не без привлечения новых компаний, в том числе из соседних областей», — подытожил Дмитрий Ильченко.

Рост кредитования отмечают и другие банкиры. В частности, объем кредитования юридических лиц в Уральском банке реконструкции и развития прирос на 0,8%.

«Средняя сумма кредита для малого и среднего бизнеса практически не поменялась и на начало апреля составила около 940 тыс. рублей, — поясняет руководитель дирекции продаж корпоративных продуктов Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Ольга Дрововозова. — В сегменте крупных корпоративных клиентов мы фиксируем небольшое увеличение средней суммы займа. Средние сроки кредита не изменились».

Но статистика — вещь упрямая. По информации МСП Банка, объем кредитов, выданных малому и среднему бизнесу в начале этого года, сократился на 2,5%. Объем выдач, таким образом, оказался на уровне 2011 года. А уровень плохих долгов в портфелях кредитов субъектам малого и среднего бизнеса значительно выше, чем в портфелях кредитов физическим лицам и крупному бизнесу.

Лизинг вытесняет кредит

По словам банкиров, чаще всего, предприниматели берут кредиты на пополнение оборотных средств, а доля заявок на инвестиционное кредитование сократилась. Это связано с более высокими рисками на уровне макроэкономики, ведь большинство клиентов отказалось от реализации инвестиционных программ, сосредоточившись на повышении эффективности бизнеса.

«В сегменте МСБ мы фиксируем повышенный спрос на овердрафты — инструменты на финансирование кассовых разрывов. Их за прошедший год оказалось существенно больше, чем в 2014 и в 2013 годах», — замечает Ольга Дрововозова. —

В текущем году также в кредитах в первую очередь нуждаются предприятия оптово-розничной торговли, строительные и промышленные компании».

«С конца 2015 года омский бизнес вполне успешно замещает классический кредит такими продуктами, как лизинг, факторинг и банковские гарантии, — продолжает Дмитрий Ильченко. — В этой тройке лизинг прочно удерживает первое место. Если раньше к нему прибегали в основном транспортные компании, то сегодня в лизинг приобретают оборудование, автотехнику и даже недвижимость предприятия оборонки, торговые сети, а также производители продуктов питания».

«Стоимость кредитных средств сейчас неподъемна для низкомаржинальных бизнесов. Нет никакого смысла на заемные средства закупать, например, в Южной Корее косметику, везти ее в Россию, растамаживать, распределять по торговым сетям и потом собирать деньги, что к конечном итоге выливается в 4-6 месяцев, если стоимость кредита 25% годовых, а выплату этого кредита ты должен начинать со второго месяца, — считает генеральный директор CityNature.ru Пестерев Михаил. — В итоге доля кредитных средств в портфеле нашей компании вряд ли дотягивает 10-15%. Это отрицательно отражается на темпах роста бизнеса».

Не больше пяти, но не меньше трех

Как правило, малый и средний бизнес нуждается в кредитах до 5 млн рублей. Но предприниматели жалуются не только на высокие процентные ставки, но и на саму возможность получить кредит. Банки более избирательно стали подходить к клиентам., предпочитая проверенных заемщиков — юридических лиц, у которых открыт расчетный счет, размещен депозит, есть зарплатный проект. Некоторые эксперты полагают, если так пойдет и дальше, увеличения числа банкротств не избежать. Бизнесу нужны деньги.

«Нужно активно вести диалог с предпринимателями с одной стороны, и с ЦБ — с другой. В противном случае место банковских кредитов в большой степени займет частный капитал, не всегда чистый и прозрачный, это чревато образованием огромного теневого рынка», — подытоживает генеральный директор Re:Sale Expert Анвар Мирасимов.

Согласно данным МСП Банка, по программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, чаще всего, кредитуются предприятия, оказывающие транспортные услуги, ЖКХ и сфера здравоохранения (более 70%), на долю промышленности приходится 13,3%, на торговлю — 11,81%, на сельское хозяйство — 1,53%, а на строительство — 0,42%. Как правило, кредиты берутся на срок свыше 3-х лет. Кстати, структура портфеля микрозаймов субъектам МСП по целям предоставления мало отличается от классического кредита. Наибольший процент составляют займы, выдаваемые на пополнение оборотных средств (65,25%). 66% всех выданных микрозаймов направлены в сферу торговли и сельского хозяйства, 11% и 10% в промышленность и строительство соответственно.

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» № 22 (125) 7 июня

Самое актуальное в рубрике: Финансы

Больше интересного в жанре: Новости

Добавить комментарий